Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.10.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" (603034, г. Нижний Новгород, ул. Премудрова, д. 10, корп. 1, кв. 69; ИНН 5258071630, ОГРН 1075258008100)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2013 по делу N А43-412/2013,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" о признании недействительным постановления администрации города Нижнего Новгорода от 29.10.2012 N 4607,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" - Ильичева А.А. по доверенности от 01.12.2012 сроком действия один год,
администрации города Нижнего Новгорода - Шангиной Т.В. по доверенности от 27.12.2012 N 01-454/Д сроком действия до 31.12.2013,
общества с ограниченной ответственностью "АРДИ-НН" - Зятнина А.В. по доверенности от 01.09.2013 N 1 сроком действия один год,
и
общество с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" (далее - Общество, ООО "ЮНИОР", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления администрации города Нижнего Новгорода от 29.10.2012 N 4607 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала для размещения временного объекта автодорожной инфраструктуры - платной автостоянки, образовании земельных участков и предоставление земельного участка в аренду ООО "АРДИ-НН" площадью 6000 кв. м по ул. Даргомыжского, напротив дома N 18 в Ленинском районе г. Н. Новгорода". Одновременно в целях восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию города Нижнего Новгорода восстановить прежние границы земельного участка площадью 6402 кв. м, кадастровый номер 52:18:0050029:28 и предоставить данный участок путем проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРДИ-НН" (далее - ООО "АРДИ-НН").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЮНИОР" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на нарушение норм процессуального права, неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление администрации города Нижнего Новгорода привело к нарушению прав и интересов Общества, имеющего намерение принять участие в конкурсном отборе хозяйствующих субъектов, заинтересованных в обустройстве и эксплуатации платной автомобильной парковки на спорном земельном участке.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация города Нижнего Новгорода указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители ООО "ЮНИОР", администрации г. Нижнего Новгорода и ООО "АРДИ-НН" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 16.09.2011 в комиссию по инвестиционной политике и земельным отношениям в городе Нижнем Новгороде обратилось ООО "АРДИ-НН" о предоставлении земельного участка примерной площадью 6000 кв. м, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в Ленинском районе по ул. Даргомыжского, напротив N 18, в аренду на 5 лет, под размещение объекта автодорожной инфраструктуры - платную автостоянку.
В выпуске газеты "День города" от 30.12.2011 N 102 (627) орган местного самоуправления разместил информационное сообщение о возможной передаче в аренду вышеобозначенного земельного участка.
В установленный в сообщении срок иных заявок в отношении этого земельного участка не поступило.
В соответствии с протоколом комиссии от 15.03.2012 N 586 ООО "АРДИ-НН" согласовано предоставление земельного участка, расположенного в Ленинском районе, ул. Даргомыжского, напротив дома N 18, из состава земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050029:28, расположенного по ул. Даргомыжского, напротив д. 19/1, в аренду на 5 лет под размещение объекта автодорожной инфраструктуры - платную автостоянку.
23.07.2012 ООО "ЮНИОР" обратилось в администрацию города Нижнего Новгорода с заявкой N 8492 о предоставлении земельного участка площадью 6402 кв. м, кадастровый номер 52:18:0050029:28, в Ленинском районе г. Нижнего Новгорода по ул. Даргомыжского, напротив д. 19/1, в аренду на 5 лет, под размещение платной автопарковки.
Этот земельный участок состоял на кадастровом учете и был зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием город Нижний Новгород 27.07.2011.
В ответ на данную заявку Общества администрация г. Нижнего Новгорода направила выписку из протокола комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям администрации г. Нижнего Новгорода от 25.10.2012 N 600.
