Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.08.2014 ПО ДЕЛУ N 33-4483/2014

Требование: О признании права самостоятельно сформировать земельный участок, признании незаконным отказа в утверждении схемы границ земельного участка, обязании утвердить схему границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истице было отказано в получении в собственность бесплатно земельного участка в связи с тем, что данный земельный участок расположен на территории, в отношении которой принято решение о формировании участков за счет местного бюджета для последующего предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющих трех и более детей, путем проведения жеребьевки.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. по делу N 33-4483/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Разуваевой Т.А.
судей Симаковой М.Е., Федоровой Г.И.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Комсомольска-на-Амуре на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 31 марта 2014 года по исковому заявлению И. к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании права самостоятельно сформировать земельный участок, признании незаконным отказа в требованиях об утверждении схемы границ земельного участка, о возложении обязанности по утверждению схемы границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
Заслушав доклад судьи Симаковой М.Е., возражения представителя И. - К., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

И. обратилась в суд с иском к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании права самостоятельно сформировать земельный участок, признании незаконным отказа в требованиях об утверждении схемы границ земельного участка, о возложении обязанности по утверждению схемы границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
В обоснование заявленных требований указала, что является многодетной матерью, с ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на очередь на получение в собственность бесплатно земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к главе <адрес> с заявлением о бесплатном предоставлении в собственность для строительства индивидуального жилого дома земельного участка, расположенного в <адрес>, площадью 1477 кв. м, но получила отказ в связи с тем, что указанный земельный участок расположен на территории, в отношении которой принято решение о формировании участков за счет местного бюджета для последующего предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющих трех и более детей, путем проведения жеребьевки. При этом в ответе было указано, что п. 2.14 постановления Правительства Хабаровского края N 292-пр от 31.08.2011, определено право граждан самостоятельно сформировать земельный участок, поставить его на государственный кадастровый учет и обратиться с заявлением о его предоставлении в собственность бесплатно. В этом случае, земельный участок предоставляется гражданину вне общей очереди. Поскольку ее заявление не содержало информацию, необходимую для утверждения схемы расположения земельного участка, у администрации отсутствовали основания для предоставления испрашиваемого участка. Изготовив схему границ расположения земельного участка площадью 1477 кв. м, расположенного по адресу <адрес> она обратилась к главе г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением об ее утверждении, но ей было отказано в связи со вступлением в законную силу Закона Хабаровского края от 19.04.2013 N 278. Полагает отказ незаконным, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка с проведением за ее счет работ по формированию земельного участка она обратилась до вступления в законную силу указанного Закона.
С учетом уточненных исковых требований просила признать право самостоятельно сформировать земельный участок площадью 1477 кв. м, расположенный по адресу пер. <адрес> на кадастровом плане территории N; признать незаконным отказ администрации г. Комсомольска-на-Амуре в удовлетворении заявления И. об утверждении схемы границ земельного участка в связи с отсутствием основания для предоставления бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по <адрес> обязать администрацию г. Комсомольска-на-Амуре утвердить схему расположения земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, на кадастровом плане территории N, расположенного в <адрес>, площадью 1477 кв. м для проведения межевания, постановки его на государственный кадастровый учет и обращения с заявлением о предоставлении его в собственность бесплатно для строительства индивидуального жилого дома.
Ответчик исковые требования не признал.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 31.03.2014 исковые требования И. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре считает решение суда вынесено с нарушением норм материального права и подлежащим отмене.
В дополнении к апелляционной жалобе представитель администрации г. Комсомольска-на-Амуре указывает на нарушение судом норм процессуального права. Уточнение исковых требований И. заявлено в отношении другого земельного участка, расположенного по <адрес> Данное действие должно быть квалифицировано как изменение предмета иска, тогда как заявленные И. требования по своей юридической сути не являются исковыми и должны рассматриваться в порядке главы 25 ГПК РФ.
