Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявителям отказано в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду того, что ранее был сформирован участок, который достаточен для эксплуатации жилого дома, земельный участок возможно использовать в качестве самостоятельного. По результатам рассмотрения заявления о предоставлении в собственность заявителей дополнительного участка они проинформированы о невозможности такого предоставления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Криулина О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей: Дедюевой М.В., Демьяновой Н.Н.
при секретаре: Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К., С.Т.И., С.Л.В. на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 26 марта 2015 года, которым заявление К., С.Т.И., С.Л.В. о признании незаконными действий, бездействия, решений и отказов Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации г. Костромы, Комиссии по земельным вопросам на территории г. Костромы, Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации г. Костромы по предоставлению дополнительного земельного участка для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, обязании рассмотреть заявление о предоставлении дополнительного земельного участка, совершить необходимые действия и предоставить земельный участок в собственность (в случае невозможности - в аренду) в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н, судебная коллегия
установила:
К., С.Т.И., С.Л.В. обратились в суд с заявлением, в котором просили:
- - признать незаконным бездействие департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса по существу в предоставлении земельного участка на праве собственности для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства;
- - признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в рассмотрении по существу заявления от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ года;
- - признать незаконным бездействие комиссии по земельным вопросам на территории г. Костромы, выразившееся в не согласовании схемы расположения земельного участка по вышеуказанному адресу;
- - признать незаконным решение комиссии по земельным вопросам на территории г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка по <адрес> эксплуатации индивидуального жилого дома;
- - признать незаконным бездействие администрации г. Костромы в лице Главы, выразившееся в не рассмотрении вопроса по существу о возможности использования земельного участка в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - признать незаконным отказ администрации г. Костромы в лице Главы в рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать комиссию по земельным вопросам на территории г. Костромы принять решение в согласовании схемы расположения земельного участка по ул. <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома;
- - обязать администрацию г. Костромы в лице Главы рассмотреть вопрос по существу о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать администрацию г. Костромы в лице Главы принять решение о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать департамент имущественных и земельных отношений Костромской области рассмотреть по существу заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении им земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м;
- - обязать департамент имущественных и земельных отношений Костромской области совершить все действия, предусмотренные Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утв. постановлением администрации Костромской области от 19 мая 2008 г. N 140-а, предоставить на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м.
В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ года они обращались в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с заявлением о предоставлении им вышеуказанного земельного участка на праве собственности для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. В связи с отказом в решении данного вопроса судом уже рассматривался спор, по результатом которого с учетом апелляционного определения от 01 июля 2014 года решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 февраля 2014 года в части отказа в удовлетворении заявления М., К., С.Л.В. отменено, принято в этой части новое решение, которым заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в предоставлении земельного участка на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ года N Признан незаконным отказ администрации города Костромы в рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и в изготовлении схемы расположения этого участка. Администрация города Костромы в месячный срок обязана рассмотреть вопрос о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обязан рассмотреть по существу заявление от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении спорного земельного участка М., К. С.Л.В.. В остальной части в удовлетворении заявления отказано. ДД.ММ.ГГГГ ими было получено письмо ДИЗО по КО о невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении дополнительного земельного участка, поскольку комиссией по земельным вопросам на территории г. Костромы принято решение от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома в связи с тем, что в 2008 году сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, который достаточен для эксплуатации индивидуального жилого дома и индивидуального жилищного строительства, а также рассматриваемый земельный участок возможно использовать в качестве самостоятельного. С данными решениями они не согласны, поскольку считают их противоречащими действующему законодательству Российской Федерации. Полагают, что обращение заявителей от ДД.ММ.ГГГГ по существу осталось нерассмотренным и апелляционное определение не исполнено.
