Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года по делу N А65-30061/2013 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными и недействительными решения и предписания от 28.11.2013 по делу N 06-196/2013,
установил:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - заявитель, Управление Росимущества, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконными и недействительными решения и предписания от 28.11.2013 по делу N 06-196/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года заявление удовлетворено, признаны недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-196/2013 от 28.11.2013.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года отменить, апелляционную жалобу Татарстанского УФАС удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Отделом контроля органов власти антимонопольного органа по результатам рассмотрения:
1) решения по жалобе N T04-71/2013 на действия организатора торгов - ООО "АРИМ-ТОРГ" при проведении торгов по реализации арестованного имущества -земельный участок, земли населенных пунктов, площадь 7754,6 кв. м по адресу: РТ, Чистопольский район, пос.Ерыклинский, уч.2, вид собственности частный, выразившееся в нарушении организатором торгов - ООО "АРИМ-ТОРГ" порядка организации вышеуказанных торгов, а именно нарушения требований пункта 3 Правил направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно - телекоммуникативной сети "Интернет", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 66, части 3 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", поручения Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан N 45 от 21.01.2013 года в части уведомления Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан и судебного пристава-исполнителя о признании первичных торгов несостоявшимися;
2) решения по жалобе N Т04-77/2013 на действия организатора торгов - ООО "Позитив" при проведении торгов по реализации арестованного имущества -дачный домик площадью 136 кв. м, кадастровый номер 16:18:110301:0065:0025 и земельный участок площадью 697 кв. м, кадастровый номер 16:18:110301:0065 по адресу: РТ, Елабужский район, с/о Поспеловый, п.Луговой, ДПК "Луговое", уч. 115, выразившееся в нарушении организатором торгов - ООО "Позитив", требований части 11 статьи 89, части 1 статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункта 3 Правил направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникативной сети "Интернет", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 66, части 3 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)";
3) решения по жалобе ЖГ04-99/2013 на действия организатора торгов - ООО "Позитив" при проведении торгов по реализации арестованного имущества -нежилое помещение площадью 150 кв. м, по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Татарстан, д. 8, оф.4 выразившееся в нарушении организатором торгов - ООО "Позитив", требований части 3, 4 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", поручения Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан N 856 от 18.04.2013 года в части необходимости опубликования извещения о проведении торгов в газете "Республика Татарстан";
4) обращения Прокуратуры Республики Татарстан на действия организатора торгов ООО "Имин" при проведении торгов по реализации арестованного имущества с неоднократным нарушением процедуры их проведения, а именно опубликования извещения о дате проведения торгов не за 30 дней как требует Гражданский Кодекс Российской Федерации, а за 10 дней, были усмотрены признаки бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольным органом возбуждено дело N 06-196/2013 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан антимонопольного законодательства.
28 ноября 2013 года Комиссией антимонопольного органа было вынесено решение по делу N 06-196/2013 о признании Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия по надлежащему контролю за деятельностью специализированных организаций по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйственного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Предписанием от 28.11.2013 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан предписано не позднее 20 дней с момента получения Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан информацию о выявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан нарушениях в ходе осуществления контроля за деятельностью специализированных организаций по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйственного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятых в соответствии с условиями государственных контрактов мерах в отношении специализированных организаций (с приложением соответствующих документов, в том числе копии обращений в суд о расторжении государственных контрактов либо о взыскании неустоек, предусмотренных заключенными государственными контрактами).
Не согласившись с решением и предписанием по делу N 06-196/2013 от 28 ноября 2013 года, заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания.
Удовлетворяя требования Управления Росимущества суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено в части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
B соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно положению "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан" (утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. N 49), Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В целях оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Татарстан, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан были проведены торги по отбору специализированных организаций, по результатам которых были заключены государственные контракты на оказание данных услуг.
Согласно условиям контрактов Заказчик (Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан) поручает, а Исполнитель (специализированные организации) обязуются на условиях, установленных настоящим контрактом, в соответствии с техническим заданием и Поручениям (распоряжениями) Заказчика совершать от своего имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Татарстан, в соответствии с законодательством РФ.
