Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Сысолятиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Безмельницыной Оксаны Анатольевны
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2014 по делу N А82-1578/2014, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Безмельницыной Оксаны Анатольевны (ИНН: 760700431169, ОГРНИП: 304760710300172)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219),
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ИНН: 7705401340,ОГРН: 1027700485757),
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля",
о признании незаконным отказа в исправлении кадастровой ошибки и об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
индивидуальный предприниматель Безмельницына Оксана Анатольевна (далее - заявитель, ИП Безмельницына О.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской с заявлением о признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление Росреестра по ЯО) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - филиал ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО) в исправлении кадастровой ошибки и отнесении земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104, расположенного по адресу г. Ярославль, по ул. Попова во Фрунзенском районе, к третьей группе видов разрешенного использования и об обязании ответчиков определить кадастровую стоимость земельного участка исходя из отнесения его к третьей группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Безмельницына О.А. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель считает, что спорный земельный участок должен быть отнесен не к пятой, а к третьей группе видов разрешенного использования земельных участков.
Подробно доводы предпринимателя изложены в апелляционной жалобе.
Управление Росреестра по ЯО и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯО отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей, сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Ярославля от 18.12.2000 N 2939 ИП Безмельницыной О.А. для размещения и эксплуатации временной автостоянки на 47 машино-мест предоставлен земельный участок по ул. Гоголя во Фрунзенском районе г. Ярославля.
02.07.2010 между Муниципальным казенным учреждением "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" и ИП Безмельницыной О.А. был заключен договор N 22550-и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому арендодатель обязался предоставить в аренду земельный участок площадью 1680 кв. м с кадастровым номером 76:23:060601:104, расположенный по ул. Попова во Фрунзенском районе г. Ярославля, а арендатор обязался принять указанный земельный участок, использовать его в соответствии с целевым назначением - для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства - платной автостоянки. Срок действия договора установлен с 21.04.2010 по 22.04.2011.
По результатам рассмотрения обращений ИП Безмельницыной О.А. от 04.10.2013 и от 19.12.2013, Управление Росреестра по Ярославской области письмами от 28.10.2013 N 10-13/8853 и от 24.12.2013 N 14-40/10503 сообщило заявителю, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104 должна быть определена на основании постановления Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" (далее - Постановление N 702-п) с применением удельного показателя в размере 3 334,69 руб., что соответствует пятой группе по кадастровому кварталу 060601. При этом заявителю указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде, в том числе в порядке установления рыночной стоимости на основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 30.10.2013 N 10-15/8983 Управление Росреестра по ЯО предложило филиалу ФГБУ "КП Росреестра" по ФО рассмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104 на предмет выявления кадастровых ошибок.
По результатам рассмотрения заявления Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 20.11.2013 N 76-0-1-27/3001/2013-9054 об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости филиалом ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО принято решение от 27.11.2013 N 7600/2013/01-78697 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 5 602 279, 2 с применением удельного показателя в размере 3 334,69 руб. за кв. м.
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от 28.11.2013 N 7600/301/2013-284859 кадастровая стоимость этого земельного участка составляет 5 602 279,2 рубля.
В адрес заявителя также направлено решение филиала ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО от 19.02.2014 N 7600/2014/01-11294 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, в котором указано, что кадастровая стоимость данного земельного участка внесена 27.11.2013 на основании заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 20.11.2013 N 76-0-1-27/3001/2013-9054 и Постановления N 702-п.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 26.05.2014 кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка составляет 4 736 356,8 руб. и определена она на основании Постановления N 702-п (с изм. и доп.).
Не согласившись с отказом ответчиков в отнесении арендуемого ИП Безмельницыной О.А. земельного участка к 3 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) и о соответственном изменении его кадастровой стоимости, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим требованием.