В ходе рассмотрения дела требования были уточнены, в окончательном виде заявители просили:
- - признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса по существу в предоставлении земельного участка на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства в качестве дополнительного;
- - признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в рассмотрении по существу заявления от ДД.ММ.ГГГГ года М., С.Т.И. и С.Л.В. и К. о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>.м., на праве собственности (в случае невозможности предоставления в собственность, предоставить в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ года N незаконным;
- - признать незаконным бездействия администрации г. Костромы в лице Главы, выразившегося в не рассмотрении вопроса по существу о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - признать незаконным отказ администрации города Костромы в лице Главы в рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - признать незаконным бездействия Комиссии по земельным вопросам на территории города Костромы, выразившегося в не согласовании схемы расположения земельного участка по <адрес> эксплуатации индивидуального жилого дома в качестве дополнительного;
- - признать незаконным решение Комиссии по земельным вопросам на территории г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка по <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома в качестве дополнительного;
- - признать незаконным бездействия Управление территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации г. Костромы, выразившегося в не рассмотрении вопроса по существу о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать Комиссию по земельным вопросам на территории города Костромы принять решение о согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома в качестве дополнительного;
- - обязать администрацию города Костромы в лице Главы рассмотреть вопрос по существу о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать администрацию города Костромы в лице Главы принять решение о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома, изготовить и утвердить схему расположения земельного участка в г. Костроме по <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории г. Костромы; совершить все необходимые действия в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги администрацией г. Костромы по предоставлению прав на земельные участки; предоставить на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью до <данные изъяты> кв. м в качестве дополнительного;
- - обязать Управление территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации г. Костромы принять решение о возможности использования земельного участка <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома; изготовить и утвердить схему расположения земельного участка в <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; совершить все необходимые действия в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги администрацией г. Костромы по предоставлению прав на земельные участки; предоставить на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, находящийся по адресу: г<адрес> площадью до <данные изъяты> кв. м в качестве дополнительного;
- - обязать Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области рассмотреть по существу заявление ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м в качестве дополнительного;
- - обязать Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области совершить все действия, предусмотренные Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утв. постановлением администрации Костромской области от 19.05.2008 г. N 140а, в действовавшей редакции, предоставить на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью до <данные изъяты> кв. м, в качестве дополнительного.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации г. Костромы.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагают, что у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований, указав, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены неправильно, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылаясь на положения п. 4 ст. 28 ЗК РФ, указывают, что имеется исчерпывающий перечень случаев отказа в предоставлении земельного участка, департамент направлял в администрацию г. Костромы письмо о предоставлении схемы земельного участка и ее утверждении, однако администрация в двухмесячный срок со дня поступления письма департамента не обеспечила подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на заседании комиссии по земельным вопросам принято решение об отказе в согласовании схемы. В связи с тем, что комиссия является совещательным органом при администрации г. Костромы и ее решения носят рекомендательный характер, полагают, что ответственность за указанные решения несет администрация г. Костромы в лице Главы и Управление терпланирования. Поскольку специальных оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в нормативных документах не содержится, как было указано ранее в апелляционном определении, то полагают, что земельный участок являлся свободным и отказ администрации г. Костромы и департамента нельзя признать законным. В связи с тем, что на заседании комиссии было принято только решение об отказе в согласовании схемы для эксплуатации индивидуального жилого дома, полагают, что вопрос возможности предоставления испрашиваемого участка в качестве дополнительного, а также о возможности формирования участка как самостоятельного для иных целей, организациями рассмотрен не был. Указывают, что в настоящее время земельный участок по адресу: <адрес> сформирован и поставлен на кадастровый учет площадью <данные изъяты> кв. м, и реализован из госсобственности. Таким образом, испрашиваемый ими земельный участок не вошел в границы сформированного земельного участка и может быть им предоставлен. Считают, что их заявление по существу не рассмотрено, а отказ департамента немотивирован, необоснован и противоречит действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обозрев материалы гражданских дел N 2-49/2014 и N 2-104/2013, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что в настоящее время долевыми собственниками домовладения и земельного участка площадью <данные изъяты>.м, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, являются С.Т.И., С.Л.В. и К.
ДД.ММ.ГГГГ М. (бывший собственник доли в праве, умерла ДД.ММ.ГГГГ года), С.Т.И., К., С.Л.В. обращались в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с заявлением о предоставлении им земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, примыкающего к принадлежащему им на праве собственности земельному участку площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> (до площади, указанной в договоре продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, а именно до <данные изъяты> кв. м). В качестве цели использования дополнительного участка указали эксплуатацию уже имеющегося принадлежащего им дома, расположенного по адресу: <адрес>,
Испрашиваемый земельный участок находится между сформированными и поставленными на кадастровый учет земельными участками по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м; <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м и <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м.
