Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-2028/2015

Требование: Об обязании зарегистрировать право собственности на земельный участок.

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Органом Росреестра отказано в регистрации права собственности на земельный участок ввиду того, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июня 2015 г. по делу N 33-2028


Судья Белякова Г.М.

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего Образцовой О.А.,
судей Крыловой В.Н. и Акатьевой Т.Я.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери
10 июня 2015 года
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по апелляционной жалобе МУ "Администрация Козловского сельского поселения"
на решение Конаковского городского суда Тверской области
от 06 апреля 2015 года,
которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Муниципальному учреждению "Администрация Козловского сельского поселения" Муниципального образования Козловское сельское поселение Конаковского района Тверской области о признании незаконным и отмене сообщения от 10.03.2015 г. исходящий N 09-08/08550-15 от 11.03.2015 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязывании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области зарегистрировать право собственности Муниципального образования Козловское сельское поселение Конаковского района Тверской области на земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под противопожарный пруд площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты> отказать".
Судебная коллегия

установила:

Муниципальное учреждение "Администрация Козловского сельского поселения" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене сообщения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, возложении обязанности зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Требование мотивировано тем, что Управление Росреестра по Тверской области сообщением от 10.03.2015 N 09-08/08548-15 отказало в государственной регистрации права собственности МО Козловское сельское поселение Конаковского района Тверской области на земельный участок из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: под противопожарный пруд площадью 1368 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровым номером <данные изъяты> Основанием для отказа в регистрации права собственности стал факт нахождения земельного участка в границах населенного <адрес>, который по мнению Управления Росреестра по Тверской области, расположен на территории Госкомплекса "Завидово" ФСО России, то есть относится к федеральной собственности. Вместе с тем, пунктом 11 Положения о ГК "Завидово" предусматривается, что территория Госкомплекса составляет <данные изъяты> тысяч га, включая охотничьи угодья, из которых <данные изъяты> тысяч га - заповедная и особо охраняемая зона, находящиеся в непосредственном владении комплекса, <данные изъяты> тысяч га - земли других собственников и пользователей. Таким образом, в непосредственном владении ГК "Завидово" находится <данные изъяты> тысяч га заповедных и особо охраняемых территорий, которые предоставлены им в постоянное (бессрочное) пользование Указом Президента РФ. Территория ГК "Завидово", находящаяся в его непосредственном владении, расположенная на территории Конаковского района Тверской области описана в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с площадью <данные изъяты> кв. м с категорией земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием: под территорией ГК "Завидово". Именно территория площадью <данные изъяты> тысяч га находится в непосредственном владении ГК "Завидово" и на нее возникло и зарегистрировано право в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности Российской Федерации. Следовательно, территория <данные изъяты> тысяч га является землями других собственников и землепользователей, а соответственно, земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, право собственности, на которые не разграничено. Право собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные в составе <данные изъяты> тысяч га не возникло, так как не разграничено с учетом ч. 1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", не претерпевшей существенных изменений с 01.03.2015. С учетом упомянутых норм права, право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> не возникло у Российской Федерации и в силу п. 1 ст. 7 ФЗ "О введении в действие Водного кодекса РФ", предусматривающей, что земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территории двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены Федеральными законами к федеральной собственности. Следовательно, отказ в регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок не законен.
Определением суда от 26.03.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тверской области.
Представитель заявителя МУ "Администрации Козловского сельского поселения" МО Козловское сельское поселение Конаковского района Тверской области по доверенности Р. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направило, обратилось с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, заявленные требования не признало.
Заинтересованное лицо Территориальное управление Росимущества в Тверской области обратилось с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В заявление указано на наличие спора о праве, который не подведомственен суду общей юрисдикции.
Представитель заинтересованного лица ГК "Завидово" по доверенности М. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что необходимо согласование с ГК "Завидово", в адрес Госкомплекса документов о согласовании участка не поступало. В целом не возражают против муниципальной собственности на земельный участок, но полномочий по разграничению собственности на землю не имеют, так как это компетенция ТУ Росимущества в Тверской области.
Заинтересованное лицо Территориальное управление Росимущества в Тверской области своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и постановлении нового решения.