Также указывает на нарушение судом норм материального права, поскольку с заявлением об утверждении схемы границ земельного участка И. обратилась в ДД.ММ.ГГГГ, после того, как в Закон Хабаровского края N 100 были внесены изменения, в соответствии с которыми права на самостоятельное формирование земельного участка и получения его без проведения жеребьевки, у И. не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к возражениям И. просит решение суда оставить без изменения, полагает, что суд правомерно не применил Закон Хабаровского края N 100 в редакции от 19.04.2013, поскольку спорные правоотношения возникли с момента постановки ее учет, до внесения изменений в закон, в связи с чем, право самостоятельно сформировать земельный участок и получить его вне очереди у нее не утрачено.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, дело рассмотрено судебной коллегией в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя И. - К., обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Право на предоставление бесплатно земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, является государственной мерой социальной поддержки государством многодетных семей.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края установлены Законом Хабаровского края от 29 июня 2011 года N 100 "О бесплатном предоставлении в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Хабаровского края" (далее по тексту - Закон).
В целях обеспечения справедливых условий реализации многодетными семьями названного права, указанный Закон в редакции, действовавшей до 3 мая 2013 года, предусматривал распределение земельных участков в порядке очередности, обусловленной датой постановки граждан, имеющим трех и более детей, на учет.
Порядок организации работы по учету граждан, подавших заявление, и порядок организации работы по формированию и предоставлению гражданам земельных участков в собственность бесплатно устанавливаются Правительством края (ст. 3 Закона).
В рамках реализации указанного Закона постановлением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2011 года N 292-пр, утверждены: Порядок организации работы по учету граждан, имеющих трех и более детей, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков (далее - Порядок организации работы по учету граждан) и Порядок организации работы по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и поставленным на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее - Порядок организации работы по формированию и предоставлению земельных участков).
Согласно п. 2.7 Порядка организации работы по формированию и предоставлению земельных участков выбор земельных участков для последующего предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется путем проведения жеребьевки в порядке очередности с учетом количества сформированных земельных участков.
Исключением из перечисленных правил являлась норма, предусмотренная пунктом 2.14 указанного Порядка, согласно которой гражданин, имеющий трех и более детей, после постановки его на учет вправе самостоятельно сформировать земельный участок в размере, установленном Законом, и в порядке, установленном законодательством, поставить его на государственный кадастровый учет и обратиться с заявлением о его предоставлении в собственность бесплатно в уполномоченный орган исполнительной власти края. В этом случае земельный участок предоставляется гражданину вне общей очереди.
Из материалов дела следует, что на основании заявления И. от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением КГКУ "Центр социальной поддержки населения по <адрес>" от 15 июня 2012 года И. поставлена на учет для предоставления земельного участка в собственность бесплатно на территории <адрес> для осуществления индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ И. обратилась к Главе города Комсомольска-на-Амуре с заявлением, в котором просила предоставить ей земельный участок в собственность под строительство жилого дома в <адрес> по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации города И. было сообщено, что в связи с тем, что в ее заявлении не содержится информации о конкретном местоположении земельного участка и предполагаемых его размерах, схема утверждения границ земельного участка утверждена быть не может. При этом И. было разъяснено, что в связи с изменениями внесенным в Закон Хабаровского края от 29.06.2011 N 100, право на предоставление земельного участка вне очереди имеют граждане, которые владеют испрашиваемым земельным участком на праве аренды или ином законном основании, либо земельный участок используется ими под существующим жилым домом, собственниками которого они являются.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером была изготовлена схема расположения земельного участка площадью 1477 кв. м для строительства индивидуального жилого дома, на кадастровом плане территории N, расположенного в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ И. вновь обратилась к главе г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка, изготовленную ДД.ММ.ГГГГ, для проведения межевания, постановки земельного участка на кадастровый учет и дальнейшего предоставления ей в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Комсомольска-на-Амуре отказано И. в утверждении схемы границ в связи с отсутствием правовых оснований.
Удовлетворяя требования И., суд исходил из того, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, как многодетная мать, И. обратилась ДД.ММ.ГГГГ, а с заявлением о предоставлении ей земельного участка по <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в законную силу Закона Хабаровского края от 19 апреля 2013 года N 278, в связи с чем, суд пришел к выводу, что администрацией г. Комсомольска-на-Амуре было нарушено право И. на самостоятельное формирование земельного участка и получения его вне общей очереди.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не согласна.
Исходя из положений статей 2, 6, 11.1, 11.2, 9 - 11, 28 - 30, 68, 70 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что граждане, имеющие трех и более детей, вправе приобрести бесплатно, без торгов и предварительного согласования земельные участки, в том числе, для индивидуального жилищного строительства. При этом предоставляемые земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должны быть сформированы, т.е. должны быть определены границы указанных участков в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Земельные участки образуются в соответствии с частью 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе по его предоставлению гражданам, только в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в соответствующий кадастр недвижимости. Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлен его государственный кадастровый учет.
