Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: СНТ "Сосны-1" - Болдырев В.Ю. доверенность от 1 августа 2013 года,
от заинтересованного лица: Глава городского округа Красноармейск МО - Украинская Л.А. доверенность от 10 декабря 2013 года N 170, Неудахина О.И. доверенность от 1 октября 2013 года N 164
рассмотрев 27 февраля - 04 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1", Главы городского округа Красноармейск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 26 ноября 2012 года,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 10 декабря 2013 года,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" (Московская область, ОГРН 1125038001824) к Главе городского округа Красноармейск Московской области
о признании недействительным постановления; незаконным отказа
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Сосны-1" (далее - заявитель, СНТ "Сосны-1) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области"; о признании незаконным отказа главы города Красноармейска Московской области от 15 июня 2012 г. (исходящий N 2636 от 15 июня 2012 г.) в предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1"; об обязании главы города Красноармейска Московской области повторно рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" от 17 мая 2012 г. о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года решение суда отменено в части признания недействительным Постановление главы города Красноармейск Московской области от 15 мая 2012 года N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пункта 1.3 об отмене Постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02 марта 2012 года N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства"; признании незаконным отказа главы города Красноармейск Московской области от 15 июня 2012 года (исходящий номер 2636 от 15 июня 2012 года) в предоставлении СНТ "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1"; обязании главы города Красноармейск Московской области повторно рассмотреть заявление СНТ "Сосны-1" от 17 мая 2012 года (входящий номер 1399 от 17 мая 2012 года) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Производство по апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по делу N А41-36349/12 в части отказа судом в удовлетворении требований СНТ "Сосны-1" о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пунктов 1.1 и 1.2 постановления: об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28 марта 2011 г. N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25 июля 2011 г. N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск" прекращено.
СНТ "Сосны-1", не согласившись с решением Арбитражного суда Московской в части отказа в удовлетворении требований СНТ "Сосны-1" о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пунктов 1.1 и 1.2 постановления (об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28 марта 2011 г. N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25 июля 2011 г. N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск"), настаивает на отмене в указанной части. По мнению заявителя кассационной жалобы, глава города Красноармейск Московской области правомерно издал данные постановления, действуя в пределах своих полномочий. Поскольку, Уставом к исключительной компетенции Совета депутатов решение данных вопросов прямо не отнесено (статья 34 Устава). Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявление СНТ "Сосны-1" в части оценки законности положений оспариваемого постановления, содержащих нормативный характер, не по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушил нормы процессуального права.
Глава городского округа Красноармейск Московской области в поданной кассационной жалобе просит постановление апелляционного суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и оставить решение суда первой инстанции в силе. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции исследовал и оценил все доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, установил все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, правильно применив нормы материального права вынес законное и обоснованное решение. У апелляционного суда не было оснований к отмене решения суда и принятия нового судебного акта.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы и требования кассационных жалоб.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв 27 февраля 2014 года до 12 часов 00 минут 4 марта 2014 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Московского округа.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит подлежащими отмене, как решение, так и постановление в части с оставлением решения в силе, в части с направлением дела на новое рассмотрение в отмененной части в суд первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным в части пункта 1.3 оспариваемого постановления, а именно отмене Постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02 марта 2012 года N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства"; признавая незаконным отказ главы города Красноармейск Московской области в предоставлении СНТ "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории, апелляционный суд исходил из того, что в отношении земельного участка было обеспечено выполнение кадастровых работ и государственный кадастровый учет, осуществлена государственная регистрация СНТ "Сосны-1", образованного лицами, персональный состав которых был утвержден отмененным постановлением. Удовлетворяя требования заявителя и признавая оспариваемый отказ по обращению садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" апелляционный суд указал в обоснование незаконности действий на то, что глава города Красноармейска не рассмотрел надлежащим образом вопрос о возможности предоставления садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1.
Между тем, апелляционный суд в нарушение требований пункта 13 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал мотивы, по которым он не согласился с выводами суда первой инстанции об обстоятельствах дела и отверг все представленные в материалы дела доказательства.