Пунктами 5.1.1 государственных контрактов предусматривается, что Заказчик вправе осуществлять текущий контроль за деятельностью Исполнителя по реализации Имущества, соблюдением требований законодательства РФ, условий настоящего контракта и указаний Заказчика.
Реализация имущества должника на торгах в порядке исполнительного производства регулируется положениями главы 9 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" установлено, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом печатном издании являющимся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан" (утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. N 49), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Татарстан были проведены торги по отбору организаций на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Татарстан, по результатам которых между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, ООО "АРИМ-ТОРГ", ООО "Позитив" и ООО "Имин" были заключены государственные контракты N 38/12 от 03 января 2013 года и N 39/12 от 03 января 2013 года.
Согласно условиям контрактов заказчик (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан) поручает, а Исполнители (специализированные организации) обязуются на условиях, установленных настоящим контрактом, в соответствии с техническим заданием и письменными поручениями и указаниями Заказчика за вознаграждение совершать от своего имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Татарстан, необходимые для осуществления возложенных на Заказчика функций.
Пунктом 5.1.1 государственного контракта предусмотрено, что Заказчик вправе осуществлять текущий контроль за деятельностью Исполнителя по реализации Имущества, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, условий настоящего контракта и указаний Заказчика.
Управление Федеральной антимонопольной службы, указав, что никаких мер по контролю за деятельностью исполнителей (специализированных организаций) ООО "АРИМ-ТОРГ", ООО "Позитив" и ООО "Имин" со стороны Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан не предпринималось, фактически Территориальное управление Росимущества осуществляло контроль за деятельностью исполнителей (специализированных организаций) лишь по результатам вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан решений по результатам рассмотрения жалоб о нарушении специализированными организациями, признало Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия по надлежащему контролю за деятельностью специализированных организаций по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйственного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Между тем, как следует из пояснений заявителя, в соответствии с условиями государственных контрактов Заказчик (Территориальное управление) вправе:
- - осуществлять текущий контроль за деятельностью Исполнителя по реализации имущества, соблюдением требований законодательства Российской Федерации, условий настоящего Контракта и указаний Заказчика;
- - требовать от Исполнителя письменные сведения о ходе исполнения условий Контракта, указаний и конкретных Поручений Заказчика;
- - в любое время отменить Поручение (указание) полностью либо в части;
- - давать Исполнителю обязательные для исполнения письменные поручения (указания) по вопросам, касающимся порядка реализации имущества, а также по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и условий настоящего Контракта;
- - письменно уведомив Исполнителя, приостановить все платежи по настоящему Контракту, если Исполнитель не выполняет своих обязательств (или части обязательств) по Контракту, при условии, что такое уведомление о приостановлении платежей определяет характер невыполнения обязательств и содержит требование того, чтобы Исполнитель исправил положение в течение периода времени, не превышающего тридцати дней после получения Исполнителем такого уведомления;
- - выдавать Поручения Исполнителю по мере необходимости по усмотрению Заказчика.
В соответствии с условиями государственных контрактов специализированные организации осуществляют реализацию имущества должников от своего имени.
- При этом на специализированную организацию возложены обязанности;
- - осуществлять установленные контрактом действия в соответствии с условиями контракта, требованиями законодательства Российской Федерации, а также письменными поручениями и указаниями Заказчика;
- - соблюдать конфиденциальность в работе с Заказчиком, не разглашать какую-либо информацию, ставшую известной при оказании Услуги в соответствии с контрактом;
- - своевременно и надлежащим образом оказывать услуги в соответствии с Техническим заданием;
- - не удерживать принятое им имущество, а также поступившие от покупателя денежные средства;
- - знать и соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе: Гражданского кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; Федерального закона от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге"; Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", а также порядка взаимодействия Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденным совместным приказом ФССП России и Росимущества от 25.078.2008 N 347/149;
- - осуществлять реализацию имущества в строгом соответствии с такими требованиями и требованиями контракта, по ценам не ниже указанных Заказчиком в поручениях на реализацию имущества;
- - выполнять обязанность налогового агента по уплате НДС при реализации арестованного во исполнение решений суда и переданного на реализацию на основании постановления судебного пристава-исполнителя имущества должника;
- - оказывать Услуги и выполнять свои обязанности по контракту с надлежащей эффективностью и на высоком профессиональном уровне, а также применять передовые технологии и безопасные и эффективные технику, материалы и методы.
