Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Жевак И.И., Шалкина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" (117342, г. Москва, ул. Введенского, д. 1, ОГРН 1027739552642, ИНН 7728171283) в лице Саратовского филиала (410019, г. Саратов, ул. Осипова, д. 1)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года по делу N А57-7118/2015 (судья Лузина О.И.)
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" (410028, г. Саратов, ул. Советская, д. 10, ОГРН 1026403357420, ИНН 6454003331)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" (117342, г. Москва, ул. Введенского, д. 1, ОГРН 1027739552642, ИНН 7728171283) в лице Саратовского филиала (410019, г. Саратов, ул. Осипова, д. 1)
о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в центральную систему канализации сверх установленных нормативов за период с 10.07.2013 по 29.10.2013, с 30.10.2013 по 31.12.2013 в сумме 1 428 370,64 руб.,
при участии:
представителей Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" Пермяковой Ю.Г., действующей в порядке передоверия по доверенности от 09.09.2014, Петренко Г.В., действующего в порядке передоверия по доверенности от 09.09.2014, Елкановой Д.И., действующей в порядке передоверия по доверенности от 09.09.2014,
представителя муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" Грициной Т.В., действующей по доверенности N 01/30 от 12.01.2015,
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковыми требованиями к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" (далее - ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус, ответчик) о взыскании задолженности за сброс в централизованную систему водоотведения загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за период с 10.07.2013 по 29.10.2013 и с 30.10.2013 по 31.12.2013 в размере 1 428 370, 64 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года исковые требования МУПП "Саратовводоканал" удовлетворены в полном объеме.
С ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение иска 27 283,70 рубля.
ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что договор N 52 заключен 08.08.2013, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, при этом ссылается на протокол разногласий к указанному договору от 21.11.2013.
По мнению апеллянта, с момента вступления в силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и до момента разработки проекта нормативов допустимых сбросов и утверждения их в территориальном органе, ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус не несет ответственности за негативное воздействие на водные объекты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Податель жалобы полагает, что ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус не должно платить за негативное влияние на работу сооружений централизованной системы водоотведения, поскольку такая плата вводится и рассчитывается с 01.01.2014 в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и данными Правилами такая плата для абонентов, сбрасывающих более 200 куб. м сточных вод в сутки, не предусмотрена.
МУПП "Саратовводоканал" представило в материалы дела письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус и МУПП "Саратовводоканал" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и письменных пояснениях на нее.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус и МУПП "Саратовводоканал", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные пояснения на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.08.2013 между МУПП "Саратовводоканал" и ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус заключен договор N 52 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее - Договор), по условиям которого МУПП "Саратовводоканал" осуществляет прием сточных вод от ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус в централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 6.3 Договора ответчик обязан своевременно производить оплату сброшенных сточных вод и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения.
На основании пункта 4.1. Договора контроль соблюдения нормативов сброса сточных вод осуществляется инспекцией водных ресурсов МУПП "Саратовводоканал" путем отбора разовых проб.
Место отбора пробы согласовано между сторонами и отражено в пункте 4.2 Договора, где указано, что точкой отбора пробы сточной воды являются контрольные колодцы на канализационной линии Абонента, согласно имеющемуся плану с сетями хозяйственно-фекальной канализации ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус, утвержденной главным инженером абонента.
Абонент обязан не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные органами местного самоуправления (пункт 3.2.3. Договора).
29.10.2013 в соответствии с Договором в ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус был произведен контрольный отбор проб сточной воды, сбрасываемой в централизованную систему водоотведения.
Факт отбора проб сточных вод зафиксирован в соответствующем акте от 29.10.2013 N 736.
По результатам произведенных анализов, выполненных аккредитованной лабораторией МУПП "Саратовводоканал" (аттестат аккредитации N РОСС RU 0001.513978 от 27.03.2009) установлено, что состав сточной воды не соответствует установленным нормативам и оказывает отрицательное влияние на процесс биологической очистки городских сточных вод.
В соответствии с пунктом 6.2. Договора плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативными документами.