В то время как суд первой инстанции, осуществляя проверку законности оспариваемого постановления в части отмены постановления N 86, и оспариваемого отказа, всесторонне исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2001 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статьи 12, 13, 14, 15, 28), Закона МО от 17 июня 2003 года N 63/2003-03 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", Устава, статьи 2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулирующее отношения по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, либо находящаяся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством", принятого решением Совета депутатов от 20 апреля 2011 года N 54-7, пришел к обоснованному выводу о соответствии закону оспариваемого Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. в части пункта 1.3 и соответственно обоснованности отказа.
Выводы суда о применении нормы права, в указанной части, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Органы местного самоуправления на территории городского округа Красноармейск в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков должны действовать в рамках статьи 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
На территории городского округа решением Совета депутатов от 20 апреля 2011 года N 54-7 принято Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулирующее отношения по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, либо находящаяся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством.
Правоотношения по предоставлению земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений регулируются также Федеральным законом от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, заявление в орган местного самоуправления. Земельный кодекс РФ (статья 34) предъявляет к такому заявлению ряд требований. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (статья 34 ЗК РФ)
Как установлено судом первой инстанции постановление администрацией города Красноармейск Московской области постановление N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства граждан издано в нарушение вышеуказанных норм. В основу его издания, как установлено судом, было положено заявление группы граждан, состоящей из пяти человек, от 20 мая 2008 года входящий N 184-ЗГ с просьбой дать принципиальное согласие на организацию садового товарищества "Сосны-1" из земельных участков занимаемых огородами, вдоль правого берега реки Воря в районе лесничества на участке 4, 8 га.
Суд, на основании исследования указанных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о не соответствии данного заявления требованиям статьи 34 ЗК РФ, так как оно не содержит испрашиваемое право на землю и предполагаемые размеры истребуемого земельного участка.
В связи с чем сделан правильный вывод о том, что, в силу норм статей 33, 34 ЗК РФ, статей 13, 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон МО от 17 июня 2003 г. N 63/2003-03 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", статьи 2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулирующее отношения по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, либо находящаяся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством", не имея необходимой информации администрация города Красноармейск не могла самостоятельно без каких-либо документальных обоснований определить размеры истребуемого земельного участка (6, 5 га на пятерых человек) и тем более самостоятельно решить за заявителя вид права (аренда или собственность) на истребуемый земельный участок.
В связи с указанным несостоятельны и не основаны на законе выводы апелляционного суда о том, что формальное несоответствие данного заявления статье 34 ЗК РФ, после его рассмотрения главой, утверждения акта о выборе земельного участка и персонального состава СНТ, не может служить основанием для его последующей отмены, поскольку актом о выборе определены как площадь с учетом числа будущих членов СНТ, так и местоположение земельного участка для организации товарищества.
Кроме того, пунктом 1 постановления администрации города N 86 определена категория земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения", в то время как спорный земельный участок, находится в границах городского округа.
Между тем, Земельным кодексом РФ определены нормы и признаки, выделяющие земли сельскохозяйственного назначения в виде самостоятельной категории.
В качестве основания законности принятого постановления судом также указано и на незаконность утверждения, пунктом 2 постановления администрации города N 86, акта выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также границы земельного участка.
Поскольку, утвержденный акт выбора земельного участка содержит ряд неточностей, а именно на нем не указаны объекты коммунальной инфраструктуры - канализационный коллектор и две линии электропередач, проходящие по земельному участку. Следовательно, акт не был согласован со службами, введение которых находятся объекты коммунальной инфраструктуры, переданные городом в июле 2009 года в хозяйственное ведение МУП "СКИ", а также ЛЭП 110 кВ и высоковольтная линия электропередач ЮкВ (ООО "МОЭСК" Северные линии), не относящиеся к имуществу города.
В то время как в соответствии со статьей 33 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", СанПиН 2.2.1/2.1.1.984, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СНиП 2.04.03-85 при пересечении территории земельного участка инженерными коммуникациями надлежит предусматривать санитарно-защитные зоны.
В преамбуле постановления администрации города N 86 указано на положительные решение межведомственной комиссии по землепользованию, строительству и размещению хозяйствующих субъектов, регулированию деятельности предприятий потребительского рынка - протокол N 10 от 28 октября 2011 года, в то время как установлено судом, данный протокол не содержит никакой информации, конкретизирующей положительное решение межведомственной комиссии по рассмотрению заявления группы лиц по образованию СНТ "Сосны-1".
