Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства", поступившую в краевой суд 18 марта 2014 года, на решение Центрального районного суда г. Сочи от 22 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2014 года по делу по иску А.Л.Н., А.И. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" и администрации города Сочи о возмещении ущерба, причиненного незаконным изъятием земельного участка,
установил:
А.Л.Н. и А.И. обратились в суд с иском к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" и администрации города Сочи о возмещении ущерба, причиненного незаконным изъятием земельного участка, просили обязать ответчиков компенсировать им стоимость земельного участка площадью 570 кв. м, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
В обосновании заявленных требований истцы указали, что А.Ш.П. на основании постановления Главы администрации Хостинского района г. Сочи от 31.03.1993 года N 451 принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок <адрес обезличен>. На указанном земельном участке был возведен дом.
10 марта 2002 года А.Ш.П. умер. Его наследниками являются жена - А.Л.Н. и дочь - А.И. - истцы по делу.
После смерти А.Ш.П. они в установленном законом порядке приняли наследство, получив свидетельства о праве собственности вышеуказанный земельный участок с расположенным на нем домом по 1/2 доли каждая.
Земельный участок ими обрабатывался, на нем росли и плодоносили фруктовые деревья, кустарники, выращивались овощи. Приехав в очередной раз на земельный участок, они увидели, что дом снесен, а земельный участок покрыт асфальтом.
Им стало известно, что принадлежащий им земельный участок попал к полосу отвода строительства олимпийского объекта - автомагистрали - "Дублер Курортного проспекта".
Однако о предстоящем изъятии у них земельного участка они не уведомлялись, вопрос о выкупе принадлежащего им земельного участка, возмещении убытков, причиненных изъятием, с ними не решался.
Они обращались в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийский игр 2014 года об устранении нарушений действующего законодательства, восстановлению нарушенных прав, но им было отказано.
Истцы просили обязать ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" возместить ущерб, причиненный незаконным изъятием земельного участка и расположенного на нем дома, компенсировать стоимость изъятого земельного участка в сумме 1 985 310 руб.; убытков, причиненных изъятием земельного участка в размере 39 870 руб.; стоимость снесенного садового дома в размере 610 008 руб., а также взыскать с ответчиков в их пользу судебные расходы в размере стоимости судебной экспертизы, проведенной ООО "Южная консалтинговая группа" в сумме 30 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 22 октября 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
С ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" в пользу истцов взыскан ущерб, причиненный изъятием земельного участка в размере 1 985 310 руб.; убытков, причиненных изъятием земельного участка в размере 39 870 руб.; стоимость снесенного садового дома в размере 610 008 руб., расходы за проведение судебной экспертизы, в сумме 30 000 рублей.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2014 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, в жалобе указывает на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившееся в том, что вопрос об изъятии земельных участков решался Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года
20 марта 2014 года дело истребовано в Краснодарский краевой суд.
16 июня 2013 года дело поступило в Краснодарский краевой суд.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела не допущено.
Судом установлено, что земельный участок N <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен> принадлежал А.Ш.П.
На данном земельном участке был возведен садовый дом общей площадью 46,08 кв. м, этажностью - 2.
После смерти А.Ш.П., наступившей 10 марта 2002 года, собственниками указанного имуществ в порядке наследования по 1/2 доли каждая стали истцы по делу супруга - А.Л.Н. и дочь - А.И.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В ходе судебного разбирательства было выяснено, что в результате строительства олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль города Сочи "Дублер Курортного проспекта" садовый дом, принадлежащий истцам был снесен, а земельный участок частично покрыт асфальтом, частично завален строительным мусором.
Судом сделан обоснованный вывод, что Федеральное дорожное агентство является ответственным исполнителем по строительству олимпийского объекта транспортной инфраструктуры федерального значения "Центральная автомагистраль <адрес обезличен> "Дублер Курортного проспекта" от 172 км федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)".
На основании постановления администрации г. Сочи от 20.10.2011 года N 2137 и договора безвозмездного срочного пользования земельными участками от <дата обезличена> <номер обезличен> земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1 353 кв. м предоставлен Дирекции для строительства вышеуказанного объекта.
