Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии от Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Митрофана А.К. (доверенность от 03.07.2014 N 1-24-27/2014), рассмотрев 15.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление "Энергогидромеханизация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2014 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А56-72746/2013 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Сомова Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергогидромеханизация", место нахождения: 197229, Санкт-Петербург, Беговая ул., д. 19, лит. "А", ОГРН 1087847015772, ИНН 7814426866 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4 (далее - Комитет), от 21.11.2013 N 2904-13/Д, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.2 и части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2014, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 13.02.2014 и постановление от 24.06.2014. По мнению подателя жалобы, событие вмененного ему административного правонарушения не доказано, поскольку практически все обстоятельства дела, изложенные в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, основаны на протоколе осмотра от 23.09.2013 по административному делу N 2691-13Д, возбужденному в отношении общества с ограниченной ответственностью ФПГ "РОССТРО" (далее - ООО ФПГ "РОССТРО"; при проведении мероприятий по осмотру территории представитель заявителя не участвовал; Общество представило все необходимые документы для проведения работ по мелиорации, подтверждающие соблюдение требования действующего законодательства по охране окружающей среды.
В судебном заседании представитель Комитета просил оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 31.07.2013 Комитетом на основании распоряжения от 25.07.2013 N 1-17-2474-13/Р в рамках рейдовой проверки, назначенной по обращению гражданина Томикаса Ю.В., проведен осмотр территории водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы реки Россонь и земельного участка с кадастровым номером 47:20:0602007:27, расположенного вблизи деревни Ванакюля Кингисеппского района Ленинградской области, принадлежащего ООО ФПГ "РОССТРО".
В ходе рейда Комитетом установлено, что на осмотренном земельном участке проводятся земляные работы по выемке природного грунта, перемещению и складирования грунта (в том числе, почвы). В результате уже проведенных земляных работ произошло изменение пространственного расположения грунта на осмотренном земельном участке, а именно: сформированы углубления с выемкой природного грунта; до уреза воды в реке Россонь размещены отвалы изъятого размываемого грунта (зернистой структуры супесь, песок с присутствием глины и илистых образований); весь объем размещенных в отвалах грунтов размещен на почве (без оборудованной площадки с твердым покрытием) и не имеет защитных ограждений со стороны реки Россонь; на земельном участке естественное почвенное покрытие с естественной травянистой растительностью почти полностью отсутствуют, на большей части территории проведены земляные работы по снятию, перемещению и складированию грунта, в результате чего образовались углубления суши, заполненные и незаполненные водой, и отвалы изъятых грунтов.
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 29.01.2013 на осмотренный участок, следует, что земельный участок с кадастровым номером: 47:20:0602007:27 категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для ведения сельхозпроизводства, общая площадь 40 370 кв. м, адрес (местонахождение): Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный р-н, Куземкинское сельское поселение, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала и находится в собственности ООО ФПГ "РОССТРО". Существующие ограничения (обременения) права: часть земельного участка площадью 4157 кв. м находится в прибрежной защитной полосе р. Россонь: часть земельного участка площадью 31 134 кв. м находится в водоохранной зоне р. Россонь (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2013 N 47-47-18/002/2013-046).
Схемой расположения земельного участка 47:20:0602007:27 и межевого плана от 29.10.2012 подтверждается, что в период составления межевого плана, до осуществлении на нем хозяйственной деятельности ООО ФПГ "РОССТРО" находился луг, а выемки грунта, искусственные водоемы, насыпи грунта отсутствовали.
Данные факты нашли свое отражение в акте обследования территории от 31.07.2013 N 1-17-2474-1ЗЛР, акте рейдовой проверки от 31.07.2013 N 1-17-2474-13/Р, а также материалах фотосъемки, проведенной 31.07.2013, и послужили основанием для возбуждения 02.08.2013 в отношении собственника земельного участка - ООО ФПГ "РОССТРО" дела N 2691-13/Д об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
В рамках административного расследования по названного делу 23.09.2013, с участием представителя ООО ФПГ "РОССТРО", представителя подрядчика (Общества) и понятых составлен протокол осмотра территории N 2691-13/Д, в котором зафиксировано, что на земельном участке 47:20:0602007:27 проведены земляные работы по выемке грунта, перемещению грунта и складированию грунта. В результате проведенных земляных работ сформированы углубления неправильной формы с выемкой грунта заполненные водой - построены искусственные водоемы. Непосредственно к водоемам примыкают размещенные на почве отвалы изъятого грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, размываемого, добытого гидромеханическим способом (земснарядом Watermaster), а именно, вдоль русла реки Россонь размещены:
- отвал размываемого грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ. Размещенный грунт имеет зернистую структуру: песок с примесью глины, супесь и илистые образования, состоящий из отдельных минеральных частиц (зерен) разного диаметра. Размер отвала: высота - 2,5 м, ширина - 30 м, длина вдоль реки Россонь 200 м, объем отвала 15 000 куб. м. Грунт размещен в границах 110-метровой водоохранной зоны реки Россонь на почве без специально оборудованной площадки и защитного сооружения вдоль русла реки Россонь на 200 м на расстоянии 46 м от уреза воды в реке Россонь.
