Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Шарлыкский район" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2014 по делу N А47-7595/2014 (судья Сиваракша В.И.).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Золин Борис Александрович (далее - глава КФХ Золин Б.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Шарлыкский район" (далее - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка для осуществления фермерской деятельности в виде ответа Администрации от 27.06.2014 N 986, об обязании Администрации провести процедуры по предоставлению земельного участка для осуществления фермерской деятельности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с учетом уточнения требований, л.д. 61).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Местяшов Александр Викторович (далее - предприниматель Местяшов А.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2014 (резолютивная часть от 29.10.2014) заявление главы КФХ Золина Б.А. удовлетворено. Суд признал недействительным отказ Администрации в предоставлении главе КФХ Золину Б.А. земельного участка в аренду, изложенный в письме от 27.06.2014 N 986, и обязал Администрацию исполнить возложенные на нее ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) обязанности.
С указанным решением не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование поданной апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт считает противоречащим ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов в силу наличия конкурирующей заявки. Заявка предпринимателя Местяшова А.В. соответствовала требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а отсутствие в заявлении предпринимателя ряда требований, указанных судом в качестве несоответствия указанной норме, были впоследствии устранены предпринимателем, либо самой Администрацией в рамках предоставленных ей полномочий. Так, сведения о статусе индивидуального предпринимателя могут быть получены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия на основании п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Более того, такие сведения были впоследствии представлены предпринимателем в добровольном порядке, в заявлении была указана цель предоставления участка, местоположение. Испрашиваемое право на земельный участок, условия его предоставления, срок аренды, обоснование размера земельного участка определяются Администрацией самостоятельно в рамках полномочий, предоставленных п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Заявка предпринимателя Местяшова А.В. не была оспорена ни Администрацией, ни заявителем, и ввиду ее соответствия требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве была рассмотрена Администрацией по существу, принято решение о проведении торгов, победителем которых был признан Местяшов А.В. как единственный претендент, подавший заявку на участие в торгах. В силу указанного, апеллянт полагает, что принятие судом решения о предоставлении земельного участка главе КФХ Золину Б.А. является неисполнимым, поскольку нарушит права предпринимателя Местяшова А.В.
Глава КФХ Золин Б.А. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, глава КФХ Золин Б.А., являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства с 02.11.2000, обратился в Администрацию с заявлением от 29.05.2014 о предоставлении для расширения фермерской деятельности земельного участка из земель муниципальной собственности, находящегося на территории Парадеевского сельсовета, в аренду сроком на 49 лет с последующим правом выкупа. Предполагаемое местоположение заявленного участка территория Парадеевского сельсовета в районе "Шарлай" поле N IX второго севооборота 267 га (л.д. 9, 14, 16-17).
К заявлению приложена картограмма ЗАО им. Крупской Шарлыкского района Оренбургской области (л.д. 10).
Данное заявление получено администрацией 02.06.2014 вх. N 3-38 (л.д. 11).
Письмом от 27.06.2014 N 986 Администрация сообщила главе КФХ Золину Б.А. о рассмотрении заявления, подготовке пакета документов для постановки на кадастровый учет запрашиваемого земельного участка для последующего предоставления в аренду для КФХ (л.д. 11).
Полагая, что данным письмом Администрацией фактически отказано в предоставлении земельного участка для расширения фермерской деятельности, считая отказ Администрации незаконными, противоречащим ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные главой КФХ Золиным Б.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель вправе претендовать на приобретение земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в силу соответствия его заявления и представленных в орган местного самоуправления документов требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Суд указал на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов в силу наличия заявки предпринимателя Местяшова А.В. на тот же земельный участок, поскольку надлежаще поданное заявление предпринимателя поступило за пределами срока, когда орган местного самоуправления должен был принять решение по заявке главы КФХ Золина Б.А., первоначально поданное заявление не соответствовало требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (не указано испрашиваемое право на земельный участок, условия его предоставления, срок аренды и др.), документы, подтверждающие статус третьего лица как индивидуального предпринимателя, а также соответствующее требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве заявление были представлены в Администрацию только после принятия заявления главы КФХ Золина Б.А. к производству арбитражного суда, в силу чего заявка предпринимателя Местяшова А.В. являлась ненадлежащей, ввиду чего не подлежала рассмотрению органом местного самоуправления. В силу изложенных обстоятельств суд признал главу КФХ Золина Б.А. единственным претендентом на земельный участок и в отсутствие иных оснований для отказа ему в предоставлении земельного участка в аренду обязал Администрацию совершить предусмотренные ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве действия по предоставлению земельного участка заявителю.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно статье 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлении от 19.11.2013 N 7865/13, нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие особенности, связанные с порядком предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов, в том числе и по отношению к Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. п. 1, 3 ст. 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (п. 2 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
В рассматриваемом случае заявитель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 14, 16-17), 29.05.2014 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении для расширения фермерской деятельности земельного участка из земель муниципальной собственности, находящегося на территории Парадеевского сельсовета, в аренду сроком на 49 лет с последующим правом выкупа. Предполагаемое местоположение заявленного участка территория Парадеевского сельсовета в районе "Шарлай" поле N IX второго севооборота 267 га (л.д. 9).
