Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2014 года по делу N А19-10081/2014 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
индивидуальный предприниматель Липина Татьяна Дмитриевна (ИНН 382104458422, ОГРН 314385001600108, далее - ИП Липина Т.Д.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрация города Ангарска (ИНН 3801079400, ОГРН 1053801125014) о признании незаконным решения администрации от 23.04.2014 N 2214 об отказе в предоставлении земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, обязании устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2014 года по делу N А19-10081/2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация города Ангарска обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции не было учтено и не дана соответствующая правовая оценка тому обстоятельству, что испрашиваемые земельные участки находятся в границах полосы отвода автомобильной дороги, что подтверждается выписками из публичной кадастровой карты, а вид разрешенного использования установлен как для эксплуатации автодороги, что в силу пункта 7 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Ангарск для целей не связанных со строительством, утвержденного решением думы города Ангарска от 28.02.2012 N 718-75гД, свидетельствует о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков.
Кроме того, судом не принято во внимание, что испрашиваемые заявителем земельные участки не сформированы, в отношении данных земельных участков не проведен государственный кадастровый учет.
Также суд первой инстанции не учел, что земельные участки не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ангарского муниципального образования, утвержденной постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 23.11.2011 N 2207-па.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Липина Т.Д. с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 27.11.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Липина Т.Д. обратилась в администрацию г. Ангарска 03.03.2014 с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельных участков под размещение нестационарного торгового объекта - изометрической емкости (квасная бочка), предполагаемое месторасположение: участок N 1 г. Ангарск, квартал 219. перед домом 13 (магазин Магистральный); участок N 2 г. Ангарск, 22 микрорайон, ул. Коминтерна, рядом с магазином "Фея"; участок N 3 г. Ангарск, микрорайон 12 А. перед д. 1; участок N 4 г. Ангарск, квартал 72, перед д. 21; участок N 5 г. Ангарск, квартал 24, перед д. 12 (магазин "Олимп"): участок N 6 г. Ангарск, ул. Кирова, квартал 37, перед д. 1 (магазин "Иркутский"), размером 5 кв. м каждый.
Письмом от 02.04.2014 N 1751 Администрация г. Ангарска сообщила, что Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска по указанному заявлению направлен запрос о возможности предоставления земельных участков в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ангарска. (т. 1 л.д. 17).
Решением от 23.04.2014 N 2214 Администрация г. Ангарска отказала в предоставлении в аренду указанных земельных участков по п. 2 ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", которым запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса. (т. 1 л.д. 18).
Заявитель, полагая, что данное решение органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие, и наличие нарушений ими прав, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Думы города Ангарска от 28.02.2012 N 718-75гД утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Ангарск для целей, не связанных со строительством (далее - Положение).
Данное Положение, согласно его п. 1, разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.03.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и определяет процедуры и критерии предоставления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Ангарск, для целей, не связанных со строительством.
В силу п. п. 3, 5 названного Положения, земельные участки предоставляются в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо с проведением торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно п. 6 Положения, граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в собственности муниципального образования город Ангарск, подают заявления в администрацию города Ангарска.
В заявлении о предоставлении земельного участка указывается:
1) цель использования земельного участка;
2) предполагаемые размеры и месторасположение земельного участка;
3) испрашиваемое право на земельный участок;
4) срок аренды, если испрашиваемое право - аренда.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются следующие документы
- - копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;
- - выписка из единого государственного реестра юридических лиц или из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- - копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- - чертеж примерного месторасположения испрашиваемого земельного участка.
- кадастровый паспорт земельного участка, в случае, если земельный участок сформирован в установленном законом порядке.
В случае, если текст заявления о предоставлении земельного участка не поддается прочтению, ответ на заявление не дается и оно не подлежит рассмотрению, о чем в течение семи дней со дня регистрации заявления о предоставлении земельного участка сообщается гражданину, направившему заявление, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Пунктом 7 Положения установлены основания невозможности предоставления земельного участка:
- - земельный участок отсутствует в собственности муниципального образования город Ангарск;
- -земельный участок обременен правами третьих лиц;
- - земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и федеральным законом не допускается его нахождение в частной собственности, в случае если испрашиваемое право - собственность;
- - имеется запрет на приватизацию земельного участка, установленного законодательством Российской Федерации, в случае если испрашиваемое право -собственность;
- - испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует видам разрешенного использования или предельным размерам земельного участка, установленных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны градостроительного зонирования города Ангарска;
- - земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
- - предоставлен неполный пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка, указанный в п. 6 настоящего Положения.