Отказ Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в рассмотрении их заявления надлежащим образом и предоставлении участка в качестве дополнительного был обжалован заявителями в суд.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 20 февраля 2014 года в удовлетворении заявления М., С.Т.И., К., С.Л.В. к администрации г. Костромы, Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области о признании незаконным бездействия, обязании утвердить и направить схему расположения земельного участка, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок на праве собственности отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии и по гражданским делам Костромского областного суда от 01 июля 2014 года решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 февраля 2014 года в части отказа в удовлетворении заявления М., К., С.Л.В. отменено. Принято в этой части новое решение, которым заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в предоставлении земельного участка на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ N. Признан незаконным отказ администрации города Костромы в рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и в изготовлении схемы расположения этого участка. Администрация города Костромы обязана в месячный срок рассмотреть вопрос о возможности использования земельного участка по <адрес> в районе <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обязан рассмотреть по существу заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного земельного участка М., К., С.Л.В.. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Во исполнение судебного акта ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных и земельных отношений Костромской области направил главе администрации г. Костромы письмо о возможности использования земельного участка по <адрес> качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по земельным вопросам на территории г. Костромы принято решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка по <адрес> в районе <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома в связи с тем, что в 2008 году для эксплуатации индивидуального жилого дома сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, который достаточен для эксплуатации индивидуального жилого дома и индивидуального жилищного строительства. Кроме того, рассматриваемый земельный участок возможно использовать в качестве самостоятельного. Как следует из ситуационного плана земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, приложенного к выписке из протокола N заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, примерная площадь формируемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м. Земельный участок имеет выезд на дорогу общего пользования, где проходят сети газоснабжения, водоснабжения, канализация, исходя из чего комиссия пришла к выводу, что спорный земельный участок возможно использовать в качестве самостоятельного.
Письмом департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ заявители были проинформированы о результатах рассмотрения заявления и указано, что предоставить им дополнительный земельный участок не представляется возможным.
Разрешая требования, суд пришел к выводу, что незаконного бездействия со стороны заинтересованных лиц не имелось, а отказ в предоставлении дополнительного земельного участка является законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит эти выводы суда основанными на нормативных правовых актах и обстоятельствах дела.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015 года, то есть на момент рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовала глава 3 раздела 2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Костромской области, регламентирующие порядок предоставления дополнительных земельных участков для эксплуатации зданий, строений и сооружений.
В соответствии с этой главой, под дополнительным земельным участком для эксплуатации здания, строения, сооружения, понимается земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не относящийся к землям общего пользования, размеры и (или) местоположение которого не позволяют сформировать такой земельный участок как самостоятельный для иных целей, и который является смежным по отношению к земельному участку, на котором расположено здание, строение, сооружение, для эксплуатации которого испрашивается такой земельный участок. Земельные участки для целей, указанных в настоящей главе, предоставляются в собственность за плату или в аренду лицу, имеющему в собственности здание, строение, сооружение, расположенное на смежном земельном участке. В случае поступления заявления о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения в уполномоченный орган или МФЦ его копия вместе с обращением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пятидневный срок со дня поступления заявления направляется в администрацию города Костромы. Администрация города Костромы с учетом градостроительной документации о застройке и правилами землепользования и застройки в месячный срок обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и утверждает ее. Уполномоченный орган в пятидневный срок со дня поступления от администрации города Костромы утвержденной схемы расположения земельного участка организует опубликование в газете "Северная правда" сообщения о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения. В случае если по истечении одного месяца со дня опубликования сообщения о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения заявление о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения от иного лица, имеющего в собственности здание, строение, сооружение, расположенное на смежном земельном участке, не поступило, уполномоченный орган представляет заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта. В случае поступления заявления о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения от иного лица, имеющего в собственности здание, строение, сооружение, расположенное на смежном земельном участке, проводится аукцион по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, установленном Правилами организации и проведения торгов. Отказ в предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения допускается по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области, администрацией города Костромы были выполнены все необходимые действия во исполнение апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ и по существу рассмотрено заявление собственников <адрес> в <адрес> о предоставлении дополнительного земельного участка для обслуживания дома. По результатам рассмотрения заявления в предоставлении участка было отказано. При этом следует отметить, что по существу вопрос о предоставлении земельного участка был рассмотрен комиссией по земельным вопросам на территории города Костромы, решения которой носят рекомендательный характер. Однако, как видно из письма администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 181), администрация одобрила решение комиссии, направив его в адрес департамента имущественных и земельных отношений.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для признания бездействия незаконным, поскольку бездействия не было.