В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В случае подачи в арбитражные суды или суды общей юрисдикции искового заявления о признании торгов, проведенных специализированной организацией, недействительными, Территориальное управление привлекается к участию в деле.
Территориальное управление направляет своего представителя для участия в процессе, представляет отзыв на исковое заявление, приобщает к материалам дела необходимые доказательства.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Территориальное управление осуществляет контрольные действия в случае поступления обращения либо жалобы на действия специализированных организаций, в рамках которых Территориальным управлением направляется в соответствующую организацию запрос с требованием о представлении пояснений по конкретной ситуации и документов, по результатам рассмотрения которых направляется ответ по существу заявителю, а в случае выявления нарушений - принимаются незамедлительные меры по их устранению.
Контрольные действия осуществляются в случае поступления обращения либо жалобы на действия специализированных организаций, в рамках которых Территориальным управлением направляется в соответствующую организацию запрос с требованием о представлении пояснений по конкретной ситуации и документов, по результатам рассмотрения которых направляется ответ по существу -заявителю, а в случае выявления нарушений - принимаются незамедлительные меры по их устранению.
Также с такими организациями Территориальное управление осуществляет сверки ежеквартально либо по мере необходимости. Определенная форма сверки не утверждена ни Центральным аппаратом Росимущества, ни Территориальным управлением. Как правило, такие сверки осуществляются в форме направления в специализированные организации файла выгрузки из Учета Территориального управления в формате Excel.
Территориальным управлением было проведено рабочее совещание со специализированными организациями, осуществляющими реализацию арестованного имущества.
Территориальное управление осуществляет контроль за надлежащим оказанием специализированными организациями услуг по реализации арестованного имущества и в случае нарушения условий контрактов обращается в суды за расторжением государственных контрактов в случае их неисполнения.
В ноябре 2012 года Управление Росимущества обращалось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исками к специализированным организациям ООО "Камэнергоаудит" (дело N А65-27332/2012) и ООО "Регион-Эксперт" (дело N А65-29531/2012) о расторжении государственных контрактов на оказание услуг по реализации арестованного имущества должников.
Однако судебные разбирательства несколько раз откладывались и в результате судебные дела были рассмотрены по существу в начале 2013 года.
Поскольку срок действия государственных контрактов, заключенных с ООО "Камэнергоаудит" и ООО "Регион-Эксперт", был установлен до 31 декабря 2012 года, на момент рассмотрения дел по существу срок действия контрактов истек.
Суд пришел к выводу, что, поскольку срок действия контракта истек, правоотношения сторон, связанные с оказанием услуг (определенных действий, работ) в рамках контракта, прекращены. Следовательно, истечение срока действия контракта прекращает обязанность исполнителя оказывать предусмотренные контрактом услуги.
В результате в требованиях о расторжении государственных контрактов Территориальному управлению было отказано.
В связи с вышеизложенным, Территориальное управление Росимущества не имело возможности внести вышеуказанные специализированные организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Поскольку государственные контракты со специализированными организациями заключаются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд", Территориальное управление не имеет возможности влиять на процедуру определения победителя торгов.
Таким образом, в 2013 году контракт на оказание услуг по реализации арестованного имущества на конкурсной основе был вновь заключен с ООО "Регион-Эксперт".