Пунктом 6.3. Договора предусмотрено, что оплата за принятые от абонента сточные воды, загрязняющие вещества со сточными водами производится на основании счетов в течение 5 дней с момента выставления счета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия ВКХ или путем внесения Абонентом денежных средств в кассу предприятия ВКХ.
На основании полученных результатов отбора проб сточной воды и произведенных МУПП "Саратовводоканал" расчетов, ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус была начислена плата за сброс со сточными водами в коммунальную систему водоотведения загрязняющих веществ за период с 10.07.2013 по 29.10.2013: сверх установленных нормативов - 1 737 202,17 руб., норматив - 71 211,48 руб. и за период с 30.10.2013 по 31.12.2013: сверхнорматив - 289 496,28 руб., норматив - 33 358,16 руб., всего было начислено и выставлены счета на сумму 2 026 698,45 руб.
Ответчиком произведена оплата за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов в сумме 104 569,64 руб., что следует из платежных поручений N 4541 от 30.12.2013 на сумму 71 211,48 руб. и N 285 от 04.02.2014 на сумму 33 358,16 руб., а также часть платы за сброс загрязняющих веществ за период с 10.07.2013 по 29.10.2013 в сумме 598 327,81 руб., что подтверждается платежными поручениями от 02.07.2014 N 2300 на сумму 411 633,35 руб. и N 2301 на сумму 186 694,46 руб. (т. 1, л.д. 84-87).
Неоплата ответчиком части начисленной платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова сверх установленных нормативов за период с 10.07.2013 по 29.07.2013 и 30.10.2013 по 31.12.2013 в сумме 1 428 370,64 руб. явилась основанием для обращения истца в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о взыскании задолженности.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644).
Глава 5 Федерального закона N 416-ФЗ предусматривает необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ предусматривает, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 111 Правил N 644 Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно пункту 64 Правил N 167 Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 67 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ, с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса всех видов загрязняющих веществ находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации МО "Город Саратов" N 204 от 26.01.2010 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод" утверждены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов МУПП "Саратовводоканал".
Постановлением Правительства Саратовской области N 220-П от 14.10.2004 утвержден временный порядок определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Саратовской области N 220-П от 14.10.2004 "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" взимание платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами.
На основании временного порядка определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (Приложение N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П), настоящий Порядок распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающихся хозяйственной деятельностью и осуществляющих сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты).
В силу пункта 2 настоящий Порядок регулирует механизм определения и взимания платы организацией ВКХ за прием загрязняющих веществ со сточными водами от абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Согласно пунктам 3 - 6 настоящего Порядка, нормативами водоотведения являются:
- по объему сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органами местного самоуправления или организацией ВКХ;
- по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
29 октября 2013 года МУПП "Саратовводоканал" в соответствии условиями действующего Договора и требованиями ГОСТ Р 51592-2000, ПНДФ 12.15.1-08, НВН 33-5.301-85 произвело отборы сточных вод из контрольного колодца ответчика. Отбор проб проведен в присутствии представителя ответчика.
Факт отбора проб сточных вод зафиксирован в соответствующем акте от 29.10.2013 N 736, который подписан со стороны ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус и скреплен печатью юридического лица, без каких-либо замечаний и возражений.
По результатам данного отбора был проведен количественный химический анализ сточной воды, в результате которого обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: ХПК полн., БПК полн., аммоний-иону, меди, цинку, фосфатам и др.
МУПП "Саратовводоканал" направило в адрес ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус письмо от 19.11.2013 исх. N 11/12229, в котором известило об указанных результатах и указало, что такой состав сточных вод не соответствует установленным нормативам и оказывает отрицательное влияние на процесс биологической очистки городских сточных вод.
Анализы контрольных проб сточных вод выполнялись испытательной лабораторией МУПП "Саратовводоканал", которая аккредитована на техническую компетентность и достоверность выдаваемых результатов (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.513978, срок действия до 27.03.2014).
При проведении анализа аккредитованная лаборатория не заявляла о недостаточности объема проб, либо о несоответствии отбора проб требованиям ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб".
Доказательства того, что отбор проб, их хранение и транспортировка произведены истцом с нарушением требований действующих нормативно-правовых актов, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из пункта 68 Правил N 167 при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Требованиями подпунктов 36, 37 "Правил контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 года N 525 (далее - Правила N 525) предусмотрено, что результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение I рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.
ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус не предоставило в установленные законом сроки результаты анализов отобранной параллельной пробы и не обращалось по вопросу проведения лабораторного исследования резервной пробы за свой счет.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии загрязняющих веществ в сточных водах в спорный период, суду не представлено.
Материалами дела подтверждается превышение лимита сброса сточных вод, а также предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статьям 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик не представил суду первой и апелляционной инстанции относимых и допустимых доказательств, опровергающих заявленные истцом требования и представленные доказательства.
ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус была начислена плата за период с 10.07.2013 (дата предыдущего отбора проб, акт N 451 от 09.07.2013) по 29.10.2013 в сумме 1 737 202,17 руб., в том числе норматив в сумме 71 211,48 руб.
Также, в рамках действующего Договора абоненту была начислена плата за сброс загрязняющих веществ со сточной водой в пределах установленных нормативов в сумме 33 358,16 руб. и плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов в сумме 289 496,28 руб. за период с 30.10.2013 по 31.12.2013, которая рассчитана на основании пункта 6.2. Договора, как среднее значение, вычисленное по результатам предыдущих отборов проб сточной воды в текущем году. Объемы сброшенных сточных вод в централизованную систему канализации г. Саратова и массы загрязняющих веществ, сброшенных в канализацию со сточными водами подтверждены ответчиком в отчете по форме 2-тп (водхоз) за 2013 год, который предоставляется им ежегодно в федеральные органы статистики, а копия в МУПП Саратовводоканал".
В соответствии с условиями заключенного Договора (пункт 6.3) истцом ответчику были выставлены счета для оплаты.
Однако, ответчик оплату произвел частично, в связи с чем за вышеуказанные периоды образовалась задолженность.
Факта сброса ответчиком сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, отсутствие оплаты в полном объеме за сброс в спорном периоде, установлен, подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергается.
Довод апелляционной жалобы о том, что договор N 52 от 08.08.2013 в спорный период нельзя считать заключенным со ссылкой на протокол разногласий к указанному договору от 21.11.2013, несостоятелен.
Наличие к Договору протокола разногласий не означает, что его условия не согласованы.
В случае, если сторона, направившая протокол разногласий, приступает к исполнению договора до получения от другой стороны уведомления о согласии с условиями, указанными в протоколе разногласий и не выходит в судебные органы с целью изменения условий договора по преддоговорному спору, можно оценивать договор как заключенный. Это, в частности, следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 15.03.2002 N 634/01. О том, что стороны признали договор заключенным, также свидетельствуют действия сторон.
В данном случае установлено и ответчиком не опровергнуто, что МУПП "Саратовводоканал" осуществляло в спорный период подачу воды и прием сточных вод от абонента ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус, а последнее потребляло поставленную холодную воду и сбрасывало сточные воды в централизованную систему водоотведения, при этом оплату производило, указывая в платежных документах в качестве основания договор N 52.
Кроме того, следует отметить, что ответственность за сброс абонентом в централизованную систему водоотведения сточных вод с загрязняющими веществами, количество которых превышает установленный норматив, является не договорной, а установленной законодательством. Плата за сверхнормативный сброс взимается на основании Постановления Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995, пунктов 61, 64, 65, 67 Постановления Правительства РФ N 167 от 12.02.1999, Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства Саратовской области N 220-П от 14.10.2004 и Постановления Администрации МО "Город Саратов" N 204 от 26.01.2010.
Довод апеллянта о необоснованности произведенных расчетов платы за превышение сброса загрязняющих веществ при применении предельно допустимых концентраций на основании Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, в связи с тем, что, как полагает ответчик, данный нормативный акт не распространяет свое действие на абонентов, сброс сточных вод которых составляет 200 куб. м в сутки, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ, главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила N 644, поэтому в Правила N 167 внесены изменения, а именно: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 данных Правил. Остальные пункты названных Правил не утратили силу.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Согласно пункту 4 указанного постановления раздел VII Правил N 644 вступает в силу с 01.01.2014.
