Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены; от ООО "ЮНИКС": не явились, извещены; от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены; от Администрации Мытищинского района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-39925/14, принятое судьей Кузьминой О.А. по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "ЮНИКС", третьи лица: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Мытищинского района Московской области, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "ЮНИКС" об истребовании земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, сельское поселение Федоскинское, вблизи дер. Еремино, в части пересечения его границ с землями лесного фонда квартала 63 выдела 16 Лобненского участкового лесничества Дмитровского филиала ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области, площадью 0,3064 га.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Мытищинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-39925/14 в удовлетворении требований Комитету лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Администрация Мытищинского муниципального района заключила с ООО "ЮНИКС" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, сельское поселение Федоскинское, N 7824 от 03.09.2010 сроком на 49 лет.
Истец полагает, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6 частично расположена на землях лесного фонда квартала 63 Лобненского участкового лесничества, площадь наложения составляет 3064 кв. м, в связи с чем обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В обосновании исковых требований, истец указывает, что при проведении осмотра территории лесного участка, сопоставлении материалов лесоустройства квартала 63 выдела 16 Лобненского участкового лесничества государственным лесным инспектором и исходя из заключения филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 12.03.2014 г. N 08/355.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса, п. 8 ст. 28 ФЗ N 178 от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
Исходя из изложенного, истец полагает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6 налагается на земли лесного фонда, он сформирован незаконно, а следовательно, все сделки, породившие право собственности ответчика на спорный участок на основании ст. 167, 168 ГК РФ являются недействительными с момента их совершения как не соответствующие требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Постановлением Главы Мытищинского муниципального района Московской области N 3193 от 02.10.2009 года ООО "ЮНИКС" была утверждена схема расположения земельного участка площадью 5000 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, сельское поселение Федоскинское, вблизи д. Еремино, из земель промышленности, для размещения автозаправочной станции, на кадастровом плане соответствующей территории.
Границы лесничеств, расположенных на территории Московской области и города Москвы установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.08.2007 г. N 378 "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и городу Москве и установлении их границ".
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 378 с 21.08.2007 Солнечногорское опытное лесное хозяйство передано в оперативное управление Дмитровскому лесничеству Мослесхоза.
В материалы дела представлено землеустроительное дело по установлению границ земельного участка площадью 5000 кв. м, на основании которого был произведен кадастровый учет спорного земельного участка. В указанном деле имеется акт согласования местоположения границ земельного участка. Согласно данному акту, местоположение границ формируемого спорного земельного участка было согласовано, в том числе, и начальником отдела по управлению Дмитровским лесничеством Невским В.С.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6, площадью 5000 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет 08.04.2010 с учетом согласования границ со смежными землепользователями.
Согласно выписке из ГКН земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6 является учтенным и принадлежит к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:12:0050304:8 (площадью 9 029 100,00 кв. м) поставлен на государственный кадастровый учет 26.06.2012 года, то есть после образования спорного земельного участка и оформления на него прав аренды ответчиком.
По данным публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в районе д. Еремино 26.06.2012 г. осуществлен государственный кадастровый учет земель лесного фонда с присвоением кадастрового номера 50:12:0050304:8 (площадью 9 029 100,00 кв. м).
По данным Управления архитектуры и градостроительства Администрации Мытищинского муниципального района спорный земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6 не имеет наложения границ с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0050304:8 (земли лесного фонда - квартала 63 выдела 16 Лобненского участкового лесничества).
Кроме того, Решением Совета депутатов сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 27.06.2013 г. N 48/8 были утверждены границы д. Еремино. Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6 вошел в границы населенного пункта д. Еремино, что видно из фрагмента топографической основы территории д. Еремино, совмещенной с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6 и землями лесного фонда.
Таким образом, доказательств вхождения спорного земельного участка в земли лесного фонда истцом в материалы дела не представлено.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
На основании Постановления Главы Мытищинского муниципального района Московской области N 2332 от 12.07.2010 года ООО "ЮНИКС" был предоставлен земельный участок площадью 5000 кв. м с кадастровым номером 50:12:0050304:6, расположенный на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, в аренду на 49 лет, для размещения автозаправочной станции.
Договор аренды спорного земельного участка от N 7824 от 03.09.2010 г. не расторгнут, не признан недействительными, что исключает признание владения спорным земельным участком ООО "ЮНИКС" незаконным.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать имущество у лица, во владении которого оно находится без законных оснований.
