Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.12.2014 N 10АП-11273/2014, 10АП-12861/2014 ПО ДЕЛУ N А41-35291/14

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2014 г. по делу N А41-35291/14


Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 декабря 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело N А41-35291/14 по заявлению ООО "РТМ" к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом Раменского муниципального района о признании незаконным отказа и обязании совершить действия, третье лицо - Министерство имущественных отношений Московской области,
при участии в заседании:
- от ООО "РТМ" - Неболюбова И.В. по доверенности от 21.05.2014;
- от Администрации Раменского муниципального района Московской области - Гуляева И.Н. по доверенности N 1986исх14 от 28.10.2014;
- от Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района - не явились, извещены;
- от третьего лица - Сапрыкин А.В. по доверенности N ИС-22061 от 24.12.2013,

установил:

ООО "РТМ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации Раменского муниципального района Московской области с требованиями:
- - признать незаконным решение Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района, действовавшего по поручению Администрации Раменского муниципального района N 990 от 10.04.2014 об отказе в предварительном согласовании ООО "РТМ" места размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания, развлекательного назначения и утверждении акта о выборе земельного участка площадью 2 033 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Удельная, пос. Удельная, ул. Первомайская, уч. 10/1;
- - обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области принять решение о предварительном согласовании ООО "РТМ" места размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания, развлекательного назначения и об утверждении акта о выборе земельного участка площадью 2 033 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Удельная, пос. Удельная, ул. Первомайская, уч. 10/1.
Определением от 19.06.2014 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом Раменского муниципального района Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2014 года по делу N А41-35291/14 требования ООО "РТМ" удовлетворены.
Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района, Администрация Раменского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Московской области от 24 июля 2014 года по делу N А41-35291/14.
Определением от 19 ноября 2014 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А41-35291/14 по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Комитет по управлению имуществом Раменского муниципального района.
Представитель ООО "РТМ" поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил заявленные требования удовлетворить.
Представители Администрации Раменского муниципального района и Министерства имущественных отношений Московской области возражали против удовлетворения заявления.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2013 г. ООО "РТМ" обратилось в Администрацию Раменского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Удельная, п. Удельная, ул. Первомайская, уч. 10/1, в порядке ст. ст. 30, 31 Земельного Кодекса РФ с предварительным согласованием места размещения.
Информация о возможности предоставления земельного участка в аренду в соответствии со ст. 31 ЗК РФ была размещена в газете Раменского муниципального района в ноябре 2013 г.
Постановлением Администрации Раменского муниципального района Московской области N 159 от 19.09.2013 установлен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Удельная, п. Удельная, ул. Первомайская, уч. 10/1: "для размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания и развлекательного назначения".
В ноябре 2013 г. ООО "РТМ" обратилось в Администрацию Раменского муниципального района Московской области с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания и развлекательного назначения и утверждения акта о выборе земельного участка площадью 2 033 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Удельная, п. Удельная, ул. Первомайская, уч. 10/1.
Письмом N 990 от 10.04.2014 Комитетом по управлению имуществом Раменского муниципального района по поручению Администрации Раменского муниципального района Московской области заявителю был дан ответ о том, что проект Постановления "О предварительном согласовании места размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания и развлекательного назначения и утверждения акта о выборе земельного участка Обществу на территории городского поселения Удельная Раменского муниципального района Московской области" был направлен на рассмотрение в Министерство имущественных отношений Московской области. По итогам заседания Градостроительного совета Московской области 04.03.2014 (л.д. 52) принято решение о признании вышеуказанного постановления нецелесообразным к принятию, так как предоставление земельного участка под коммерческое использование путем предварительного согласования места размещения объекта нерационально.
Считая отказ, выраженный в письме N 990 от 10.04.2014, незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Исследовав и оценив представленные доказательства, апелляционный суд считает, что заявленные требованиям подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 2 части 1 статьи 30 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что выбором земельного участка является определение вариантов размещения объекта заявителя и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пункту 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу пункта 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Как следует из материалов дела, истец обратилась в администрацию с заявлением о предварительном согласовании места размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания и развлекательного назначения и утверждения акта о выборе земельного участка.
Отказ в выборе названного земельного участка мотивирован принятием по итогам заседания Градостроительного совета Московской области решения о признании проекта постановления "О предварительном согласовании места размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания и развлекательного назначения и утверждения акта о выборе земельного участка Обществу на территории городского поселения Удельная Раменского муниципального района Московской области" нецелесообразным к принятию, так как предоставление земельного участка под коммерческое использование путем предварительного согласования места размещения объекта нерационально.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Применительно к рассматриваемому спору, заинтересованные лица должны доказать, что испрашиваемый истцом земельный участок не пригоден для целей, заявленных предпринимателем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Доказательств ограничения истцом земельного участка в обороте или изъятия его из оборота, наличия запрета на приватизацию этого участка, а также резервации его для государственных или муниципальных нужд в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Из решения об отказе не усматривается, какие именно обстоятельства послужили причиной отказа в принятии решения о предварительном согласовании места размещения здания и утверждении акта о выборе земельного участка обществу, отсутствует юридическое обоснование отказа, не указано, какие нормы права нарушены и чьи законные интересы затрагиваются.
Вместе с тем земельное законодательство не содержит понятия "нецелесообразно" и "нерационально" и, следовательно, данные формулировки не могут быть положены в основу принятия решений.
Между тем в материалы дела представлены документы, подтверждающие соблюдение заявителем процедуры предоставления земельного участка в порядке ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, являющихся основанием для принятия постановления о предварительном согласовании места размещения здания и утверждения акта о выборе земельного участка.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеизложенного, заявленные требования являются обоснованными, документально подтвержденными, в связи с чем подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требований заявителя полностью или в части.
В соответствии с приведенной нормой в качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя апелляционный суд считает необходимым обязать администрацию принять решение о предварительном согласовании ООО "РТМ" места размещения здания и об утверждении акта о выборе земельного участка.
Руководствуясь статьями 266, 268, частью 2 статьи 269, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2014 по делу N А41-35291/14 отменить.
Признать незаконным решение Администрации Раменского муниципального района, выраженное в письме Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района N 990 от 10.04.2014, об отказе в предварительном согласовании ООО "РТМ" места размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания, развлекательного назначения и утверждении акта о выборе земельного участка площадью 2 033 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Удельная, пос. Удельная, ул. Первомайская, уч. 10/1.
Обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области принять решение о предварительном согласовании ООО "РТМ" места размещения здания многофункционального использования, сочетающее в себе предприятия торговли, общественного питания, развлекательного назначения и об утверждении акта о выборе земельного участка площадью 2 033 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, городское поселение Удельная, пос. Удельная, ул. Первомайская, уч. 10/1.

Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА

Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
В.Ю.БАРХАТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)