К заявлению приложена картограмма ЗАО им. Крупской Шарлыкского района Оренбургской области (л.д. 10).
Заявление получено администрацией 02.06.2014 вх. N 3-38 (л.д. 11).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении заявителем установленных ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве требований при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления за предоставлением испрашиваемого земельного участка.
На основании п. 3 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 4 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Из пояснений органа местного самоуправления и представленных им в дело доказательств следует, что основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка явилось от, что 26.06.2014 от предпринимателя Местяшова А.В. также поступило заявление о предоставлении земельного участка площадью 260 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 29), ввиду чего 21.07.2014 был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 56:34:0000000:2377 площадью 2 384 282 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Шарлыкский район, Парадеевский сельсовет, земельный участок расположен в юго-восточной части районного кадастрового квартала 56:34:6 (кадастровый паспорт от 21.07.2014 N 56/14-316408, л.д. 25-26).
Протоколом N 1 заседания комиссии по организации и проведении торгов по продаже находящихся в собственности земельных участков или права аренды было принято решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 5 лет для сельскохозяйственного использования крестьянскими (фермерскими) хозяйствами с проведение торгов (л.д. 24).
Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут быть признаны в качестве причин для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.
Как уже было отмечено, положения п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предоставляют определенные требования к подаваемому гражданами заявлению о предоставлении земельного участка для создания и расширения фермерского хозяйства.
Обязательные сведения, которые должны содержаться в таком заявлении, необходимы уполномоченному органу местного самоуправления для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и последующего решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, а также необходимы для определения иных лиц, заинтересованных в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка.
Вместе с тем, как правильно
установил:
суд первой инстанции, заявление предпринимателя Местяшова А.В. от 26.06.2014 не соответствовало требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, поскольку в нем не были указаны испрашиваемое право на земельный участок (в собственность или аренду), условия предоставления земельного участка (за плату или бесплатно), срок аренды земельного участка, обоснование размера земельного участка, предполагаемое местоположение земельного участка.
Доказательств обратного заинтересованным лицом и третьим лицом представлено не было (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах у Администрации отсутствовали основания расценивать указанную заявку как конкурирующую заявке главе КФХ Золина Б.А. в силу нетождественности предмета заявки (земельного участка) и испрашиваемого права на земельный участок.
В силу этого суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент разрешения в установленные п. п. 3, 4 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве сроки вопроса о предоставлении земельного участка заявителю, он являлся единственным претендентом на земельный участок, и оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка по мотиву наличия конкурирующей заявки у органа местного самоуправления не имелось.
Доводы подателя апелляционной жалобы о соответствии заявки Местяшова А.В., требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, и наличии оснований для ее квалификации в качестве конкурирующей заявки, отклоняются апелляционным судом, поскольку они не соответствуют вышеизложенным фактическим обстоятельствам и выводам судов.
Доводы апеллянта о том, что такие требования, предъявляемые к заявке, как: испрашиваемое право на земельный участок, условия его предоставления, срок аренды, обоснование размера земельного участка, - подлежат определению Администрацией, отклоняются как противоречащие нормам п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и принципу прозрачности и публичности процедур предоставления земельных участков (ст. 1, 34 ЗК РФ), поскольку указанные сведения не только определяют волю заинтересованного лица на предоставление конкретного земельного участка, но и позволяют оценить такую заявку как конкурирующую с первоначально поданной иным лицом. В силу этого, отсутствие указанных сведений в заявлении Местяшова А.В. в данном случае, при наличии заявки главы КФХ Золина Б.А., не могло быть компенсировано органом местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий.