Также, принимая во внимание положения вышеприведенных норм, суд верно указал, что оснований для выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка в целях его дальнейшего предоставления в качестве дополнительного, у администрации города Костромы не имелось. Так, в качестве дополнительного мог быть предоставлен только такой земельный участок, который не мог быть сформирован в качестве самостоятельного. Между тем заинтересованные лица предоставили достаточные доказательства (ситуационный план, схема расположения земельных участков), из которых следует, что испрашиваемый земельный участок может быть использован в качестве самостоятельного участка для индивидуального жилищного строительства. Так, примерная площадь свободного участка между участками по адресам: <адрес> и <адрес> составляет <данные изъяты> кв. м, что превышает минимальный размер земельного участка, установленный в городе Костроме для индивидуального жилищного строительства. Данный участок имеет выезд на дорогу и доступ к коммуникациям.
Доводы заявителей о том, что в предоставлении дополнительного земельного участка не могло быть отказа иначе, чем по основаниям, установленным в п. 4 ст. 28 ЗК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку данную норму следует толковать в совокупности со ст. 34 ЗК РФ, в соответствии с которой при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством должно было приниматься во внимание зонирование территории. Испрашиваемый земельный участок ранее относился к зоне смешанной среднеэтажной общественно-жилой застройки, в настоящее время относится к зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, соответственно, он может быть использован только для строительства или эксплуатации индивидуальных жилых домов, блокированных домов и некоторых административных зданий. Соответственно, для иных целей, не связанных со строительством, он предоставлен быть не может. Однако заявители не просили предоставить этот участок для строительства нового дома или для иных целей, а не в качестве дополнительного. Соответственно, оснований рассматривать их заявление в ином порядке или по другим правилам, чем было предусмотрено в главе 3 раздела 2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Костромской области, у заинтересованных лиц не имелось.
Также следует отметить, что действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность предоставления дополнительных земельных участков.
По сути доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводимые заявителями в ходе рассмотрения дела. Эти доводы были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К., С.Т.И. С.Л.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.06.2015 ПО ДЕЛУ N 33-994
Требование: О признании незаконными бездействия и отказов органов власти субъекта РФ и местного самоуправления, обязании устранить нарушения.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Заявителям отказано в согласовании схемы расположения земельного участка ввиду того, что ранее был сформирован участок, который достаточен для эксплуатации жилого дома, земельный участок возможно использовать в качестве самостоятельного. По результатам рассмотрения заявления о предоставлении в собственность заявителей дополнительного участка они проинформированы о невозможности такого предоставления.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 июня 2015 г. по делу N 33-994
Судья: Криулина О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Ильиной И.Н.,
судей: Дедюевой М.В., Демьяновой Н.Н.