Под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; осуществление государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка и т.д.
Таким образом, для реализации права на получение земельного участка вне очереди, И. должна была самостоятельно сформировать земельный участок в размере, установленном Законом, поставить его на государственный кадастровый учет, после чего обратиться с заявлением о его предоставлении в собственность бесплатно.
Заявление И. от ДД.ММ.ГГГГ не содержало сведений о конкретном земельном участке с определенными индивидуальными характеристиками, схема земельного участка к заявлению приложена не была, в связи с чем, администрацией города было правомерно отказано в утверждении схемы границ земельного участка.
Отсутствие в заявлении И. сведений о конкретном земельном участке, его размерах, по мнению судебной коллегии, свидетельствует о том, что работы по формированию земельного участка И. на момент обращения начаты не были. Несмотря на разъяснения, касающиеся изменения порядка предоставления земельных участков вне очереди, И. приняла решение о самостоятельном формировании земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет, для чего ДД.ММ.ГГГГ ею была изготовлена схема расположения земельного участка по <адрес>
В своем повторном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ И. просила утвердить схему границ земельного участка в целях постановки его на государственный кадастровый учет.
Удовлетворяя исковые требования, суд не учел, что на момент первоначального обращения И. в администрацию города Комсомольска-на-Амуре все необходимые условия, установленные законодательством Российской Федерации и Хабаровского края для получения земельного участка вне очереди, заявителем выполнены не были, а при обращения И. с повторным заявлением, право на самостоятельно формирование земельного участка у И. не имелось, поскольку пунктом 2 статьи 4 Закон Хабаровского края от 29 июня 2011 года N 100 (в редакции Закона Хабаровского края от 19.04.2013 N 27) было предусмотрено, что земельные участки предоставляются гражданам бесплатно в порядке очередности, устанавливаемой в соответствии со статьей 7 Закона.
Очередность граждан определяется исходя из даты и времени поступления их заявления в уполномоченный орган по учету граждан или многофункциональный центр. В случае формирования земельного участка за свой счет, право получения такого земельного участка вне очереди имеют граждане, если земельный участок предоставлен им в аренду или на ином законном основании до вступления в силу настоящего закона, либо используется под существующим индивидуальным жилым домом, находящимся в собственности гражданина (статья 7 Закона).
При этом, из материалов дела следует, что в течение 2013-2014 годов в отношении территории, на которой расположен спорный земельный участок, ведутся финансируемые из бюджета города Комсомольска-на-Амуре работы по формированию территории для индивидуального жилищного строительства. Так, постановлением главы города Комсомольска-на-Амуре ДД.ММ.ГГГГ N принято решение о подготовке документации по планировке территории в квартале индивидуально усадебной застройки Силинский в <адрес> в границах: с северной и северо-восточной стороны- индивидуальная жилая застройка по <адрес> - земельный участок с кадастровым номером N.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Комсомольска-на-Амуре и ООО "Терпланпроект" заключен муниципальный контракт по подготовке документации по планировке территории в квартале Силинский, ориентировочной площадью 1,1 га, в границах указанных в Постановлении от 02.08.2013. Из схемы, являющейся приложением в постановлению, следует, что часть участка по <адрес> входит в границы проекта планировки.
Установленные по делу обстоятельства и положения закона судом первой инстанции не приняты во внимание, в связи с чем, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Возражения представителя И. - К. о действии закона во времени и пространстве, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании правовых норм.
Поскольку до внесения изменений в Закон Хабаровского края от 29.06.2011 N 100 право на самостоятельное формирование земельного участка И. надлежащим порядком реализовано не было, после принятия Закона Хабаровского края от 19.04.2013 N 278, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Возражения представителя И. - К. о действии закона во времени и пространстве, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании правовых норм.
Руководствуясь ст. ст. 320 - 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 31 марта 2014 года по гражданскому делу по исковому заявлению И. к администрации г. Комсомольска-на-Амуре о признании права самостоятельно сформировать земельный участок, признании незаконным отказа в требованиях об утверждении схемы границ земельного участка, о возложении обязанности по утверждению схемы границ земельного участка для строительства индивидуального жилого дома отменить и принять новое решение, которым
И. отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Т.А.РАЗУВАЕВА

Судьи
М.Е.СИМАКОВА
Г.И.ФЕДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)