- отвал размываемого грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ. Размещенный грунт имеет зернистую структуру: песок с примесью глины, супесь и илистые образования, состоящий из отдельных минеральных частиц (зерен) разного диаметра. Размер отвала: высота - 2,0 м, ширина - 30 м, длина вдоль реки Россонь 100 м, объем отвала 6000 куб. м. Грунт размещен в границах 30-метровой прибрежной защитной полосы реки Россонь непосредственно на почве без специально оборудованной площадки для размещения и защитного сооружения вдоль русла реки Россонь на 100 м на расстоянии 22-23 м от уреза воды в реке Россонь, координаты размещения отвала 59°30.9011 N 028 10/761 Е.
Во время осмотра проведено фотографирование фотокамерой С5-03 Nokia тип АСР See 8.0 JPEG Image, измерения проведены при помощи мерной геодезической ленты "ЗУБР" серии "Мастер" стальной длиной 50 м, предназначенной для проведения измерительных и разметочных работ, навигатора GPS NAP 62S (GARMIN).
Копия указанного протокола осмотра вручена 23.09.2013 уполномоченному представителю Общества Гусарову А.Н., участвовавшему в осмотре территории по доверенности от 19.09.2013 N 5-09.
Поскольку при проведении административного расследования по делу N 2691-13/Д, возбужденному в отношении ООО ФПГ "РОССТРО", Комитет установил, что на земельном участке 47:20:0602007:27, мелиоративные, земляные (землеройные) работы собственник земельного участка выполняет не собственными силами, а заключил соответствующий договор подряда от 15.04.2013 N 01/04-13 с Обществом, 01.10.2013 производство об административном правонарушении по делу N 2691-13/Д было прекращено.
Данные административного расследования по этому делу послужили поводом для возбуждения 03.10.2013 в отношении Общества дела N 2904-13/Д об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьей 8.2 и частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ. Определением от 03.10.2013 протокол осмотра от 23.09.2013 по административному делу N 2691-13/Д (с фотоматериалами) и материалы рейдовой проверки N 1-17-2474-13/Р приобщены к материалам административного дела N 2904-13/Д.
В ходе административного расследования по делу об административном правонарушении N 2904-13/Д, Комитет 01.11.2013 установил, что Общество при проведении землеройных работ по договору подряда от 15.04.2013 N 01/04-13, заключенным с ООО ФПГ "РОССТРО", допустило нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - использовало прибрежную защитную полосу водного объекта (реки Россонь), водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной или иной деятельности, квалифицируемое по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, квалифицируемое по статье 8.2 КоАП РФ - разместило непосредственно на почве вдоль русла реки Россонь на протяжении 100 м на расстоянии 22-23 м от уреза воды в реке (при минимальном расстоянии 30 м), без специально оборудованного места временного хранения (площадки) и защитного сооружения со стороны реки в границах прибрежной защитной полосы реки Россонь, отвал объемом 6000 куб. м размываемых грунтов зернистой структуры супесь, песок с присутствием глины и илистых образований, извлеченных с использованием земснаряда Watermaster со дна искусственно создаваемых водоемов, являющихся одновременно отходом, образовавшимся при проведении землеройных работ.
По данному факту 01.11.2013 Комитетом составлен протокол об административном правонарушении N 2904-13/Д об использовании Обществом защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности и несоблюдения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на используемом земельном участке.
Постановлением от 21.11.2013 N 2904-13/Д Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 и части 1 статьи 8.42 КоАП РФ с назначением с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ административного штрафа в размере 300 000 руб.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях Общества составов вмененных ему правонарушений, отказал ему в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с указанным выводом суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В то же время в силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.1.7.1322-03 введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В то же время согласно пункту 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей природной среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 статьи 37 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружении и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением технических регламентов в области охраны окружающей среды.
