Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Михайловской Е.А. и Родина Ю.А., при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Софяна Б.С. (доверенность от 31.10.2013), от закрытого акционерного общества "ГСР Водоканал" Тихоновой А.В. (доверенность от 12.12.2013) и Кобзаренко У.Н. (доверенность от 10.08.2013), рассмотрев 02.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ГСР Водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2013 (судья Даценко А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (судьи Черемошкина В.В., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-37962/2013,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "ГСР Водоканал", место нахождения: 196651, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Финляндская, д. 5, ОГРН 1077847127820 (далее - Общество), о взыскании 1 054 684 руб. 79 коп. задолженности по договору от 28.05.2009 N 80938 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор) за водоотведение с превышением нормативов сброса сточных вод по количеству за июль и декабрь 2012 года и 22 312 руб. 71 коп. пеней.
Решением суда от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, истец неверно рассчитал объем превышения лимита сброса сточных вод, не вычтя из него объем поверхностного стока двух субабонентов - закрытого акционерного общества "Лентехгаз" и закрытого акционерного общества "Балтимор-Нева".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен Договор, по условиям которого Предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными правилами и нормами (пункт 3.1.1); принимать от абонента сточные воды в систему канализации Предприятия в соответствии с действующими нормативными требованиями (пункт 3.1.2). Абонент обязался соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные нормативными правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия, а также осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
Наименование объекта, которому Предприятие отпускало питьевую воду и от которого принимало сточные воды и загрязняющие вещества, указано в Приложении N 1 к договору. В этом же приложении перечислены субабоненты Общества по отведению поверхностного стока. Ими являются закрытое акционерное общество "Лентехгаз" и закрытое акционерное общество "Балтимор-Нева".
Сточные воды сбрасываются в общесплавную систему канализации, их учет (в том числе учет объема поверхностного стока) производится по показаниям средств измерения. Это следует из пунктов 15 и 35 приложения N 1 к Договору.
Лимит водоотведения для Общества утвержден распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 18.04.2012 N 49, и на период с июня по декабрь 2012 года он составил 1292 куб. м в сутки.
То есть в июле 2012 года Общество могло сбросить 40 052 куб. м сточных вод и такое же количество - в декабре 2012 года.
По данным приборов учета в июле Общество сбросило 46 301 куб. м сточных вод, в декабре - 58 059,78 куб. м.
Таким образом, по расчетам истца сверх лимита в июле ответчиком сброшено 6249 куб. м сточных вод, в декабре - 18 007,78 куб. м.
Исходя из приведенного расчета Предприятие просит взыскать с Общества плату за сброс сточных вод с превышением лимита водоотведения по количеству (расшифровки к счетам-фактурам, том 1, листы 41, 44).
Возражая на иск, Общество ссылалось на то, что сточные воды поступают в общесплавную систему канализации. Туда же поступают поверхностные стоки (дождевые, талые и инфильтрационные воды), объем которых из расчета следует вычитать, так как эти воды лимитированию не подлежат. Свои возражения Общество мотивировало положениями Методических рекомендаций по разработке и согласованию с Предприятием абонентами Санкт-Петербурга технической документации на водоотведение в целях установления абонентам Санкт-Петербурга лимитов водоотведения, утвержденных распоряжением от 01.11.2010 N 145/1 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации).
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме, посчитав расчет истца соответствующим действующему законодательству.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения).
В пункте 1 Правил N 167 определено, что "сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических рекомендаций под лимитом водоотведения понимается установленный абоненту предельный объем принимаемых (сбрасываемых) сточных вод в системы коммунальной канализации на определенный период времени. Лимит водоотведения устанавливается в кубических метрах в календарные сутки.
В пункте 1.5 Методических рекомендаций указано, что лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами (субабонентами) воды из всех источников водоснабжения (питьевого, горячего, технического водоснабжения, пара от теплоснабжающей организации).
Таким образом, если абонент допустил сверхлимитное водоотведение, он вносит дополнительную плату.
