Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.04.2014 ПО ДЕЛУ N А11-4605/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2014 г. по делу N А11-4605/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 апреля 2014 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Вечканова А.И., Логиновой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бундиной Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрация города Владимира, г. Владимир, на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.11.2013 по делу N А11-4605/2013 по иску администрации города Владимира, г. Владимир, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Владимирской области, г. Владимир, при участии третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, г. Владимир, общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород", г. Нижний Новгород - в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, г. Владимир, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В судебном заседании участвуют представители:
- от истца - не явился, извещен;
- от ответчика - Лукашова Н.В. по доверенности N 2 от 09.01.2014 сроком до 31.12.2014;
- от третьих лиц - ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", г. Нижний Новгород, в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, г. Владимир - Здеховская Л.Ю. по доверенности N 448/12 от 13.06.2012 сроком на 3 года, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области - не явился, извещен,
установил:

администрация города Владимира, г. Владимир, обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области, г. Владимир об истребовании земельного участка площадью 1 кв. м, с кадастровым номером 33:06:000000:101 местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Владимирская область, МО город Владимир (городской округ), юго-восточная окраина мкр. Оргтруд, из чужого незаконного владения Российской Федерации, путем обязания ответчика вернуть земельный участок в неразграниченную государственную собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов.
Решением от 28.11.2013 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация города Владимира обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение Арбитражного суда Владимирской области отменить, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, вследствие чего применение пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованно.
Одновременно указал, что в отношении спорного земельного участка государственная собственность не разграничена, в связи с чем право на распоряжение принадлежит администрации города Владимира.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов просил решение Арбитражного суда Владимирской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание не явился. В отзыве на апелляционную жалобу указал на законность принятого решения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Определениями от 06.03.2014, 14.03.2014 судебное разбирательство откладывалось.
После отложения 17.04.2014 представители ответчика и общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Ходатайством от 14.04.2014 истец просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие истца и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления главы администрации города Владимира от 11.01.2011 N 14 между администрацией города Владимира (арендодатель) и ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород", г. Нижний Новгород - в лице филиала Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, (арендатор) 01.03.2011 заключен договор N 13264 аренды земельного участка, в соответствии с которым, арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды на срок до 01.12.2059 земельный участок, площадью 1 кв. м, с кадастровым номером 33:06:000000:101, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Владимирская область, г. Владимир, МО г. Владимир (городской округ), юго-восточная окраина мкр. Оргтруд, для содержания газопровода отвода к газораспределительной станции мкр. Оргтруд.
Срок аренды определен сторонами с 11.01.2011 по 01.12.2059 (пункт 2.1 договора).
Администрация города Владимира по акту приема-передачи земельного участка от 01.03.2011 передала земельный участок ОАО "Газпром" (филиал ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Владимирского ЛПУМГ).
Данный договор 15.09.2011 зарегистрирован в установленном порядке.
На основании статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области 24.11.2011 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 1 кв. м, с кадастровым номером 33:06:000000:101, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: содержание газопровода, отвода к газораспределительной станции икр. Оргтруд, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.11.2011 N серия 33 АЛ N 261807.
Посчитав, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 33:06:000000:101 зарегистрировано с нарушением действующего законодательства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьями 301 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации с требованием о виндикации имущества может обратиться лишь его законный владелец, следовательно, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец должен был представить соответствующие доказательства.
Согласно пунктам 32, 36 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при применении статьи 301 ГК РФ судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении, и лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Оценив все представленные по делу доказательства, суд первой инстанции в пределах процессуальных полномочий пришел к выводу о недоказанности подтверждения наличия у истца права собственности на спорное имущество.
Истец мотивирует свое право на земельный участок тем, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, вследствие чего применение пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованно.
Согласно пункту 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1). Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (пункт 2).
Рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером 33:06:000000:101 находится в пределах городской черты и отнесен согласно кадастровому паспорту к категории земель населенных пунктов.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1, 8 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к территориальным зонам инженерных и транспортных инфраструктур (пункт 1). Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8).
Согласно частям 1, 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным (часть 1). Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
Из материалов дела следует, что разрешенным использованием спорного земельного участка является содержание газопровода отвода к газораспределительной станции мкр. Оргтруд. Указанный земельный участок предоставлен ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" для эксплуатации объекта федеральной энергетической системы Российской Федерации, что согласуется с положениями статьи 6 Федерального закона от 31.03.1999 года N 69-ФЗ, которая определяет единую систему газоснабжения как имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 504 газопровод-отвод (отвод от магистральных трубопроводов) (код ОКОФ 4526525) включен в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 26.11.2001 N 814 приказом Министерства промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295 утверждены Перечни видов имущества, которое входит в состав единых производственно-технологических комплексов организаций, являющихся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса, используется для осуществления основной производственной деятельности организации-должника и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. В соответствии с пунктом 1 раздела III к указанным видам имущества относятся газопроводы-отводы.
В пункте 2.1 положения о филиале общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - Владимирское линейное производственное управление магистральных газопроводов, утвержденного 01.02.2008, предусмотрено, что основными целями деятельности филиала является: организация надежной и бесперебойной транспортировки по магистральным трубопроводам природного газа на территории Российской Федерации и обеспечение потребителей газом.
Подпункты 1, 2 пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки, в том числе и для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
В материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права от 19.10.2005 серии 33 АГ N 069649 на газопровод-отвод к газораспределительной станции п. Оргтруд (т. 1 л. д. 100).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении в Российской Федерации) федеральная система газоснабжения - совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения: Единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения, газораспределительных систем и независимых организаций. Федеральная система газоснабжения является одной из федеральных энергетических систем Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона о газоснабжении в Российской Федерации единая система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа, и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей объекты указанного комплекса в собственность в процессе приватизации либо создавшей или приобретшей их на других основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Расположение земельного участка в пределах населенного пункта не исключает применение указанной нормы, ввиду того, что нормой статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность вхождения в состав земель населенных пунктов территориальных зон, в том числе инженерных инфраструктур, в соответствии с требованиями градостроительного регламента.
Доказательств несоответствия разрешенного использования земельного участка градостроительному регламенту истцом в материалы дела не представлено.
Равно как и не представлено доказательств того, что ООО "Газпром трансгаз Нижний Новгород" был нарушен разрешенный вид использования земельного участка (для содержания газопровода отвода к газораспределительной станции мкр. Оргтруд.), а расположенное на спорном земельном участке имущество используется для целей, отличных от основных видов деятельности, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и поставками газа.
С учетом изложенного, довод администрации г. Владимира о том, что расположение земельного участка в пределах населенного пункта исключает отнесение его к объектам федеральной собственности, основан на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, право федеральной собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в соответствии с требованиями действующего законодательства и не противоречит им.
Следовательно, суд первой инстанции верно указал, что данный участок относится к землям, занятым федеральными энергетическими системами, и в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Обстоятельства дела судом исследованы полно и всесторонне, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.11.2013 по делу N А11-4605/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Владимира, г. Владимир, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.А.БОГУНОВА
Судьи
А.И.ВЕЧКАНОВ
О.А.ЛОГИНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)