29.10.2012 администрация города Нижнего Новгорода издала постановление N 4607, в соответствии с которым:
1. Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 52:18:0050029 (категория - земли населенных пунктов) площадью 5989 кв. метров по ул. Даргомыжского, напротив дома N 18, для размещения временного объекта автодорожной инфраструктуры - платной автостоянки, без права возведения объектов капитального строительства, образуемого путем раздела земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (категория - земли населенных пунктов, кадастровый номер 52:18:0050029:28, свидетельство о государственной регистрации права 52 АД 045045 от 14 декабря 2011 года) по улице Даргомыжского, напротив дома N 19, кор. 1 в Ленинском районе города Нижнего Новгород (N 6884):
2. Образовать два земельных участка, разделив земельный участок площадью 6402 кв. метра, находящийся в муниципальной собственности (категория - земли населенных пунктов, кадастровый номер 52:18:0050029:28, свидетельство о государственной регистрации права 52 АД 045045 от 14 декабря 2011 года) по улице Даргомыжского, напротив дома N 19, корп. 1 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода, согласно чертежу департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода N 11479-ЗУ:
2.1. Земельный участок N 1 площадью 413 кв. метров под благоустройство по улице Даргомыжского, напротив дома N 19, корп. 1 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.
2.2. Земельный участок N 2 площадью 5989 кв. метров для размещения временного объекта автодорожной инфраструктуры - платной автостоянки, без права возведения объектов капитального строительства, по ул. Даргомыжского, напротив дома N 18 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.
3. Предложить обществу с ограниченной ответственностью "АРДИ-НН" (далее - ООО "АРДИ-НН") обеспечить осуществление государственного кадастрового учета образованных земельных участков.
4. Предоставить ООО "АРДИ-НН" в аренду на 5 лет земельный участок площадью 5989 кв. метров для размещения временного объекта автодорожной инфраструктуры - платной автостоянки, без права возведения объектов капитального строительства, по ул. Даргомыжского, напротив дома N 18 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода в границах, согласно схеме расположения земельного участка, указанной в пункте 1.
5. После осуществления государственного кадастрового учета образованных земельных участков комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (Никулина В.С.) в установленном законом порядке:
5.1. Внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества.
5.2. Обеспечить внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5.3. Заключить с ООО "АРДИ-НН" договор аренды земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, предусмотрев в нем обязательства арендатора по благоустройству прилегающей территории и заключению договоров на вывоз ТБО, обеспечение беспрепятственного доступа для эксплуатации и ремонта инженерных коммуникаций, обеспечение беспрепятственного прохода и проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами 52:18:0050029:17, 52:18:0050029:18, 52:18:0050029:19.
Не согласившись с ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, ООО "ЮНИОР" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Нижегородской области, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.02.2006 N 252 "О публикации муниципальных правовых актов и официальном сайте города Нижнего Новгорода", отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а в случаях, предусмотренных законом, в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Следовательно, действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате этого земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи.
Согласно статье 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким органом на территории Нижегородской области является филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ указывает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Из анализа положений статей 22, 28, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что для изготовления кадастрового паспорта земельного участка необходим межевой план, оформляемый на основании утвержденной уполномоченным органом схемы земельного участка, актов выбора земельного участка.
Таким образом, кадастровый учет земельного участка осуществляется уполномоченным органом, в том числе на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка и акта выбора земельного участка.
Установлено по делу, что 25.12.2011 (до обращения заявителя в суд) уполномоченный в области кадастрового учета орган исполнил оспариваемый ненормативный правовой акт в части и земельные участки площадью 5 990 кв. м и 412 кв. м поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров, что подтверждается сведениями приобщенных к материалам дела кадастровых паспортов от 25.12.2012 NN К-В(ГКУ)/12-487728 и К-В(ГКУ)/12-487729.
Следовательно, с этого же момента перестал существовать земельный участок площадью 6402 кв. м, кадастровый номер и вновь образовалось земельных участка.
Поэтому после 25.12.2011, то есть после постановки на кадастровый учет земельных участков (после совершения юридически значимых действий), отдельное оспаривание постановления администрации г. Нижнего Новгорода N 4607 без оспаривания решений и действий уполномоченного в области кадастрового учета органа не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
Более того, установлено, что 24.01.2013 в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности муниципального образования город Нижний Новгород на вновь образованные земельные участки площадью 5 990 кв. м и 412 кв. м, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, Ленинский район, ул. Даргомыжского, напротив дома N 18, что подтверждается приобщенными к материалам дела свидетельствами о государственной регистрации права от 24.01.2013.