При этом нельзя согласиться с выводами апелляционного суда о том, что не влечет признание такого акта его незаконным, не отражение в акте о выборе охранных зон ЛЭП и канализационных сетей, отсутствие согласования указанных владельцев и соответствующих заинтересованных служб, поскольку, по мнению апелляционного суда, допустимо внести соответствующие изменения путем установления соответствующих охранных зон и наличие подземных канализационных коммуникаций само по себе не препятствует формированию земельного участка в заявленных целях.
Также судом первой инстанции указано на несоответствие нормам статьи 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, так как ни одного заявления от лиц, указанных как члены СНТ "Сосны-1" об их согласии на включение их в состав СНТ "Сосны-1" в адрес администрации города Красноармейск Московской области не поступало, в связи с чем суд указал на незаконность утверждения подпунктом 2.4 пункта 2 постановления администрации города персонального состава членов садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1".
При таких обстоятельствах, суд руководствуясь вышеуказанными нормами права и положениями статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2001 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей право должностного лица в порядке самоконтроля отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт, пришел к обоснованному выводу о том, что отменяя постановлением от 15 мая 2012 года N 236 не соответствующее закону постановление N 86 Глава города действовал в рамках закона и пределах своих полномочий.
Обоснованно судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа главы города Красноармейска Московской области в предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1"; - обязании главы города Красноармейска Московской области повторно рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" от 17 мая 2012 г. о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно статье 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям предусмотрены статье 28 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу, оценки доказательств и правильного применения норм материального права у апелляционного суда отсутствовали основания к отмене решения суда первой инстанции. В связи с чем, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Арбитражного суда города Москвы в указанной части.
Что же касается решения суда в части отказа в удовлетворении требований СНТ "Сосны-1" о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области", а именно пункта 1.1 об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28 марта 2011 г. N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; пункта 1.2 об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25 июля 2011 г. N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск", то в указанной части решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права.
Поскольку оспариваемое постановление в части отмены двух нормативных правовых актов (постановления от 28 марта 2011 г. N 150 и от 25 июля 2011 г. N 342) также является нормативным правовым актом, в связи с чем, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
В соответствии с положениями пункта 3.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 в случае, если оспаривается акт, который включает в себя положения как нормативного, так и ненормативного (индивидуального) характера, то арбитражный суд вправе в силу части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделить требования об оспаривании такого акта в части положений ненормативного (индивидуального) характера в отдельное производство и рассмотреть их в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявление СНТ "Сосны-1" в части оценки законности положений оспариваемого постановления, содержащих нормативный характер, не по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушил нормы процессуального права.
В связи с указанным, решение суда первой инстанции в части оценки законности положений оспариваемого постановления, содержащих нормативный характер, подлежит отмене, так как рассмотрено в незаконном составе. Дело в указанной части подлежит направлению в Арбитражный суд Московской области.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года по делу N А41-36349/12 отменить в части признания недействительным Постановление главы города Красноармейск Московской области от 15 мая 2012 года N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пункта 1.3 об отмене Постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02 марта 2012 года N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства"; признании незаконным отказа главы города Красноармейск Московской области от 15 июня 2012 года (исходящий номер 2636 от 15 июня 2012 года) в предоставлении СНТ "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1"; обязании главы города Красноармейск Московской области повторно рассмотреть заявление СНТ "Сосны-1" от 17 мая 2012 года (входящий номер 1399 от 17 мая 2012 года) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В указанной части решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по настоящему делу оставить в силе.
В остальной части постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года оставить без изменения.