Поскольку ООО "Регион-Эксперт" вновь систематически не исполняло условия государственного контракта, Территориальное управление обратилось с иском о расторжении государственного контракта к специализированной организации ООО "Регион-Эксперт" (дело N А65-14659/2013). Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2013 требования Территориального управления были удовлетворены, государственный контракт был расторгнут. В соответствии с п. 6 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ была направлена информация для внесения указанной организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Также 26.08.2013 года Территориальное управление Росимущества обратилось с иском о расторжении государственного контракта к специализированной организации ООО "Позитив" (РТ, г. Нижнекамск, ул. Строителей, д. 18) в связи с неисполнением условий государственного контракта (А65-19525/2013). Решением от 28.11.2013 г. заявленные требования удовлетворены, государственный контракт расторгнут.
В связи с выявлением ряда нарушений по результатам рассмотрения жалоб Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Территориальным управлением было вынесено решение о наложении штрафа в соответствии с п. 7.2 государственных контрактов от 09.01.2013 N 38/12, 39/12, неустойку (штраф) в размере 10% от цены государственного контракта. Удержание штрафа из цены государственного контракта будет произведено при окончательном расчете за фактически оказанные услуги в соответствии с государственным контрактом.
Решение об удержании штрафа принимается Территориальным управлением в конце года по результатам рассмотрения поступивших жалоб, решений суда (в случае признания торгов недействительными по основаниям - нарушение правил проведения торгов) и выявления по ним нарушений, допущенных специализированными организациями.
В судебное заседание представителем заявителя были представлены акты от 25.12.2013 о наложении штрафных санкций по государственным контрактам от 09.01.2013 N 38/12, 39/12.
В соответствии со ст. 87 ФЗ "Об исполнительном производстве" информация о реализуемом на торгах имуществе должна размещаться в печатных средствах массовой информации. В ч. 3 ст. 90 того же закона, введенной в действие с 01.01.2012, указано, что Извещение о проведении торгов опубликовывается в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации. До настоящего момента такое издание Правительством РФ не определено.
Согласно ч. 3 ст. 57 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и ч. 5 ст. 28.2 Закона "О залоге" извещение о предстоящих публичных торгах по продаже арестованного заложенного имущества публикуется в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 06.08.2003 N 27-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом" законы Республики Татарстан, акты Государственного Совета и его Президиума вступают в силу одновременно на всей территории Республики Татарстан со дня их официального опубликования в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", если в указанных актах не установлен другой порядок вступления их в силу.
Из изложенного следует, что извещения о проведении торгов по продаже:
- - арестованного заложенного имущества подлежат опубликованию в газете "Республика Татарстан";
- - иного арестованного (не заложенного) имущества - в любых печатных средствах массовой информации до определения такого издания Правительством РФ.
Извещение о проведении торгов опубликовано в газете Республики Татарстан 16.02.2013, 23.02.2013, 26.02.2013, 05.03.2013, 08.03.2013 и газете "Ва-Банк".
Таким образом, ООО "Позитив", ООО "АРИМ-ТОРГ" информация о проведении торгов опубликована в установленных средствах массовой информации.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Территориального управления о признании решения и предписания антимонопольного органа незаконными, так как Управление Федеральной антимонопольной службы не доказало нарушение заявителем положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе УФАС по РТ не содержится. Выводы антимонопольного органа о бездействии Территориального управления по надлежащему контролю за деятельностью специализированных организаций по реализации вышеназванного имущества и нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, не основаны на нормах права и обстоятельствах настоящего дела.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года по делу N А65-30061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.05.2014 ПО ДЕЛУ N А65-30061/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу N А65-30061/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 мая 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года по делу N А65-30061/2013 (судья Ситдиков Б.Ш.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными и недействительными решения и предписания от 28.11.2013 по делу N 06-196/2013,
установил:
Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - заявитель, Управление Росимущества, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - ответчик, антимонопольный орган) о признании незаконными и недействительными решения и предписания от 28.11.2013 по делу N 06-196/2013.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года заявление удовлетворено, признаны недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу N 06-196/2013 от 28.11.2013.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции, в которой просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года отменить, апелляционную жалобу Татарстанского УФАС удовлетворить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Отделом контроля органов власти антимонопольного органа по результатам рассмотрения:
1) решения по жалобе N T04-71/2013 на действия организатора торгов - ООО "АРИМ-ТОРГ" при проведении торгов по реализации арестованного имущества -земельный участок, земли населенных пунктов, площадь 7754,6 кв. м по адресу: РТ, Чистопольский район, пос.Ерыклинский, уч.2, вид собственности частный, выразившееся в нарушении организатором торгов - ООО "АРИМ-ТОРГ" порядка организации вышеуказанных торгов, а именно нарушения требований пункта 3 Правил направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно - телекоммуникативной сети "Интернет", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 66, части 3 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", поручения Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан N 45 от 21.01.2013 года в части уведомления Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан и судебного пристава-исполнителя о признании первичных торгов несостоявшимися;
2) решения по жалобе N Т04-77/2013 на действия организатора торгов - ООО "Позитив" при проведении торгов по реализации арестованного имущества -дачный домик площадью 136 кв. м, кадастровый номер 16:18:110301:0065:0025 и земельный участок площадью 697 кв. м, кадастровый номер 16:18:110301:0065 по адресу: РТ, Елабужский район, с/о Поспеловый, п.Луговой, ДПК "Луговое", уч. 115, выразившееся в нарушении организатором торгов - ООО "Позитив", требований части 11 статьи 89, части 1 статьи 92 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункта 3 Правил направления информации о торгах по продаже заложенного недвижимого и движимого имущества в ходе исполнительного производства, а также о торгах по продаже заложенного движимого имущества во внесудебном порядке для размещения в информационно-телекоммуникативной сети "Интернет", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2013 N 66, части 3 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)";
3) решения по жалобе ЖГ04-99/2013 на действия организатора торгов - ООО "Позитив" при проведении торгов по реализации арестованного имущества -нежилое помещение площадью 150 кв. м, по адресу: РТ, г. Зеленодольск, ул. Татарстан, д. 8, оф.4 выразившееся в нарушении организатором торгов - ООО "Позитив", требований части 3, 4 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", поручения Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан N 856 от 18.04.2013 года в части необходимости опубликования извещения о проведении торгов в газете "Республика Татарстан";
4) обращения Прокуратуры Республики Татарстан на действия организатора торгов ООО "Имин" при проведении торгов по реализации арестованного имущества с неоднократным нарушением процедуры их проведения, а именно опубликования извещения о дате проведения торгов не за 30 дней как требует Гражданский Кодекс Российской Федерации, а за 10 дней, были усмотрены признаки бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан, выразившееся в отсутствии надлежащего контроля за деятельностью по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Антимонопольным органом возбуждено дело N 06-196/2013 по признакам нарушения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан антимонопольного законодательства.
28 ноября 2013 года Комиссией антимонопольного органа было вынесено решение по делу N 06-196/2013 о признании Территориального управления Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия по надлежащему контролю за деятельностью специализированных организаций по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйственного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Предписанием от 28.11.2013 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан предписано не позднее 20 дней с момента получения Предписания (со дня окончания действия оснований, вызвавших приостановление исполнения предписания) направить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан информацию о выявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан нарушениях в ходе осуществления контроля за деятельностью специализированных организаций по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйственного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятых в соответствии с условиями государственных контрактов мерах в отношении специализированных организаций (с приложением соответствующих документов, в том числе копии обращений в суд о расторжении государственных контрактов либо о взыскании неустоек, предусмотренных заключенными государственными контрактами).
Не согласившись с решением и предписанием по делу N 06-196/2013 от 28 ноября 2013 года, заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительными решения и предписания.
Удовлетворяя требования Управления Росимущества суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено в части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и иному нормативному правовому акту и нарушение указанными действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя (статья 201 АПК РФ).
В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями названного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
B соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно положению "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан" (утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. N 49), Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В целях оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Татарстан, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан были проведены торги по отбору специализированных организаций, по результатам которых были заключены государственные контракты на оказание данных услуг.
