Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 12.01.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А, Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Мироновой Н.Н. (доверенность от 17.02.2014), от ответчика - Ермиловой Е.В. (доверенность от 30.01.2014 N 548/06-14), в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универстрой" на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.09.2014 по делу N А23-816/2014 (судья Акимова М.М.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Универстрой" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Управлению строительства и земельных отношений г. Калуги (далее - ответчик) о понуждении внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114 с "под физкультурно-оздоровительным комплексом в стадии незавершенного строительства" (строение N 1) на "для строительства апарт-отеля", а также обязать Управление строительства и земельных отношений города Калуги предоставить в аренду истцу земельный участок ориентировочной площадью 3 161 кв. м.
Определением суда от 26.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Городская Управа города Калуги.
Определением суда от 19.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Определением от 24.06.2014 судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение требований заявителя о понуждении ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114 с "под физкультурно-оздоровительным комплексом в стадии незавершенного строительства (строение N 1)" на "для строительства апарт-отеля" согласно распоряжению Городской Управы города Калуги от 16.09.2010 N 11792-р "Об утверждении обществу с ограниченной ответственностью "Универстрой" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании места размещения апарт-отеля по адресу: г. Калуга, ул. Кубяка, район д. 11 а" с внесенными постановлением от 23.09.2013 N 11036-пи в него изменениями.
Решением арбитражного суда в удовлетворении заявления отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Универстрой" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на отсутствие возможности у истца самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением, поскольку он не является правообладателем спорного земельного участка. Полагает, что постановление Городской Управы города Калуги от 23.09.2013 N 11036-пи необоснованно не было направлено в орган кадастрового учета, что лишает истца возможности заключить договор аренды. Считает, что суд неправомерно применил пункты 1, 3, 4, 5 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Городской Управы города Калуги от 16.09.2010 N 11792-р заявителю утвержден акт о выборе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 40:26:000030 ориентировочной площадью 3 161 кв. м из земель населенных пунктов по адресу: г. Калуга, ул. Кубяка, р-н д. 11а для строительства апарт-отеля; предварительно согласовано место размещения апарт-отеля на выбранном земельном участке.
Распоряжением от 22.10.2010 N 13466-р внесены изменения в распоряжение от 16.09.2010 N 11792-р, слова "площадью 3 161 кв. м" заменены словами "площадью 5 012 кв. м".
Постановлением Городской Управы города Калуги от 17.01.2013 N 204-ни признано утратившим силу распоряжение от 22.10.2010 N 13466.
Постановлением от 23.09.2013 N 11036-пи внесены изменения в распоряжение от 16.09.2010 N 11792-р, утверждены заявителю акт о выборе, схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 3 161,0 кв. м, в том числе из земельного участка с кадастровым номером N 40:26:000030:114 площадью 2882 кв. м и из земель населенных пунктов площадью 279 кв. м на кадастровом плане кадастрового квартала 40:26:000030 для строительства апарт-отеля по адресу: г. Калуга, ул. Кубяка, район, д. 11а; предварительно согласовано место размещения апарт-отеля.
Письмом от 05.02.2014 N 713/06-14 ответчик на обращение истца от 30.12.2013 по вопросу внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым N 40:26:000030:114 в части вида разрешенного использования и предоставления данного земельного участка в аренду сообщил, что не имеет возможности в рамках информационного взаимодействия направить в орган кадастрового учета документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114, ввиду его отсутствия.
Мотивируя тем, что в распоряжении от 16.09.2010 N 11792-р (с учетом изменений, внесенных постановлением от 23.09.2013 N 11036-пи) был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114, тогда как ответчик, являясь управомоченным собственником данного земельного участка уклоняется от направления в орган государственного кадастрового учета указанного распоряжения, тем самым не изменяет вид разрешенного использования участка, заявитель обратился с заявлением в суд.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ выделяются следующие категории земель в зависимости от их целевого назначения: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 70 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения о виде разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу пункта 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости, как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, вид разрешенного использования земельного участка указывается в графе "назначение" подраздела I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, содержащего описание объекта недвижимости.
Из изложенного следует, что сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.
Согласно частям 4, 5 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) заинтересованные лица направляют в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка; орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Согласно частям 1, 3 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей; законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований данного Федерального закона.
Таким законом является Закон Калужской области от 02.07.2007 N 337-ОЗ "О реализации статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 337-ОЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона N 337-ОЗ органы местного самоуправления с учетом требования частей 4 - 12 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ направляют документы, указанные в части 13 статьи 4.1 Федерального закона, в уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области в сфере архитектуры и градостроительства; уполномоченный орган проверяет соответствие представленных документов законодательству, готовит письменное заключение по ним и вносит их для принятия соответствующего решения в правительство Калужской области в течение десяти дней с момента получения указанных документов.
В силу ст. 3 Закона N 337-ОЗ Правительство Калужской области в порядке, определенном частями 18 - 20 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Отношения по территориальному планированию регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Вместе с тем, доказательства соблюдения вышеуказанных требований законодательства и принятия решения уполномоченным органом об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114 заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Городской Управой города Калуги не был принят акт, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114 с "под физкультурно-оздоровительный комплекс в стадии строительства (строение N 1)" на "для строительства апарт-отеля".