Руководствуясь положениями статей 1, 65, 66, 85 ЗК РФ, статей 1, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 1, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее -Методические указания N 39), Постановлением 702-п, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 ст. 198, частью 4 ст. 200 и частью 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ст. 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ сведения об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным федеральным законом порядке документов. Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости. По смыслу п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона N 221-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, в том числе земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании решения компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки соответствующих объектов недвижимости, которое подлежит направлению в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельных участков определяется в порядке, предусмотренном ст. 66 ЗК РФ. В силу ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение положений статьи 66 ЗК РФ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (также по тексту - Правила N 316). Согласно пунктам 2, 4 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов определен Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее- Методические указания N 39). Типовой перечень видов разрешенного использования применительно к землям населенных пунктов был определен в таблице 1 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/О 152 (далее-Технические рекомендации), действовавшим до 03.07.2012. В силу положений пунктов 9 - 10 Правил N 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносятся в государственный земельный кадастр.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм орган государственного кадастрового учета, действующий на территории конкретного субъекта Российской Федерации, вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости индивидуально определенного земельного участка, расположенного в пределах указанной территории, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель в указанном субъекте Российской Федерации, утвержденных исполнительным органом государственной власти данного субъекта. Правовой акт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающий результаты государственной кадастровой оценки земель, является обязательным для органа государственного кадастрового учета, содержащиеся в нем сведения о характеристиках конкретного земельного участка, в том числе о видах разрешенного использования, влияющие на определение его кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и не могут быть самостоятельно пересмотрены и изменены указанным органом.
Как следует из материалов настоящего дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104, арендуемого ИП Безмельницыной О.А. для эксплуатации платной автостоянки, первоначально была определена постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п в размере 5 602 279,2 руб. (3 334,69 руб. /кв. м х 1680 кв. м), а в редакции данного постановления от 05.11.2013 (подлежащей применению с 01.01.2012) - в размере 4 736 356,8 руб. (2 819,26 руб. /кв. м х 1680 кв. м) При этом указанная кадастровая стоимость была установлена исходя из отнесения названного выше земельного участка к пятой группе видов разрешенного использования по кадастровому кварталу 76:23:060601, предусмотренных Техническими рекомендациями, объединяющей земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В этой связи филиал ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО законно в полном соответствии с положениями 4, 7, 15 Закона N 221-ФЗ внес указанные выше сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104 в государственный кадастр недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок должен быть отнесен не к пятой, а к третьей группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов и соответственно о наличии оснований для изменения его кадастровой стоимости подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с п. 1.2.3 Методических указаний N 39 к третьей группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов относятся земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. В силу п. 1.2.5 Методических указаний N 39 к пятой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Согласно п. 3 Таблицы 1 Технических рекомендаций, действовавших на момент проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104, используемого заявителем, в третью группу видов разрешенного использования включаются земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом в пункте 1.2.3 Методических указаний и в пункте 3 Технических рекомендаций отсутствует указание на то, что автостоянки являются платными, то есть, предназначены для хранения автотранспортных средств на возмездной основе в порядке оказания соответствующих услуг. Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм в состав третьей группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов включаются земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств их владельцами, осуществляемого в целях удовлетворения их личных потребностей в хранении, а не для осуществления хранения как вида предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли (оказание услуг по хранению транспорта на платных автостоянках). В частности, к третьей группе видов разрешенного использования, по мнению суда, могут быть отнесены земельные участки, предназначенные для бесплатного хранения автотранспортных средств (организации бесплатных парковок), расположенные в пределах дворовых территорий жилых домов, территорий предприятий торговли и общественного питания, иных общественных мест. С учетом изложенного, в третью группу видов разрешенного использования земель населенных пунктов не могут быть включены земельные участки, используемые для осуществления хранения автотранспортных средств как вида предпринимательской деятельности (оказания услуг автостоянок). По смыслу положений пункта 1 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, пункта 1 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795, Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (код 017608) хранение автотранспортных средств на платных автостоянках относится к бытовым услугам. Соответственно платная автостоянка, предназначенная для оказания населению бытовых услуг, а именно услуг по хранению принадлежащих физическим лицам автотранспортных средств является объектом бытового обслуживания. В этой связи земельные участки, предназначенные для организации хранения автотранспортных средств как вида предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли, то есть для размещения на них платных автостоянок, являющихся объектами бытового обслуживания, подлежат отнесению к пятой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов, объединяющей земельные участки, предназначенные, в том числе для размещения объектов бытового обслуживания. При таких обстоятельствах выводы Управления Росреестра по ЯО и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯО о том, что используемый ИП Безмельницыной О.А. для размещения временной платной автостоянки земельный участок с кадастровым номером 76:23:060601:104 (категория земель населенных пунктов) должен быть отнесен к пятой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов соответствует положениям пунктов 1.2.3, 1.2.5 Методических указаний N 39, пунктов 3, 5 Технических рекомендаций и являются правильными.