Нормативы допустимых сбросов для ответчика были утверждены только 29.12.2014 (Приказ Росприроднадзора N 1272).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции верно указал, что законодатель до момента вступления в силу раздела VII Правил N 644 допустил применение Правил N 167, а они, в свою очередь, - нормативы, которые устанавливаются абоненту органами местного самоуправления.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод, и, соответственно, спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам).
Из содержания пунктов 61, 64, 65, 67 Правил N 167 следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения их нормального функционирования.
Во исполнение пункта 61 Правил N 167 такие нормативы на территории Саратова установлены Постановлением администрации МО "Город Саратов" N 204 от 26.01.2010, а порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации - Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П.
В Постановлении Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220 предусмотрена формула расчета платы при сбросе абонентом в систему коммунальной канализации г. Саратова загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и канализации, в концентрациях, превышающих установленные нормативы допустимых концентраций и (или) нормативные показатели общих свойств сточных вод.
МУПП "Саратовводоканал" при исчислении платы за сброс абонентом в систему коммунальной канализации г. Саратова загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и канализации, применило формулу, предусмотренную Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220 и нормативы, установленные Постановлением администрации МО "Город Саратов" N 204 от 26.01.2010.
Истолковав применительно к вышеуказанным нормам условия заключенного между сторонами вышеназванного Договора, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что материалами дела подтвержден факт превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, акт отбора проб которых подписан представителями ответчика без возражений, в отсутствие доказательств нарушения их отбора, доказательств исполнения обязательств по оплате услуг по их приему в полном объеме, пришел к верному выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Ответчик не представил суду первой и апелляционной инстанции относимых и допустимых доказательств, опровергающих заявленные истцом требования и представленные доказательства.
На стороне ответчика имеется неисполненное денежное обязательство, а именно долг по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 10.07.2013 по 29.07.2013 и 30.10.2013 по 31.12.2013 в сумме 1 428 370,64 руб.
Доказательств оплаты указанной задолженности в суд не представлено.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, требование о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сумме 1 428 370,64 руб. является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года по делу N А57-7118/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2015 N 12АП-8130/2015 ПО ДЕЛУ N А57-7118/2015
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N А57-7118/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Жевак И.И., Шалкина В.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богатыревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" (117342, г. Москва, ул. Введенского, д. 1, ОГРН 1027739552642, ИНН 7728171283) в лице Саратовского филиала (410019, г. Саратов, ул. Осипова, д. 1)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года по делу N А57-7118/2015 (судья Лузина О.И.)
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" (410028, г. Саратов, ул. Советская, д. 10, ОГРН 1026403357420, ИНН 6454003331)
к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" (117342, г. Москва, ул. Введенского, д. 1, ОГРН 1027739552642, ИНН 7728171283) в лице Саратовского филиала (410019, г. Саратов, ул. Осипова, д. 1)
о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в центральную систему канализации сверх установленных нормативов за период с 10.07.2013 по 29.10.2013, с 30.10.2013 по 31.12.2013 в сумме 1 428 370,64 руб.,
при участии:
представителей Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" Пермяковой Ю.Г., действующей в порядке передоверия по доверенности от 09.09.2014, Петренко Г.В., действующего в порядке передоверия по доверенности от 09.09.2014, Елкановой Д.И., действующей в порядке передоверия по доверенности от 09.09.2014,
представителя муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовводоканал" Грициной Т.В., действующей по доверенности N 01/30 от 12.01.2015,
установил:
Муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовводоканал" (далее - МУПП "Саратовводоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковыми требованиями к Федеральному государственному унитарному предприятию "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" (далее - ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус, ответчик) о взыскании задолженности за сброс в централизованную систему водоотведения загрязняющих веществ сверх установленных нормативов за период с 10.07.2013 по 29.10.2013 и с 30.10.2013 по 31.12.2013 в размере 1 428 370, 64 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года исковые требования МУПП "Саратовводоканал" удовлетворены в полном объеме.
С ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина за рассмотрение иска 27 283,70 рубля.
ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы указывает на то, что вывод суда первой инстанции о том, что договор N 52 заключен 08.08.2013, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, при этом ссылается на протокол разногласий к указанному договору от 21.11.2013.