Согласно условиям контрактов Заказчик (Территориальное управление Федерального агентства по управлению имуществом в Республике Татарстан) поручает, а Исполнитель (специализированные организации) обязуются на условиях, установленных настоящим контрактом, в соответствии с техническим заданием и Поручениям (распоряжениями) Заказчика совершать от своего имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Татарстан, в соответствии с законодательством РФ.
Пунктами 5.1.1 государственных контрактов предусматривается, что Заказчик вправе осуществлять текущий контроль за деятельностью Исполнителя по реализации Имущества, соблюдением требований законодательства РФ, условий настоящего контракта и указаний Заказчика.
Реализация имущества должника на торгах в порядке исполнительного производства регулируется положениями главы 9 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Частью 3 статьи 57 Федерального закона от 16.07.1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" установлено, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом печатном издании являющимся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан" (утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. N 49), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом по Республике Татарстан были проведены торги по отбору организаций на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Татарстан, по результатам которых между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан, ООО "АРИМ-ТОРГ", ООО "Позитив" и ООО "Имин" были заключены государственные контракты N 38/12 от 03 января 2013 года и N 39/12 от 03 января 2013 года.
Согласно условиям контрактов заказчик (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан) поручает, а Исполнители (специализированные организации) обязуются на условиях, установленных настоящим контрактом, в соответствии с техническим заданием и письменными поручениями и указаниями Заказчика за вознаграждение совершать от своего имени действия по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым представлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Республики Татарстан, необходимые для осуществления возложенных на Заказчика функций.
Пунктом 5.1.1 государственного контракта предусмотрено, что Заказчик вправе осуществлять текущий контроль за деятельностью Исполнителя по реализации Имущества, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, условий настоящего контракта и указаний Заказчика.
Управление Федеральной антимонопольной службы, указав, что никаких мер по контролю за деятельностью исполнителей (специализированных организаций) ООО "АРИМ-ТОРГ", ООО "Позитив" и ООО "Имин" со стороны Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан не предпринималось, фактически Территориальное управление Росимущества осуществляло контроль за деятельностью исполнителей (специализированных организаций) лишь по результатам вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан решений по результатам рассмотрения жалоб о нарушении специализированными организациями, признало Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части бездействия по надлежащему контролю за деятельностью специализированных организаций по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйственного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Между тем, как следует из пояснений заявителя, в соответствии с условиями государственных контрактов Заказчик (Территориальное управление) вправе:
- - осуществлять текущий контроль за деятельностью Исполнителя по реализации имущества, соблюдением требований законодательства Российской Федерации, условий настоящего Контракта и указаний Заказчика;
- - требовать от Исполнителя письменные сведения о ходе исполнения условий Контракта, указаний и конкретных Поручений Заказчика;
- - в любое время отменить Поручение (указание) полностью либо в части;
- - давать Исполнителю обязательные для исполнения письменные поручения (указания) по вопросам, касающимся порядка реализации имущества, а также по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и условий настоящего Контракта;
- - письменно уведомив Исполнителя, приостановить все платежи по настоящему Контракту, если Исполнитель не выполняет своих обязательств (или части обязательств) по Контракту, при условии, что такое уведомление о приостановлении платежей определяет характер невыполнения обязательств и содержит требование того, чтобы Исполнитель исправил положение в течение периода времени, не превышающего тридцати дней после получения Исполнителем такого уведомления;
- - выдавать Поручения Исполнителю по мере необходимости по усмотрению Заказчика.
В соответствии с условиями государственных контрактов специализированные организации осуществляют реализацию имущества должников от своего имени.
