Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Исакова Н.Н.
Судья-докладчик: Давыдова О.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Быковой Н.А., Мироновой И.П.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконными отказа администрации г. Иркутска, решения Правительства Иркутской области об отказе в первоочередном предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, с апелляционной жалобой С. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2014 года,
установила:
С. обратилась в суд с заявлением, в обоснование которого указала, что <дата изъята> она обратилась к Губернатору Иркутской области с заявлением о предоставлении без торгов в аренду в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" земельного участка, площадью 575 кв.м, расположенного <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства: двухэтажного жилого дома, площадью 140 кв.м, с предполагаемым количеством проживающих - 5 человек. Министерство имущественных отношений Иркутской области письмом от <дата изъята> сообщило ей о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно в соответствии с подпунктом 3 пункта 29 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2009 года N 364/143-пп, испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок, оформляемый в муниципальную собственность. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от <дата изъята> отказ Правительства Иркутской области, оформленный письмом министерства имущественных отношений Иркутской области <дата изъята> признан незаконным. На Правительство Иркутской области суд возложил обязанность принять решение по ее заявлению от <дата изъята>, в установленном законом порядке и сроки. Указанное решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу. <дата изъята> она в дополнение к ранее направленному заявлению от <дата изъята> (вх. Номер изъят) подала заявление об уточнении границ испрашиваемого земельного участка, с просьбой направить уточненные координаты испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах зоны застройки индивидуальными жилыми домами в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска для согласования границ указанного земельного участка с целью его дальнейшего предоставления.
Просила признать незаконным решение Правительства Иркутской области, оформленного письмом министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята>, об отказе в первоочередном предоставлении ей в аренду земельного участка, площадью 575 кв.м, расположенного <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства по заявлению от <дата изъята>; признать незаконным отказ администрации г. Иркутска от <дата изъята>; возложить обязанность на администрацию г. Иркутска согласовать расположение земельного участка, площадью 575 кв.м, расположенного в <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства по заявлению от <дата изъята>; обязать администрацию г. Иркутска откорректировать границы земельного участка с кадастровым номером Номер изъят сформированного под автомобильную дорогу общего пользования, с учетом заявления от <дата изъята>; возложить обязанность на Правительство Иркутской области принять одно из решений предусмотренных п. 28 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от <дата изъята>, в отношении земельного участка, площадью 575 кв.м, расположенного <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства по заявлению от <дата изъята>
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2014 года требования С. о признании незаконными отказа администрации г. Иркутск <дата изъята>, решения Правительства Иркутской области N <дата изъята> об отказе в первоочередном предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, о возложении на администрацию г. Иркутска обязанности согласовать расположение земельного участка, откорректировать границы земельного участка, сформированного под автомобильную дорогу общего пользования, возложении на Правительство Иркутской области обязанности принять решение по заявлению от <дата изъята> о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие нарушения ее прав и свобод оспариваемым отказом, обосновав отказ системным толкованием положений ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из которой следует, что для льготного предоставления инвалидам земельного участка для индивидуального жилищного строительства, такой инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представленная ею в судебное заседание в качестве доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий справка Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району от <дата изъята>, в соответствии с которой она состоит на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <дата изъята>, в соответствии с ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002, необоснованно не была принята судом первой инстанции в качестве доказательства ее нуждаемости.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения представителя С. К. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области и Правительства Иркутской области С. полагавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что <дата изъята> С. через Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилась с заявлением на имя Губернатора Иркутской области о предоставлении в аренду без торгов в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" земельного участка площадью 575 кв.м для индивидуального жилищного строительства 2-этажного жилого дома площадью 140 кв.м из бруса и кирпича, предполагаемое количество проживающих 5 человек, расположенный в <адрес изъят>
Письмом от <дата изъята> Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило С. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, т.к. в соответствии с п. 29 главы III Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, гражданину должно быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду в случае, если до момента подачи заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, поступило заявление иного лица о выборе данного земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок под эксплуатацию автомобильной дороги, временных сооружений и сети инженерно-технического обеспечения по <адрес изъят>, оформляемый в муниципальную собственность.