При этом строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды запрещается (пункт 2 статьи 37 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 37 Закона N 7-ФЗ при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мелиорация земель проводится на основании проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила (статья 25 Федерального закона N 4-ФЗ от 10.01.1996 "О мелиорации земель").
В силу частей 1 и 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 16 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом частью 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон установлен запрет на использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Дополнительный запрет установлен частью 17 статьи 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос: наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию (пункт 2 статьи 4 Закона N 7-ФЗ).
Территория прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны реки Россонь, на которой осуществлен сброс на почву размываемых грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ, является естественным природным ландшафтом.
За использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на юридических лиц от двухсот до четырехсот тысяч рублей.
Судами установлено и материалами дела подтверждается наличие нарушений указанных требований действующего законодательства.
Доводы заявителя о том, что Общество не участвовало в осмотре территории 23.09.2013 и своего уполномоченного представителя для этих целей не направляло, были предметом исследования апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционным судом правильно указано, что Комитет 18.09.2013 направил Обществу определение N 2691-13/д-1 об обеспечении присутствия представителя юридического лица при осмотре 23.09.2013 в 12 ч. 00 мин. территорий водоохранной зоны (100 м), прибрежной полосы (50 м) береговой полосы (20 м) и акватории реки Россонь, территории земельного участка 47:20:0602007:27, принадлежащего ООО ФПГ "РОССТРО", где Обществом проводятся земляные работы по договору подряда от 15.04.2013 N 01/04-13. Определение от 18.09.2013 N 2691-13/д-1 получено Обществом.
Во исполнение указанного определения генеральный директор Общества Лычев Д.Е. выдал доверенность от 19.09.2013 N 5-09, которой уполномочил Гусарова А.Н. представлять интересы Общества в Комитете по вопросам, связанным с ведением производства по делам об административных правонарушениях, в том числе дела N 2691-13/д. При выполнении поручения представитель вправе, в том числе, непосредственно присутствовать при проведении мероприятий, при проведении осмотров, давать объяснения по вопросам, указывать в протоколах о своем ознакомлении, согласии или несогласии, подписывать протоколы осмотров и получать их копии.
Гусаров А.Н., участвовавший в осмотре территории 23.09.2013 на основании вышеуказанной доверенности, подписал протокол осмотра N 2961-13/Д без замечаний и возражений, копия протокола (с фотоматериалами) вручена ему 23.09.2013.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что протокол осмотра от 23.09.2013 N 2961-13/Д является допустимым и относимым доказательством события вменяемого обществу правонарушения по делу N 2904-13/Д.
Общество в кассационной жалобе также ссылается на то, что при проведении мелиоративных работ по осушению земельного участка оно имело все необходимые документы для такого вида работ.
Данный довод заявителя обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как не подтвержденный материалами дела.
Ни в ходе административного расследования, ни в арбитражный суд Общество не представило проект мелиорации на проведение работ по договору подряда от 15.05.2013 3 01/04-13 (согласованный в установленном порядке с органами по защите окружающей среды, охраны земель, рыбоохраны); согласованную сторонами Техническую документацию по проведению мелиоративных работ (с обустройством водосборных водоемов и вертикальной планировки намытых штабелей, с указанием подъездных путей, проездов, мест временного складирования и объемов грунта); документацию, включающую в себя работы по восстановлению грунтового слоя; не подтвердило отнесение к 5-му классу опасности грунтов, образовавшихся при земляных работах.