По мнению апеллянта, с момента вступления в силу Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и до момента разработки проекта нормативов допустимых сбросов и утверждения их в территориальном органе, ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус не несет ответственности за негативное воздействие на водные объекты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Податель жалобы полагает, что ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус не должно платить за негативное влияние на работу сооружений централизованной системы водоотведения, поскольку такая плата вводится и рассчитывается с 01.01.2014 в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и данными Правилами такая плата для абонентов, сбрасывающих более 200 куб. м сточных вод в сутки, не предусмотрена.
МУПП "Саратовводоканал" представило в материалы дела письменные пояснения на апелляционную жалобу, в которых возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус и МУПП "Саратовводоканал" поддержали правовые позиции, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и письменных пояснениях на нее.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус и МУПП "Саратовводоканал", изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные пояснения на нее, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 08.08.2013 между МУПП "Саратовводоканал" и ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус заключен договор N 52 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (далее - Договор), по условиям которого МУПП "Саратовводоканал" осуществляет прием сточных вод от ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус в централизованную систему водоотведения.
Согласно пункту 6.3 Договора ответчик обязан своевременно производить оплату сброшенных сточных вод и за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в централизованную систему водоотведения.
На основании пункта 4.1. Договора контроль соблюдения нормативов сброса сточных вод осуществляется инспекцией водных ресурсов МУПП "Саратовводоканал" путем отбора разовых проб.
Место отбора пробы согласовано между сторонами и отражено в пункте 4.2 Договора, где указано, что точкой отбора пробы сточной воды являются контрольные колодцы на канализационной линии Абонента, согласно имеющемуся плану с сетями хозяйственно-фекальной канализации ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус, утвержденной главным инженером абонента.
Абонент обязан не превышать нормативы по концентрациям загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему коммунальной канализации, установленные органами местного самоуправления (пункт 3.2.3. Договора).
29.10.2013 в соответствии с Договором в ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус был произведен контрольный отбор проб сточной воды, сбрасываемой в централизованную систему водоотведения.
Факт отбора проб сточных вод зафиксирован в соответствующем акте от 29.10.2013 N 736.
По результатам произведенных анализов, выполненных аккредитованной лабораторией МУПП "Саратовводоканал" (аттестат аккредитации N РОСС RU 0001.513978 от 27.03.2009) установлено, что состав сточной воды не соответствует установленным нормативам и оказывает отрицательное влияние на процесс биологической очистки городских сточных вод.
В соответствии с пунктом 6.2. Договора плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова определяется и взимается в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 14 октября 2004 N 220-П "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" и иными нормативными документами.
Пунктом 6.3. Договора предусмотрено, что оплата за принятые от абонента сточные воды, загрязняющие вещества со сточными водами производится на основании счетов в течение 5 дней с момента выставления счета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет предприятия ВКХ или путем внесения Абонентом денежных средств в кассу предприятия ВКХ.
На основании полученных результатов отбора проб сточной воды и произведенных МУПП "Саратовводоканал" расчетов, ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус была начислена плата за сброс со сточными водами в коммунальную систему водоотведения загрязняющих веществ за период с 10.07.2013 по 29.10.2013: сверх установленных нормативов - 1 737 202,17 руб., норматив - 71 211,48 руб. и за период с 30.10.2013 по 31.12.2013: сверхнорматив - 289 496,28 руб., норматив - 33 358,16 руб., всего было начислено и выставлены счета на сумму 2 026 698,45 руб.
Ответчиком произведена оплата за сброс загрязняющих веществ в пределах нормативов в сумме 104 569,64 руб., что следует из платежных поручений N 4541 от 30.12.2013 на сумму 71 211,48 руб. и N 285 от 04.02.2014 на сумму 33 358,16 руб., а также часть платы за сброс загрязняющих веществ за период с 10.07.2013 по 29.10.2013 в сумме 598 327,81 руб., что подтверждается платежными поручениями от 02.07.2014 N 2300 на сумму 411 633,35 руб. и N 2301 на сумму 186 694,46 руб. (т. 1, л.д. 84-87).