при секретаре: Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе К., С.Т.И., С.Л.В. на решение Димитровского районного суда г. Костромы от 26 марта 2015 года, которым заявление К., С.Т.И., С.Л.В. о признании незаконными действий, бездействия, решений и отказов Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, администрации г. Костромы, Комиссии по земельным вопросам на территории г. Костромы, Управления территориального планирования, городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации г. Костромы по предоставлению дополнительного земельного участка для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, обязании рассмотреть заявление о предоставлении дополнительного земельного участка, совершить необходимые действия и предоставить земельный участок в собственность (в случае невозможности - в аренду) в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства оставлены без удовлетворения в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Ильиной И.Н, судебная коллегия
установила:
К., С.Т.И., С.Л.В. обратились в суд с заявлением, в котором просили:
- - признать незаконным бездействие департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса по существу в предоставлении земельного участка на праве собственности для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства;
- - признать незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в рассмотрении по существу заявления от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м, на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ года;
- - признать незаконным бездействие комиссии по земельным вопросам на территории г. Костромы, выразившееся в не согласовании схемы расположения земельного участка по вышеуказанному адресу;
- - признать незаконным решение комиссии по земельным вопросам на территории г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка по <адрес> эксплуатации индивидуального жилого дома;
- - признать незаконным бездействие администрации г. Костромы в лице Главы, выразившееся в не рассмотрении вопроса по существу о возможности использования земельного участка в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - признать незаконным отказ администрации г. Костромы в лице Главы в рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать комиссию по земельным вопросам на территории г. Костромы принять решение в согласовании схемы расположения земельного участка по ул. <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома;
- - обязать администрацию г. Костромы в лице Главы рассмотреть вопрос по существу о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать администрацию г. Костромы в лице Главы принять решение о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать департамент имущественных и земельных отношений Костромской области рассмотреть по существу заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении им земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м;
- - обязать департамент имущественных и земельных отношений Костромской области совершить все действия, предусмотренные Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утв. постановлением администрации Костромской области от 19 мая 2008 г. N 140-а, предоставить на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м.
В обоснование требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ года они обращались в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с заявлением о предоставлении им вышеуказанного земельного участка на праве собственности для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства. В связи с отказом в решении данного вопроса судом уже рассматривался спор, по результатом которого с учетом апелляционного определения от 01 июля 2014 года решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 февраля 2014 года в части отказа в удовлетворении заявления М., К., С.Л.В. отменено, принято в этой части новое решение, которым заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в предоставлении земельного участка на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ года N Признан незаконным отказ администрации города Костромы в рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и в изготовлении схемы расположения этого участка. Администрация города Костромы в месячный срок обязана рассмотреть вопрос о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обязан рассмотреть по существу заявление от ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении спорного земельного участка М., К. С.Л.В.. В остальной части в удовлетворении заявления отказано. ДД.ММ.ГГГГ ими было получено письмо ДИЗО по КО о невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении дополнительного земельного участка, поскольку комиссией по земельным вопросам на территории г. Костромы принято решение от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома в связи с тем, что в 2008 году сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, который достаточен для эксплуатации индивидуального жилого дома и индивидуального жилищного строительства, а также рассматриваемый земельный участок возможно использовать в качестве самостоятельного. С данными решениями они не согласны, поскольку считают их противоречащими действующему законодательству Российской Федерации. Полагают, что обращение заявителей от ДД.ММ.ГГГГ по существу осталось нерассмотренным и апелляционное определение не исполнено.
В ходе рассмотрения дела требования были уточнены, в окончательном виде заявители просили:
- - признать незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса по существу в предоставлении земельного участка на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства в качестве дополнительного;
- - признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в рассмотрении по существу заявления от ДД.ММ.ГГГГ года М., С.Т.И. и С.Л.В. и К. о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>.м., на праве собственности (в случае невозможности предоставления в собственность, предоставить в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ года N незаконным;
- - признать незаконным бездействия администрации г. Костромы в лице Главы, выразившегося в не рассмотрении вопроса по существу о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - признать незаконным отказ администрации города Костромы в лице Главы в рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес> качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - признать незаконным бездействия Комиссии по земельным вопросам на территории города Костромы, выразившегося в не согласовании схемы расположения земельного участка по <адрес> эксплуатации индивидуального жилого дома в качестве дополнительного;