В соответствии с п. 8 Положения, в случае, если земельный участок ранее не был сформирован, а земельный участок соответствует видам разрешенного использования и предельным размерам, установленных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны градостроительного зонирования города Ангарска и, исходя из его предполагаемых размеров, месторасположения, цели использования, испрашиваемого права может быть предоставлен, администрация города Ангарска обеспечивает изготовление схемы месторасположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема месторасположения земельного участка) и издает постановление администрации города Ангарска об ее утверждении.
Как следует из письма Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска от 23.04.2014 N 2214, основанием для отказа в предоставлении земельных участков послужило их нахождение в границах отвода автомобильных дорог.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007, в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается, в том числе, размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Суд первой инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2011 года по делу N А78-1194/2010, признавая такие выводы ответчика несостоятельными, правильно исходил из того, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2008 N 221-ФЗ кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
В пункте 5 статьи 14 Закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ содержится понятие кадастрового плана, который представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, орган местного самоуправления на основании заявления предпринимателя, обратившегося в порядке ст. 34 ЗК РФ, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не утверждал и заявителю не выдавал.
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы о том, что судом не учтено нахождение испрашиваемых земельных участков в зоне отвода автомобильной дороги и, соответственно, вид разрешенного использования, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку ответчиком, вопреки возложенной на него обязанности доказывания, указанного достаточными и достоверными доказательствами не подтверждено. Так, представленные ответчиком в материалы дела схемы расположения земельных участков не содержат кадастровых сведений, воспроизводят фрагмент электронной карты без использования системы координат и указания местоположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка. В связи с чем представленные ответчиком документы не могут быть приняты в качестве схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При таких условиях отказ, обжалуемый по настоящему делу, правомерно признан судом первой инстанции преждевременным, так как не основан на положениях статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
До момента получения индивидуальным предпринимателем как заявителем в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории от органа местного самоуправления, отказ органа местного самоуправления является незаконным и нарушает права предпринимателя.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка требованиям статьи 34 ЗК РФ.
Принимая во внимание положения пункта 3 части 4 статьи 201, пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что применительно к настоящему спору закон, иные нормативные источники не устанавливают перечня восстановительных мер, либо условий, в которых должны назначаться те или иные меры.
В таком случае, выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, и применяемая восстановительная мера должна: а) соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; б) быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; в) способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
Применяя восстановительную меру, суд должен соблюдать закрепленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей и не может возлагать на соответствующие органы обязанность совершать какие-либо иные действия кроме тех, ненадлежащее исполнение которых было предметом обжалования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции о необходимости возложения на ответчика обязанности рассмотреть по существу заявление предпринимателя в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, поскольку, как было указано выше вопрос о возможности или невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка может быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения этих земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Апелляционный суд с учетом установленных по делу обстоятельств отклоняет как преждевременный и не имеющий правового значения при разрешении настоящего спора довод заявителя жалобы о том, что испрашиваемые заявителем земельные участки не сформированы.
Несостоятельной является и ссылка апеллянта на то обстоятельство, что земельные участки не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ангарского муниципального образования, утвержденной постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 23.11.2011 N 2207-па.
Вопреки доводам апеллянта испрашиваемые земельные участки частично предусмотрены схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Ангарского муниципального образования (пункты 20, 22, 106, 272), а указанное обстоятельство само по себе не является негативным фактом для разрешения настоящего спора.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Вместе с тем, заявителем жалобы не учтено, что согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Определение последней дано в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, под которой понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
В силу же пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Следовательно, положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не регулируют земельные отношения, а ссылка апеллянта на его нормы свидетельствует о неверном толковании заявителем жалобы приведенных норм материального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм права, в силу чего не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2014 года по делу N А19-10081/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2014 N 04АП-6319/2014 ПО ДЕЛУ N А19-10081/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2014 г. по делу N А19-10081/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 декабря 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей Ткаченко Э.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Ангарска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2014 года по делу N А19-10081/2014 (суд первой инстанции - Антонова С.Н.),
установил:
индивидуальный предприниматель Липина Татьяна Дмитриевна (ИНН 382104458422, ОГРН 314385001600108, далее - ИП Липина Т.Д.) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрация города Ангарска (ИНН 3801079400, ОГРН 1053801125014) о признании незаконным решения администрации от 23.04.2014 N 2214 об отказе в предоставлении земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта, обязании устранить допущенное нарушение прав.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2014 года по делу N А19-10081/2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация города Ангарска обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции не было учтено и не дана соответствующая правовая оценка тому обстоятельству, что испрашиваемые земельные участки находятся в границах полосы отвода автомобильной дороги, что подтверждается выписками из публичной кадастровой карты, а вид разрешенного использования установлен как для эксплуатации автодороги, что в силу пункта 7 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Ангарск для целей не связанных со строительством, утвержденного решением думы города Ангарска от 28.02.2012 N 718-75гД, свидетельствует о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков.