При таких обстоятельствах судами сделан правомерный вывод о том, что доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций по материалам дела сделан правильный вывод о том, что процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности административным органом не допущено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом детального рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций. Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А56-72746/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергогидромеханизация" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-72746/2013
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2014 г. по делу N А56-72746/2013
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии от Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Митрофана А.К. (доверенность от 03.07.2014 N 1-24-27/2014), рассмотрев 15.10.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление "Энергогидромеханизация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2014 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А56-72746/2013 (судьи Борисова Г.В., Лопато И.Б., Сомова Е.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергогидромеханизация", место нахождения: 197229, Санкт-Петербург, Беговая ул., д. 19, лит. "А", ОГРН 1087847015772, ИНН 7814426866 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области, место нахождения: 197342, Санкт-Петербург, Торжковская ул., д. 4 (далее - Комитет), от 21.11.2013 N 2904-13/Д, которым Общество привлечено к административной ответственности на основании статьи 8.2 и части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.02.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2014, Обществу в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 13.02.2014 и постановление от 24.06.2014. По мнению подателя жалобы, событие вмененного ему административного правонарушения не доказано, поскольку практически все обстоятельства дела, изложенные в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, основаны на протоколе осмотра от 23.09.2013 по административному делу N 2691-13Д, возбужденному в отношении общества с ограниченной ответственностью ФПГ "РОССТРО" (далее - ООО ФПГ "РОССТРО"; при проведении мероприятий по осмотру территории представитель заявителя не участвовал; Общество представило все необходимые документы для проведения работ по мелиорации, подтверждающие соблюдение требования действующего законодательства по охране окружающей среды.
В судебном заседании представитель Комитета просил оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 31.07.2013 Комитетом на основании распоряжения от 25.07.2013 N 1-17-2474-13/Р в рамках рейдовой проверки, назначенной по обращению гражданина Томикаса Ю.В., проведен осмотр территории водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, береговой полосы реки Россонь и земельного участка с кадастровым номером 47:20:0602007:27, расположенного вблизи деревни Ванакюля Кингисеппского района Ленинградской области, принадлежащего ООО ФПГ "РОССТРО".
В ходе рейда Комитетом установлено, что на осмотренном земельном участке проводятся земляные работы по выемке природного грунта, перемещению и складирования грунта (в том числе, почвы). В результате уже проведенных земляных работ произошло изменение пространственного расположения грунта на осмотренном земельном участке, а именно: сформированы углубления с выемкой природного грунта; до уреза воды в реке Россонь размещены отвалы изъятого размываемого грунта (зернистой структуры супесь, песок с присутствием глины и илистых образований); весь объем размещенных в отвалах грунтов размещен на почве (без оборудованной площадки с твердым покрытием) и не имеет защитных ограждений со стороны реки Россонь; на земельном участке естественное почвенное покрытие с естественной травянистой растительностью почти полностью отсутствуют, на большей части территории проведены земляные работы по снятию, перемещению и складированию грунта, в результате чего образовались углубления суши, заполненные и незаполненные водой, и отвалы изъятых грунтов.
Из свидетельства о государственной регистрации права собственности от 29.01.2013 на осмотренный участок, следует, что земельный участок с кадастровым номером: 47:20:0602007:27 категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование - для ведения сельхозпроизводства, общая площадь 40 370 кв. м, адрес (местонахождение): Ленинградская обл., Кингисеппский муниципальный р-н, Куземкинское сельское поселение, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала и находится в собственности ООО ФПГ "РОССТРО". Существующие ограничения (обременения) права: часть земельного участка площадью 4157 кв. м находится в прибрежной защитной полосе р. Россонь: часть земельного участка площадью 31 134 кв. м находится в водоохранной зоне р. Россонь (запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28.01.2013 N 47-47-18/002/2013-046).
Схемой расположения земельного участка 47:20:0602007:27 и межевого плана от 29.10.2012 подтверждается, что в период составления межевого плана, до осуществлении на нем хозяйственной деятельности ООО ФПГ "РОССТРО" находился луг, а выемки грунта, искусственные водоемы, насыпи грунта отсутствовали.
Данные факты нашли свое отражение в акте обследования территории от 31.07.2013 N 1-17-2474-1ЗЛР, акте рейдовой проверки от 31.07.2013 N 1-17-2474-13/Р, а также материалах фотосъемки, проведенной 31.07.2013, и послужили основанием для возбуждения 02.08.2013 в отношении собственника земельного участка - ООО ФПГ "РОССТРО" дела N 2691-13/Д об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ.