- При этом на специализированную организацию возложены обязанности;
- - осуществлять установленные контрактом действия в соответствии с условиями контракта, требованиями законодательства Российской Федерации, а также письменными поручениями и указаниями Заказчика;
- - соблюдать конфиденциальность в работе с Заказчиком, не разглашать какую-либо информацию, ставшую известной при оказании Услуги в соответствии с контрактом;
- - своевременно и надлежащим образом оказывать услуги в соответствии с Техническим заданием;
- - не удерживать принятое им имущество, а также поступившие от покупателя денежные средства;
- - знать и соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе: Гражданского кодекса Российской Федерации; Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"; Федерального закона от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге"; Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", а также порядка взаимодействия Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденным совместным приказом ФССП России и Росимущества от 25.078.2008 N 347/149;
- - осуществлять реализацию имущества в строгом соответствии с такими требованиями и требованиями контракта, по ценам не ниже указанных Заказчиком в поручениях на реализацию имущества;
- - выполнять обязанность налогового агента по уплате НДС при реализации арестованного во исполнение решений суда и переданного на реализацию на основании постановления судебного пристава-исполнителя имущества должника;
- - оказывать Услуги и выполнять свои обязанности по контракту с надлежащей эффективностью и на высоком профессиональном уровне, а также применять передовые технологии и безопасные и эффективные технику, материалы и методы.
В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В случае подачи в арбитражные суды или суды общей юрисдикции искового заявления о признании торгов, проведенных специализированной организацией, недействительными, Территориальное управление привлекается к участию в деле.
Территориальное управление направляет своего представителя для участия в процессе, представляет отзыв на исковое заявление, приобщает к материалам дела необходимые доказательства.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Территориальное управление осуществляет контрольные действия в случае поступления обращения либо жалобы на действия специализированных организаций, в рамках которых Территориальным управлением направляется в соответствующую организацию запрос с требованием о представлении пояснений по конкретной ситуации и документов, по результатам рассмотрения которых направляется ответ по существу заявителю, а в случае выявления нарушений - принимаются незамедлительные меры по их устранению.
Контрольные действия осуществляются в случае поступления обращения либо жалобы на действия специализированных организаций, в рамках которых Территориальным управлением направляется в соответствующую организацию запрос с требованием о представлении пояснений по конкретной ситуации и документов, по результатам рассмотрения которых направляется ответ по существу -заявителю, а в случае выявления нарушений - принимаются незамедлительные меры по их устранению.
Также с такими организациями Территориальное управление осуществляет сверки ежеквартально либо по мере необходимости. Определенная форма сверки не утверждена ни Центральным аппаратом Росимущества, ни Территориальным управлением. Как правило, такие сверки осуществляются в форме направления в специализированные организации файла выгрузки из Учета Территориального управления в формате Excel.
Территориальным управлением было проведено рабочее совещание со специализированными организациями, осуществляющими реализацию арестованного имущества.
Территориальное управление осуществляет контроль за надлежащим оказанием специализированными организациями услуг по реализации арестованного имущества и в случае нарушения условий контрактов обращается в суды за расторжением государственных контрактов в случае их неисполнения.
В ноябре 2012 года Управление Росимущества обращалось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исками к специализированным организациям ООО "Камэнергоаудит" (дело N А65-27332/2012) и ООО "Регион-Эксперт" (дело N А65-29531/2012) о расторжении государственных контрактов на оказание услуг по реализации арестованного имущества должников.
Однако судебные разбирательства несколько раз откладывались и в результате судебные дела были рассмотрены по существу в начале 2013 года.
Поскольку срок действия государственных контрактов, заключенных с ООО "Камэнергоаудит" и ООО "Регион-Эксперт", был установлен до 31 декабря 2012 года, на момент рассмотрения дел по существу срок действия контрактов истек.
Суд пришел к выводу, что, поскольку срок действия контракта истек, правоотношения сторон, связанные с оказанием услуг (определенных действий, работ) в рамках контракта, прекращены. Следовательно, истечение срока действия контракта прекращает обязанность исполнителя оказывать предусмотренные контрактом услуги.
В результате в требованиях о расторжении государственных контрактов Территориальному управлению было отказано.
В связи с вышеизложенным, Территориальное управление Росимущества не имело возможности внести вышеуказанные специализированные организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Поскольку государственные контракты со специализированными организациями заключаются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд", Территориальное управление не имеет возможности влиять на процедуру определения победителя торгов.