По своей правовой природе дополнительная плата за сверхлимитное водоотведение представляет собой дифференцированный подход к определению стоимости оказанных услуг, а также меру экономического воздействия на предприятия и организации, сбрасывающие сточные воды сверх установленных лимитов.
Ответчик не оспаривает, что в июле и декабре 2012 года им превышен установленный лимит водоотведения, если принимать во внимание показания приборов учета.
В то же время ответчик считает, что для правильного определения объема превышения лимита водоотведения из общего количества поступивших в общесплавную канализационную систему вод следовало вычесть объем инфильтрационных и поверхностных стоков.
Возражения ответчика заслуживали внимания.
То факт, что субабоненты ответчика сбрасывают поверхностный сток, подтверждается приложением N 1 к Договору.
Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций объемы поверхностных (дождевых, талых, поливомоечных, инфильтрационных) и дренажных вод, отводимых абонентами Санкт-Петербурга (с учетом субабонентов), лимитированию водоотведения не подлежат.
Поверхностные и дренажные воды не являются сточными водами абонента (пункт 1 Правил N 167). Следовательно, эти воды не должны учитываться в расчете.
Суды доводам ответчика оценки не дали, его контррасчет не проверили, а также не установили, исключило ли Предприятия при определении превышения лимита водоотведения из общего количества вод поверхностные стоки.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А56-37962/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
В.В.СТАРЧЕНКОВА
Судьи
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Ю.А.РОДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2014 ПО ДЕЛУ N А56-37962/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2014 г. по делу N А56-37962/2013
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Михайловской Е.А. и Родина Ю.А., при участии от государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" Софяна Б.С. (доверенность от 31.10.2013), от закрытого акционерного общества "ГСР Водоканал" Тихоновой А.В. (доверенность от 12.12.2013) и Кобзаренко У.Н. (доверенность от 10.08.2013), рассмотрев 02.07.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ГСР Водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2013 (судья Даценко А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 (судьи Черемошкина В.В., Несмиян С.И., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-37962/2013,
установил:
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 42, ОГРН 1027809256254 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к закрытому акционерному обществу "ГСР Водоканал", место нахождения: 196651, Санкт-Петербург, г. Колпино, ул. Финляндская, д. 5, ОГРН 1077847127820 (далее - Общество), о взыскании 1 054 684 руб. 79 коп. задолженности по договору от 28.05.2009 N 80938 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (далее - Договор) за водоотведение с превышением нормативов сброса сточных вод по количеству за июль и декабрь 2012 года и 22 312 руб. 71 коп. пеней.
Решением суда от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2014, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, истец неверно рассчитал объем превышения лимита сброса сточных вод, не вычтя из него объем поверхностного стока двух субабонентов - закрытого акционерного общества "Лентехгаз" и закрытого акционерного общества "Балтимор-Нева".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в жалобе, а представитель Предприятия с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (ресурсоснабжающая организация) и Обществом (абонент) заключен Договор, по условиям которого Предприятие обязалось обеспечивать абонента питьевой водой, соответствующей требованиям, установленным государственными стандартами, санитарными правилами и нормами (пункт 3.1.1); принимать от абонента сточные воды в систему канализации Предприятия в соответствии с действующими нормативными требованиями (пункт 3.1.2). Абонент обязался соблюдать условия и режимы приема (сброса) сточных вод, лимиты водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные нормативными правовыми актами и разрешительной документацией Предприятия, а также осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации сточных вод (включая сточные воды субабонентов) и за соблюдением лимитов водопотребления и водоотведения, нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
Наименование объекта, которому Предприятие отпускало питьевую воду и от которого принимало сточные воды и загрязняющие вещества, указано в Приложении N 1 к договору. В этом же приложении перечислены субабоненты Общества по отведению поверхностного стока. Ими являются закрытое акционерное общество "Лентехгаз" и закрытое акционерное общество "Балтимор-Нева".