При указанных выше обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные нормами законодательства о государственной кадастровой оценке земель и о государственном кадастре и ч. 2 ст. 201 АПК основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа Управления Росреестра по ЯО и филиала ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО в исправлении кадастровой ошибки и отнесении земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104 к третьей группе видов разрешенного использования земель и о возложении на ответчиков обязанности исправить кадастровую ошибку.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании положений приведенных выше нормативных правовых актов, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы предпринимателя по делу об оспаривании ненормативного правового акта составляет 100 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена индивидуальным предпринимателем Безмельницыной Оксаной Анатольевной по чеку-ордеру от 02.09.2014 в размере 2000 рублей, в связи с чем, на основании статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1900 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2014 по делу N А82-1578/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Безмельницыной Оксаны Анатольевны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Безмельницыной Оксане Анатольевне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1900 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 02.09.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.12.2014 N 02АП-8337/2014 ПО ДЕЛУ N А82-1578/2014
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2014 г. по делу N А82-1578/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Буториной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Сысолятиной К.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьего лица,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Безмельницыной Оксаны Анатольевны
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2014 по делу N А82-1578/2014, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Безмельницыной Оксаны Анатольевны (ИНН: 760700431169, ОГРНИП: 304760710300172)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ИНН: 7604071920, ОГРН: 1047600432219),
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ИНН: 7705401340,ОГРН: 1027700485757),
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля",
о признании незаконным отказа в исправлении кадастровой ошибки и об обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
индивидуальный предприниматель Безмельницына Оксана Анатольевна (далее - заявитель, ИП Безмельницына О.А., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ярославской с заявлением о признании незаконными отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление Росреестра по ЯО) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (далее - филиал ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО) в исправлении кадастровой ошибки и отнесении земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104, расположенного по адресу г. Ярославль, по ул. Попова во Фрунзенском районе, к третьей группе видов разрешенного использования и об обязании ответчиков определить кадастровую стоимость земельного участка исходя из отнесения его к третьей группе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок" земель населенных пунктов.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИП Безмельницына О.А. обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм процессуального и материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель считает, что спорный земельный участок должен быть отнесен не к пятой, а к третьей группе видов разрешенного использования земельных участков.
Подробно доводы предпринимателя изложены в апелляционной жалобе.
Управление Росреестра по ЯО и филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯО отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей, сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, постановлением мэра г. Ярославля от 18.12.2000 N 2939 ИП Безмельницыной О.А. для размещения и эксплуатации временной автостоянки на 47 машино-мест предоставлен земельный участок по ул. Гоголя во Фрунзенском районе г. Ярославля.
02.07.2010 между Муниципальным казенным учреждением "Агентство по аренде земельных участков города Ярославля" и ИП Безмельницыной О.А. был заключен договор N 22550-и аренды находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно которому арендодатель обязался предоставить в аренду земельный участок площадью 1680 кв. м с кадастровым номером 76:23:060601:104, расположенный по ул. Попова во Фрунзенском районе г. Ярославля, а арендатор обязался принять указанный земельный участок, использовать его в соответствии с целевым назначением - для эксплуатации временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства - платной автостоянки. Срок действия договора установлен с 21.04.2010 по 22.04.2011.