Согласно п. 32 Постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Пунктом 36 данного Постановления указано, что в соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Комитет лесного хозяйства не представил доказательств действительного нахождения земельного участка на ранее учтенном участке лесного фонда, а также что спорный земельный участок является участком лесного фонда и находится в федеральной собственности.
Кроме того, Администрация Мытищинского района Московской области, заявила о пропуске Комитетом срока исковой давности по настоящему иску.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что о нарушении своих прав истец должен был узнать не позднее 08.04.2010 - постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет с предварительным согласованием границ с уполномоченным, на тот момент, органом в области лесного хозяйства.
То обстоятельство, что Комитет лесного хозяйства был образован в 2012 году не означает, что срок исковой давности должен исчисляться именно с этой даты.
Согласно п. 2 Приказа Рослесхоза от 12.01.2009 г. N 1 "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ", было приказано установить границы лесничеств согласно приложению.
Так, согласно п. 4 приложения к данному приказу Лобненское участковое лесничество входило в состав Дмитровского лесничества.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью и надлежащую постановку их на кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) осуществляет государство в лице соответствующих служб. Между тем, Комитет лесного хозяйства Московской области не является новым органом исполнительной власти, осуществляющим распорядительные функции в сфере лесного хозяйства.
Так, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1021 от 25.12.1992 г., N 808 от 05.07.1994 года, N 173 от 10.02.1998 года, федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах РФ и местные подразделения -лесхозы, лесничества.
Указом Президента Российской Федерации N 867 от 17.05.2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба лесного хозяйства была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.2004 г. было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации N 724 от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 736 от 23.09.2010 г. "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с п. 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 27 от 16.02.2011 года было утверждено Положение об управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, пунктом 1 которого установлено; что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно п. 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации N 452 от 28.07.2005 г. "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По распоряжению Правительства Российской Федерации N 721-р от 04.05.2012 г. "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 520-р от 25.04.2007 года, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с п. 3 Постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовался Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области N 863/22 от 26 июня 2012 года "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 863/22 от 26 июля 2012 года, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 863/22 от 26 июля 2012 года, основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Соответственно, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России.
Указанная правовая позиция также изложена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.07.2014 по делу N А40-60975/13, от 25.06.2014 по делу N А40-104797/13, от 30.04.2014 по делу N А41-19510/13.
Гражданское законодательство не содержит оснований для восстановления срока на защиту права собственности при смене владельца. При смене владельца имущества, срок на защиту права собственника, не реализовавшего своевременно право на судебную защиту, не начинает течь заново.
Согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования, именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-39925/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2014 N 10АП-13181/2014 ПО ДЕЛУ N А41-39925/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N А41-39925/14
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены; от ООО "ЮНИКС": не явились, извещены; от Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены; от Администрации Мытищинского района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-39925/14, принятое судьей Кузьминой О.А. по исковому заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "ЮНИКС", третьи лица: ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Мытищинского района Московской области, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "ЮНИКС" об истребовании земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, сельское поселение Федоскинское, вблизи дер. Еремино, в части пересечения его границ с землями лесного фонда квартала 63 выдела 16 Лобненского участкового лесничества Дмитровского филиала ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области, площадью 0,3064 га.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Территориальное Управление Федерального Агентства по Управлению государственным имуществом в Московской области, Администрация Мытищинского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-39925/14 в удовлетворении требований Комитету лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Администрация Мытищинского муниципального района заключила с ООО "ЮНИКС" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6, площадью 5000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, сельское поселение Федоскинское, N 7824 от 03.09.2010 сроком на 49 лет.
Истец полагает, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6 частично расположена на землях лесного фонда квартала 63 Лобненского участкового лесничества, площадь наложения составляет 3064 кв. м, в связи с чем обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В обосновании исковых требований, истец указывает, что при проведении осмотра территории лесного участка, сопоставлении материалов лесоустройства квартала 63 выдела 16 Лобненского участкового лесничества государственным лесным инспектором и исходя из заключения филиала ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект" от 12.03.2014 г. N 08/355.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса, п. 8 ст. 28 ФЗ N 178 от 21.12.2001 г. "О приватизации государственного и муниципального имущества" лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
Исходя из изложенного, истец полагает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6 налагается на земли лесного фонда, он сформирован незаконно, а следовательно, все сделки, породившие право собственности ответчика на спорный участок на основании ст. 167, 168 ГК РФ являются недействительными с момента их совершения как не соответствующие требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ.
