Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 26.01.2015 N Ф05-15594/2014 ПО ДЕЛУ N А40-62574/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2015 г. по делу N А40-62574/13


Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - открытого акционерного общества "Моссельмаш" - Боярская Ю.С. - дов. от 12.01.2015
от заинтересованных лиц - 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
2) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - не явился (извещен надлежаще)
2) Департамента городского имущества города Москвы - Руденко М.В. - дов. от 30.12.2014 N 33-Д-878/14
3) федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 20 января 2015 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Моссельмаш"
на постановление от 17 октября 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по делу N А40-62574/13
по заявлению открытого акционерного общества "Моссельмаш" (ОГРН 1027700317501)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
о признании незаконными решений по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; Департамент городского имущества города Москвы; федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"

установил:

Открытое акционерное общество "Моссельмаш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Комиссия) со следующими требованиями:
- - признать незаконными решения Комиссии от 10.04.2013 N 51-32/2013 и N 51-33/2013 об отклонении заявлений Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001015:64 и 77:09:0001015:67, расположенных по адресу: Москва, Солнечногорская ул., д. 4;
- - обязать Комиссию принять решение об определении кадастровой стоимости земельного участка площадью 4672 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001015:64, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация зданий и сооружений завода в производственных целях", в размере его рыночной стоимости, равной 8 470 226 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2012; кадастровой стоимости земельного участка площадью 55 445 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001015:67, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация прочих промышленных предприятий", в размере его рыночной стоимости, равной 157 791 243 руб. и определенной по состоянию на 01.01.2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра), Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением от 24.10.2013 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, Управление Росреестра и Департамент обратились с Девятый арбитражный апелляционный с суд с жалобами на указанный судебный акт.
Апелляционный суд, сделав вывод о наличии безусловных оснований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отмены решения от 24.10.2013, определением от 29.012014 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В судебном заседании 13.10.2014 суда апелляционной инстанции Общество заявило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - Росреестра на Управление Росреестра, и в дополнение к ранее заявленным требованиям попросило обязать Управление Росреестра предпринять меры, направленные на внесение сведений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) о кадастровой стоимости указанных земельных участков, в размере их рыночной стоимости, а также применить внесенную в ГКН кадастровую стоимость названных участков в размере их рыночной стоимости в целях расчета арендной платы и земельного налога за период с 01.01.2013 по 31.12.2013.
Постановлением от 17.10.2014 суд апелляционной инстанции отменил решение от 24.10.2013, удовлетворил ходатайство заявителя о замене ответчика на Управление Росреестра, и отказал в удовлетворении заявления Общества.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 17.10.2014 и удовлетворить заявление.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Департамента просил оставить обжалуемое постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договора от 29.05.2003 N М-09-510685 является арендатором земельного участка площадью 4672 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001015:64, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация зданий и сооружений завода в производственных целях", расположенного по адресу Москва, Солнечногорская ул., д. 4, и собственником земельного участка площадью 55 445 кв. м с кадастровым номером 77:09:0001015:67, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "эксплуатация прочих промышленных предприятий", расположенного по адресу Москва, Солнечногорская ул., д. 4 (свидетельство о государственной регистрации права от 24.09.2012 серии 77-АО N 379688).
Постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП (далее - Постановление N 670-ПП) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы, вступившие в силу с 01.01.2013.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 670-ПП, определена по состоянию на 01.01.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 установлена в размере 41 222 364 руб. 16 коп.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67 установлена в размере 488 321 312 руб. 98 коп.
Оценщик ООО "Независимая оценочная компания "Профит Лайн" Курепов М.М. определил рыночную стоимость названных земельных участков по состоянию на 01.01.2012. Согласно отчетам оценщика от 20.03.2013 N 02-ОЦ-13 и N 04-ОЦ-13 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 составляет 8 470 226 руб., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67 - 157 791 243 руб.
Согласно положительным экспертным заключениям от 21.03.2013 N 172/03/13 и N 174/03/13, выполненному НП СРО "Деловой союз оценщиков", отчеты от 20.03.2013 N 02-ОЦ-13 и N 04-ОЦ-13 соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости заявитель обратился в Комиссию, созданную в соответствии с приказом Управления Росреестра от 26.10.2012 N П/481, с заявлениями от 26.03.2013 о пересмотре результатов кадастровой стоимости земельных участков и установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости.