Неоплата ответчиком части начисленной платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему коммунальной канализации г. Саратова сверх установленных нормативов за период с 10.07.2013 по 29.07.2013 и 30.10.2013 по 31.12.2013 в сумме 1 428 370,64 руб. явилась основанием для обращения истца в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением о взыскании задолженности.
Удовлетворяя иск в полном объеме, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644).
Глава 5 Федерального закона N 416-ФЗ предусматривает необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пункт 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ предусматривает, что в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подпункт "и" пункта 35 Правил N 644 предусматривает, что абонент обязан соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; подпункт "ж" пункта 35 Правил N 644 предусматривает обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 111 Правил N 644 Абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
Согласно пункту 64 Правил N 167 Абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
Пунктом 65 Правил N 167 предусмотрено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории) (пункт 67 Правил N 167).
В соответствии с пунктом 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 70 Правил расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 71 Правил установлено, что расчеты и корректировка размеров платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации производятся с учетом изменений платежей, устанавливаемых организациям водопроводно-канализационного хозяйства за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, определение платы за сброс в составе сточных вод абонентов загрязняющих веществ, с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ, запрещенных или не согласованных к сбросу в системы канализации, а также за установленный факт аварийного сброса всех видов загрязняющих веществ находится в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации МО "Город Саратов" N 204 от 26.01.2010 "Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод" утверждены нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов МУПП "Саратовводоканал".
Постановлением Правительства Саратовской области N 220-П от 14.10.2004 утвержден временный порядок определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Саратовской области N 220-П от 14.10.2004 "Об определении и взимании платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области" взимание платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов производится организацией водопроводно-канализационного хозяйства за валовой сброс (массу) загрязняющих веществ со сточными водами.
На основании временного порядка определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (Приложение N 1 к постановлению Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П), настоящий Порядок распространяется на организации водопроводно-канализационного хозяйства Саратовской области независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (далее - организации ВКХ), осуществляющие прием сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов, и предприятия, организации, индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, в собственности которых находятся нежилые помещения, занимающихся хозяйственной деятельностью и осуществляющих сброс сточных вод и загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов Саратовской области (далее - абоненты).
В силу пункта 2 настоящий Порядок регулирует механизм определения и взимания платы организацией ВКХ за прием загрязняющих веществ со сточными водами от абонентов в системы коммунальной канализации населенных пунктов.
Согласно пунктам 3 - 6 настоящего Порядка, нормативами водоотведения являются:
- по объему сточных вод - лимиты водоотведения, устанавливаемые органами местного самоуправления или организацией ВКХ;
- по качеству сточных вод - временно согласованные концентрации загрязняющих веществ и (или) предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, устанавливаемые органами местного самоуправления.
Основанием для определения и взимания платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в системы коммунальной канализации населенных пунктов являются проведенные организацией ВКХ отборы проб сточной воды, а при отсутствии контроля за составом стоков - установленные органами местного самоуправления нормативы по качеству сточных вод.
29 октября 2013 года МУПП "Саратовводоканал" в соответствии условиями действующего Договора и требованиями ГОСТ Р 51592-2000, ПНДФ 12.15.1-08, НВН 33-5.301-85 произвело отборы сточных вод из контрольного колодца ответчика. Отбор проб проведен в присутствии представителя ответчика.
Факт отбора проб сточных вод зафиксирован в соответствующем акте от 29.10.2013 N 736, который подписан со стороны ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус и скреплен печатью юридического лица, без каких-либо замечаний и возражений.
По результатам данного отбора был проведен количественный химический анализ сточной воды, в результате которого обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: ХПК полн., БПК полн., аммоний-иону, меди, цинку, фосфатам и др.
МУПП "Саратовводоканал" направило в адрес ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус письмо от 19.11.2013 исх. N 11/12229, в котором известило об указанных результатах и указало, что такой состав сточных вод не соответствует установленным нормативам и оказывает отрицательное влияние на процесс биологической очистки городских сточных вод.
Анализы контрольных проб сточных вод выполнялись испытательной лабораторией МУПП "Саратовводоканал", которая аккредитована на техническую компетентность и достоверность выдаваемых результатов (аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.513978, срок действия до 27.03.2014).