<дата изъята> С. в дополнение к ранее направленному заявлению от <дата изъята> подала заявление об уточнении границ испрашиваемого земельного участка, с просьбой направить уточненные координаты испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах зоны застройки индивидуальными жилыми домами в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска для согласования границ указанного земельного участка с целью его дальнейшего предоставления.
Согласно ответу администрации г. Иркутска от <дата изъята> по информации, предоставленной комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, право муниципальной собственности на сооружение - автомобильная дорога общего пользования по улице <адрес изъят> зарегистрировано <дата изъята>. Границы земельного участка под указанной автомобильной дорогой утверждены распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от <дата изъята>. Ориентировочный срок регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок <дата изъята>. Испрашиваемый в обращении от <дата изъята> Номер изъят земельный участок, включен в границы формируемого земельного участка под автомобильной дорогой по улице <адрес изъят>
Из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята> направленного в адрес С., следует, что на ее обращение от <дата изъята> об уточнении границ земельного участка, расположенного между ул <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства сообщают, что в соответствии с п. 29 гл. III Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, гражданину должно быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду в случае, если до дня подачи заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка принято решение о распоряжении им иным способом, предусмотренным законодательством. Испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, сформированный под автомобильную дорогу общего пользования по <адрес изъят>. На основании изложенного Правительство Иркутской области отказывает С. в предоставлении земельного участка между <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что, несмотря на непредоставление доказательств распоряжения истребуемым заявителем земельный участком иным способом, оспариваемые отказ администрации г. Иркутска и решение Правительства Иркутской области не могут быть признаны нарушающими права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель, для реализации предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" прав, должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а в материалах дела такие доказательства отсутствуют, при этом справка <дата изъята> Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району, согласно которой С. состоит на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очереди инвалидов не является документом, подтверждающим нуждаемость С. в улучшении жилищных условий (г. Иркутск), кроме того, предоставление земельных участков по социальной гарантии инвалидам взамен жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Законом не предусмотрено, и предоставление земельного участка инвалиду без соблюдения процедуры постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть в обход предусмотренного законом порядка, будет являться нарушением конституционного принципа равенства прав граждан перед законом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, и поставит иных инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилье, в неравные права перед теми инвалидами, которые на учете не состоят, что не допустимо.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что справка <дата изъята> Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району, согласно которой С. состоит на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очереди инвалидов является документом, подтверждающим нуждаемость С. в улучшении жилищных условий, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
Из положений ст. 258 ГПК РФ следует, что для признания решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из системного толкования положений статей главы 25 ГПК РФ следует, что обращение заинтересованного лица об обжаловании действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц подается в суд в целях восстановления его нарушенных прав и свобод. То есть, вышеуказанные положения не освобождают заявителя от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемое им решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц нарушают его права и свободы или создают препятствия к осуществлению им прав и свобод, либо незаконно возлагают какую-либо обязанность или ответственность.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Как следует из материалов дела, заявитель на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (г. Иркутск) не состоит, при этом справка, выданная Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району о нахождении истца на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очереди инвалидов, доказательством такого обстоятельства с целью реализации иного права истца как инвалида, не является.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения инвалида жилой площадью, нуждающегося в улучшении жилищных условий, тогда как заявителем достаточных доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий не представлено, при этом материалы дела не содержат доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя обжалуемым отказом, то есть отсутствует совокупность правовых оснований для признания обжалуемого отказа незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав С., оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА
Судьи
Н.А.БЫКОВА
И.П.МИРОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.07.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5762/14
Требование: О признании незаконными отказа местной администрации, решения об отказе в первоочередном предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 июля 2014 г. по делу N 33-5762/14
Судья: Исакова Н.Н.