В части требований о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 года "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пунктов 1.1 и 1.2 постановления: об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28 марта 2011 года N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25 июля 2011 года N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск" решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 12.03.2014 N Ф05-951/2014 ПО ДЕЛУ N А41-36349/12
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2014 г. по делу N А41-36349/12
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: СНТ "Сосны-1" - Болдырев В.Ю. доверенность от 1 августа 2013 года,
от заинтересованного лица: Глава городского округа Красноармейск МО - Украинская Л.А. доверенность от 10 декабря 2013 года N 170, Неудахина О.И. доверенность от 1 октября 2013 года N 164
рассмотрев 27 февраля - 04 марта 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1", Главы городского округа Красноармейск Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 26 ноября 2012 года,
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 10 декабря 2013 года,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" (Московская область, ОГРН 1125038001824) к Главе городского округа Красноармейск Московской области
о признании недействительным постановления; незаконным отказа
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Сосны-1" (далее - заявитель, СНТ "Сосны-1) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области"; о признании незаконным отказа главы города Красноармейска Московской области от 15 июня 2012 г. (исходящий N 2636 от 15 июня 2012 г.) в предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1"; об обязании главы города Красноармейска Московской области повторно рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" от 17 мая 2012 г. о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года решение суда отменено в части признания недействительным Постановление главы города Красноармейск Московской области от 15 мая 2012 года N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пункта 1.3 об отмене Постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02 марта 2012 года N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства"; признании незаконным отказа главы города Красноармейск Московской области от 15 июня 2012 года (исходящий номер 2636 от 15 июня 2012 года) в предоставлении СНТ "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1"; обязании главы города Красноармейск Московской области повторно рассмотреть заявление СНТ "Сосны-1" от 17 мая 2012 года (входящий номер 1399 от 17 мая 2012 года) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Производство по апелляционной жалобе на решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по делу N А41-36349/12 в части отказа судом в удовлетворении требований СНТ "Сосны-1" о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пунктов 1.1 и 1.2 постановления: об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28 марта 2011 г. N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25 июля 2011 г. N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск" прекращено.
СНТ "Сосны-1", не согласившись с решением Арбитражного суда Московской в части отказа в удовлетворении требований СНТ "Сосны-1" о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пунктов 1.1 и 1.2 постановления (об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28 марта 2011 г. N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25 июля 2011 г. N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск"), настаивает на отмене в указанной части. По мнению заявителя кассационной жалобы, глава города Красноармейск Московской области правомерно издал данные постановления, действуя в пределах своих полномочий. Поскольку, Уставом к исключительной компетенции Совета депутатов решение данных вопросов прямо не отнесено (статья 34 Устава). Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявление СНТ "Сосны-1" в части оценки законности положений оспариваемого постановления, содержащих нормативный характер, не по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушил нормы процессуального права.
Глава городского округа Красноармейск Московской области в поданной кассационной жалобе просит постановление апелляционного суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и оставить решение суда первой инстанции в силе. По мнению заявителя кассационной жалобы, суд первой инстанции исследовал и оценил все доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, установил все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, правильно применив нормы материального права вынес законное и обоснованное решение. У апелляционного суда не было оснований к отмене решения суда и принятия нового судебного акта.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы и требования кассационных жалоб.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв 27 февраля 2014 года до 12 часов 00 минут 4 марта 2014 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Московского округа.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит подлежащими отмене, как решение, так и постановление в части с оставлением решения в силе, в части с направлением дела на новое рассмотрение в отмененной части в суд первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным в части пункта 1.3 оспариваемого постановления, а именно отмене Постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02 марта 2012 года N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства"; признавая незаконным отказ главы города Красноармейск Московской области в предоставлении СНТ "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории, апелляционный суд исходил из того, что в отношении земельного участка было обеспечено выполнение кадастровых работ и государственный кадастровый учет, осуществлена государственная регистрация СНТ "Сосны-1", образованного лицами, персональный состав которых был утвержден отмененным постановлением. Удовлетворяя требования заявителя и признавая оспариваемый отказ по обращению садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" апелляционный суд указал в обоснование незаконности действий на то, что глава города Красноармейска не рассмотрел надлежащим образом вопрос о возможности предоставления садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1.
Между тем, апелляционный суд в нарушение требований пункта 13 части 2 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указал мотивы, по которым он не согласился с выводами суда первой инстанции об обстоятельствах дела и отверг все представленные в материалы дела доказательства.
В то время как суд первой инстанции, осуществляя проверку законности оспариваемого постановления в части отмены постановления N 86, и оспариваемого отказа, всесторонне исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 2001 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (статьи 12, 13, 14, 15, 28), Закона МО от 17 июня 2003 года N 63/2003-03 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", Устава, статьи 2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулирующее отношения по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, либо находящаяся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством", принятого решением Совета депутатов от 20 апреля 2011 года N 54-7, пришел к обоснованному выводу о соответствии закону оспариваемого Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. в части пункта 1.3 и соответственно обоснованности отказа.