В силу ст. 55 ЗК РФ порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования земельного и гражданского законодательства.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 01.12.2007 года N 310 в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Статьей 15 указанного закона определен порядок изъятия земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Согласно ч. 6 ст. 15 Согласно ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" с 01.01 2008 года до 01.01.2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия:
- подготовка и принятие решений о резервировании земель в целях размещения олимпийских объектов Федерального значения,
- подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества" в целях размещения олимпийских объектов федерального значения,
- - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иных объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;
- - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
Согласно Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 июня 2008 года N 497 Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
В судебном заседании установлено, что решения об изъятии земельного участка, принадлежащего истцам, в установленном законом порядке не принималось, вопрос о возмещении расходов, связанных с его изъятием для строительства олимпийского объекта не рассматривался.
А.Л.Н. и А.И. обращались в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийский игр 2014 года по вопросу возмещения убытков, причиненных в связи с изъятием земельного участка, однако в удовлетворении заявления отказано на том основании, что земельный участок на кадастровый учет поставлен условно, в связи с чем, определить его месторасположение относительно границ олимпийских объектов невозможно.
Суд сделал правильный вывод, что данный ответ не основан на законе, поскольку согласно ч. 20.2 ст. 15 Федерального закона N 310 - ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в случае отсутствия кадастровых сведений о земельном участке, в отношении которого принято решение об изъятии в целях размещений олимпийских объектов, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", администрация Краснодарского края вправе выступать заказчиком кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, участвовать в согласовании местоположения границ земельных участков от имени правообладателей указанных земельных участков без доверенности, а также обращаться с заявлением о государственном кадастровом учете указанных земельных участков.
Судом с целью определения местоположения земельного участка <адрес обезличен>", принадлежащего А.Л. А.И. относительно границ олимпийского объекта "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги ул. Земляничной до Курортного проспекта и определения площади наложения границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на земельный участок <адрес обезличен> 17.04.2012 года назначалась судебная экспертиза, из заключения которой следует, что установлен факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на земельный участок <адрес обезличен>. Площадь наложения составила 104 кв. м.
В судебном заседании эксперт пояснил, что использование оставшейся части земельного участка с целью ведения садоводства по назначению не возможно.
В судебном заседании выяснено, что в ходе строительства олимпийского объекта автомагистрали - "Дублер Курортного проспекта" расположенный на земельном участке <номер обезличен> садовый дом был снесен, что подтверждается представленными Департаментом фотографией снесенного дома и актом обследования земельного участка, пояснениями зам. начальника дирекции заказчика ОАО "ТО-44", данными в рамках проверки, проводимой в порядке ст. 144 УПК РФ дознавателем - ст. УУП отдела полиции (Хостинский район) УВД по г. Сочи.
Судом выяснено, что основной документацией, в том числе разрешениями на снос занимался ФКУ ДСД "Черноморье".
В силу ч. 32 ст. 15 Закона "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные РФ" N 310 в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, оплата выкупной цены гражданам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляется организациями, осуществляющими строительство соответствующих объектов,
В соответствии с п. 43 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года N 991 ответственным исполнителем по олимпийскому объекту автомагистраль - "Дублер Курортного проспекта" является Федеральное дорожное агентство, функции которого в г. Сочи осуществляет ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства".
Учитывая изложенное, суд обоснованно взыскал с ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" в пользу истцов стоимость изъятого земельного участка - 1 985 310 руб.; убытки, причиненные изъятием земельного участка - 39 870 руб.; стоимость снесенного садового дома - 610 008 руб.
Размер причиненного истцам ущерба определен экспертом.
При таких обстоятельствах, судом не допущено нарушений норм материального, либо процессуального права, служащих, в силу ст. 387 ГПК РФ, основанием к отмене судебных постановлений.
Руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" на решение Центрального районного суда г. Сочи от 22 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2014 года по делу по иску А.Л.Н., А.И. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" и администрации города Сочи о возмещении ущерба, причиненного незаконным изъятием земельного участка отказать.
Судья
Краснодарского краевого суда
И.Г.КОРНЫЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.06.2014 N 44Г-1683
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. N 44Г-1683
Судья Краснодарского краевого суда Корныльева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства", поступившую в краевой суд 18 марта 2014 года, на решение Центрального районного суда г. Сочи от 22 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2014 года по делу по иску А.Л.Н., А.И. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" и администрации города Сочи о возмещении ущерба, причиненного незаконным изъятием земельного участка,
установил:
А.Л.Н. и А.И. обратились в суд с иском к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" и администрации города Сочи о возмещении ущерба, причиненного незаконным изъятием земельного участка, просили обязать ответчиков компенсировать им стоимость земельного участка площадью 570 кв. м, расположенного по адресу: <адрес обезличен>
В обосновании заявленных требований истцы указали, что А.Ш.П. на основании постановления Главы администрации Хостинского района г. Сочи от 31.03.1993 года N 451 принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок <адрес обезличен>. На указанном земельном участке был возведен дом.