Судья-докладчик: Давыдова О.Ф.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой О.Ф.,
судей Быковой Н.А., Мироновой И.П.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании незаконными отказа администрации г. Иркутска, решения Правительства Иркутской области об отказе в первоочередном предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, с апелляционной жалобой С. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2014 года,
установила:
С. обратилась в суд с заявлением, в обоснование которого указала, что <дата изъята> она обратилась к Губернатору Иркутской области с заявлением о предоставлении без торгов в аренду в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" земельного участка, площадью 575 кв.м, расположенного <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства: двухэтажного жилого дома, площадью 140 кв.м, с предполагаемым количеством проживающих - 5 человек. Министерство имущественных отношений Иркутской области письмом от <дата изъята> сообщило ей о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка невозможно в соответствии с подпунктом 3 пункта 29 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18 декабря 2009 года N 364/143-пп, испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок, оформляемый в муниципальную собственность. Решением Кировского районного суда г. Иркутска от <дата изъята> отказ Правительства Иркутской области, оформленный письмом министерства имущественных отношений Иркутской области <дата изъята> признан незаконным. На Правительство Иркутской области суд возложил обязанность принять решение по ее заявлению от <дата изъята>, в установленном законом порядке и сроки. Указанное решение суда обжаловано не было и вступило в законную силу. <дата изъята> она в дополнение к ранее направленному заявлению от <дата изъята> (вх. Номер изъят) подала заявление об уточнении границ испрашиваемого земельного участка, с просьбой направить уточненные координаты испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах зоны застройки индивидуальными жилыми домами в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска для согласования границ указанного земельного участка с целью его дальнейшего предоставления.
Просила признать незаконным решение Правительства Иркутской области, оформленного письмом министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята>, об отказе в первоочередном предоставлении ей в аренду земельного участка, площадью 575 кв.м, расположенного <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства по заявлению от <дата изъята>; признать незаконным отказ администрации г. Иркутска от <дата изъята>; возложить обязанность на администрацию г. Иркутска согласовать расположение земельного участка, площадью 575 кв.м, расположенного в <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства по заявлению от <дата изъята>; обязать администрацию г. Иркутска откорректировать границы земельного участка с кадастровым номером Номер изъят сформированного под автомобильную дорогу общего пользования, с учетом заявления от <дата изъята>; возложить обязанность на Правительство Иркутской области принять одно из решений предусмотренных п. 28 Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от <дата изъята>, в отношении земельного участка, площадью 575 кв.м, расположенного <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства по заявлению от <дата изъята>
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2014 года требования С. о признании незаконными отказа администрации г. Иркутск <дата изъята>, решения Правительства Иркутской области N <дата изъята> об отказе в первоочередном предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, о возложении на администрацию г. Иркутска обязанности согласовать расположение земельного участка, откорректировать границы земельного участка, сформированного под автомобильную дорогу общего пользования, возложении на Правительство Иркутской области обязанности принять решение по заявлению от <дата изъята> о предоставлении земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие нарушения ее прав и свобод оспариваемым отказом, обосновав отказ системным толкованием положений ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из которой следует, что для льготного предоставления инвалидам земельного участка для индивидуального жилищного строительства, такой инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Представленная ею в судебное заседание в качестве доказательства нуждаемости в улучшении жилищных условий справка Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району от <дата изъята>, в соответствии с которой она состоит на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с <дата изъята>, в соответствии с ФЗ N 125-ФЗ от 25.10.2002, необоснованно не была принята судом первой инстанции в качестве доказательства ее нуждаемости.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Давыдовой О.Ф., пояснения представителя С. К. поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области и Правительства Иркутской области С. полагавшей решение суда не подлежащим отмене, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что <дата изъята> С. через Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилась с заявлением на имя Губернатора Иркутской области о предоставлении в аренду без торгов в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" земельного участка площадью 575 кв.м для индивидуального жилищного строительства 2-этажного жилого дома площадью 140 кв.м из бруса и кирпича, предполагаемое количество проживающих 5 человек, расположенный в <адрес изъят>
Письмом от <дата изъята> Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщило С. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, т.к. в соответствии с п. 29 главы III Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, гражданину должно быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду в случае, если до момента подачи заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, поступило заявление иного лица о выборе данного земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок под эксплуатацию автомобильной дороги, временных сооружений и сети инженерно-технического обеспечения по <адрес изъят>, оформляемый в муниципальную собственность.
<дата изъята> С. в дополнение к ранее направленному заявлению от <дата изъята> подала заявление об уточнении границ испрашиваемого земельного участка, с просьбой направить уточненные координаты испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах зоны застройки индивидуальными жилыми домами в комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска для согласования границ указанного земельного участка с целью его дальнейшего предоставления.