Статья 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
В соответствии с положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, перечисленных в названной норме права.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Нарушенное право, в свою очередь, подлежит защите одним из способов, указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако, если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.
В данном случае при установленных обстоятельствах избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его прав, поскольку однозначно установлено, что заявитель заинтересован в получении в аренду именно земельного участка площадь 6402 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Ленинский район, ул. Даргомыжского, напротив дома 19, корп. 1.
Суд первой инстанции верно указал, что, имея заинтересованность в получении данного земельного участка в целях осуществления своей предпринимательской деятельности, ООО "Юниор" при должной осмотрительности имело возможность сориентироваться и своевременно предпринять меры по обращению в администрацию г. Нижнего Новгорода с собственной заявкой.
Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, Арбитражный суд Нижегородской области суд законно и обоснованно отказал ООО "Юниор" в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ООО "ЮНИОР" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам Общества судом первой инстанции дана надлежащая оценка и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2013 по делу N А43-412/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2013 по делу N А43-412/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.10.2013 ПО ДЕЛУ N А43-412/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2013 г. по делу N А43-412/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 14.10.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.10.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Рубис Е.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рышковской Я.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" (603034, г. Нижний Новгород, ул. Премудрова, д. 10, корп. 1, кв. 69; ИНН 5258071630, ОГРН 1075258008100)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2013 по делу N А43-412/2013,
принятое судьей Леоновым А.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" о признании недействительным постановления администрации города Нижнего Новгорода от 29.10.2012 N 4607,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" - Ильичева А.А. по доверенности от 01.12.2012 сроком действия один год,
администрации города Нижнего Новгорода - Шангиной Т.В. по доверенности от 27.12.2012 N 01-454/Д сроком действия до 31.12.2013,
общества с ограниченной ответственностью "АРДИ-НН" - Зятнина А.В. по доверенности от 01.09.2013 N 1 сроком действия один год,
и
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" (далее - Общество, ООО "ЮНИОР", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления администрации города Нижнего Новгорода от 29.10.2012 N 4607 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала для размещения временного объекта автодорожной инфраструктуры - платной автостоянки, образовании земельных участков и предоставление земельного участка в аренду ООО "АРДИ-НН" площадью 6000 кв. м по ул. Даргомыжского, напротив дома N 18 в Ленинском районе г. Н. Новгорода". Одновременно в целях восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать администрацию города Нижнего Новгорода восстановить прежние границы земельного участка площадью 6402 кв. м, кадастровый номер 52:18:0050029:28 и предоставить данный участок путем проведения торгов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АРДИ-НН" (далее - ООО "АРДИ-НН").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2013 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "ЮНИОР" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на нарушение норм процессуального права, неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к несоответствию выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление администрации города Нижнего Новгорода привело к нарушению прав и интересов Общества, имеющего намерение принять участие в конкурсном отборе хозяйствующих субъектов, заинтересованных в обустройстве и эксплуатации платной автомобильной парковки на спорном земельном участке.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация города Нижнего Новгорода указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители ООО "ЮНИОР", администрации г. Нижнего Новгорода и ООО "АРДИ-НН" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 16.09.2011 в комиссию по инвестиционной политике и земельным отношениям в городе Нижнем Новгороде обратилось ООО "АРДИ-НН" о предоставлении земельного участка примерной площадью 6000 кв. м, находящегося в муниципальной собственности, расположенного в Ленинском районе по ул. Даргомыжского, напротив N 18, в аренду на 5 лет, под размещение объекта автодорожной инфраструктуры - платную автостоянку.
В выпуске газеты "День города" от 30.12.2011 N 102 (627) орган местного самоуправления разместил информационное сообщение о возможной передаче в аренду вышеобозначенного земельного участка.