По результатам рассмотрения обращений ИП Безмельницыной О.А. от 04.10.2013 и от 19.12.2013, Управление Росреестра по Ярославской области письмами от 28.10.2013 N 10-13/8853 и от 24.12.2013 N 14-40/10503 сообщило заявителю, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104 должна быть определена на основании постановления Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ярославской области и признании утратившими силу и частично утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области" (далее - Постановление N 702-п) с применением удельного показателя в размере 3 334,69 руб., что соответствует пятой группе по кадастровому кварталу 060601. При этом заявителю указано, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде, в том числе в порядке установления рыночной стоимости на основании ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Письмом от 30.10.2013 N 10-15/8983 Управление Росреестра по ЯО предложило филиалу ФГБУ "КП Росреестра" по ФО рассмотреть кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104 на предмет выявления кадастровых ошибок.
По результатам рассмотрения заявления Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 20.11.2013 N 76-0-1-27/3001/2013-9054 об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости филиалом ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО принято решение от 27.11.2013 N 7600/2013/01-78697 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 5 602 279, 2 с применением удельного показателя в размере 3 334,69 руб. за кв. м.
Согласно данным кадастрового паспорта земельного участка от 28.11.2013 N 7600/301/2013-284859 кадастровая стоимость этого земельного участка составляет 5 602 279,2 рубля.
В адрес заявителя также направлено решение филиала ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО от 19.02.2014 N 7600/2014/01-11294 об отказе в исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях, в котором указано, что кадастровая стоимость данного земельного участка внесена 27.11.2013 на основании заявления об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости от 20.11.2013 N 76-0-1-27/3001/2013-9054 и Постановления N 702-п.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 26.05.2014 кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка составляет 4 736 356,8 руб. и определена она на основании Постановления N 702-п (с изм. и доп.).
Не согласившись с отказом ответчиков в отнесении арендуемого ИП Безмельницыной О.А. земельного участка к 3 группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов (земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок) и о соответственном изменении его кадастровой стоимости, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим требованием.
Руководствуясь положениями статей 1, 65, 66, 85 ЗК РФ, статей 1, 36, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктами 1, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее -Методические указания N 39), Постановлением 702-п, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 ст. 198, частью 4 ст. 200 и частью 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ст. 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона N 221-ФЗ сведения об объектах недвижимости, в том числе о земельных участках вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным федеральным законом порядке документов. Согласно п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости. По смыслу п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона N 221-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, в том числе земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании решения компетентного органа государственной власти или органа местного самоуправления об утверждении результатов государственной кадастровой оценки соответствующих объектов недвижимости, которое подлежит направлению в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельных участков определяется в порядке, предусмотренном ст. 66 ЗК РФ. В силу ч. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Во исполнение положений статьи 66 ЗК РФ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 08.04.2000 N 316, которым утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (также по тексту - Правила N 316). Согласно пунктам 2, 4 Правил N 316 государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов определен Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее- Методические указания N 39). Типовой перечень видов разрешенного использования применительно к землям населенных пунктов был определен в таблице 1 к Техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/О 152 (далее-Технические рекомендации), действовавшим до 03.07.2012. В силу положений пунктов 9 - 10 Правил N 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносятся в государственный земельный кадастр.
Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм орган государственного кадастрового учета, действующий на территории конкретного субъекта Российской Федерации, вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости индивидуально определенного земельного участка, расположенного в пределах указанной территории, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель в указанном субъекте Российской Федерации, утвержденных исполнительным органом государственной власти данного субъекта. Правовой акт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающий результаты государственной кадастровой оценки земель, является обязательным для органа государственного кадастрового учета, содержащиеся в нем сведения о характеристиках конкретного земельного участка, в том числе о видах разрешенного использования, влияющие на определение его кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и не могут быть самостоятельно пересмотрены и изменены указанным органом.
Как следует из материалов настоящего дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104, арендуемого ИП Безмельницыной О.А. для эксплуатации платной автостоянки, первоначально была определена постановлением Правительства Ярославской области от 20.09.2011 N 702-п в размере 5 602 279,2 руб. (3 334,69 руб. /кв. м х 1680 кв. м), а в редакции данного постановления от 05.11.2013 (подлежащей применению с 01.01.2012) - в размере 4 736 356,8 руб. (2 819,26 руб. /кв. м х 1680 кв. м) При этом указанная кадастровая стоимость была установлена исходя из отнесения названного выше земельного участка к пятой группе видов разрешенного использования по кадастровому кварталу 76:23:060601, предусмотренных Техническими рекомендациями, объединяющей земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В этой связи филиал ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО законно в полном соответствии с положениями 4, 7, 15 Закона N 221-ФЗ внес указанные выше сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104 в государственный кадастр недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный земельный участок должен быть отнесен не к пятой, а к третьей группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов и соответственно о наличии оснований для изменения его кадастровой стоимости подлежат отклонению на основании следующего.