10 марта 2002 года А.Ш.П. умер. Его наследниками являются жена - А.Л.Н. и дочь - А.И. - истцы по делу.
После смерти А.Ш.П. они в установленном законом порядке приняли наследство, получив свидетельства о праве собственности вышеуказанный земельный участок с расположенным на нем домом по 1/2 доли каждая.
Земельный участок ими обрабатывался, на нем росли и плодоносили фруктовые деревья, кустарники, выращивались овощи. Приехав в очередной раз на земельный участок, они увидели, что дом снесен, а земельный участок покрыт асфальтом.
Им стало известно, что принадлежащий им земельный участок попал к полосу отвода строительства олимпийского объекта - автомагистрали - "Дублер Курортного проспекта".
Однако о предстоящем изъятии у них земельного участка они не уведомлялись, вопрос о выкупе принадлежащего им земельного участка, возмещении убытков, причиненных изъятием, с ними не решался.
Они обращались в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийский игр 2014 года об устранении нарушений действующего законодательства, восстановлению нарушенных прав, но им было отказано.
Истцы просили обязать ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" возместить ущерб, причиненный незаконным изъятием земельного участка и расположенного на нем дома, компенсировать стоимость изъятого земельного участка в сумме 1 985 310 руб.; убытков, причиненных изъятием земельного участка в размере 39 870 руб.; стоимость снесенного садового дома в размере 610 008 руб., а также взыскать с ответчиков в их пользу судебные расходы в размере стоимости судебной экспертизы, проведенной ООО "Южная консалтинговая группа" в сумме 30 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 22 октября 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
С ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" в пользу истцов взыскан ущерб, причиненный изъятием земельного участка в размере 1 985 310 руб.; убытков, причиненных изъятием земельного участка в размере 39 870 руб.; стоимость снесенного садового дома в размере 610 008 руб., расходы за проведение судебной экспертизы, в сумме 30 000 рублей.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2014 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" просит судебные постановления, состоявшиеся по делу, отменить, в жалобе указывает на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права, выразившееся в том, что вопрос об изъятии земельных участков решался Департаментом Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года
20 марта 2014 года дело истребовано в Краснодарский краевой суд.
16 июня 2013 года дело поступило в Краснодарский краевой суд.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении дела не допущено.
Судом установлено, что земельный участок N <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен> принадлежал А.Ш.П.
На данном земельном участке был возведен садовый дом общей площадью 46,08 кв. м, этажностью - 2.
После смерти А.Ш.П., наступившей 10 марта 2002 года, собственниками указанного имуществ в порядке наследования по 1/2 доли каждая стали истцы по делу супруга - А.Л.Н. и дочь - А.И.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В ходе судебного разбирательства было выяснено, что в результате строительства олимпийского объекта федерального значения "Центральная автомагистраль города Сочи "Дублер Курортного проспекта" садовый дом, принадлежащий истцам был снесен, а земельный участок частично покрыт асфальтом, частично завален строительным мусором.
Судом сделан обоснованный вывод, что Федеральное дорожное агентство является ответственным исполнителем по строительству олимпийского объекта транспортной инфраструктуры федерального значения "Центральная автомагистраль <адрес обезличен> "Дублер Курортного проспекта" от 172 км федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги от ул. Земляничной до Курортного проспекта (проектные и изыскательские работы, строительство)".
На основании постановления администрации г. Сочи от 20.10.2011 года N 2137 и договора безвозмездного срочного пользования земельными участками от <дата обезличена> <номер обезличен> земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> площадью 1 353 кв. м предоставлен Дирекции для строительства вышеуказанного объекта.
В силу ст. 55 ЗК РФ порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является предметом регулирования земельного и гражданского законодательства.