В установленный в сообщении срок иных заявок в отношении этого земельного участка не поступило.
В соответствии с протоколом комиссии от 15.03.2012 N 586 ООО "АРДИ-НН" согласовано предоставление земельного участка, расположенного в Ленинском районе, ул. Даргомыжского, напротив дома N 18, из состава земельного участка с кадастровым номером 52:18:0050029:28, расположенного по ул. Даргомыжского, напротив д. 19/1, в аренду на 5 лет под размещение объекта автодорожной инфраструктуры - платную автостоянку.
23.07.2012 ООО "ЮНИОР" обратилось в администрацию города Нижнего Новгорода с заявкой N 8492 о предоставлении земельного участка площадью 6402 кв. м, кадастровый номер 52:18:0050029:28, в Ленинском районе г. Нижнего Новгорода по ул. Даргомыжского, напротив д. 19/1, в аренду на 5 лет, под размещение платной автопарковки.
Этот земельный участок состоял на кадастровом учете и был зарегистрирован на праве собственности за муниципальным образованием город Нижний Новгород 27.07.2011.
В ответ на данную заявку Общества администрация г. Нижнего Новгорода направила выписку из протокола комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям администрации г. Нижнего Новгорода от 25.10.2012 N 600.
29.10.2012 администрация города Нижнего Новгорода издала постановление N 4607, в соответствии с которым:
1. Утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 52:18:0050029 (категория - земли населенных пунктов) площадью 5989 кв. метров по ул. Даргомыжского, напротив дома N 18, для размещения временного объекта автодорожной инфраструктуры - платной автостоянки, без права возведения объектов капитального строительства, образуемого путем раздела земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (категория - земли населенных пунктов, кадастровый номер 52:18:0050029:28, свидетельство о государственной регистрации права 52 АД 045045 от 14 декабря 2011 года) по улице Даргомыжского, напротив дома N 19, кор. 1 в Ленинском районе города Нижнего Новгород (N 6884):
2. Образовать два земельных участка, разделив земельный участок площадью 6402 кв. метра, находящийся в муниципальной собственности (категория - земли населенных пунктов, кадастровый номер 52:18:0050029:28, свидетельство о государственной регистрации права 52 АД 045045 от 14 декабря 2011 года) по улице Даргомыжского, напротив дома N 19, корп. 1 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода, согласно чертежу департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода N 11479-ЗУ:
2.1. Земельный участок N 1 площадью 413 кв. метров под благоустройство по улице Даргомыжского, напротив дома N 19, корп. 1 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.
2.2. Земельный участок N 2 площадью 5989 кв. метров для размещения временного объекта автодорожной инфраструктуры - платной автостоянки, без права возведения объектов капитального строительства, по ул. Даргомыжского, напротив дома N 18 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода.
3. Предложить обществу с ограниченной ответственностью "АРДИ-НН" (далее - ООО "АРДИ-НН") обеспечить осуществление государственного кадастрового учета образованных земельных участков.
4. Предоставить ООО "АРДИ-НН" в аренду на 5 лет земельный участок площадью 5989 кв. метров для размещения временного объекта автодорожной инфраструктуры - платной автостоянки, без права возведения объектов капитального строительства, по ул. Даргомыжского, напротив дома N 18 в Ленинском районе города Нижнего Новгорода в границах, согласно схеме расположения земельного участка, указанной в пункте 1.
5. После осуществления государственного кадастрового учета образованных земельных участков комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (Никулина В.С.) в установленном законом порядке:
5.1. Внести соответствующие изменения в реестр муниципального имущества.
5.2. Обеспечить внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
5.3. Заключить с ООО "АРДИ-НН" договор аренды земельного участка, являющегося муниципальной собственностью, предусмотрев в нем обязательства арендатора по благоустройству прилегающей территории и заключению договоров на вывоз ТБО, обеспечение беспрепятственного доступа для эксплуатации и ремонта инженерных коммуникаций, обеспечение беспрепятственного прохода и проезда к земельным участкам с кадастровыми номерами 52:18:0050029:17, 52:18:0050029:18, 52:18:0050029:19.