Таким образом, в 2013 году контракт на оказание услуг по реализации арестованного имущества на конкурсной основе был вновь заключен с ООО "Регион-Эксперт".
Поскольку ООО "Регион-Эксперт" вновь систематически не исполняло условия государственного контракта, Территориальное управление обратилось с иском о расторжении государственного контракта к специализированной организации ООО "Регион-Эксперт" (дело N А65-14659/2013). Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.08.2013 требования Территориального управления были удовлетворены, государственный контракт был расторгнут. В соответствии с п. 6 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ была направлена информация для внесения указанной организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Также 26.08.2013 года Территориальное управление Росимущества обратилось с иском о расторжении государственного контракта к специализированной организации ООО "Позитив" (РТ, г. Нижнекамск, ул. Строителей, д. 18) в связи с неисполнением условий государственного контракта (А65-19525/2013). Решением от 28.11.2013 г. заявленные требования удовлетворены, государственный контракт расторгнут.
В связи с выявлением ряда нарушений по результатам рассмотрения жалоб Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Территориальным управлением было вынесено решение о наложении штрафа в соответствии с п. 7.2 государственных контрактов от 09.01.2013 N 38/12, 39/12, неустойку (штраф) в размере 10% от цены государственного контракта. Удержание штрафа из цены государственного контракта будет произведено при окончательном расчете за фактически оказанные услуги в соответствии с государственным контрактом.
Решение об удержании штрафа принимается Территориальным управлением в конце года по результатам рассмотрения поступивших жалоб, решений суда (в случае признания торгов недействительными по основаниям - нарушение правил проведения торгов) и выявления по ним нарушений, допущенных специализированными организациями.
В судебное заседание представителем заявителя были представлены акты от 25.12.2013 о наложении штрафных санкций по государственным контрактам от 09.01.2013 N 38/12, 39/12.
В соответствии со ст. 87 ФЗ "Об исполнительном производстве" информация о реализуемом на торгах имуществе должна размещаться в печатных средствах массовой информации. В ч. 3 ст. 90 того же закона, введенной в действие с 01.01.2012, указано, что Извещение о проведении торгов опубликовывается в периодическом печатном издании, определяемом Правительством Российской Федерации. До настоящего момента такое издание Правительством РФ не определено.
Согласно ч. 3 ст. 57 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и ч. 5 ст. 28.2 Закона "О залоге" извещение о предстоящих публичных торгах по продаже арестованного заложенного имущества публикуется в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Республики Татарстан от 06.08.2003 N 27-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Татарстан и других актов, принятых Государственным Советом Республики Татарстан и его Президиумом" законы Республики Татарстан, акты Государственного Совета и его Президиума вступают в силу одновременно на всей территории Республики Татарстан со дня их официального опубликования в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", если в указанных актах не установлен другой порядок вступления их в силу.
Из изложенного следует, что извещения о проведении торгов по продаже:
- - арестованного заложенного имущества подлежат опубликованию в газете "Республика Татарстан";
- - иного арестованного (не заложенного) имущества - в любых печатных средствах массовой информации до определения такого издания Правительством РФ.
Извещение о проведении торгов опубликовано в газете Республики Татарстан 16.02.2013, 23.02.2013, 26.02.2013, 05.03.2013, 08.03.2013 и газете "Ва-Банк".
Таким образом, ООО "Позитив", ООО "АРИМ-ТОРГ" информация о проведении торгов опубликована в установленных средствах массовой информации.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Территориального управления о признании решения и предписания антимонопольного органа незаконными, так как Управление Федеральной антимонопольной службы не доказало нарушение заявителем положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе УФАС по РТ не содержится. Выводы антимонопольного органа о бездействии Территориального управления по надлежащему контролю за деятельностью специализированных организаций по реализации вышеназванного имущества и нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, не основаны на нормах права и обстоятельствах настоящего дела.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 марта 2014 года по делу N А65-30061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)