Кроме того, судом не принято во внимание, что испрашиваемые заявителем земельные участки не сформированы, в отношении данных земельных участков не проведен государственный кадастровый учет.
Также суд первой инстанции не учел, что земельные участки не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ангарского муниципального образования, утвержденной постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 23.11.2011 N 2207-па.
В отзыве на апелляционную жалобу ИП Липина Т.Д. с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 27.11.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Липина Т.Д. обратилась в администрацию г. Ангарска 03.03.2014 с заявлением о предоставлении в аренду на 5 лет земельных участков под размещение нестационарного торгового объекта - изометрической емкости (квасная бочка), предполагаемое месторасположение: участок N 1 г. Ангарск, квартал 219. перед домом 13 (магазин Магистральный); участок N 2 г. Ангарск, 22 микрорайон, ул. Коминтерна, рядом с магазином "Фея"; участок N 3 г. Ангарск, микрорайон 12 А. перед д. 1; участок N 4 г. Ангарск, квартал 72, перед д. 21; участок N 5 г. Ангарск, квартал 24, перед д. 12 (магазин "Олимп"): участок N 6 г. Ангарск, ул. Кирова, квартал 37, перед д. 1 (магазин "Иркутский"), размером 5 кв. м каждый.
Письмом от 02.04.2014 N 1751 Администрация г. Ангарска сообщила, что Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ангарска по указанному заявлению направлен запрос о возможности предоставления земельных участков в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Ангарска. (т. 1 л.д. 17).
Решением от 23.04.2014 N 2214 Администрация г. Ангарска отказала в предоставлении в аренду указанных земельных участков по п. 2 ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", которым запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса. (т. 1 л.д. 18).
Заявитель, полагая, что данное решение органа местного самоуправления не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания (судебного исследования) по делу об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие, и наличие нарушений ими прав, а также законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта, возлагается на орган, принявший акт.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункты 2 и 3 статьи 34 ЗК РФ).
В соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Решением Думы города Ангарска от 28.02.2012 N 718-75гД утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Ангарск для целей, не связанных со строительством (далее - Положение).
Данное Положение, согласно его п. 1, разработано в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25.03.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и определяет процедуры и критерии предоставления гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Ангарск, для целей, не связанных со строительством.
В силу п. п. 3, 5 названного Положения, земельные участки предоставляются в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо с проведением торгов (конкурсов, аукционов).
Согласно п. 6 Положения, граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в собственности муниципального образования город Ангарск, подают заявления в администрацию города Ангарска.
В заявлении о предоставлении земельного участка указывается:
1) цель использования земельного участка;
2) предполагаемые размеры и месторасположение земельного участка;
3) испрашиваемое право на земельный участок;
4) срок аренды, если испрашиваемое право - аренда.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются следующие документы
- - копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом;
- - выписка из единого государственного реестра юридических лиц или из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- - копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
- - чертеж примерного месторасположения испрашиваемого земельного участка.
- кадастровый паспорт земельного участка, в случае, если земельный участок сформирован в установленном законом порядке.
В случае, если текст заявления о предоставлении земельного участка не поддается прочтению, ответ на заявление не дается и оно не подлежит рассмотрению, о чем в течение семи дней со дня регистрации заявления о предоставлении земельного участка сообщается гражданину, направившему заявление, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Пунктом 7 Положения установлены основания невозможности предоставления земельного участка:
- - земельный участок отсутствует в собственности муниципального образования город Ангарск;
- -земельный участок обременен правами третьих лиц;
- - земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте, и федеральным законом не допускается его нахождение в частной собственности, в случае если испрашиваемое право - собственность;
- - имеется запрет на приватизацию земельного участка, установленного законодательством Российской Федерации, в случае если испрашиваемое право -собственность;
- - испрашиваемый вид разрешенного использования не соответствует видам разрешенного использования или предельным размерам земельного участка, установленных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны градостроительного зонирования города Ангарска;
- - земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
- - предоставлен неполный пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка, указанный в п. 6 настоящего Положения.