При проведении анализа аккредитованная лаборатория не заявляла о недостаточности объема проб, либо о несоответствии отбора проб требованиям ГОСТ Р 51592-2000 "Вода. Общие требования к отбору проб".
Доказательства того, что отбор проб, их хранение и транспортировка произведены истцом с нарушением требований действующих нормативно-правовых актов, в материалах дела отсутствуют.
Исходя из пункта 68 Правил N 167 при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Требованиями подпунктов 36, 37 "Правил контроля состава и свойств сточных вод", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2013 года N 525 (далее - Правила N 525) предусмотрено, что результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения представляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов. Если результаты сопоставимы (отличаются не более чем на погрешность метода измерения по более чем 90 процентов измеряемых показателей), за истинное значение принимается среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб 2 аккредитованных лабораторий.
В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение I рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы.
ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус не предоставило в установленные законом сроки результаты анализов отобранной параллельной пробы и не обращалось по вопросу проведения лабораторного исследования резервной пробы за свой счет.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии загрязняющих веществ в сточных водах в спорный период, суду не представлено.
Материалами дела подтверждается превышение лимита сброса сточных вод, а также предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статьям 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик не представил суду первой и апелляционной инстанции относимых и допустимых доказательств, опровергающих заявленные истцом требования и представленные доказательства.
ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус была начислена плата за период с 10.07.2013 (дата предыдущего отбора проб, акт N 451 от 09.07.2013) по 29.10.2013 в сумме 1 737 202,17 руб., в том числе норматив в сумме 71 211,48 руб.
Также, в рамках действующего Договора абоненту была начислена плата за сброс загрязняющих веществ со сточной водой в пределах установленных нормативов в сумме 33 358,16 руб. и плата за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов в сумме 289 496,28 руб. за период с 30.10.2013 по 31.12.2013, которая рассчитана на основании пункта 6.2. Договора, как среднее значение, вычисленное по результатам предыдущих отборов проб сточной воды в текущем году. Объемы сброшенных сточных вод в централизованную систему канализации г. Саратова и массы загрязняющих веществ, сброшенных в канализацию со сточными водами подтверждены ответчиком в отчете по форме 2-тп (водхоз) за 2013 год, который предоставляется им ежегодно в федеральные органы статистики, а копия в МУПП Саратовводоканал".
В соответствии с условиями заключенного Договора (пункт 6.3) истцом ответчику были выставлены счета для оплаты.
Однако, ответчик оплату произвел частично, в связи с чем за вышеуказанные периоды образовалась задолженность.
Факта сброса ответчиком сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, отсутствие оплаты в полном объеме за сброс в спорном периоде, установлен, подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергается.
Довод апелляционной жалобы о том, что договор N 52 от 08.08.2013 в спорный период нельзя считать заключенным со ссылкой на протокол разногласий к указанному договору от 21.11.2013, несостоятелен.
Наличие к Договору протокола разногласий не означает, что его условия не согласованы.
В случае, если сторона, направившая протокол разногласий, приступает к исполнению договора до получения от другой стороны уведомления о согласии с условиями, указанными в протоколе разногласий и не выходит в судебные органы с целью изменения условий договора по преддоговорному спору, можно оценивать договор как заключенный. Это, в частности, следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 15.03.2002 N 634/01. О том, что стороны признали договор заключенным, также свидетельствуют действия сторон.
В данном случае установлено и ответчиком не опровергнуто, что МУПП "Саратовводоканал" осуществляло в спорный период подачу воды и прием сточных вод от абонента ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус, а последнее потребляло поставленную холодную воду и сбрасывало сточные воды в централизованную систему водоотведения, при этом оплату производило, указывая в платежных документах в качестве основания договор N 52.
Кроме того, следует отметить, что ответственность за сброс абонентом в централизованную систему водоотведения сточных вод с загрязняющими веществами, количество которых превышает установленный норматив, является не договорной, а установленной законодательством. Плата за сверхнормативный сброс взимается на основании Постановления Правительства РФ N 1310 от 31.12.1995, пунктов 61, 64, 65, 67 Постановления Правительства РФ N 167 от 12.02.1999, Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", Постановления Правительства Саратовской области N 220-П от 14.10.2004 и Постановления Администрации МО "Город Саратов" N 204 от 26.01.2010.
