Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2015 N 20АП-1273/2015 ПО ДЕЛУ N А09-9791/2014

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2015 г. по делу N А09-9791/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Рыжовой Е.В. и Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии до перерыва: от заявителя - Брянской региональной общественной организации "Дебрянское казачество" (г. Брянск, ОГРН 1133256008225, ИНН 3257005292) - Мудрова А.Б. (доверенность от 29.03.2015) и Ферапонтова С.Е. (доверенность от 29.03.2015), от заинтересованного лица - администрации Карачевского района (Брянская область, г. Карачев, ОГРН 1023200757315, ИНН 3214002748) - Борисова К.Г. (доверенность от 24.11.2014), в отсутствие третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области по Брянской области и Карачевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области по Брянской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской региональной общественной организации "Дебрянское казачество" на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2015 по делу N А09-9791/2014 (судья Петрунин С.М.),

установил:

следующее.
Брянская региональная общественная организация "Дебрянское казачество" (далее - общество) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Карачевского района (далее - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 29.05.2014 N 1382, об отказе в предоставлении земельного участка в аренду и возложении на администрацию обязанности предоставить испрашиваемый земельный участок путем заключения с обществом договора аренды на безторговой основе на основании заявления от 28.04.2014 N 79 (т. 1, л.д. 3).
Определением суда от 30.10.2014 (т. 1, л.д. 70), принятым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области по Брянской области (далее - управление) и Карачевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области по Брянской области (далее - отдел).
Решением суда от 27.01.2015 (т. 1, л.д. 134) в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о невозможности предоставления обществу спорного земельного участка по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, сославшись на то, что в состав испрашиваемого участка входят паевые земли, принадлежащие бывшим членам сельскохозяйственных предприятий, а также земли промышленности.
В апелляционной жалобе общество просит решение отменить, заявление удовлетворить. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что спорный земельный участок является сформированным как участок земель сельскохозяйственного назначения и по договору аренды от 07.11.2005 N 158, зарегистрированному в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.11.2005, ранее был передан в аренду на 49 лет ООО "ССХП "Оазис-Брянск" на основании постановления администрации Карачевского района от 07.11.2005 N 1048. Отмечает, что впоследствии арендатор отказался от договора, направив соответствующую информацию в управление. В подтверждение факта отсутствия правообладателей испрашиваемого участка представляет суду актуальную выписку из ЕГРП, в которой отсутствует информация об изменении категории земель и границ участка; не имеется сведений о наличии правопритязаний иных лиц, в том числе правообладателей смежных паевых земель.
В отзывах администрация и управление просят решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Поясняют, что в состав испрашиваемого участка входят паевые земли и земли промышленности, что делает невозможным его предоставление обществу. При этом доказательств перевода земель из категории земель промышленности в категорию земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель), не производилось.
В судебном заседании до перерыва представители заявителя и заинтересованного лица поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. С учетом мнений представителей заявителя и заинтересованного лица дело рассматривалось в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 05.05.2015, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 11 час 15 мин 13.05.2015.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей сторон (до перерыва), Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением от 28.04.2014 N 79 о предоставлении в аренду сроком на 3 года на безторговой основе земельного участка площадью 9 074 804 кв. метров (907,48 га) с кадастровым номером 32:10:451801:0001, расположенного около пос. Теплое Карачевского района, для сельскохозяйственного производства.
Письмом от 29.05.2014 N 1382 (т. 1, л.д. 7) администрация отказала обществу в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, мотивировав свою позицию тем, что спорный земельный участок расположен на территории бывших хозяйств ПСХК "Покровский" и ПСХ "Железнодорожник" Карачевского района и состоит из земель промышленности (491 га), ранее предоставлявшихся ОАО "Пальцо-Торф", и земель сельскохозяйственного назначения (в том числе и земельных паев вышеуказанных хозяйств).
Полагая, что отказ администрации в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Одним из способов судебной защиты нарушенного права, как следует из положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является гарантированная возможность обращения граждан, организаций и иных лиц в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям применяются нормы законодательства, действующего на момент их возникновения (в данном случае - на дату подачи заявки о предоставлении земельного участка: 28.04.2014).
В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В кадастровой выписке отсутствуют сведения о разграничении спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 данного Кодекса.
Статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Согласно пункту 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) в том числе: гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; казачьими обществами и т.д.
В силу пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ)
Согласно статье 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Законом N 101-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 101-ФЗ правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 101-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться специальным субъектам - религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
В статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. Рассмотрению подлежат все заявки, не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан.
В целях обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления управления и распоряжения находящимися в их ведении земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации на указанные органы возложены обязанности по принятию акта, устанавливающего процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, по уполномочиванию на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специального органа, а также по обеспечению подготовки информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременной публикации.
Установленный названной нормой порядок включает в себя подачу заинтересованным в предоставлении земельного участка в аренду заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, утверждение и выдачу органом местного самоуправления заявителю подготовленной с учетом зонирования территорий схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечение заявителем за свой счет выполнения в отношении земельного участка кадастровых работ и обращение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, принятие уполномоченным органом решения о передаче земельного участка в аренду и заключение соответствующего договора с заявителем.
Из смысла указанных норм следует, что принятию решения о передаче в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения казачьему обществу в обязательном порядке должны предшествовать подготовка информации о земельных участках, условиях их предоставления и ее заблаговременная публикация.
Порядок предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории МО "Карачевский район", для целей, не связанных со строительством, определен Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Карачевского района от 03.04.2013 N 446 (т. 1, л.д. 90).
В настоящем случае администрация, отказывая в предоставлении земельного участка в аренду, не ссылалась на несоответствие представленных обществом документов требованиям законодательства и административному регламенту, указав лишь на то, что в состав испрашиваемого земельного участка входят земельные паи бывших хозяйств ПСХК "Покровский" и ПСХ "Железнодорожник", а также земли промышленности, ранее предоставленные ОАО "Пальцо-торф".
В подтверждение данного обстоятельства суду представлены ответ Карачевского отдела Управления Росреестра по Брянской области (т. 1, л.д. 30), постановления администрации Карачевского района от 10.03.1994 N 119 и от 20.08.1998 N 375 (т. 1, л.д. 44, 45), экспликация земель промышленности на 01.01.1994 (т. 1, л.д. 51) и на 01.01.1995 (т. 1, л.д. 55), постановления администрации Карачевского района от 17.01.1994 N 17 (т. 1, л.д. 53) и от 16.01.1995 (т. 1, л.д. 61), земельный баланс на 01.01.2005 (т. 1, л.д. 64).
Суд апелляционной инстанции не может признать безусловно подтвержденным указанными документами факт вхождения в состав испрашиваемого обществом участка указанных администрацией земель.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации подтвердил, что ранее спорный участок использовался ООО "ССХП "Оазис-Брянск" как участок земель сельхозназначения, в настоящее время этот участок пустует, правопритязаний на него не имеется.
Доказательств, позволяющих определить координаты входящих в состав испрашиваемого участка паевых земель и земель промышленности (в целях установления факта наложения) заинтересованным лицом не представлено, в то время как в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. Имеющаяся в материалах дела схема (т. 1, л.д. 106) таким доказательством признаваться не может, поскольку данных о том, каким методом и кем она составлена не представлено. О проведении экспертизы в целях установления факта вхождения в состав испрашиваемого участка земель иной категории не заявлено.
В то же время из запрошенных апелляционным судом материалов кадастрового и регистрационного дел в отношении спорного участка видно, что спорный участок поставлен на государственный кадастровый учет 09.11.2005 как участок сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства (т. 2, л.д. 87). При постановке участка определялись его координаты, что видно из каталога координат (т. 2, л.д. 61) и осуществлялось согласование границ со смежными землепользователями (т. 1, л.д. 87).
Постановлением от 07.11.2005 спорный участок был передан в аренду ООО ССПХ "Оазис-Брянск" (т. 1, л.д. 10) как участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Впоследствии договор аренды между ООО ССПХ "Оазис-Брянск" и администрацией расторгнут по соглашению сторон с внесением в ЕГРП соответствующей записи о погашении обременения (материалы регистрационного дела).
Согласно выписке из ЕГРП, представленной обществом, сведения о зарегистрированных правах и правопритязаниях на земельный участок отсутствуют (т. 2, л.д. 16).