Не согласившись с ненормативным правовым актом органа местного самоуправления, ООО "ЮНИОР" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Нижегородской области, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 08.02.2006 N 252 "О публикации муниципальных правовых актов и официальном сайте города Нижнего Новгорода", отказал в удовлетворении заявленных требований.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
- несоответствие решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение решением государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а в случаях, предусмотренных законом, в постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации определяет земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Следовательно, действия, связанные с постановкой на кадастровый учет объектов недвижимости, являются юридически значимыми, поскольку в результате этого земельный участок приобретает свойства индивидуально-определенной вещи.
Согласно статье 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким органом на территории Нижегородской области является филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области.
Статья 7 Федерального закона N 221-ФЗ указывает, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Из анализа положений статей 22, 28, 38, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что для изготовления кадастрового паспорта земельного участка необходим межевой план, оформляемый на основании утвержденной уполномоченным органом схемы земельного участка, актов выбора земельного участка.
Таким образом, кадастровый учет земельного участка осуществляется уполномоченным органом, в том числе на основании утвержденной органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка и акта выбора земельного участка.
Установлено по делу, что 25.12.2011 (до обращения заявителя в суд) уполномоченный в области кадастрового учета орган исполнил оспариваемый ненормативный правовой акт в части и земельные участки площадью 5 990 кв. м и 412 кв. м поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров, что подтверждается сведениями приобщенных к материалам дела кадастровых паспортов от 25.12.2012 NN К-В(ГКУ)/12-487728 и К-В(ГКУ)/12-487729.
Следовательно, с этого же момента перестал существовать земельный участок площадью 6402 кв. м, кадастровый номер и вновь образовалось земельных участка.
Поэтому после 25.12.2011, то есть после постановки на кадастровый учет земельных участков (после совершения юридически значимых действий), отдельное оспаривание постановления администрации г. Нижнего Новгорода N 4607 без оспаривания решений и действий уполномоченного в области кадастрового учета органа не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
Более того, установлено, что 24.01.2013 в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности муниципального образования город Нижний Новгород на вновь образованные земельные участки площадью 5 990 кв. м и 412 кв. м, расположенные по адресу: г. Нижний Новгород, Ленинский район, ул. Даргомыжского, напротив дома N 18, что подтверждается приобщенными к материалам дела свидетельствами о государственной регистрации права от 24.01.2013.
Статья 2 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав (статья 12 Кодекса) является обеспечение восстановления нарушенного права.
В соответствии с положениями статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав лиц, перечисленных в названной норме права.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Нарушенное право, в свою очередь, подлежит защите одним из способов, указанных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако, если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.
В данном случае при установленных обстоятельствах избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его прав, поскольку однозначно установлено, что заявитель заинтересован в получении в аренду именно земельного участка площадь 6402 кв. м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Ленинский район, ул. Даргомыжского, напротив дома 19, корп. 1.
Суд первой инстанции верно указал, что, имея заинтересованность в получении данного земельного участка в целях осуществления своей предпринимательской деятельности, ООО "Юниор" при должной осмотрительности имело возможность сориентироваться и своевременно предпринять меры по обращению в администрацию г. Нижнего Новгорода с собственной заявкой.
Избрание ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Следовательно, Арбитражный суд Нижегородской области суд законно и обоснованно отказал ООО "Юниор" в удовлетворении заявления.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ООО "ЮНИОР" признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам Общества судом первой инстанции дана надлежащая оценка и они признаны несостоятельными. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2013 по делу N А43-412/2013 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 12.07.2013 по делу N А43-412/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮНИОР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.А.ЗАХАРОВА
Т.А.ЗАХАРОВА
Судьи
Е.А.РУБИС
Ю.В.ПРОТАСОВ
Е.А.РУБИС
Ю.В.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)