В рамках административного расследования по названного делу 23.09.2013, с участием представителя ООО ФПГ "РОССТРО", представителя подрядчика (Общества) и понятых составлен протокол осмотра территории N 2691-13/Д, в котором зафиксировано, что на земельном участке 47:20:0602007:27 проведены земляные работы по выемке грунта, перемещению грунта и складированию грунта. В результате проведенных земляных работ сформированы углубления неправильной формы с выемкой грунта заполненные водой - построены искусственные водоемы. Непосредственно к водоемам примыкают размещенные на почве отвалы изъятого грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ, размываемого, добытого гидромеханическим способом (земснарядом Watermaster), а именно, вдоль русла реки Россонь размещены:
- отвал размываемого грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ. Размещенный грунт имеет зернистую структуру: песок с примесью глины, супесь и илистые образования, состоящий из отдельных минеральных частиц (зерен) разного диаметра. Размер отвала: высота - 2,5 м, ширина - 30 м, длина вдоль реки Россонь 200 м, объем отвала 15 000 куб. м. Грунт размещен в границах 110-метровой водоохранной зоны реки Россонь на почве без специально оборудованной площадки и защитного сооружения вдоль русла реки Россонь на 200 м на расстоянии 46 м от уреза воды в реке Россонь.
- отвал размываемого грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ. Размещенный грунт имеет зернистую структуру: песок с примесью глины, супесь и илистые образования, состоящий из отдельных минеральных частиц (зерен) разного диаметра. Размер отвала: высота - 2,0 м, ширина - 30 м, длина вдоль реки Россонь 100 м, объем отвала 6000 куб. м. Грунт размещен в границах 30-метровой прибрежной защитной полосы реки Россонь непосредственно на почве без специально оборудованной площадки для размещения и защитного сооружения вдоль русла реки Россонь на 100 м на расстоянии 22-23 м от уреза воды в реке Россонь, координаты размещения отвала 59°30.9011 N 028 10/761 Е.
Во время осмотра проведено фотографирование фотокамерой С5-03 Nokia тип АСР See 8.0 JPEG Image, измерения проведены при помощи мерной геодезической ленты "ЗУБР" серии "Мастер" стальной длиной 50 м, предназначенной для проведения измерительных и разметочных работ, навигатора GPS NAP 62S (GARMIN).
Копия указанного протокола осмотра вручена 23.09.2013 уполномоченному представителю Общества Гусарову А.Н., участвовавшему в осмотре территории по доверенности от 19.09.2013 N 5-09.
Поскольку при проведении административного расследования по делу N 2691-13/Д, возбужденному в отношении ООО ФПГ "РОССТРО", Комитет установил, что на земельном участке 47:20:0602007:27, мелиоративные, земляные (землеройные) работы собственник земельного участка выполняет не собственными силами, а заключил соответствующий договор подряда от 15.04.2013 N 01/04-13 с Обществом, 01.10.2013 производство об административном правонарушении по делу N 2691-13/Д было прекращено.
Данные административного расследования по этому делу послужили поводом для возбуждения 03.10.2013 в отношении Общества дела N 2904-13/Д об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьей 8.2 и частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ. Определением от 03.10.2013 протокол осмотра от 23.09.2013 по административному делу N 2691-13/Д (с фотоматериалами) и материалы рейдовой проверки N 1-17-2474-13/Р приобщены к материалам административного дела N 2904-13/Д.
В ходе административного расследования по делу об административном правонарушении N 2904-13/Д, Комитет 01.11.2013 установил, что Общество при проведении землеройных работ по договору подряда от 15.04.2013 N 01/04-13, заключенным с ООО ФПГ "РОССТРО", допустило нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта - использовало прибрежную защитную полосу водного объекта (реки Россонь), водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной или иной деятельности, квалифицируемое по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ; несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, квалифицируемое по статье 8.2 КоАП РФ - разместило непосредственно на почве вдоль русла реки Россонь на протяжении 100 м на расстоянии 22-23 м от уреза воды в реке (при минимальном расстоянии 30 м), без специально оборудованного места временного хранения (площадки) и защитного сооружения со стороны реки в границах прибрежной защитной полосы реки Россонь, отвал объемом 6000 куб. м размываемых грунтов зернистой структуры супесь, песок с присутствием глины и илистых образований, извлеченных с использованием земснаряда Watermaster со дна искусственно создаваемых водоемов, являющихся одновременно отходом, образовавшимся при проведении землеройных работ.
По данному факту 01.11.2013 Комитетом составлен протокол об административном правонарушении N 2904-13/Д об использовании Обществом защитной полосы водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности и несоблюдения требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на используемом земельном участке.
