Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гладких Е.О., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пермский краевой информационный центр"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 января 2014 года
по делу N А50-23061/2013,
вынесенное судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермский краевой информационный центр" (ОГРН 1035900095912, ИНН 5902144338)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованные лица Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми,
о признании незаконным решение,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пермский краевой информационный центр" (далее - заявитель, ООО "Пермский краевой информационный центр") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) от 05.09.2013 N И-21-01-09-17015 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Чкалова, 42/1, сроком на 4 года 11 месяцев, для размещения многофункционального пункта по оказанию услуг населению; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В порядке ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 29.01.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, расположение земельного участка на территории улично-дорожной сети не является препятствием для его предоставления в аренду. Ответчик не доказал нахождение испрашиваемого земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги, на территории улично-дорожной сети и на территории общего пользования. Считает, что поскольку земельный участок испрашивался под многофункциональный пункт по оказанию услуг населению, а не под павильон, ссылка суда на Постановление Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-П неправомерна.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик приводит доводы, аналогичные выводам суда первой инстанции. Ответчик указывает, что поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, на улично-дорожной сети и на площадке остановочного пункта, предоставление земельного участка невозможно.
Заинтересованные лица в суд апелляционной инстанции представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
30.07.2013 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Чкалова, 42/1, для размещения многофункционального пункта по оказанию услуг населению (л.д. 10-11).
Решением от 05.09.2013 N И-21-01-09-17015 Департамент отказал заявителю в предоставлении указанного земельного участка в аренду в виду того, что испрашиваемый земельный участок расположен на элементах улично-дорожной сети, которая в соответствии с п. 2.31. Правил благоустройства и содержания территории в г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4, включает в себя территории общего пользования, предназначенные для движения транспорта и пешеходов. Также ответчик сообщил, что в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается осуществлять планируемую обществом деятельность.
Полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее - Порядок).
Критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 Порядка).
В соответствии с п. 2.7. Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством.
Пунктом 1.6.1.11 Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, если имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 20.08.2013 N 4543 земельный участок площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Чкалова, 42/1, относится к территории общего пользования и расположен на элементах улично-дорожной сети (л.д. 27, 28).
В соответствии с заключением Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми спорный земельный участок располагается на территории улично-дорожной сети города Перми, павильон, под который испрашивается земельный участок, расположен на площадке остановочного пункта "Куйбышева" (л.д. 33).
Испрашиваемый земельный участок находится на площадке остановочного комплекса, что подтверждается, в том числе, представленной заявителем схемой местоположения земельного участка (л.д. 11) и не оспаривается.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента в предоставлении участка заявителю со ссылкой на п. 1.16.11 Порядка является правомерным, поскольку в соответствии с п. 2.2.8.6. Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п (ред. от 31.08.2011) не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в помещениях (на площадях) автопавильонов автобусных остановок, а также в пределах посадочных площадок и площадок ожидания автобусных остановок. Также решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4 утверждены Правила благоустройства и содержания территории в г. Перми, в соответствии с которыми на территории г. Перми запрещается препятствовать проходу пешеходов по тротуарам, пешеходным мостикам, подземным пешеходным переходам (п. 4.1.12.)
Кроме того, из материалов дела не следует, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми предусмотрено размещение заявленного объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке.
