Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 13.10.2015 N Ф10-2793/2015 ПО ДЕЛУ N А68-9299/2014

Требование: О признании незаконным распоряжения о предоставлении государственному образовательному учреждению дополнительного образования в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка для временного размещения некапитальных объектов.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявитель считает незаконным оспариваемое распоряжение в результате которого были нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 2015 г. N Ф10-2793/2015

Дело N А68-9299/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 6 октября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2015 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Николаевой Н.Н., Смолко С.И.
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Корпорация "ГРИНН" (ОГРН 1024600949185, ИНН 4629045050, Кромское шоссе, д. 4, г. Орел, 302010): Елфимова С.А. - представителя, действующего по доверенности от 23.12.2013 N 225-юр;
- от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078, Жаворонкова ул., д. 2, г. Тула, 300012): Ворониной О.М. - представителя, действующей по доверенности от 25.09.2015 N 20-01-21/18461;
- от третьего лица:
- Государственного образовательного учреждения дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" (ОГРН 1027100965506, ИНН 7107006760, Санаторная ул., д. 5, г. Тула, 300036): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Корпорация "ГРИНН" на решение Арбитражного суда Тульской области от 23.01.2015 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 (судьи Волкова Ю.А., Тимашкова Е.Н., Рыжова Е.В.) по делу N А68-9299/2014,

установил:

закрытое акционерное общество "Корпорация "ГРИНН" (далее по тексту - заявитель, Общество, ЗАО "Корпорация "ГРИНН") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области (далее по тексту также - Министерство) о признании незаконным распоряжения от 06.06.2014 N 827 "О предоставлении Государственному образовательному учреждению дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе, для временного размещения некапитальных объектов - физкультурно-оздоровительные сооружения (плоскостные спортивные сооружения и иные временные объекты)".
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное образовательное учреждение дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" (далее также - Учреждение дополнительного образования).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 23.01.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить вышеуказанные решение и постановление и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит принятые по настоящему делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Корпорация "ГРИНН" - без удовлетворения.
Учреждение дополнительного образования, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в заседание кассационной инстанции не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Министерства, напротив, возражал против доводов жалобы по основаниям, приведенным в отзыве.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав пояснения представителей Общества и Министерства, принявших участие в судебном заседании, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по настоящему делу судебных актов.
Судами двух инстанций установлено, постановлением Администрации Тульской области от 29.06.2010 N 584 в аренду ООО Торговый дом "Тульский Посад" предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 71:30:020407:16, площадью 11 757 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, р-н Привокзальный, по Калужскому шоссе, на три года для строительства административного здания со встроенными торговыми помещениями.
Во исполнение данного постановления 15.11.2010 между Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодатель) и ООО Торговый Дом "Тульский Посад" (арендатор) заключен договор N 10В2472 аренды земельного участка.
Соглашением от 15.12.2010 ООО Торговый Дом "Тульский Посад" передал права и обязанности по вышеуказанному договору аренды ЗАО "Корпорация "ГРИНН".
Кроме того, постановлением администрации Тульской области от 17.11.2010 N 1094 ЗАО "Корпорация "ГРИНН" предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 71:30:020407:17, площадью 25 574 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, р-н Привокзальный, по Калужскому шоссе, на три года для строительства гипермаркета с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией.
На основании названного постановления администрации Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области (в дальнейшем переименован в Министерство) и Общество 19.11.2010 заключили договор N 10В2474.
Перечисленные договоры аренды заключены сроком на три года и зарегистрированы в установленном законом порядке.
01.10.2013 Общество направило Министерству заявления о заключении договоров аренды вышеуказанных земельных участков на новый срок - 3 года.
Письмом от 31.10.2013 N 20-01-22/13305 Министерство сообщило Обществу об отсутствии оснований для продления срока действия названных договоров аренды земельных участков, указав на необходимость освободить земельные участки по истечении срока действия договоров.
Не согласившись с указанным письмом, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.05.2014 по делу N А68-727/2014 в удовлетворении требований отказано, так как оспариваемый отказ Министерства не нарушает прав Общества.
Далее, 28.10.2013 заявитель обратился в Министерство с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:020407:17 и 71:30:020407:16, находившихся у Общества в аренде, для строительства гипермаркета с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией и строительства административного здания со встроенными торговыми помещениями.
Министерство со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации отказало Обществу в предоставлении земельных участков в собственность ввиду отсутствия на них объектов капитального строительства (письмо от 01.11.2013 N 20-01-22/13343).
Названный отказ также был оспорен заявителем в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.04.2014 по делу N А68-11019/2013 требования ЗАО "Корпорация "ГРИНН" оставлены без удовлетворения.
12.12.2013 Общество обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков: площадью 9 990 кв. м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 71:30:020407:16, для строительства административного здания со встроенными торговыми помещениями и земельного участка площадью 22 322 кв. м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 71:30:020407:17 для строительства гипермаркета с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией.
В письме от 30.12.2013 N 20-01-22/16293 Министерство сообщило заявителю об отсутствии правовых оснований для принятия решения о предоставлении земельных участков в собственность.
Расценив данное письмо как отказ в предоставлении земельных участков для строительства без согласования места размещения объекта, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.09.2014 по делу N А68-2918/2014 в удовлетворении требований отказано.
Между тем, 01.04.2014 между Министерством (государственный заказчик) и ООО "Тульский городской центр градостроительства и землеустройства" заключен государственный контракт N 6 на выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка путем объединения двух земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:020407:16 и 71:30:020407:17, по результатам выполнения которого 06.05.2014 сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок, площадью 37 331 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: административное здание со встроенными торговыми помещениями, гипермаркет с парковкой автотранспорта и трансформаторной подстанцией, месторасположение: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе; участку присвоен кадастровый номер 71:30:020407:153 (кадастровый паспорт земельного участка).
07.05.2014 в Министерство обратился Комитет Тульской области по спорту и молодежной политике с заявлением, в котором просил предоставить Учреждению дополнительного образования в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 71:30:020407:153 для размещения плоскостного спортивного сооружения.
Постановлением главы администрации города Тулы от 16.05.2014 N 1382 "Об утверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе" разрешенное использование вышеназванного земельного участка изменено на "физкультурно-оздоровительные сооружения (плоскостные спортивные сооружения и иные временные объекты)".
На основании распоряжения Министерства 19.05.2014 N 720 в газете "Тульские известия" от 21.05.2014 N 72 с учетом уточняющей публикации в той же газете от 27.05.2014 N 75, а также 21.05.2014 на официальном сайте Правительства Тульской области в сети Интернет опубликованы объявления о приеме заявлений граждан и юридических лиц на предоставление на основании статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и постановления администрации Тульской области от 01.02.2010 N 104 в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных со строительством, земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе, площадью 37 331 кв. м, для временного размещения некапитальных объектов - физкультурно-оздоровительные сооружения (плоскостные спортивные сооружения и иные временные объекты). Заявки принимались в течение двух недель со дня публикации.
Учреждению дополнительного образования, являвшемуся единственным лицом, подавшим заявку, распоряжением от 06.06.2014 N 827 был предоставлен этот земельный участок и 24.06.2014 за ним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования.
Считая, незаконным упомянутое распоряжение Министерства, в результате которого были нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды, установив, что Министерством соблюден порядок предоставления Учреждению дополнительного образования в постоянное (бессрочное) пользование спорного земельного участка и не усмотрев, что оспариваемый ненормативный акт нарушает права и законные интересы заявителя, в удовлетворении требования отказали.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В действовавшем до 01.03.2015 пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закреплено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как следует из Закона Тульской области от 10.12.2008 N 1168-ЗТО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле" с 01.01.2009 распоряжение настоящими земельными участками осуществляется администрацией Тульской области.
Департамент (переименован в Министерство) имущественных и земельных отношений Тульской области имущественных и земельных отношений Тульской области в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 N 293 "О внесении дополнений в постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 N 34 "Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области" выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, в том числе по действующим и вновь заключаемым договорам аренды, а также по прекращенным договорам аренды, обязательства по которым не исполнены.
В соответствии со статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование. В случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.
В пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования (часть 2.4 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно частям 2, 3, 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Непосредственный механизм предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей, не связанных со строительством, регламентирован соответствующим Положением, утвержденным постановлением Администрации Тульской области от 01.02.2010 N 104.
Согласно пунктам 1, 4, 12 данного Положения предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Министерством по результатам проведенных торгов в форме аукционов либо без проведения торгов в случае принятия решения о предоставлении земельного участка по заявлению заинтересованного лица при отсутствии иных претендентов на предоставляемый земельный участок и при условии заблаговременной публикации информации о земельном участке, который предоставляется на определенном праве и предусмотренных условиях.
Пунктом 13 названного Положения определено, что публикация информационного сообщения о предоставляемых земельных участках производится в газете "Тульские известия", а также в день публикации информация размещается на официальном сайте правительства Тульской области в сети Интернет.
Нарушений порядка предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, судом не установлено, не установлено и оснований считать незаконным предоставление Учреждению дополнительного образования земельного участка с кадастровым номером 71:30:020407:153 в постоянное (бессрочное) пользование.
При этом из установленных по делу обстоятельств следует, что Общество не имеет исключительных прав на предоставление земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции и апелляционный суд правильно приняли во внимание вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 22.05.2014 по делу N А68-727/214, от 11.04.2014 по делу N А68-11019/2013, от 11.09.2014 по делу N А68-2918/2014, которыми установлено отсутствие оснований для предоставления Обществу в аренду или собственность земельных участков с кадастровыми номерами 71:30:020407:16, 71:30:020407:17, после объединения которых сформирован земельный участок с кадастровым номером 71:30:020407:153.
Учитывая вышеизложенное, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным распоряжения Министерства от 06.06.2014 N 827 "О предоставлении Государственному образовательному учреждению дополнительного образования "Спортивно-реабилитационный центр инвалидов" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Привокзальный район, Калужское шоссе, для временного размещения некапитальных объектов - физкультурно-оздоровительные сооружения (плоскостные спортивные сооружения и иные временные объекты)" и отказали в удовлетворении заявления.
Довод заявителя о том, что статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая регулирует порядок предоставления земельных участков только гражданам для целей, не связанных со строительством, и не распространяется на юридических лиц, аналогия закона в этих отношениях не применима, а потому суд неправильно применил указанную норму, судебная коллегия кассационной инстанции находит несостоятельным, поскольку названный вывод суда соответствует положениям, изложенным в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.1996 N 17-П, от 17.12.1996 N 20-П, от 18.07.2012 N 19-П, в пункте 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых указано, что поскольку действующим законодательством не определен порядок предоставления юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации по аналогии закона распространяются и на юридических лиц.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются кассационной инстанцией как основанные на неверном толковании норм права, они были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, судами правильно применены нормы материального и процессуального права.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы..
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 23.01.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 по делу N А68-9299/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Корпорация "ГРИНН" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 24.07.2015 N 56332 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
С.И.СМОЛКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)