Постановлением Главы Мытищинского муниципального района Московской области N 3193 от 02.10.2009 года ООО "ЮНИКС" была утверждена схема расположения земельного участка площадью 5000 кв. м, находящегося по адресу: Московская область, Мытищинский район, сельское поселение Федоскинское, вблизи д. Еремино, из земель промышленности, для размещения автозаправочной станции, на кадастровом плане соответствующей территории.
Границы лесничеств, расположенных на территории Московской области и города Москвы установлены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.08.2007 г. N 378 "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и городу Москве и установлении их границ".
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 378 с 21.08.2007 Солнечногорское опытное лесное хозяйство передано в оперативное управление Дмитровскому лесничеству Мослесхоза.
В материалы дела представлено землеустроительное дело по установлению границ земельного участка площадью 5000 кв. м, на основании которого был произведен кадастровый учет спорного земельного участка. В указанном деле имеется акт согласования местоположения границ земельного участка. Согласно данному акту, местоположение границ формируемого спорного земельного участка было согласовано, в том числе, и начальником отдела по управлению Дмитровским лесничеством Невским В.С.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6, площадью 5000 кв. м был поставлен на государственный кадастровый учет 08.04.2010 с учетом согласования границ со смежными землепользователями.
Согласно выписке из ГКН земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6 является учтенным и принадлежит к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:12:0050304:8 (площадью 9 029 100,00 кв. м) поставлен на государственный кадастровый учет 26.06.2012 года, то есть после образования спорного земельного участка и оформления на него прав аренды ответчиком.
По данным публичной кадастровой карты Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в районе д. Еремино 26.06.2012 г. осуществлен государственный кадастровый учет земель лесного фонда с присвоением кадастрового номера 50:12:0050304:8 (площадью 9 029 100,00 кв. м).
По данным Управления архитектуры и градостроительства Администрации Мытищинского муниципального района спорный земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6 не имеет наложения границ с земельным участком с кадастровым номером 50:12:0050304:8 (земли лесного фонда - квартала 63 выдела 16 Лобненского участкового лесничества).
Кроме того, Решением Совета депутатов сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области от 27.06.2013 г. N 48/8 были утверждены границы д. Еремино. Земельный участок с кадастровым номером 50:12:0050304:6 вошел в границы населенного пункта д. Еремино, что видно из фрагмента топографической основы территории д. Еремино, совмещенной с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0050304:6 и землями лесного фонда.
Таким образом, доказательств вхождения спорного земельного участка в земли лесного фонда истцом в материалы дела не представлено.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
На основании Постановления Главы Мытищинского муниципального района Московской области N 2332 от 12.07.2010 года ООО "ЮНИКС" был предоставлен земельный участок площадью 5000 кв. м с кадастровым номером 50:12:0050304:6, расположенный на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землях космической деятельности, землях обороны, безопасности и землях иного специального назначения, в аренду на 49 лет, для размещения автозаправочной станции.
Договор аренды спорного земельного участка от N 7824 от 03.09.2010 г. не расторгнут, не признан недействительными, что исключает признание владения спорным земельным участком ООО "ЮНИКС" незаконным.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать имущество у лица, во владении которого оно находится без законных оснований.
Согласно п. 32 Постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.10 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя ст. 301 ГК РФ, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Пунктом 36 данного Постановления указано, что в соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В соответствии со ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Права всех собственников защищаются равным образом.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Комитет лесного хозяйства не представил доказательств действительного нахождения земельного участка на ранее учтенном участке лесного фонда, а также что спорный земельный участок является участком лесного фонда и находится в федеральной собственности.
Кроме того, Администрация Мытищинского района Московской области, заявила о пропуске Комитетом срока исковой давности по настоящему иску.
В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что о нарушении своих прав истец должен был узнать не позднее 08.04.2010 - постановки спорного земельного участка на государственный кадастровый учет с предварительным согласованием границ с уполномоченным, на тот момент, органом в области лесного хозяйства.
То обстоятельство, что Комитет лесного хозяйства был образован в 2012 году не означает, что срок исковой давности должен исчисляться именно с этой даты.
Согласно п. 2 Приказа Рослесхоза от 12.01.2009 г. N 1 "Об определении количества лесничеств на территории Московской области и установлении их границ", было приказано установить границы лесничеств согласно приложению.