Ссылки апеллянта на то, что недостатки в поданном Местяшовым А.В. заявлении были устранены им самим, либо Администрацией в рамках предоставленных ей полномочий, подлежат отклонению.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, указанные недостатки, равно как и соответствующая требования п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве заявка была подана предпринимателем Местяшовым А.В. после установленного законом срока для разрешения уполномоченным органом вопроса о предоставлении земельного участка по первой их поступивших заявок, и более того - после принятия арбитражным судом к производству настоящего дела.
Действия, установленные ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, и необходимые для начала процедуры предоставления земельного участка по заявке главы КФХ Золина Б.А., Администрацией в установленные сроки не были совершены. В силу этого поступление заявки Местяшова А.В. за пределами сроков, когда органом местного самоуправления должен быть разрешен вопрос о предоставлении земельного участка главе КФХ Золину Б.А., не может быть расценено как поступление конкурирующей заявки и не может отменять обязанности уполномоченного органа совершить указанные действия в пользу заявителя как единственного претендента на земельный участок.
Таким образом, с учетом вышеизложенных выводов суда апелляционной инстанции поскольку в сроки, установленные п. п. 3, 4 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не было подано надлежащих заявок о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, правовых оснований для отказа Администрации в совершении действий, предусмотренных ст. 12 названного Закона не имелось.
Доводы Администрации о том, что торги на право заключения договора аренды спорного земельного участка уже проведены, материалами дела не подтверждены, ввиду чего не могут быть приняты судом во внимание.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2014 по делу N А47-7595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Шарлыкский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.01.2015 N 18АП-15019/2014 ПО ДЕЛУ N А47-7595/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2015 г. N 18АП-15019/2014
Дело N А47-7595/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 января 2015 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Шарлыкский район" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2014 по делу N А47-7595/2014 (судья Сиваракша В.И.).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Золин Борис Александрович (далее - глава КФХ Золин Б.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Шарлыкский район" (далее - Администрация, орган местного самоуправления, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка для осуществления фермерской деятельности в виде ответа Администрации от 27.06.2014 N 986, об обязании Администрации провести процедуры по предоставлению земельного участка для осуществления фермерской деятельности в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с учетом уточнения требований, л.д. 61).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Местяшов Александр Викторович (далее - предприниматель Местяшов А.В., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2014 (резолютивная часть от 29.10.2014) заявление главы КФХ Золина Б.А. удовлетворено. Суд признал недействительным отказ Администрации в предоставлении главе КФХ Золину Б.А. земельного участка в аренду, изложенный в письме от 27.06.2014 N 986, и обязал Администрацию исполнить возложенные на нее ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) обязанности.
С указанным решением не согласилась Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование поданной апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт считает противоречащим ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов в силу наличия конкурирующей заявки. Заявка предпринимателя Местяшова А.В. соответствовала требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, а отсутствие в заявлении предпринимателя ряда требований, указанных судом в качестве несоответствия указанной норме, были впоследствии устранены предпринимателем, либо самой Администрацией в рамках предоставленных ей полномочий. Так, сведения о статусе индивидуального предпринимателя могут быть получены органом местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия на основании п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Более того, такие сведения были впоследствии представлены предпринимателем в добровольном порядке, в заявлении была указана цель предоставления участка, местоположение. Испрашиваемое право на земельный участок, условия его предоставления, срок аренды, обоснование размера земельного участка определяются Администрацией самостоятельно в рамках полномочий, предоставленных п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Заявка предпринимателя Местяшова А.В. не была оспорена ни Администрацией, ни заявителем, и ввиду ее соответствия требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве была рассмотрена Администрацией по существу, принято решение о проведении торгов, победителем которых был признан Местяшов А.В. как единственный претендент, подавший заявку на участие в торгах. В силу указанного, апеллянт полагает, что принятие судом решения о предоставлении земельного участка главе КФХ Золину Б.А. является неисполнимым, поскольку нарушит права предпринимателя Местяшова А.В.