Сточные воды сбрасываются в общесплавную систему канализации, их учет (в том числе учет объема поверхностного стока) производится по показаниям средств измерения. Это следует из пунктов 15 и 35 приложения N 1 к Договору.
Лимит водоотведения для Общества утвержден распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 18.04.2012 N 49, и на период с июня по декабрь 2012 года он составил 1292 куб. м в сутки.
То есть в июле 2012 года Общество могло сбросить 40 052 куб. м сточных вод и такое же количество - в декабре 2012 года.
По данным приборов учета в июле Общество сбросило 46 301 куб. м сточных вод, в декабре - 58 059,78 куб. м.
Таким образом, по расчетам истца сверх лимита в июле ответчиком сброшено 6249 куб. м сточных вод, в декабре - 18 007,78 куб. м.
Исходя из приведенного расчета Предприятие просит взыскать с Общества плату за сброс сточных вод с превышением лимита водоотведения по количеству (расшифровки к счетам-фактурам, том 1, листы 41, 44).
Возражая на иск, Общество ссылалось на то, что сточные воды поступают в общесплавную систему канализации. Туда же поступают поверхностные стоки (дождевые, талые и инфильтрационные воды), объем которых из расчета следует вычитать, так как эти воды лимитированию не подлежат. Свои возражения Общество мотивировало положениями Методических рекомендаций по разработке и согласованию с Предприятием абонентами Санкт-Петербурга технической документации на водоотведение в целях установления абонентам Санкт-Петербурга лимитов водоотведения, утвержденных распоряжением от 01.11.2010 N 145/1 Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации).
Суд первой инстанции признал требования истца обоснованными и удовлетворил иск в полном объеме, посчитав расчет истца соответствующим действующему законодательству.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310) порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 19.10.2004 N 1677, которым утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения).
В пункте 1 Правил N 167 определено, что "сточные воды" - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).
В соответствии с пунктом 1.2 Методических рекомендаций под лимитом водоотведения понимается установленный абоненту предельный объем принимаемых (сбрасываемых) сточных вод в системы коммунальной канализации на определенный период времени. Лимит водоотведения устанавливается в кубических метрах в календарные сутки.
В пункте 1.5 Методических рекомендаций указано, что лимиты водоотведения устанавливаются исходя из условий рационального использования абонентами (субабонентами) воды из всех источников водоснабжения (питьевого, горячего, технического водоснабжения, пара от теплоснабжающей организации).
Таким образом, если абонент допустил сверхлимитное водоотведение, он вносит дополнительную плату.
По своей правовой природе дополнительная плата за сверхлимитное водоотведение представляет собой дифференцированный подход к определению стоимости оказанных услуг, а также меру экономического воздействия на предприятия и организации, сбрасывающие сточные воды сверх установленных лимитов.
Ответчик не оспаривает, что в июле и декабре 2012 года им превышен установленный лимит водоотведения, если принимать во внимание показания приборов учета.
В то же время ответчик считает, что для правильного определения объема превышения лимита водоотведения из общего количества поступивших в общесплавную канализационную систему вод следовало вычесть объем инфильтрационных и поверхностных стоков.
Возражения ответчика заслуживали внимания.
То факт, что субабоненты ответчика сбрасывают поверхностный сток, подтверждается приложением N 1 к Договору.
Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций объемы поверхностных (дождевых, талых, поливомоечных, инфильтрационных) и дренажных вод, отводимых абонентами Санкт-Петербурга (с учетом субабонентов), лимитированию водоотведения не подлежат.
Поверхностные и дренажные воды не являются сточными водами абонента (пункт 1 Правил N 167). Следовательно, эти воды не должны учитываться в расчете.
Суды доводам ответчика оценки не дали, его контррасчет не проверили, а также не установили, исключило ли Предприятия при определении превышения лимита водоотведения из общего количества вод поверхностные стоки.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу N А56-37962/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий
В.В.СТАРЧЕНКОВА
Судьи
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Ю.А.РОДИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)