Так, согласно п. 4 приложения к данному приказу Лобненское участковое лесничество входило в состав Дмитровского лесничества.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью и надлежащую постановку их на кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) осуществляет государство в лице соответствующих служб. Между тем, Комитет лесного хозяйства Московской области не является новым органом исполнительной власти, осуществляющим распорядительные функции в сфере лесного хозяйства.
Так, в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации N 1021 от 25.12.1992 г., N 808 от 05.07.1994 года, N 173 от 10.02.1998 года, федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, являлась Федеральная служба лесного хозяйства России, в структуру которой входили подведомственные ей подразделения в субъектах РФ и местные подразделения -лесхозы, лесничества.
Указом Президента Российской Федерации N 867 от 17.05.2000 г. "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба лесного хозяйства была упразднена, ее функции были переданы Министерству природных ресурсов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 от 16.06.2004 г. было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с которым указанное агентство (Рослесхоз) было наделено функциями по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Указом Президента Российской Федерации N 724 от 12.05.2008 г. "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство лесного хозяйства было передано в ведение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 736 от 23.09.2010 г. "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" было утверждено Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, в соответствии с п. 6.9 которого Федеральное агентство лесного хозяйства с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы агентства.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 27 от 16.02.2011 года было утверждено Положение об управлении лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, пунктом 1 которого установлено; что Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москва (Мослесхоз) является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции: по реализации государственной политики в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях); по контролю и надзору в области лесных отношений (на землях лесного фонда); по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно п. 9.7 Постановления Правительства Российской Федерации N 452 от 28.07.2005 г. "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" принятие решений о реорганизации или об упразднении территориальных органов федерального органа исполнительной власти производится в порядке, аналогичном порядку принятия решения об образовании новых территориальных органов.
В решении федерального органа исполнительной власти о реорганизации или об упразднении территориального органа регламентируются вопросы передачи функций реорганизуемых территориальных органов, правопреемства, гарантий и компенсаций государственным служащим в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По распоряжению Правительства Российской Федерации N 721-р от 04.05.2012 г. "О передаче федерального бюджетного специализированного учреждения "Центрлес" и федерального государственного учреждения "Мособллес", с 1 июля 2012 года утратило силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 520-р от 25.04.2007 года, на основании которого все лесничества и лесопарки Московской области ранее находились под управлением уполномоченного федерального органа (Рослесхоза), территориальным органом которого являлось Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.
В соответствии с п. 3 Постановления Губернатора Московской области от 15 мая 2012 года N 115-ПГ "О структуре Правительства Московской области, исполнительных органов государственной власти Московской области и подведомственности государственных органов Московской области" образовался Комитет лесного хозяйства Московской области (с 1 июля 2012 года).
Пунктом 3 Постановления Правительства Московской области N 863/22 от 26 июня 2012 года "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" было установлено принять в собственность Московской области федеральное бюджетное специализированное учреждение "Центрлес" и федеральное государственное учреждение "Мособллес" как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 863/22 от 26 июля 2012 года, Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
На основании пункта 11 "Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области", утвержденного Постановлением Правительства Московской области N 863/22 от 26 июля 2012 года, основными задачами Комитета являются: охрана, защита и воспроизводство лесов; эффективное управление лесами; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Соответственно, в связи с реорганизацией системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, функции и полномочия в сфере лесных правоотношений последовательно передавались от Федеральной службы лесного хозяйства России к Министерству природных ресурсов Российской Федерации, затем Федеральному агентству лесного хозяйства, которым было создано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, полномочия которого перешли к Комитету лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Комитет лесного хозяйства Московской области, фактически является правопреемником соответствующего структурного подразделения Федеральной службы лесного хозяйства России.
Указанная правовая позиция также изложена в Постановлениях Федерального арбитражного суда Московского округа от 22.07.2014 по делу N А40-60975/13, от 25.06.2014 по делу N А40-104797/13, от 30.04.2014 по делу N А41-19510/13.
Гражданское законодательство не содержит оснований для восстановления срока на защиту права собственности при смене владельца. При смене владельца имущества, срок на защиту права собственника, не реализовавшего своевременно право на судебную защиту, не начинает течь заново.
Согласно разъяснениям, данным в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2001 N 15 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования, именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 12 сентября 2014 года по делу N А41-39925/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Е.Н.КОРОТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)