Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.06.2015 N Ф06-24470/2015 ПО ДЕЛУ N А55-13944/2014

Требование: О взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, пени.

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обстоятельства: Арендодатель указал на ненадлежащее исполнение арендатором обязательства по внесению арендной платы. Арендатор ссылается на наличие с его стороны переплаты за аренду земельного участка.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2015 г. N Ф06-24470/2015

Дело N А55-13944/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Нафиковой Р.А.,
судей Александрова В.В., Гарифуллиной К.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2014 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 (председательствующий судья Николаева С.Ю., судьи Балакирева Е.М., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-13944/2014
по исковому заявлению Министерства строительства Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Сервис-Д" о взыскании задолженности по арендной плате,
по встречному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Сервис-Д" к Министерству строительства Самарской области о взыскании 4 009 846,05 руб.,

установил:

Министерство строительства Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания Сервис-Д" (далее - ответчик, ООО "СК Сервис-Д") о взыскании 3 326 196,28 руб., в том числе: 859 504,89 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2012 по 30.12.2013 по договору аренды земельного участка от 21.08.2008 N 366, 2 466 691,39 руб. пени за период с 11.01.2012 по 30.12.2013.
ООО "СК "Сервис-Д" предъявил встречное требование о взыскании с Министерства строительства Самарской области 4 009 846,05 руб. переплаты по договору аренды земельного участка от 21.08.2008 N 366.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.12.2014, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015, с ООО "СК "Сервис-Д" в пользу Министерства строительства Самарской области взыскано 44 740,70 руб. пени. В остальной части в первоначальном иске отказано. С Министерства строительства Самарской области в пользу ООО "СК "Сервис-Д" 4 009 846,05 руб. переплаты по договору аренды.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, истец просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив первоначальные исковые требования в полном объеме, отказав в удовлетворении встречных исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.08.2008 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (арендодатель) и ООО "СК "Сервис -Д" (арендатор) был заключен договор аренды N 366 земельного участка с кадастровым номером 63:01:0711001:31, площадью 2 631,80 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Промышленный район, улица Ново-Садовая/ул. 22 Партсъезда, с предоставлением земельного участка для строительства офисного здания с подземным паркингом для служебных автомашин.
По акту приема-передачи, который является приложением N 3 к договору, указанный земельный участок передан ответчику.
Договор аренды зарегистрирован 02.10.2008.
Между истцом и ответчиком 09.04.2013 было заключено дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, в соответствии с которым изменен расчет арендной платы, продлен срок договора, изменен размер неустойки до 0,05%.
Указанное дополнительное соглашение N 1 было зарегистрировано 25.04.2013.
Арендатор принял на себя обязательство своевременно и полностью вносить арендную плату ежемесячно в срок до десятого числа текущего месяца за право пользования земельным участком (пункт 4.4 договора).
В соответствии с пунктом 4.3. договора стороны согласовали условие о ежегодном одностороннем пересмотре арендодателем величины арендной платы в случае внесения изменений в правовые нормы, регулирующие размер платы за пользование землей.
Истец, считая, что ответчиком обязательства по договору аренды исполнялись ненадлежащим образом, в результате чего образовалась задолженность, обратился в арбитражный суд.
Ответчик, полагая, что переплатил арендную плату, обратился в суд со встречным иском.
Частично удовлетворяя первоначальные требования, и полностью удовлетворяя встречные исковые требования, судебные инстанции исходили из того, что исчисление Министерством размера арендной платы, в спорный период, исходя из Методики определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, является неправомерным.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В пункте 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ закреплено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Самарской области, установлен постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области", согласно которому в случае если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Из пунктов 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре 7 аренды" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 13, размещенном на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 21.03.2013) следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу Земельного кодекса, пункт 3 статьи 65 которого предусматривает необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы (например, изменения формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п.) по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом без дополнительного изменения договора аренды.
Договор от 21.08.2008 был заключен после введения в действие Земельного кодекса, размер арендной платы определен не по результатам торгов, поэтому к договору применяется регулируемая арендная плата и изменение методики ее определения путем введения постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 коэффициента 2 подлежит применению с момента вступления в силу этого нормативного правового акта и не требует дополнительного изменения договора.
Таким образом, судебная коллегия считает ошибочным вывод судов о том, что данный пункт применяется только к договорам аренды, заключенным после вступления в силу постановления о введении данного коэффициента в силу нормативного характера регулирования арендной платы.
Решением Самарского областного суда от 09.02.2011 и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2011 N 46-Г11-13 постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 признано не противоречащим Федеральному закону или другому нормативно правовому акту, имеющим большую юридическую силу.








































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)