Условия и порядок изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 настоящего Кодекса.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" от 01.12.2007 года N 310 в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Статьей 15 указанного закона определен порядок изъятия земельных участков и расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Согласно ч. 6 ст. 15 Согласно ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" с 01.01 2008 года до 01.01.2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе следующие полномочия:
- подготовка и принятие решений о резервировании земель в целях размещения олимпийских объектов Федерального значения,
- подготовка и принятие решений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества" в целях размещения олимпийских объектов федерального значения,
- - уведомление в установленном порядке лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них иных объекты недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения;
- - подготовка и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения.
Согласно Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05 июня 2008 года N 497 Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и полномочий Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края.
В судебном заседании установлено, что решения об изъятии земельного участка, принадлежащего истцам, в установленном законом порядке не принималось, вопрос о возмещении расходов, связанных с его изъятием для строительства олимпийского объекта не рассматривался.
А.Л.Н. и А.И. обращались в Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийский игр 2014 года по вопросу возмещения убытков, причиненных в связи с изъятием земельного участка, однако в удовлетворении заявления отказано на том основании, что земельный участок на кадастровый учет поставлен условно, в связи с чем, определить его месторасположение относительно границ олимпийских объектов невозможно.
Суд сделал правильный вывод, что данный ответ не основан на законе, поскольку согласно ч. 20.2 ст. 15 Федерального закона N 310 - ФЗ "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в случае отсутствия кадастровых сведений о земельном участке, в отношении которого принято решение об изъятии в целях размещений олимпийских объектов, в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", администрация Краснодарского края вправе выступать заказчиком кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, участвовать в согласовании местоположения границ земельных участков от имени правообладателей указанных земельных участков без доверенности, а также обращаться с заявлением о государственном кадастровом учете указанных земельных участков.
Судом с целью определения местоположения земельного участка <адрес обезличен>", принадлежащего А.Л. А.И. относительно границ олимпийского объекта "Центральная автомагистраль г. Сочи "Дублер Курортного проспекта" от км 172 федеральной автомобильной дороги М-27 Джубга - Сочи (р. Псахе) до начала обхода г. Сочи ПКО (р. Агура) с реконструкцией участка автомобильной дороги ул. Земляничной до Курортного проспекта и определения площади наложения границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на земельный участок <адрес обезличен> 17.04.2012 года назначалась судебная экспертиза, из заключения которой следует, что установлен факт наложения границ земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> на земельный участок <адрес обезличен>. Площадь наложения составила 104 кв. м.
В судебном заседании эксперт пояснил, что использование оставшейся части земельного участка с целью ведения садоводства по назначению не возможно.
В судебном заседании выяснено, что в ходе строительства олимпийского объекта автомагистрали - "Дублер Курортного проспекта" расположенный на земельном участке <номер обезличен> садовый дом был снесен, что подтверждается представленными Департаментом фотографией снесенного дома и актом обследования земельного участка, пояснениями зам. начальника дирекции заказчика ОАО "ТО-44", данными в рамках проверки, проводимой в порядке ст. 144 УПК РФ дознавателем - ст. УУП отдела полиции (Хостинский район) УВД по г. Сочи.
Судом выяснено, что основной документацией, в том числе разрешениями на снос занимался ФКУ ДСД "Черноморье".
В силу ч. 32 ст. 15 Закона "Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные РФ" N 310 в случае изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, оплата выкупной цены гражданам, являющимся собственниками изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества осуществляется организациями, осуществляющими строительство соответствующих объектов,
В соответствии с п. 43 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 года N 991 ответственным исполнителем по олимпийскому объекту автомагистраль - "Дублер Курортного проспекта" является Федеральное дорожное агентство, функции которого в г. Сочи осуществляет ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства".
Учитывая изложенное, суд обоснованно взыскал с ФКУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья Федерального дорожного агентства" в пользу истцов стоимость изъятого земельного участка - 1 985 310 руб.; убытки, причиненные изъятием земельного участка - 39 870 руб.; стоимость снесенного садового дома - 610 008 руб.
Размер причиненного истцам ущерба определен экспертом.
При таких обстоятельствах, судом не допущено нарушений норм материального, либо процессуального права, служащих, в силу ст. 387 ГПК РФ, основанием к отмене судебных постановлений.
Руководствуясь ст. 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" на решение Центрального районного суда г. Сочи от 22 октября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 16 января 2014 года по делу по иску А.Л.Н., А.И. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года, ФГУ "Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского дорожного агентства" и администрации города Сочи о возмещении ущерба, причиненного незаконным изъятием земельного участка отказать.
Судья
Краснодарского краевого суда
И.Г.КОРНЫЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)