Земельный участок площадью 279 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства апарт-отеля, поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 40:26:000030:779, что подтверждается кадастровым паспортом от 17.10.2013.
По смыслу текста распоряжения Городской Управы города Калуги от 16.09.2010 N 11792-р, в редакции постановления Городской Управы города Калуги от 23.09.2013 N 11036-пи, следует, что при формировании земельного участка ориентировочной площадью 3161 кв. м образуется новый объект права, которому органом местного самоуправления определил вид разрешенного использования для строительства апарт-отеля с учетом цели его использования, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 40:26:000030:114 площадью 2882 кв. м и земельный участок площадью 279 кв. м, собственником которых является Городская Управа города Калуги. Таким образом, данный документ не изменяет вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114
В связи с тем, что названными правовыми актами целостному земельному участку ориентировочной площадью 3161,0 кв. м городской Управой города Калуги определен вид разрешенного использования как для строительства апарт-отеля, на обращение ООО "Универстрой" от 30.12.2013 по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114, Городской Управой города Калуги был дан правомерный ответ о невозможности его изменения по причине отсутствия документа, подтверждающего изменение его вида разрешенного использования, так как вид разрешенного использования не изменялся, а определялся органом местного самоуправления при формировании земельного участка.
В связи с этим отклоняется как несостоятельный довод жалобы о том, что постановление Городской Управы города Калуги от 23.09.2013 N 11036-пи необоснованно не было направлено в орган кадастрового учета, что лишает истца возможности заключить договор аренды.
Принимая во внимание вышеизложенное, исследовав представленные в материалы дела доказательства с соблюдением норм ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что не соблюдена процедура рассмотрения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Ссылки заявителя жалобы на отсутствие возможности у истца самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением, поскольку он не является правообладателем спорного земельного участка, что суд неправомерно применил пункты 1, 3, 4, 5 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не принимаются во внимание апелляционным судом, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 01.09.2014 по делу N А23-816/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.01.2015 ПО ДЕЛУ N А23-816/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 января 2015 г. по делу N А23-816/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 12.01.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А, Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Мироновой Н.Н. (доверенность от 17.02.2014), от ответчика - Ермиловой Е.В. (доверенность от 30.01.2014 N 548/06-14), в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универстрой" на решение Арбитражного суда Калужской области от 01.09.2014 по делу N А23-816/2014 (судья Акимова М.М.),
установил:
следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Универстрой" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с иском к Управлению строительства и земельных отношений г. Калуги (далее - ответчик) о понуждении внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114 с "под физкультурно-оздоровительным комплексом в стадии незавершенного строительства" (строение N 1) на "для строительства апарт-отеля", а также обязать Управление строительства и земельных отношений города Калуги предоставить в аренду истцу земельный участок ориентировочной площадью 3 161 кв. м.
Определением суда от 26.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Городская Управа города Калуги.
Определением суда от 19.05.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Определением от 24.06.2014 судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято уточнение требований заявителя о понуждении ответчика внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114 с "под физкультурно-оздоровительным комплексом в стадии незавершенного строительства (строение N 1)" на "для строительства апарт-отеля" согласно распоряжению Городской Управы города Калуги от 16.09.2010 N 11792-р "Об утверждении обществу с ограниченной ответственностью "Универстрой" схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и предварительном согласовании места размещения апарт-отеля по адресу: г. Калуга, ул. Кубяка, район д. 11 а" с внесенными постановлением от 23.09.2013 N 11036-пи в него изменениями.
Решением арбитражного суда в удовлетворении заявления отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Универстрой" в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на отсутствие возможности у истца самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением, поскольку он не является правообладателем спорного земельного участка. Полагает, что постановление Городской Управы города Калуги от 23.09.2013 N 11036-пи необоснованно не было направлено в орган кадастрового учета, что лишает истца возможности заключить договор аренды. Считает, что суд неправомерно применил пункты 1, 3, 4, 5 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, распоряжением Городской Управы города Калуги от 16.09.2010 N 11792-р заявителю утвержден акт о выборе, схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 40:26:000030 ориентировочной площадью 3 161 кв. м из земель населенных пунктов по адресу: г. Калуга, ул. Кубяка, р-н д. 11а для строительства апарт-отеля; предварительно согласовано место размещения апарт-отеля на выбранном земельном участке.
Распоряжением от 22.10.2010 N 13466-р внесены изменения в распоряжение от 16.09.2010 N 11792-р, слова "площадью 3 161 кв. м" заменены словами "площадью 5 012 кв. м".
Постановлением Городской Управы города Калуги от 17.01.2013 N 204-ни признано утратившим силу распоряжение от 22.10.2010 N 13466.