Довод администрации о том, что предоставление земельного участка в аренду ООО ССПХ "Оазис-Брянск" являлось незаконным, поскольку не был осуществлен перевод входящего в его состав земельного участка из категории земель промышленности, ранее использовавшегося ОАО "Пальцо-торф", подлежит отклонению.
Во-первых, как указано выше, факт включения в состав спорного участка земель иной категории не подтвержден допустимыми доказательствами.
Во-вторых, доказательств, подтверждающих признание незаконным постановления от 07.11.2005 о передаче спорного участка в аренду ООО ССПХ "Оазис-Брянск" (т. 1, л.д. 10), признание недействительным ранее заключенного договора аренды, а также незаконности действий по постановке спорного участка на кадастровый учет не представлено.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельностью, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Категория земель указывается в документах государственного земельного кадастра (подпункт 3 пункта 2 статьи 8 Кодекса).
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета и о правовом режиме земель в Российской Федерации. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшим в период постановки спорного участка на кадастровый учет, под государственным кадастровым учетом земельных участков понимается описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
В силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, действующим в настоящее время, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (статья 1).
В силу положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Из пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что категория земель указывается в: 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; 2) договорах, предметом которых являются земельные участки; 3) документах государственного земельного кадастра; 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок изначально формировался и предоставлялся в аренду как участок земель сельскохозяйственного назначения.
На момент постановки земельного участка на кадастровый учет осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулировались Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее - Закон о государственном кадастре).
Абзацем 5 пункта 2 статьи 14 названного Закона устанавливалось, что в государственном реестре земель содержатся сведения о земельных участках, в том числе, категория земель и разрешенное использование земельных участков.
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 17 Закона о государственном кадастре сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 14 Закона о переводе земель земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Пунктом 3 статьи 14 Закона о переводе земель, регулирующей переходные положения, определено то, что в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в документах государственного земельного кадастра, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу данного Закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
В настоящем случае правоустанавливающих документов, подтверждающих вхождение в состав спорного участка земель промышленности, не представлено.
Представленные администрацией экспликации земель к такому документу не могут быть отнесены, поскольку в них не указано конкретное место нахождения этих земель.
Сам по себе один лишь факт наличия за границами населенного пункта земель промышленности без подтверждения допустимыми доказательствами его нахождения в составе испрашиваемого участка, сформированного из земель сельскохозяйственного назначения, не может признаваться правоустанавливающим.
Доказательств нахождения в составе испрашиваемого участка паевых земель также не представлено.
В связи с изложенным, по мнению апелляционного суда, решая вопрос о предоставлении земельного участка в аренду, администрация должна была руководствоваться сведениями о категории земель, отраженными в государственном кадастре.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности отказа администрации в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании решений органов, осуществляющих публичные полномочия незаконными в резолютивной части решения по делу об оспаривании, должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку общество в качестве восстановления права просит возложить на администрацию обязанность заключить с ним договор аренды, а такому заключению, согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации должны предшествовать определенные процедуры, последствием восстановления нарушенного права должно являться обязанность администрации совершить предусмотренные законодательством действия по предоставлению земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент подачи апелляционной жалобы), пунктам 5, 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в кассационном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 рублей.
Таким образом, уплаченная обществом госпошлина по заявлению (2 тыс. рублей) и по апелляционной жалобе (1 500 рублей) в качестве судебных расходов подлежит взысканию с администрации в пользу общества (пункт 21 постановления N 46).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 27.01.2015 по делу N А09-9791/2014 отменить.
Заявление Брянской региональной общественной организации "Дебрянское казачество" удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Карачевского района, изложенный в письме от 29.05.2014 N 1382, о предоставлении в аренду земельного участка площадью 9 074 804 кв. метров (907,48 га) с кадастровым номером 32:10:451801:0001, расположенного около пос. Теплое Карачевского района, для сельскохозяйственного производства.
Возложить на администрацию Карачевского района обязанность совершить предусмотренные законодательством действия по предоставлению земельного участка в аренду.
Взыскать с администрации Карачевского района в пользу Брянской региональной общественной организации "Дебрянское казачество" в возмещение расходов по госпошлине 3 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи
Л.А.КАПУСТИНА
Е.В.РЫЖОВА
Ю.А.ВОЛКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)