Глава КФХ Золин Б.А. представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, глава КФХ Золин Б.А., являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства с 02.11.2000, обратился в Администрацию с заявлением от 29.05.2014 о предоставлении для расширения фермерской деятельности земельного участка из земель муниципальной собственности, находящегося на территории Парадеевского сельсовета, в аренду сроком на 49 лет с последующим правом выкупа. Предполагаемое местоположение заявленного участка территория Парадеевского сельсовета в районе "Шарлай" поле N IX второго севооборота 267 га (л.д. 9, 14, 16-17).
К заявлению приложена картограмма ЗАО им. Крупской Шарлыкского района Оренбургской области (л.д. 10).
Данное заявление получено администрацией 02.06.2014 вх. N 3-38 (л.д. 11).
Письмом от 27.06.2014 N 986 Администрация сообщила главе КФХ Золину Б.А. о рассмотрении заявления, подготовке пакета документов для постановки на кадастровый учет запрашиваемого земельного участка для последующего предоставления в аренду для КФХ (л.д. 11).
Полагая, что данным письмом Администрацией фактически отказано в предоставлении земельного участка для расширения фермерской деятельности, считая отказ Администрации незаконными, противоречащим ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные главой КФХ Золиным Б.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявитель вправе претендовать на приобретение земельного участка в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в силу соответствия его заявления и представленных в орган местного самоуправления документов требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Суд указал на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка путем проведения торгов в силу наличия заявки предпринимателя Местяшова А.В. на тот же земельный участок, поскольку надлежаще поданное заявление предпринимателя поступило за пределами срока, когда орган местного самоуправления должен был принять решение по заявке главы КФХ Золина Б.А., первоначально поданное заявление не соответствовало требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве (не указано испрашиваемое право на земельный участок, условия его предоставления, срок аренды и др.), документы, подтверждающие статус третьего лица как индивидуального предпринимателя, а также соответствующее требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве заявление были представлены в Администрацию только после принятия заявления главы КФХ Золина Б.А. к производству арбитражного суда, в силу чего заявка предпринимателя Местяшова А.В. являлась ненадлежащей, ввиду чего не подлежала рассмотрению органом местного самоуправления. В силу изложенных обстоятельств суд признал главу КФХ Золина Б.А. единственным претендентом на земельный участок и в отсутствие иных оснований для отказа ему в предоставлении земельного участка в аренду обязал Администрацию совершить предусмотренные ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве действия по предоставлению земельного участка заявителю.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, апелляционной суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно статье 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда, сформулированной в постановлении от 19.11.2013 N 7865/13, нормы Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, предусматривающие особенности, связанные с порядком предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к соответствующим положениям иных правовых актов, в том числе и по отношению к Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу п. п. 1, 3 ст. 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (п. 2 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
В рассматриваемом случае заявитель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 14, 16-17), 29.05.2014 обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении для расширения фермерской деятельности земельного участка из земель муниципальной собственности, находящегося на территории Парадеевского сельсовета, в аренду сроком на 49 лет с последующим правом выкупа. Предполагаемое местоположение заявленного участка территория Парадеевского сельсовета в районе "Шарлай" поле N IX второго севооборота 267 га (л.д. 9).
К заявлению приложена картограмма ЗАО им. Крупской Шарлыкского района Оренбургской области (л.д. 10).
Заявление получено администрацией 02.06.2014 вх. N 3-38 (л.д. 11).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении заявителем установленных ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве требований при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления за предоставлением испрашиваемого земельного участка.
На основании п. 3 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 4 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Из пояснений органа местного самоуправления и представленных им в дело доказательств следует, что основанием для отказа в предоставлении заявителю земельного участка явилось от, что 26.06.2014 от предпринимателя Местяшова А.В. также поступило заявление о предоставлении земельного участка площадью 260 га для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д. 29), ввиду чего 21.07.2014 был сформирован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 56:34:0000000:2377 площадью 2 384 282 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Шарлыкский район, Парадеевский сельсовет, земельный участок расположен в юго-восточной части районного кадастрового квартала 56:34:6 (кадастровый паспорт от 21.07.2014 N 56/14-316408, л.д. 25-26).
Протоколом N 1 заседания комиссии по организации и проведении торгов по продаже находящихся в собственности земельных участков или права аренды было принято решение о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сроком на 5 лет для сельскохозяйственного использования крестьянскими (фермерскими) хозяйствами с проведение торгов (л.д. 24).
Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут быть признаны в качестве причин для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.
Как уже было отмечено, положения п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве предоставляют определенные требования к подаваемому гражданами заявлению о предоставлении земельного участка для создания и расширения фермерского хозяйства.
Обязательные сведения, которые должны содержаться в таком заявлении, необходимы уполномоченному органу местного самоуправления для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и последующего решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, а также необходимы для определения иных лиц, заинтересованных в предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка.
Вместе с тем, как правильно
установил:
суд первой инстанции, заявление предпринимателя Местяшова А.В. от 26.06.2014 не соответствовало требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, поскольку в нем не были указаны испрашиваемое право на земельный участок (в собственность или аренду), условия предоставления земельного участка (за плату или бесплатно), срок аренды земельного участка, обоснование размера земельного участка, предполагаемое местоположение земельного участка.
Доказательств обратного заинтересованным лицом и третьим лицом представлено не было (ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
При таких обстоятельствах у Администрации отсутствовали основания расценивать указанную заявку как конкурирующую заявке главе КФХ Золина Б.А. в силу нетождественности предмета заявки (земельного участка) и испрашиваемого права на земельный участок.
В силу этого суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на момент разрешения в установленные п. п. 3, 4 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве сроки вопроса о предоставлении земельного участка заявителю, он являлся единственным претендентом на земельный участок, и оснований для отказа в предоставлении ему земельного участка по мотиву наличия конкурирующей заявки у органа местного самоуправления не имелось.
Доводы подателя апелляционной жалобы о соответствии заявки Местяшова А.В., требованиям ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, и наличии оснований для ее квалификации в качестве конкурирующей заявки, отклоняются апелляционным судом, поскольку они не соответствуют вышеизложенным фактическим обстоятельствам и выводам судов.
Доводы апеллянта о том, что такие требования, предъявляемые к заявке, как: испрашиваемое право на земельный участок, условия его предоставления, срок аренды, обоснование размера земельного участка, - подлежат определению Администрацией, отклоняются как противоречащие нормам п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и принципу прозрачности и публичности процедур предоставления земельных участков (ст. 1, 34 ЗК РФ), поскольку указанные сведения не только определяют волю заинтересованного лица на предоставление конкретного земельного участка, но и позволяют оценить такую заявку как конкурирующую с первоначально поданной иным лицом. В силу этого, отсутствие указанных сведений в заявлении Местяшова А.В. в данном случае, при наличии заявки главы КФХ Золина Б.А., не могло быть компенсировано органом местного самоуправления в рамках предоставленных ему полномочий.
Ссылки апеллянта на то, что недостатки в поданном Местяшовым А.В. заявлении были устранены им самим, либо Администрацией в рамках предоставленных ей полномочий, подлежат отклонению.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, указанные недостатки, равно как и соответствующая требования п. 1 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве заявка была подана предпринимателем Местяшовым А.В. после установленного законом срока для разрешения уполномоченным органом вопроса о предоставлении земельного участка по первой их поступивших заявок, и более того - после принятия арбитражным судом к производству настоящего дела.
Действия, установленные ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, и необходимые для начала процедуры предоставления земельного участка по заявке главы КФХ Золина Б.А., Администрацией в установленные сроки не были совершены. В силу этого поступление заявки Местяшова А.В. за пределами сроков, когда органом местного самоуправления должен быть разрешен вопрос о предоставлении земельного участка главе КФХ Золину Б.А., не может быть расценено как поступление конкурирующей заявки и не может отменять обязанности уполномоченного органа совершить указанные действия в пользу заявителя как единственного претендента на земельный участок.
Таким образом, с учетом вышеизложенных выводов суда апелляционной инстанции поскольку в сроки, установленные п. п. 3, 4 ст. 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, не было подано надлежащих заявок о предоставлении испрашиваемого заявителем земельного участка, правовых оснований для отказа Администрации в совершении действий, предусмотренных ст. 12 названного Закона не имелось.
Доводы Администрации о том, что торги на право заключения договора аренды спорного земельного участка уже проведены, материалами дела не подтверждены, ввиду чего не могут быть приняты судом во внимание.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 31.10.2014 по делу N А47-7595/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Шарлыкский район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Г.Н.БОГДАНОВСКАЯ
Судьи
И.Ю.СОКОЛОВА
Л.А.СУСПИЦИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)