В жалобе указывается, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем подлежит отмене. Суд, разрешая спор, указал на фактически неверный способ защиты права, исходя из наличия спора о праве. Однако суд не разъяснил заявителю необходимость оформления заявления в порядке, предусмотренном для искового производства, что привело к нарушению права заявителя на судебную защиту. При определении характера спорных отношений, суд неправильно применил п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 2 ст. 12 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствии с которыми земли национальных парков находятся в федеральной собственности, и предоставляются учреждениям, являющимся национальными парками, в порядке, установленном законом, и природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенное в границах национальных парков, находящееся в границах нацпарков, изымается из гражданского оборота. Анализируя нормы Положения о государственном комплексе "Завидово" во взаимосвязи с приведенными нормами права, можно сделать вывод, что в непосредственном владении комплекса находится 91,7 тысяч га заповедных и особо охраняемых зон. Оснований для отказа в государственной регистрации права собственности, предусмотренных ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не имелось. Спор о праве отсутствует, так как право муниципальной собственности возникло в силу закона. Надлежащих доказательств наличия права собственности Российской Федерации на земельный участок ТУ Росимущества в Тверской области не представило. Суд не применил положения п. 5 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с которым отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд. Так как спор о праве отсутствовал, наличие права или его отсутствие можно было определить исходя из императивных норм права, диспозитивных отношений, основанных на договоре или правовом акте органа местного самоуправления, не возникло, а возражения заинтересованных лиц основаны на собственном ошибочном толковании норм материального права, и законом о регистрации и процессуальным кодексом такой способ защиты права не исключен, оснований для отказа в удовлетворении заявлении не имелось.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, представители МУ Администрации Козловского сельского поселения, ГК "Завидово", ТУ Росимущества в Тверской области. С учетом положений ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав докладчика по делу, а также представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Н., Б., полагавших решение суда обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения суда.
В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия, бездействия органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному правовому акту.
Как усматривается из материалов дела, МО Козловское сельское поселение Конаковского района обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, общей площадью 1368 кв. м, расположенный в <адрес> кадастровый номер <данные изъяты> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием под противопожарный пруд.
Письмом от 11.03.2015 заявителю было отказано в регистрации прав собственности на указанный выше земельного участка, со ссылкой на то, что документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, что в соответствии с п. 2 ст. 19, абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является основанием для отказа в государственной регистрации права.
Согласно статьям 13, 18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при проведении государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно статье 20 указанного закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Как видно из материалов дела, заявление администрации Козловского сельского поселения о регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> основано на положениях части 4 статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
Данный земельный участок расположен в границах Государственного комплекса "Завидово". В соответствии пунктами 1, 2 Положения о Государственном комплексе "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. N 1217) Государственный комплекс "Завидово" Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее именуется - Комплекс) включает в себя особо охраняемую природную территорию - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение; закрытые военные городки, предназначенные для размещения военнослужащих и гражданского персонала Комплекса; подразделения, необходимые для обеспечения деятельности Комплекса, а также обслуживания официальной государственной загородной резиденции Президента Российской Федерации (резиденция "Русь"), расположенной на территории Комплекса.
С учетом особенностей режима особо охраняемой природной территории, на которой находится Комплекс, эта территория считается национальным парком.
Согласно статье 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, национальных парков.
Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ"Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В соответствии со статьей 2 закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются определенные категории указанных территорий, в том числе национальные парки. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти,
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором в Территориальное управление Росимущества в Тверской области был направлен запрос с просьбой сообщить, находится ли земельный участок в федеральной собственности.
Согласно ответам от 19 января 2015 года и 06 марта 2015 года Территориального управления Росимущества в Тверской области (аналогичный ответ дан администрации Козловского сельского поселения 05 февраля 2015 года) земельный участок, входящий в состав национального парка, относится к объектам федеральной собственности, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> является федеральной собственностью.
Исходя из приведенных выше положений закона, государственным регистратором после поступления указанного ответа государственного органа, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом, было отказано в регистрации права собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Доводы заявителя о том, что регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен пруд, должна быть произведена в безусловном порядке государственным регистратором на основании части 4 статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", обоснованно не приняты судом с указанием на то, что решение об отказе в государственной регистрации при наличии ответов Территориального управления Росимущества в Тверской области является законным, в данном случае усматривается спор о праве.
Между тем, полномочий разрешать вопросы, связанные со спором о праве, органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, законом не предоставлено.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением об оспаривании решения регистрирующего органа, заявитель фактически требует разрешить возникший спор о праве на земельный участок в рамках настоящего дела.
В силу положений статей 254 - 258 ГПК РФ при обращении организации, органа местного самоуправления с заявлением об обжаловании решений, действий (бездействия) государственных органов суд не вправе разрешать вопросы, подлежащие разрешению в порядке искового производства, в том числе спор о праве.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Данное решение не является препятствием для рассмотрения судом спора о праве на земельный участок в исковом порядке.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Конаковского городского суда Тверской области от 06 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МУ "Администрация Козловского сельского поселения" - без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.ОБРАЗЦОВА

Судьи
В.Н.КРЫЛОВА
Т.Я.АКАТЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)