Решениями Комиссии от 10.04.2013 N 51-32/2013 и N 51-33/2013 заявления Общества от 26.03.2013 отклонены по причине возникновения сомнений в корректности расчета рыночной стоимости указанных земельных участков ввиду того, что рыночная стоимость 1 кв. м участков, расположенных в пределе одного кадастрового квартала и занятых аналогичными объектами, с видами разрешенного использования "эксплуатация зданий и сооружений завода в производственных целях" и "эксплуатация прочих промышленных предприятий" отличается в 1,6 раза.
Считая решения Комиссии незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, дав надлежащую оценку доводам участвующих в деле лиц, отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1 статьи 66 ЗК РФ).
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, а решения комиссии могут быть оспорены в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно статье 24.19 Закона N 135-ФЗ в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, за исключением случаев, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
В соответствии с пунктом 20 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 N 263 "Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости" в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
В соответствии со статьей 11 Закона N 135-ФЗ отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. В отчете должны быть указаны: дата составления и порядковый номер отчета; основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков; точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; дата определения стоимости объекта оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Требования к составлению отчета об оценке, его содержанию, описанию информации, используемой при проведении оценки, описанию методологии оценки и расчетов установлены ФСО N 3.
Так, в пункте 4 ФСО N 3 указано, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости); отчет об оценке не должен содержать информацию, не использующуюся при проведении оценки при определении промежуточных и итоговых результатов, если она не является обязательной согласно требованиям федеральных стандартов оценки и стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, подготовивший отчет (принцип достаточности).
Согласно пункту 6 ФСО N 3 отчет об оценке должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика, осуществляющего оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, или печатью и подписью руководителя юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Как установлено статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям названного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением для видов экспертизы, установленных статьей 17.1 Закона N 135-ФЗ, признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе данного Закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В соответствии с Федеральным стандартом оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.07.2011 N 328, в ходе проведения экспертизы отчета об оценке проводится исследование работы, выполненной оценщиком (оценщиками). При проведении экспертизы отчета об оценке экспертом (экспертами) не проводится повторная оценка.
Экспертиза отчета об оценке проводится в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом экспертного совета которой является эксперт (эксперты), проводящий экспертизу отчета об оценке (пункт 4 ФСО N 5).
ФСО N 5 установлены виды экспертизы отчетов об оценке и дано определение положительного и отрицательного экспертного заключения.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Рассмотрение арбитражным судом требования об оспаривании решения комиссии не может быть ограничено только проверкой соблюдения формальных требований, установленных к процедуре принятия соответствующего решения, но и должно включать проверку законности и обоснованности принятого решения, с точки зрения оценки судом по существу доводов и доказательств относительно действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела, расхождение в кадастровой и рыночной стоимостях земельных участков является существенным, а именно: в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:64 - 79%, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001015:67 - 68%.
Между тем при рассмотрении спора Общество не дало согласие на проведение судебной экспертизы с целью определения рыночной стоимости земельных участков, и настаивало на заявленных требованиях, основывающихся на отчетах, выполненных по заказу заявителя экспертными учреждениями.
Кроме того, в процессе судебного разбирательства по настоящему делу Постановление N 670-ПП утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" (далее - Постановление N 751-ПП).
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 01.01.2014 на официальном сайте Правительства Москвы, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением N 751-ПП, определена по состоянию на 01.01.2013.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
Тот факт, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
Поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель (в данном случае - Постановлением N 751-ПП) кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки (утвержденной Постановлением N 670-ПП) не может быть внесена в кадастр.
Кассационная инстанция считает приведенные выводы апелляционного суда правильными, соответствующими нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2014 года по делу N А40-62574/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
В.А.ДОЛГАШЕВА

Судья
С.В.КРАСНОВА

Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)