Выводы суда о применении нормы права, в указанной части, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Органы местного самоуправления на территории городского округа Красноармейск в целях обеспечения управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков должны действовать в рамках статьи 34 ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
На территории городского округа решением Совета депутатов от 20 апреля 2011 года N 54-7 принято Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулирующее отношения по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, либо находящаяся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством.
Правоотношения по предоставлению земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений регулируются также Федеральным законом от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, заявление в орган местного самоуправления. Земельный кодекс РФ (статья 34) предъявляет к такому заявлению ряд требований. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (статья 34 ЗК РФ)
Как установлено судом первой инстанции постановление администрацией города Красноармейск Московской области постановление N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства граждан издано в нарушение вышеуказанных норм. В основу его издания, как установлено судом, было положено заявление группы граждан, состоящей из пяти человек, от 20 мая 2008 года входящий N 184-ЗГ с просьбой дать принципиальное согласие на организацию садового товарищества "Сосны-1" из земельных участков занимаемых огородами, вдоль правого берега реки Воря в районе лесничества на участке 4, 8 га.
Суд, на основании исследования указанных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу о не соответствии данного заявления требованиям статьи 34 ЗК РФ, так как оно не содержит испрашиваемое право на землю и предполагаемые размеры истребуемого земельного участка.
В связи с чем сделан правильный вывод о том, что, в силу норм статей 33, 34 ЗК РФ, статей 13, 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, Закон МО от 17 июня 2003 г. N 63/2003-03 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области", статьи 2 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регулирующее отношения по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, либо находящаяся в муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством", не имея необходимой информации администрация города Красноармейск не могла самостоятельно без каких-либо документальных обоснований определить размеры истребуемого земельного участка (6, 5 га на пятерых человек) и тем более самостоятельно решить за заявителя вид права (аренда или собственность) на истребуемый земельный участок.
В связи с указанным несостоятельны и не основаны на законе выводы апелляционного суда о том, что формальное несоответствие данного заявления статье 34 ЗК РФ, после его рассмотрения главой, утверждения акта о выборе земельного участка и персонального состава СНТ, не может служить основанием для его последующей отмены, поскольку актом о выборе определены как площадь с учетом числа будущих членов СНТ, так и местоположение земельного участка для организации товарищества.
Кроме того, пунктом 1 постановления администрации города N 86 определена категория земельного участка - "земли сельскохозяйственного назначения", в то время как спорный земельный участок, находится в границах городского округа.
Между тем, Земельным кодексом РФ определены нормы и признаки, выделяющие земли сельскохозяйственного назначения в виде самостоятельной категории.
В качестве основания законности принятого постановления судом также указано и на незаконность утверждения, пунктом 2 постановления администрации города N 86, акта выбора земельного участка и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также границы земельного участка.
Поскольку, утвержденный акт выбора земельного участка содержит ряд неточностей, а именно на нем не указаны объекты коммунальной инфраструктуры - канализационный коллектор и две линии электропередач, проходящие по земельному участку. Следовательно, акт не был согласован со службами, введение которых находятся объекты коммунальной инфраструктуры, переданные городом в июле 2009 года в хозяйственное ведение МУП "СКИ", а также ЛЭП 110 кВ и высоковольтная линия электропередач ЮкВ (ООО "МОЭСК" Северные линии), не относящиеся к имуществу города.
В то время как в соответствии со статьей 33 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", СанПиН 2.2.1/2.1.1.984, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, СНиП 2.04.03-85 при пересечении территории земельного участка инженерными коммуникациями надлежит предусматривать санитарно-защитные зоны.
В преамбуле постановления администрации города N 86 указано на положительные решение межведомственной комиссии по землепользованию, строительству и размещению хозяйствующих субъектов, регулированию деятельности предприятий потребительского рынка - протокол N 10 от 28 октября 2011 года, в то время как установлено судом, данный протокол не содержит никакой информации, конкретизирующей положительное решение межведомственной комиссии по рассмотрению заявления группы лиц по образованию СНТ "Сосны-1".
При этом нельзя согласиться с выводами апелляционного суда о том, что не влечет признание такого акта его незаконным, не отражение в акте о выборе охранных зон ЛЭП и канализационных сетей, отсутствие согласования указанных владельцев и соответствующих заинтересованных служб, поскольку, по мнению апелляционного суда, допустимо внести соответствующие изменения путем установления соответствующих охранных зон и наличие подземных канализационных коммуникаций само по себе не препятствует формированию земельного участка в заявленных целях.
