Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.08.2014 ПО ДЕЛУ N А55-346/2014

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 августа 2014 г. по делу N А55-346/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коминой Т.Н.,
с участием:
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" - не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
от Администрации муниципального района Красноярский Самарской области - не явился, извещен,
от Асадуллаева Сардара Эльдар Оглы - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2014 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2014 года по делу N А55-346/2014, судья Черномырдина Е.В.,
по заявлению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области", г. Самара,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
Администрации муниципального района Красноярский Самарской области, Самарская область, с. Красный Яр,
Асадуллаева Сардара Эльдар Оглы, Самарская область, г. Новокуйбышевск,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

установил:

Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области" с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:26:1801031:0028, имеющего местоположение: Самарская область, Красноярский район, с. Малая Царевщина, ул. Лесная, д. 9, площадью 1500 кв. м, категория "земли поселений (земли населенных пунктов)", вид разрешенного использования: "для ведения личного подсобного хозяйства", обязании снять с кадастрового учета указанный земельный участок.
Решением суда первой инстанции от 28 мая 2014 года в удовлетворении требований отказано (том 1 л.д. 146-153).
В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Администрация муниципального района Красноярский Самарской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 11.07.2014 г. N 1931.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области свою позицию в отношении решения суда первой инстанции изложило в отзыве от 28.07.2014 г. N 9708. Просит суд дело рассмотреть в соответствии с действующим законодательством в отсутствие своего представителя.
Ответчик и Асадуллаев Сардар Эльдар Оглы отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" для проведения государственного кадастрового учета земельных участков органы государственной власти, органы местного самоуправления, заинтересованные правообладатели земельных участков или уполномоченные правообладателями земельных участков лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:26:1801031:28, расположенном по адресу: Самарская область, Красноярский район, с. Малая Царевщина, ул. Лесная, д. 9, площадью 1500 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства.
Сведения о данном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 25.04.2005 г. согласно заявке ООО ПКЦ "Земля и недвижимость" от 22.04.2005 г. N 264-8/05-1425 на основании свидетельства о государственной регистрации права от 23.10.2001 г. (серия 63АА N 309307), подтверждающего право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1517, 00 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, с. Малая Царевщина, ул. Лесная, участок 9, для индивидуального жилищного строительства; плана земельного участка от 25.09.2001 г., подготовленного ООО "ГИС-сервис".
Согласно плану земельного участка в межевом деле от 2001 года указанный земельный участок не входит в состав Гослесфонда (том 1 л.д. 86-88).
На основании заявки Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации Красноярского района Самарской области от 02.06.2005 г. N 26-4-7/05-1175-И-05, постановления Администрации Красноярского района Самарской области от 24.09.1999 г. N 1205 "Об обмене земельных участков лесного фонда", плана земельного участка от 25.04.2005 г., Описания земельных участков, подготовленного ООО ПКЦ "Земля и недвижимость", в сведения государственного кадастра недвижимости были внесены изменения в части уточнения местоположения границ и площади и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 63:26:1801031:28.
Площадь указанного земельного участка уточнена до 1500 кв. м, вид разрешенного использования изменен "для ведения личного подсобного хозяйства".
Таким образом, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:26:1801031:28 осуществлен в соответствии с требованиями действовавшего на период его постановки законодательства.
Постановлением Главы администрации Красноярского района от 24.09.1999 г. N 1205 "Об обмене земельных участков лесного фонда" произведен обмен земельного участка лесного фонд площадью 1,1 га в 77 квартале Большецаревщинского лесничества Красноярского лесхоза на равноценный и равновеликий участок леса на землях ОПХ "Сокское" с согласия руководства Красноярского лесхоза.
Данное постановление вынесено органом местного самоуправления, действовавшим до создания с 01.01.2006 г. администрации муниципального района Красноярский, до введения в действие Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 данного постановления указанный земельный участок отведен Светлопольской волости для строительства индивидуальных жилых домов. Данное постановление согласовано, в том числе и с председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству и Красноярским ЛПХ (том 1 л.д. 83, 84-85).
