Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.07.2014 N 15АП-10050/2014 ПО ДЕЛУ N А32-38854/2013

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. N 15АП-10050/2014

Дело N А32-38854/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоренко Я.И.,
при участии:
- от заявителя: представителей Шевченко О.И. по доверенности от 09.12.2013, Горбунова Д.А. по доверенности от 08.07.2014;
- от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.04.2014 по делу N А32-38854/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае,
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
о признании незаконным бездействия,
принятое в составе судьи Гречко О.А.,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) со следующими требованиями:
- - признать незаконным бездействие ТУ ФАУГИ, выразившееся в не принятии решения о предоставлении в аренду обществу земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, под объектами недвижимого имущества общества: кадастровый номер 23:32:0601003:6 площадью 35 723,0 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта; кадастровый номер 23:32:0000000:319 площадью 1 209 277,0 кв. м из земель промышленности, энергетики, транспорта;
- - обязать ТУ ФАУГИ принять решение о предоставлении в аренду обществу поименованных выше земельных участков;
- - обязать ТУ ФАУГИ направить обществу проект договоров аренды земельного участка, расположенного в пределах территориальных границ: земельных участков федеральной собственности, расположенных по адресу: Краснодарский край, Тихорецкий район, под объектами недвижимого имущества общества, с учетом территории, необходимой для их эксплуатации.
Решением суда от 08.04.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ ФАУГИ подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Жалоба мотивирована тем, что ТУ ФАУГИ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку не вправе распоряжаться испрашиваемыми земельными участками без поручения Росимущества.
В отзыве на апелляционную жалобу общество ОАО "РЖД" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Заинтересованные лица, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
В судебном заседании представители ОАО "РЖД" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании постановления администрации Тихорецкого района от 05.04.1995 N 198 ОАО "РЖД" владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:32:00 00 000:0018, из которого были образованны земельные участки: кадастровый номер 23:32:0601003:6 площадью 35 723,0 кв. м - из земель промышленности, энергетики, транспорта; кадастровый номер 23:32:0000000:319 площадью 1 209 277,0 кв. м - из земель промышленности, энергетики, транспорта (далее - спорные земельные участки).
Данный земельный участок является собственностью Российской Федерации на основании свидетельства 23-АБ N 048882 от 16.05.2003.
16.09.2013 ОАО "РЖД" обратилось к ТУ ФАУГИ с заявлением о предоставлении в аренду спорных земельных участков, однако договор подписан не был, ответа от государственного органа, содержащего отказ или согласие представить земельный участок, не поступало.
Посчитав данное бездействие незаконным, ОАО "РЖД" обжаловало его в судебном порядке.
Повторно рассмотрев заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции признал правомерным удовлетворение их судом первой инстанции.
Так, принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды таких земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения и сооружения, обращаются в орган государственной власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком, с заявлением о приобретении прав на него с приложением кадастрового паспорта участка. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении участка в аренду и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как видно из материалов дела, установлено судом и не оспаривается заинтересованным лицом, ОАО "РЖД" обратилось к ТУ ФАУГИ с приложением полного перечня документов, указанных в Приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что общество обоснованно поставило вопрос о предоставлении ему в аренду земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему имущество.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" установлено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.
В нарушение требований действующего законодательства, в частности статей 28, 29, 36 ЗК РФ, ТУ ФАУГИ не приняло решение о предоставлении спорных земельных участков обществу, не направило в адрес общества проекты договоров, оставив обращение общества без ответа.
Как лицо, на которое возложено бремя доказывания соответствия закону обжалуемых действий (бездействий), ТУ ФАУГИ не представило в материалы дела правовых обоснований и доказательств того, что испрашиваемый обществом земельный участок сформирован с нарушением действующего законодательства и его размер превышает площадь, необходимую для использования находящихся на нем объектов недвижимости общества.
Повторенный в апелляционной жалобе довод ТУ ФАУГИ об отсутствии у него полномочий по распоряжению (предоставлению в аренду) испрашиваемых обществом земельных участков, находящихся в федеральной, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как указывалось ранее, спорные земельные участки находятся в собственности Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация в лице уполномоченных органов (статья 29 Кодекса).
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, таким органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества (пункт 1 указанного Положения). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пункту 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Территориальные органы и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.
На территории Краснодарского края полномочиями по распоряжению федеральным имуществом наделено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ТУ ФАУГИ), действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, ТУ ФАУГИ осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.
Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которым территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
С учетом изложенного, в целях реализации своего преимущественного права на приобретение спорных земельных участков на праве аренды ОАО "РЖД" обоснованно обратилось в ТУ ФАУГИ.
Ссылка ТУ ФАУГИ на отсутствие (необходимость получения) письменного поручения Росимущества на предоставление спорных земельных участков обществу в аренду, противоречит правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15361/10, поэтому не принимается апелляционным судом.
Учитывая, что оснований для не предоставления в аренду ОАО "РЖД" земельных участков с кадастровыми номерами 23:32:0601003:6 и 23:32:0000000:319 не имелось, ТУ ФАУГИ согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ было обязано в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления принять решение о предоставлении земельных участков обществу в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельных участков в аренду управление было обязано осуществить подготовку проектов договоров аренды земельных участков и направить их заявителю с предложением о заключении соответствующих договоров.
Данной обязанности ТУ ФАУГИ не исполнило, доказательства наличия законных оснований для не предоставления ОАО "РЖД" в аренду испрашиваемых земельных участков управление не представило, что свидетельствует о допущении им бездействия, не соответствующего нормам действующего законодательства, которое повлекло нарушение прав и законных интересов ОАО "РЖД".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что заявленные ОАО "РЖД" требования подлежали удовлетворению.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА

Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
Г.А.СУРМАЛЯН















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)