Постановлением от 21.11.2013 N 2904-13/Д Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 и части 1 статьи 8.42 КоАП РФ с назначением с учетом положений статьи 4.4 КоАП РФ административного штрафа в размере 300 000 руб.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях Общества составов вмененных ему правонарушений, отказал ему в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд согласился с указанным выводом суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), под отходами производства и потребления понимаются отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, под обращением с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
В то же время в силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
При этом запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.1.7.1322-03 введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 80 вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц от ста до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
В то же время согласно пункту 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей природной среды и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 статьи 37 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что строительство и реконструкция зданий, строений, сооружении и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением технических регламентов в области охраны окружающей среды.
При этом строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды запрещается (пункт 2 статьи 37 Закона N 7-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 37 Закона N 7-ФЗ при осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Мелиорация земель проводится на основании проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила (статья 25 Федерального закона N 4-ФЗ от 10.01.1996 "О мелиорации земель").
В силу частей 1 и 2 статьи 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Частью 16 статьи 65 ВК РФ предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом частью 15 статьи 65 ВК РФ в границах водоохранных зон установлен запрет на использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
Дополнительный запрет установлен частью 17 статьи 65 ВК РФ в границах прибрежных защитных полос: наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию (пункт 2 статьи 4 Закона N 7-ФЗ).
Территория прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны реки Россонь, на которой осуществлен сброс на почву размываемых грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ, является естественным природным ландшафтом.
За использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на юридических лиц от двухсот до четырехсот тысяч рублей.
Судами установлено и материалами дела подтверждается наличие нарушений указанных требований действующего законодательства.
Доводы заявителя о том, что Общество не участвовало в осмотре территории 23.09.2013 и своего уполномоченного представителя для этих целей не направляло, были предметом исследования апелляционного суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционным судом правильно указано, что Комитет 18.09.2013 направил Обществу определение N 2691-13/д-1 об обеспечении присутствия представителя юридического лица при осмотре 23.09.2013 в 12 ч. 00 мин. территорий водоохранной зоны (100 м), прибрежной полосы (50 м) береговой полосы (20 м) и акватории реки Россонь, территории земельного участка 47:20:0602007:27, принадлежащего ООО ФПГ "РОССТРО", где Обществом проводятся земляные работы по договору подряда от 15.04.2013 N 01/04-13. Определение от 18.09.2013 N 2691-13/д-1 получено Обществом.
Во исполнение указанного определения генеральный директор Общества Лычев Д.Е. выдал доверенность от 19.09.2013 N 5-09, которой уполномочил Гусарова А.Н. представлять интересы Общества в Комитете по вопросам, связанным с ведением производства по делам об административных правонарушениях, в том числе дела N 2691-13/д. При выполнении поручения представитель вправе, в том числе, непосредственно присутствовать при проведении мероприятий, при проведении осмотров, давать объяснения по вопросам, указывать в протоколах о своем ознакомлении, согласии или несогласии, подписывать протоколы осмотров и получать их копии.
Гусаров А.Н., участвовавший в осмотре территории 23.09.2013 на основании вышеуказанной доверенности, подписал протокол осмотра N 2961-13/Д без замечаний и возражений, копия протокола (с фотоматериалами) вручена ему 23.09.2013.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод о том, что протокол осмотра от 23.09.2013 N 2961-13/Д является допустимым и относимым доказательством события вменяемого обществу правонарушения по делу N 2904-13/Д.
Общество в кассационной жалобе также ссылается на то, что при проведении мелиоративных работ по осушению земельного участка оно имело все необходимые документы для такого вида работ.
Данный довод заявителя обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции как не подтвержденный материалами дела.
Ни в ходе административного расследования, ни в арбитражный суд Общество не представило проект мелиорации на проведение работ по договору подряда от 15.05.2013 3 01/04-13 (согласованный в установленном порядке с органами по защите окружающей среды, охраны земель, рыбоохраны); согласованную сторонами Техническую документацию по проведению мелиоративных работ (с обустройством водосборных водоемов и вертикальной планировки намытых штабелей, с указанием подъездных путей, проездов, мест временного складирования и объемов грунта); документацию, включающую в себя работы по восстановлению грунтового слоя; не подтвердило отнесение к 5-му классу опасности грунтов, образовавшихся при земляных работах.
При таких обстоятельствах судами сделан правомерный вывод о том, что доказательств, свидетельствующих о принятии заявителем всех необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций по материалам дела сделан правильный вывод о том, что процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности административным органом не допущено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом детального рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций. Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по делу и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу N А56-72746/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергогидромеханизация" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
Л.Б.МУНТЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)