28.06.2005 г. руководителем Комитета по управлению муниципальной собственностью Красноярского района было издано распоряжение "О выделении и уточнении границ земельного участка", согласно которому указанный земельный участок площадью 1500 кв. м, относящийся к землям поселений и используемый для ведения личного подсобного хозяйства был передан в собственность на возмездной основе 28.06.2005 г.
Как следует из материалов дела первый заместитель прокурора Самарской области 01.08.2013 г. обратился в Красноярский районный суд с заявлением об оспаривании постановления Администрации Красноярского района от 24.09.1999 г. N 1205 "Об обмене земельных участков лесного фонда".
Решением Красноярского районного суда от 27.09.2013 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 22.11.2013 г., заявление первого заместителя прокурора Самарской области о признании незаконным и отмене постановления главы администрации Красноярского района от 24.09.1999 г. N 1205 "Об обмене земельных участков лесного фонда" оставлено без удовлетворения (том 1 л.д. 105-109).
Судом установлено, что Департаменту лесного хозяйства, Российской Федерации в лице уполномоченных органов, было известно о наличии оспариваемого постановления с 1999 года, о чем свидетельствует подпись руководителя Красноярского лесхоза Кузьмина П.Г. о согласовании оспариваемого постановления. В соответствии с Положением о Красноярском лесхозе Самарского управления лесами, утвержденного приказом директора Красноярского лесхоза N 15 от 15.02.1995 г., в п. 1.1 которого указано, что лесхоз является местным подразделением системы специально уполномоченных государственных органов управления лесным хозяйством Российской Федерации. Пунктом 2.2 данного Положения на лесхоз, который является владельцем лесного фонда в границах установленной территории, возложены функции, в том числе по подготовке материалов по переводу лесных земель в нелесные, а также предоставление участков лесного фонда на основании совместного - районного Совета народных депутатов решения в долгосрочное пользование в установленном порядке.
Податель жалобы указывает на то, что согласно сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, спорный земельный участок относится к лесному участку категории "земли лесного фонда", имеющему местоположение: Самарская область, Волжский район, Ново-Буянское лесничество. При этом процедура перевода участка лесного фонда не проводилась.
Согласно позиции подателя жалобы орган кадастрового учета нарушил права и интересы министерства как органа государственной власти, осуществляющего переданные полномочия в сфере лесных отношений согласно пункту 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ, который предусматривает, в частности, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Как следует из материалов дела в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности Асадуллаева С.Э.О. на земельный участок площадью 1500 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Красноярский район, с. Малая Царевщина, ул. Лесная, участок 9, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, несостоятелен довод подателя жалобы о том, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения об отнесении спорного земельного участка к категории "земли лесного фонда".
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимет с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Поскольку спорный земельный участок имеет статус "ранее учтенного", следовательно, снятие его с государственного кадастрового учета с кадастровым номером 63:26:1801031:28 будет возможно только в случае его преобразования.
Более того, Решением Собрания представителей сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский от 20.12.2013 г. N 38 принят генеральный план сельского поселения Светлое Поле муниципального района Красноярский Самарской области, согласно которому спорный земельный участок отнесен к землям населенных пунктов.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд обоснованно исходил из того, что заявителем пропущен срок для обращения в арбитражный суд, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела заявитель обратился в арбитражный суд с заявленными требованиями в арбитражный суд 31.12.2013 г. (том 1 л.д. 19).
Сведения о ранее учтенном земельном участке в государственный кадастр недвижимости были внесены 25.04.2005 г.
При указанных обстоятельствах судом сделан обоснованный вывод о том, что заявителю достоверно было известно о наличии сведений в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 63:26:1801031:0028 в 2005 году.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С позиции изложенного суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 мая 2014 года по делу N А55-346/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.Е.КУВШИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)