Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Калмавтотранс" (г. Элиста, ИНН 0814044769, ОГРН 1020800754886) и ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия (г. Элиста, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Калмавтотранс" на определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.08.2014 по делу N А22-824/2014 об оставлении искового заявления без рассмотрения,
установил:
открытое акционерное общество "Калмавтотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 площадью 2372 кв. м, вид разрешенного использования: под административное здание, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 5, равной его рыночной стоимости по 01.01.2013 в размере 5 147 000 рублей (с учетом уточнения).
Определением от 05.08.2014 исковое заявление общества без рассмотрения. Суд указал на нарушение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
Не согласившись с указанным определением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, как принятый с нарушением материального права.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:0008, площадью 2372 кв. м, расположенного на землях поселений, используемого под административное здание, по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 5.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24.12.2012 N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Калмыкия, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, составляет 10 324 865 рублей 32 копейки.
В соответствии с Отчетом N Н-18 от 12.02.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 составила 5 147 000 рублей.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость данного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
Оставляя иск без рассмотрения, суд первой инстанции указал, что согласно части 1 статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Закона N 167-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.
Установив, что общество не обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд первой инстанции оставил иск без рассмотрения.
Однако с указанным выводом суд апелляционной инстанции не согласен ввиду следующего.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Возможность пересмотра кадастровой стоимости в комиссии введена п. 7 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" и предусмотрена ст. 24.19 действующей редакции Закона об оценочной деятельности.
Согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Несмотря на наличие в указанной норме возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии, из буквального толкования названной нормы не следует вывод об обязательном обращении в досудебном порядке в эту комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Таким образом, действующим законодательством не установлен обязательный досудебный порядок разрешения подобного спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия в порядке пункта 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.08.2014 по делу N А22-824/2014 об оставлении искового заявления без рассмотрения отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.Г.СОМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.09.2014 ПО ДЕЛУ N А22-824/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. по делу N А22-824/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Калмавтотранс" (г. Элиста, ИНН 0814044769, ОГРН 1020800754886) и ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Калмыкия (г. Элиста, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Калмавтотранс" на определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.08.2014 по делу N А22-824/2014 об оставлении искового заявления без рассмотрения,
установил:
открытое акционерное общество "Калмавтотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с исковым заявлением к Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 площадью 2372 кв. м, вид разрешенного использования: под административное здание, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 5, равной его рыночной стоимости по 01.01.2013 в размере 5 147 000 рублей (с учетом уточнения).
Определением от 05.08.2014 исковое заявление общества без рассмотрения. Суд указал на нарушение истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
Не согласившись с указанным определением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт, как принятый с нарушением материального права.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте (http://arbitr.ru/) в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:0008, площадью 2372 кв. м, расположенного на землях поселений, используемого под административное здание, по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Губаревича, 5.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24.12.2012 N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Калмыкия, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, составляет 10 324 865 рублей 32 копейки.
В соответствии с Отчетом N Н-18 от 12.02.2014 об определении рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 08:14:030604:8 составила 5 147 000 рублей.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость данного участка, общество обратилось в арбитражный суд.
Оставляя иск без рассмотрения, суд первой инстанции указал, что согласно части 1 статьи 24.19 Закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) (в редакции Закона N 167-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности.
Установив, что общество не обращалось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, суд первой инстанции оставил иск без рассмотрения.
Однако с указанным выводом суд апелляционной инстанции не согласен ввиду следующего.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Возможность пересмотра кадастровой стоимости в комиссии введена п. 7 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты в Российской Федерации" и предусмотрена ст. 24.19 действующей редакции Закона об оценочной деятельности.
Согласно ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Несмотря на наличие в указанной норме возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии, из буквального толкования названной нормы не следует вывод об обязательном обращении в досудебном порядке в эту комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.
Указанная норма права предоставляет истцу возможность альтернативного обращения за оспариванием результатов определения кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Таким образом, действующим законодательством не установлен обязательный досудебный порядок разрешения подобного спора путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия в порядке пункта 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.08.2014 по делу N А22-824/2014 об оставлении искового заявления без рассмотрения отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Калмыкия.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Судьи
Н.Н.ГОДИЛО
Е.Г.СОМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)