Довод заявителя о том, что земельный участок испрашивается под многофункциональный пункт по оказанию услуг населению, а не под торговый объект, отклонен, поскольку заявленное наименование объекта не исключает его торговое назначение.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований не имеется, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2014 года по делу N А50-23061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.05.2014 N 17АП-3912/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А50-23061/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2014 г. N 17АП-3912/2014-ГК
Дело N А50-23061/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Гладких Е.О., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от лиц, участвующих в деле - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Пермский краевой информационный центр"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 29 января 2014 года
по делу N А50-23061/2013,
вынесенное судьей Батраковой Ю.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пермский краевой информационный центр" (ОГРН 1035900095912, ИНН 5902144338)
к Департаменту земельных отношений администрации города Перми,
заинтересованные лица Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми,
о признании незаконным решение,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пермский краевой информационный центр" (далее - заявитель, ООО "Пермский краевой информационный центр") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - ответчик, Департамент) от 05.09.2013 N И-21-01-09-17015 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Чкалова, 42/1, сроком на 4 года 11 месяцев, для размещения многофункционального пункта по оказанию услуг населению; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В порядке ст. 51, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, Департамент дорог и транспорта администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 29.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 29.01.2014 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, расположение земельного участка на территории улично-дорожной сети не является препятствием для его предоставления в аренду. Ответчик не доказал нахождение испрашиваемого земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги, на территории улично-дорожной сети и на территории общего пользования. Считает, что поскольку земельный участок испрашивался под многофункциональный пункт по оказанию услуг населению, а не под павильон, ссылка суда на Постановление Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-П неправомерна.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик приводит доводы, аналогичные выводам суда первой инстанции. Ответчик указывает, что поскольку испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, на улично-дорожной сети и на площадке остановочного пункта, предоставление земельного участка невозможно.
Заинтересованные лица в суд апелляционной инстанции представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
30.07.2013 заявитель обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в аренду на 4 года 11 месяцев земельного участка площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Чкалова, 42/1, для размещения многофункционального пункта по оказанию услуг населению (л.д. 10-11).
Решением от 05.09.2013 N И-21-01-09-17015 Департамент отказал заявителю в предоставлении указанного земельного участка в аренду в виду того, что испрашиваемый земельный участок расположен на элементах улично-дорожной сети, которая в соответствии с п. 2.31. Правил благоустройства и содержания территории в г. Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4, включает в себя территории общего пользования, предназначенные для движения транспорта и пешеходов. Также ответчик сообщил, что в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается осуществлять планируемую обществом деятельность.
Полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством предусмотрен ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и(или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Пермской городской Думой от 23.10.2007 N 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории г. Перми (далее - Порядок).
Критериями предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, являются: соответствие площади земельного участка, испрашиваемого заявителем, установленным предельным размерам земельных участков для заявленных целей в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Перми, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией; наличие (отсутствие) преимущественного права на получение испрашиваемого земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6 Порядка).
В соответствии с п. 2.7. Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются случаи, предусмотренные действующим законодательством.
Пунктом 1.6.1.11 Порядка установлено, что предоставление земельного участка невозможно, если имеются установленные в соответствии с законодательством, а также техническими регламентами ограничения или запреты, не позволяющие использовать испрашиваемый земельный участок для заявленных целей.
Согласно заключению Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 20.08.2013 N 4543 земельный участок площадью 50 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Чкалова, 42/1, относится к территории общего пользования и расположен на элементах улично-дорожной сети (л.д. 27, 28).
В соответствии с заключением Департамента дорог и транспорта администрации г. Перми спорный земельный участок располагается на территории улично-дорожной сети города Перми, павильон, под который испрашивается земельный участок, расположен на площадке остановочного пункта "Куйбышева" (л.д. 33).
Испрашиваемый земельный участок находится на площадке остановочного комплекса, что подтверждается, в том числе, представленной заявителем схемой местоположения земельного участка (л.д. 11) и не оспаривается.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Департамента в предоставлении участка заявителю со ссылкой на п. 1.16.11 Порядка является правомерным, поскольку в соответствии с п. 2.2.8.6. Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п (ред. от 31.08.2011) не предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в помещениях (на площадях) автопавильонов автобусных остановок, а также в пределах посадочных площадок и площадок ожидания автобусных остановок. Также решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 N 4 утверждены Правила благоустройства и содержания территории в г. Перми, в соответствии с которыми на территории г. Перми запрещается препятствовать проходу пешеходов по тротуарам, пешеходным мостикам, подземным пешеходным переходам (п. 4.1.12.)
Кроме того, из материалов дела не следует, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Перми предусмотрено размещение заявленного объекта на испрашиваемом заявителем земельном участке.
Довод заявителя о том, что земельный участок испрашивается под многофункциональный пункт по оказанию услуг населению, а не под торговый объект, отклонен, поскольку заявленное наименование объекта не исключает его торговое назначение.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований не имеется, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 29 января 2014 года по делу N А50-23061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Е.О.ГЛАДКИХ
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)