В соответствии с п. 8 Положения, в случае, если земельный участок ранее не был сформирован, а земельный участок соответствует видам разрешенного использования и предельным размерам, установленных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны градостроительного зонирования города Ангарска и, исходя из его предполагаемых размеров, месторасположения, цели использования, испрашиваемого права может быть предоставлен, администрация города Ангарска обеспечивает изготовление схемы месторасположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема месторасположения земельного участка) и издает постановление администрации города Ангарска об ее утверждении.
Как следует из письма Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации города Ангарска от 23.04.2014 N 2214, основанием для отказа в предоставлении земельных участков послужило их нахождение в границах отвода автомобильных дорог.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 25 ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 257-ФЗ от 08.11.2007, в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается, в том числе, размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Суд первой инстанции с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2011 года по делу N А78-1194/2010, признавая такие выводы ответчика несостоятельными, правильно исходил из того, что вопрос о возможности или невозможности предоставления земельного участка должен быть разрешен после составления и утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в установленном порядке.
Согласно пункту 4 статьи 13 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2008 N 221-ФЗ кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.
В пункте 5 статьи 14 Закона от 24.07.2008 N 221-ФЗ содержится понятие кадастрового плана, который представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, орган местного самоуправления на основании заявления предпринимателя, обратившегося в порядке ст. 34 ЗК РФ, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не утверждал и заявителю не выдавал.
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы о том, что судом не учтено нахождение испрашиваемых земельных участков в зоне отвода автомобильной дороги и, соответственно, вид разрешенного использования, признаются апелляционным судом несостоятельными, поскольку ответчиком, вопреки возложенной на него обязанности доказывания, указанного достаточными и достоверными доказательствами не подтверждено. Так, представленные ответчиком в материалы дела схемы расположения земельных участков не содержат кадастровых сведений, воспроизводят фрагмент электронной карты без использования системы координат и указания местоположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка. В связи с чем представленные ответчиком документы не могут быть приняты в качестве схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
При таких условиях отказ, обжалуемый по настоящему делу, правомерно признан судом первой инстанции преждевременным, так как не основан на положениях статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
До момента получения индивидуальным предпринимателем как заявителем в силу пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответствующей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории от органа местного самоуправления, отказ органа местного самоуправления является незаконным и нарушает права предпринимателя.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о несоответствии решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка требованиям статьи 34 ЗК РФ.
Принимая во внимание положения пункта 3 части 4 статьи 201, пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что применительно к настоящему спору закон, иные нормативные источники не устанавливают перечня восстановительных мер, либо условий, в которых должны назначаться те или иные меры.
В таком случае, выбирая восстановительную меру, суд должен исходить из конкретной ситуации, и применяемая восстановительная мера должна: а) соответствовать существу спора и касаться именно его предмета; б) быть адекватной возможностям и потребностям каждой из сторон; в) способствовать реальному восстановлению прав лица, чьи права были нарушены и быть направленной на устранение именно того нарушения, которое обсуждалось в ходе судебного спора.
Применяя восстановительную меру, суд должен соблюдать закрепленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей и не может возлагать на соответствующие органы обязанность совершать какие-либо иные действия кроме тех, ненадлежащее исполнение которых было предметом обжалования.
При таких обстоятельствах апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции о необходимости возложения на ответчика обязанности рассмотреть по существу заявление предпринимателя в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, поскольку, как было указано выше вопрос о возможности или невозможности предоставления предпринимателю испрашиваемого земельного участка может быть разрешен только после составления и утверждения схемы расположения этих земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Апелляционный суд с учетом установленных по делу обстоятельств отклоняет как преждевременный и не имеющий правового значения при разрешении настоящего спора довод заявителя жалобы о том, что испрашиваемые заявителем земельные участки не сформированы.
Несостоятельной является и ссылка апеллянта на то обстоятельство, что земельные участки не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Ангарского муниципального образования, утвержденной постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 23.11.2011 N 2207-па.
Вопреки доводам апеллянта испрашиваемые земельные участки частично предусмотрены схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Ангарского муниципального образования (пункты 20, 22, 106, 272), а указанное обстоятельство само по себе не является негативным фактом для разрешения настоящего спора.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Вместе с тем, заявителем жалобы не учтено, что согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Определение последней дано в статье 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ, под которой понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
В силу же пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Следовательно, положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ не регулируют земельные отношения, а ссылка апеллянта на его нормы свидетельствует о неверном толковании заявителем жалобы приведенных норм материального права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают, поскольку основаны на неверном толковании норм права, в силу чего не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 сентября 2014 года по делу N А19-10081/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ
Судьи
Э.В.ТКАЧЕНКО
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)