Также судом первой инстанции указано на несоответствие нормам статьи 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, так как ни одного заявления от лиц, указанных как члены СНТ "Сосны-1" об их согласии на включение их в состав СНТ "Сосны-1" в адрес администрации города Красноармейск Московской области не поступало, в связи с чем суд указал на незаконность утверждения подпунктом 2.4 пункта 2 постановления администрации города персонального состава членов садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1".
При таких обстоятельствах, суд руководствуясь вышеуказанными нормами права и положениями статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2001 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающей право должностного лица в порядке самоконтроля отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт, пришел к обоснованному выводу о том, что отменяя постановлением от 15 мая 2012 года N 236 не соответствующее закону постановление N 86 Глава города действовал в рамках закона и пределах своих полномочий.
Обоснованно судом первой инстанции отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа главы города Красноармейска Московской области в предоставлении садоводческому некоммерческому товариществу "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1"; - обязании главы города Красноармейска Московской области повторно рассмотреть заявление садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" от 17 мая 2012 г. о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно статье 14 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям предусмотрены статье 28 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств по делу, оценки доказательств и правильного применения норм материального права у апелляционного суда отсутствовали основания к отмене решения суда первой инстанции. В связи с чем, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года подлежит отмене с оставлением в силе решения Арбитражного суда города Москвы в указанной части.
Что же касается решения суда в части отказа в удовлетворении требований СНТ "Сосны-1" о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 г. "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области", а именно пункта 1.1 об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28 марта 2011 г. N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; пункта 1.2 об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25 июля 2011 г. N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск", то в указанной части решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм процессуального права.
Поскольку оспариваемое постановление в части отмены двух нормативных правовых актов (постановления от 28 марта 2011 г. N 150 и от 25 июля 2011 г. N 342) также является нормативным правовым актом, в связи с чем, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
В соответствии с положениями пункта 3.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 58 в случае, если оспаривается акт, который включает в себя положения как нормативного, так и ненормативного (индивидуального) характера, то арбитражный суд вправе в силу части 3 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выделить требования об оспаривании такого акта в части положений ненормативного (индивидуального) характера в отдельное производство и рассмотреть их в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия.
Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявление СНТ "Сосны-1" в части оценки законности положений оспариваемого постановления, содержащих нормативный характер, не по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушил нормы процессуального права.
В связи с указанным, решение суда первой инстанции в части оценки законности положений оспариваемого постановления, содержащих нормативный характер, подлежит отмене, так как рассмотрено в незаконном составе. Дело в указанной части подлежит направлению в Арбитражный суд Московской области.
Руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года по делу N А41-36349/12 отменить в части признания недействительным Постановление главы города Красноармейск Московской области от 15 мая 2012 года N 236 "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пункта 1.3 об отмене Постановления администрации города Красноармейск Московской области от 02 марта 2012 года N 86 "О выборе (предварительном согласовании) варианта размещения земельного участка с местоположением: Московская область, г. Красноармейск, в районе Красноворенского поселка для ведения садоводства"; признании незаконным отказа главы города Красноармейск Московской области от 15 июня 2012 года (исходящий номер 2636 от 15 июня 2012 года) в предоставлении СНТ "Сосны-1" земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1"; обязании главы города Красноармейск Московской области повторно рассмотреть заявление СНТ "Сосны-1" от 17 мая 2012 года (входящий номер 1399 от 17 мая 2012 года) о бесплатном предоставлении земельного участка для разработки проекта организации и застройки территории СНТ "Сосны-1" по правилам пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В указанной части решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года по настоящему делу оставить в силе.
В остальной части постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2013 года оставить без изменения.
В части требований о признании недействительным Постановления главы города Красноармейск Московской области N 236 от 15 мая 2012 года "Об отмене некоторых правовых актов главы города Красноармейск Московской области и администрации города Красноармейск Московской области" в части пунктов 1.1 и 1.2 постановления: об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 28 марта 2011 года N 150 "Об утверждении порядка учета граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков на территории городского округа "Красноармейск"; об отмене Постановления главы города Красноармейск Московской области от 25 июля 2011 года N 342 "Об утверждении порядка учета многодетных семей в целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства на территории городского округа Красноармейск" решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)