Довод апеллянта о необоснованности произведенных расчетов платы за превышение сброса загрязняющих веществ при применении предельно допустимых концентраций на основании Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, в связи с тем, что, как полагает ответчик, данный нормативный акт не распространяет свое действие на абонентов, сброс сточных вод которых составляет 200 куб. м в сутки, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и ему дана надлежащая оценка.
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон N 416-ФЗ, главой 5 которого предусмотрена необходимость обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 10 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила N 644, поэтому в Правила N 167 внесены изменения, а именно: с 14.08.2013 утратили силу пункты 1 - 8, 10 - 18, 32 - 60, 63, 66, 68 и 72-94 данных Правил. Остальные пункты названных Правил не утратили силу.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации установлено, что пункты 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил N 167, и постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 не распространяются на абонентов, в отношении которых устанавливаются лимиты на сбросы и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосбросные площади.
Согласно пункту 4 указанного постановления раздел VII Правил N 644 вступает в силу с 01.01.2014.
Нормативы допустимых сбросов для ответчика были утверждены только 29.12.2014 (Приказ Росприроднадзора N 1272).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции верно указал, что законодатель до момента вступления в силу раздела VII Правил N 644 допустил применение Правил N 167, а они, в свою очередь, - нормативы, которые устанавливаются абоненту органами местного самоуправления.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вопросы нормирования и контроля приема (сброса) сточных вод, и, соответственно, спорные правоотношения сторон регулируются Правилами N 167 (в части, не утратившей силу в связи с вступлением в силу Правил N 644 и не противоречащей указанным Правилам).
Из содержания пунктов 61, 64, 65, 67 Правил N 167 следует, что органы местного самоуправления уполномочены устанавливать абоненту те нормативы, которые определяют допустимое воздействие на окружающую среду, а не на системы коммунального водоснабжения и канализации, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения их нормального функционирования.
Во исполнение пункта 61 Правил N 167 такие нормативы на территории Саратова установлены Постановлением администрации МО "Город Саратов" N 204 от 26.01.2010, а порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации - Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220-П.
В Постановлении Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220 предусмотрена формула расчета платы при сбросе абонентом в систему коммунальной канализации г. Саратова загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и канализации, в концентрациях, превышающих установленные нормативы допустимых концентраций и (или) нормативные показатели общих свойств сточных вод.
МУПП "Саратовводоканал" при исчислении платы за сброс абонентом в систему коммунальной канализации г. Саратова загрязняющих веществ, влияющих на режим работы сетей и канализации, применило формулу, предусмотренную Постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2004 N 220 и нормативы, установленные Постановлением администрации МО "Город Саратов" N 204 от 26.01.2010.
Истолковав применительно к вышеуказанным нормам условия заключенного между сторонами вышеназванного Договора, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что материалами дела подтвержден факт превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, акт отбора проб которых подписан представителями ответчика без возражений, в отсутствие доказательств нарушения их отбора, доказательств исполнения обязательств по оплате услуг по их приему в полном объеме, пришел к верному выводу о правомерности заявленных исковых требований.
Ответчик не представил суду первой и апелляционной инстанции относимых и допустимых доказательств, опровергающих заявленные истцом требования и представленные доказательства.
На стороне ответчика имеется неисполненное денежное обязательство, а именно долг по оплате за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 10.07.2013 по 29.07.2013 и 30.10.2013 по 31.12.2013 в сумме 1 428 370,64 руб.
Доказательств оплаты указанной задолженности в суд не представлено.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Таким образом, требование о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сумме 1 428 370,64 руб. является обоснованным и правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу ФГУП "НПЦАП" ПО Корпус следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01 июля 2015 года по делу N А57-7118/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственный центр автоматики и приборостроения им. Академика Н.А. Пилюгина" ПО "Корпус" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Т.С.БОРИСОВА
Т.С.БОРИСОВА
Судьи
И.И.ЖЕВАК
В.Б.ШАЛКИН
И.И.ЖЕВАК
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)