В соответствии с п. 1.2.3 Методических указаний N 39 к третьей группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов относятся земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. В силу п. 1.2.5 Методических указаний N 39 к пятой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов относятся земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Согласно п. 3 Таблицы 1 Технических рекомендаций, действовавших на момент проведения государственной кадастровой оценки земель, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104, используемого заявителем, в третью группу видов разрешенного использования включаются земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом в пункте 1.2.3 Методических указаний и в пункте 3 Технических рекомендаций отсутствует указание на то, что автостоянки являются платными, то есть, предназначены для хранения автотранспортных средств на возмездной основе в порядке оказания соответствующих услуг. Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм в состав третьей группы видов разрешенного использования земель населенных пунктов включаются земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств их владельцами, осуществляемого в целях удовлетворения их личных потребностей в хранении, а не для осуществления хранения как вида предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли (оказание услуг по хранению транспорта на платных автостоянках). В частности, к третьей группе видов разрешенного использования, по мнению суда, могут быть отнесены земельные участки, предназначенные для бесплатного хранения автотранспортных средств (организации бесплатных парковок), расположенные в пределах дворовых территорий жилых домов, территорий предприятий торговли и общественного питания, иных общественных мест. С учетом изложенного, в третью группу видов разрешенного использования земель населенных пунктов не могут быть включены земельные участки, используемые для осуществления хранения автотранспортных средств как вида предпринимательской деятельности (оказания услуг автостоянок). По смыслу положений пункта 1 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, пункта 1 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 N 795, Общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (код 017608) хранение автотранспортных средств на платных автостоянках относится к бытовым услугам. Соответственно платная автостоянка, предназначенная для оказания населению бытовых услуг, а именно услуг по хранению принадлежащих физическим лицам автотранспортных средств является объектом бытового обслуживания. В этой связи земельные участки, предназначенные для организации хранения автотранспортных средств как вида предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли, то есть для размещения на них платных автостоянок, являющихся объектами бытового обслуживания, подлежат отнесению к пятой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов, объединяющей земельные участки, предназначенные, в том числе для размещения объектов бытового обслуживания. При таких обстоятельствах выводы Управления Росреестра по ЯО и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по ЯО о том, что используемый ИП Безмельницыной О.А. для размещения временной платной автостоянки земельный участок с кадастровым номером 76:23:060601:104 (категория земель населенных пунктов) должен быть отнесен к пятой группе видов разрешенного использования земель населенных пунктов соответствует положениям пунктов 1.2.3, 1.2.5 Методических указаний N 39, пунктов 3, 5 Технических рекомендаций и являются правильными.
При указанных выше обстоятельствах у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные нормами законодательства о государственной кадастровой оценке земель и о государственном кадастре и ч. 2 ст. 201 АПК основания для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа Управления Росреестра по ЯО и филиала ФГБУ "КП Росреестра" по ЯО в исправлении кадастровой ошибки и отнесении земельного участка с кадастровым номером 76:23:060601:104 к третьей группе видов разрешенного использования земель и о возложении на ответчиков обязанности исправить кадастровую ошибку.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании положений приведенных выше нормативных правовых актов, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2014 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы предпринимателя по делу об оспаривании ненормативного правового акта составляет 100 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы уплачена индивидуальным предпринимателем Безмельницыной Оксаной Анатольевной по чеку-ордеру от 02.09.2014 в размере 2000 рублей, в связи с чем, на основании статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1900 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.08.2014 по делу N А82-1578/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Безмельницыной Оксаны Анатольевны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Безмельницыной Оксане Анатольевне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1900 рублей, уплаченную по чеку-ордеру от 02.09.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.БУТОРИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)