Постановлением от 23.09.2013 N 11036-пи внесены изменения в распоряжение от 16.09.2010 N 11792-р, утверждены заявителю акт о выборе, схема расположения земельного участка ориентировочной площадью 3 161,0 кв. м, в том числе из земельного участка с кадастровым номером N 40:26:000030:114 площадью 2882 кв. м и из земель населенных пунктов площадью 279 кв. м на кадастровом плане кадастрового квартала 40:26:000030 для строительства апарт-отеля по адресу: г. Калуга, ул. Кубяка, район, д. 11а; предварительно согласовано место размещения апарт-отеля.
Письмом от 05.02.2014 N 713/06-14 ответчик на обращение истца от 30.12.2013 по вопросу внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым N 40:26:000030:114 в части вида разрешенного использования и предоставления данного земельного участка в аренду сообщил, что не имеет возможности в рамках информационного взаимодействия направить в орган кадастрового учета документ, подтверждающий изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114, ввиду его отсутствия.
Мотивируя тем, что в распоряжении от 16.09.2010 N 11792-р (с учетом изменений, внесенных постановлением от 23.09.2013 N 11036-пи) был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114, тогда как ответчик, являясь управомоченным собственником данного земельного участка уклоняется от направления в орган государственного кадастрового учета указанного распоряжения, тем самым не изменяет вид разрешенного использования участка, заявитель обратился с заявлением в суд.
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно пункту 1 статьи 7 ЗК РФ выделяются следующие категории земель в зависимости от их целевого назначения: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий (статья 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 70 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения о виде разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента, либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В силу пункта 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" разрешенное использование земельного участка относится к числу дополнительных сведений о таком объекте недвижимости, как земельный участок, включаемых в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 30 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219, вид разрешенного использования земельного участка указывается в графе "назначение" подраздела I Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок, содержащего описание объекта недвижимости.
Из изложенного следует, что сведения о разрешенном использовании земельного участка наряду со сведениями о его площади являются элементом уникальной характеристики земельного участка.
Согласно частям 4, 5 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) заинтересованные лица направляют в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка; орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
Согласно частям 1, 3 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31.12.2012, включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей; законами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований данного Федерального закона.
Таким законом является Закон Калужской области от 02.07.2007 N 337-ОЗ "О реализации статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 337-ОЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона N 337-ОЗ органы местного самоуправления с учетом требования частей 4 - 12 ст. 4.1 Закона N 191-ФЗ направляют документы, указанные в части 13 статьи 4.1 Федерального закона, в уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области в сфере архитектуры и градостроительства; уполномоченный орган проверяет соответствие представленных документов законодательству, готовит письменное заключение по ним и вносит их для принятия соответствующего решения в правительство Калужской области в течение десяти дней с момента получения указанных документов.
В силу ст. 3 Закона N 337-ОЗ Правительство Калужской области в порядке, определенном частями 18 - 20 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Отношения по территориальному планированию регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений относятся к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Вместе с тем, доказательства соблюдения вышеуказанных требований законодательства и принятия решения уполномоченным органом об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114 заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Городской Управой города Калуги не был принят акт, которым изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114 с "под физкультурно-оздоровительный комплекс в стадии строительства (строение N 1)" на "для строительства апарт-отеля".
Земельный участок площадью 279 кв. м, вид разрешенного использования: для строительства апарт-отеля, поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 40:26:000030:779, что подтверждается кадастровым паспортом от 17.10.2013.
По смыслу текста распоряжения Городской Управы города Калуги от 16.09.2010 N 11792-р, в редакции постановления Городской Управы города Калуги от 23.09.2013 N 11036-пи, следует, что при формировании земельного участка ориентировочной площадью 3161 кв. м образуется новый объект права, которому органом местного самоуправления определил вид разрешенного использования для строительства апарт-отеля с учетом цели его использования, в состав которого входит земельный участок с кадастровым номером 40:26:000030:114 площадью 2882 кв. м и земельный участок площадью 279 кв. м, собственником которых является Городская Управа города Калуги. Таким образом, данный документ не изменяет вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114
В связи с тем, что названными правовыми актами целостному земельному участку ориентировочной площадью 3161,0 кв. м городской Управой города Калуги определен вид разрешенного использования как для строительства апарт-отеля, на обращение ООО "Универстрой" от 30.12.2013 по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:26:000030:114, Городской Управой города Калуги был дан правомерный ответ о невозможности его изменения по причине отсутствия документа, подтверждающего изменение его вида разрешенного использования, так как вид разрешенного использования не изменялся, а определялся органом местного самоуправления при формировании земельного участка.
В связи с этим отклоняется как несостоятельный довод жалобы о том, что постановление Городской Управы города Калуги от 23.09.2013 N 11036-пи необоснованно не было направлено в орган кадастрового учета, что лишает истца возможности заключить договор аренды.
Принимая во внимание вышеизложенное, исследовав представленные в материалы дела доказательства с соблюдением норм ст. ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что не соблюдена процедура рассмотрения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Ссылки заявителя жалобы на отсутствие возможности у истца самостоятельно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением, поскольку он не является правообладателем спорного земельного участка, что суд неправомерно применил пункты 1, 3, 4, 5 статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", не принимаются во внимание апелляционным судом, поскольку не имеют правового значения для разрешения настоящего спора и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 01.09.2014 по делу N А23-816/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)