Согласно ответу администрации г. Иркутска от <дата изъята> по информации, предоставленной комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, право муниципальной собственности на сооружение - автомобильная дорога общего пользования по улице <адрес изъят> зарегистрировано <дата изъята>. Границы земельного участка под указанной автомобильной дорогой утверждены распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от <дата изъята>. Ориентировочный срок регистрации права муниципальной собственности на данный земельный участок <дата изъята>. Испрашиваемый в обращении от <дата изъята> Номер изъят земельный участок, включен в границы формируемого земельного участка под автомобильной дорогой по улице <адрес изъят>
Из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата изъята> направленного в адрес С., следует, что на ее обращение от <дата изъята> об уточнении границ земельного участка, расположенного между ул <адрес изъят>, для индивидуального жилищного строительства сообщают, что в соответствии с п. 29 гл. III Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования г. Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2009 N 364/143-пп, гражданину должно быть отказано в предоставлении земельного участка в аренду в случае, если до дня подачи заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка принято решение о распоряжении им иным способом, предусмотренным законодательством. Испрашиваемый земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером Номер изъят, сформированный под автомобильную дорогу общего пользования по <адрес изъят>. На основании изложенного Правительство Иркутской области отказывает С. в предоставлении земельного участка между <адрес изъят> для индивидуального жилищного строительства.
Оставляя заявленные требования без удовлетворения, суд первой инстанции, правильно определив правоотношения сторон и нормы материального права, подлежащие применению, исходил из того, что, несмотря на непредоставление доказательств распоряжения истребуемым заявителем земельный участком иным способом, оспариваемые отказ администрации г. Иркутска и решение Правительства Иркутской области не могут быть признаны нарушающими права и законные интересы заявителя, поскольку заявитель, для реализации предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" прав, должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а в материалах дела такие доказательства отсутствуют, при этом справка <дата изъята> Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району, согласно которой С. состоит на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очереди инвалидов не является документом, подтверждающим нуждаемость С. в улучшении жилищных условий (г. Иркутск), кроме того, предоставление земельных участков по социальной гарантии инвалидам взамен жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Законом не предусмотрено, и предоставление земельного участка инвалиду без соблюдения процедуры постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть в обход предусмотренного законом порядка, будет являться нарушением конституционного принципа равенства прав граждан перед законом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, и поставит иных инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и нуждающихся в жилье, в неравные права перед теми инвалидами, которые на учете не состоят, что не допустимо.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что справка <дата изъята> Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району, согласно которой С. состоит на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очереди инвалидов является документом, подтверждающим нуждаемость С. в улучшении жилищных условий, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на иную оценку установленных представленными доказательствами обстоятельств по делу, в связи с чем не принимаются судебной коллегией во внимание.
Из положений ст. 258 ГПК РФ следует, что для признания решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя. В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из системного толкования положений статей главы 25 ГПК РФ следует, что обращение заинтересованного лица об обжаловании действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц подается в суд в целях восстановления его нарушенных прав и свобод. То есть, вышеуказанные положения не освобождают заявителя от обязанности представить доказательства тех обстоятельств, что оспариваемое им решение, действие (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц нарушают его права и свободы или создают препятствия к осуществлению им прав и свобод, либо незаконно возлагают какую-либо обязанность или ответственность.
В соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Как следует из материалов дела, заявитель на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (г. Иркутск) не состоит, при этом справка, выданная Управлением министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Киренскому району о нахождении истца на учете по выезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в очереди инвалидов, доказательством такого обстоятельства с целью реализации иного права истца как инвалида, не является.
При таких обстоятельствах, учитывая, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения инвалида жилой площадью, нуждающегося в улучшении жилищных условий, тогда как заявителем достаточных доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий не представлено, при этом материалы дела не содержат доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя обжалуемым отказом, то есть отсутствует совокупность правовых оснований для признания обжалуемого отказа незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав С., оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным и отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Иркутска от 17 апреля 2014 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Председательствующий
О.Ф.ДАВЫДОВА
Судьи
Н.А.БЫКОВА
И.П.МИРОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)