- - признать незаконным решение Комиссии по земельным вопросам на территории г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка по <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома в качестве дополнительного;
- - признать незаконным бездействия Управление территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации г. Костромы, выразившегося в не рассмотрении вопроса по существу о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и не изготовлении и не утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать Комиссию по земельным вопросам на территории города Костромы принять решение о согласовании (утверждении) схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома в качестве дополнительного;
- - обязать администрацию города Костромы в лице Главы рассмотреть вопрос по существу о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- - обязать администрацию города Костромы в лице Главы принять решение о возможности использования земельного участка по <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома, изготовить и утвердить схему расположения земельного участка в г. Костроме по <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории г. Костромы; совершить все необходимые действия в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги администрацией г. Костромы по предоставлению прав на земельные участки; предоставить на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью до <данные изъяты> кв. м в качестве дополнительного;
- - обязать Управление территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества Администрации г. Костромы принять решение о возможности использования земельного участка <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома; изготовить и утвердить схему расположения земельного участка в <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; совершить все необходимые действия в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги администрацией г. Костромы по предоставлению прав на земельные участки; предоставить на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, находящийся по адресу: г<адрес> площадью до <данные изъяты> кв. м в качестве дополнительного;
- - обязать Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области рассмотреть по существу заявление ДД.ММ.ГГГГ года о предоставлении земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м в качестве дополнительного;
- - обязать Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области совершить все действия, предусмотренные Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утв. постановлением администрации Костромской области от 19.05.2008 г. N 140а, в действовавшей редакции, предоставить на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью до <данные изъяты> кв. м, в качестве дополнительного.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление территориального планирования городских земель, градостроительства, архитектуры и муниципального имущества администрации г. Костромы.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагают, что у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований, указав, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены неправильно, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Ссылаясь на положения п. 4 ст. 28 ЗК РФ, указывают, что имеется исчерпывающий перечень случаев отказа в предоставлении земельного участка, департамент направлял в администрацию г. Костромы письмо о предоставлении схемы земельного участка и ее утверждении, однако администрация в двухмесячный срок со дня поступления письма департамента не обеспечила подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на заседании комиссии по земельным вопросам принято решение об отказе в согласовании схемы. В связи с тем, что комиссия является совещательным органом при администрации г. Костромы и ее решения носят рекомендательный характер, полагают, что ответственность за указанные решения несет администрация г. Костромы в лице Главы и Управление терпланирования. Поскольку специальных оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в нормативных документах не содержится, как было указано ранее в апелляционном определении, то полагают, что земельный участок являлся свободным и отказ администрации г. Костромы и департамента нельзя признать законным. В связи с тем, что на заседании комиссии было принято только решение об отказе в согласовании схемы для эксплуатации индивидуального жилого дома, полагают, что вопрос возможности предоставления испрашиваемого участка в качестве дополнительного, а также о возможности формирования участка как самостоятельного для иных целей, организациями рассмотрен не был. Указывают, что в настоящее время земельный участок по адресу: <адрес> сформирован и поставлен на кадастровый учет площадью <данные изъяты> кв. м, и реализован из госсобственности. Таким образом, испрашиваемый ими земельный участок не вошел в границы сформированного земельного участка и может быть им предоставлен. Считают, что их заявление по существу не рассмотрено, а отказ департамента немотивирован, необоснован и противоречит действующему законодательству.
Проверив материалы дела, обозрев материалы гражданских дел N 2-49/2014 и N 2-104/2013, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что в настоящее время долевыми собственниками домовладения и земельного участка площадью <данные изъяты>.м, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>, являются С.Т.И., С.Л.В. и К.
ДД.ММ.ГГГГ М. (бывший собственник доли в праве, умерла ДД.ММ.ГГГГ года), С.Т.И., К., С.Л.В. обращались в Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области с заявлением о предоставлении им земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м, примыкающего к принадлежащему им на праве собственности земельному участку площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> (до площади, указанной в договоре продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, а именно до <данные изъяты> кв. м). В качестве цели использования дополнительного участка указали эксплуатацию уже имеющегося принадлежащего им дома, расположенного по адресу: <адрес>,
Испрашиваемый земельный участок находится между сформированными и поставленными на кадастровый учет земельными участками по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м; <адрес>, площадью <данные изъяты> кв. м и <адрес> площадью <данные изъяты> кв. м.
Отказ Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ в рассмотрении их заявления надлежащим образом и предоставлении участка в качестве дополнительного был обжалован заявителями в суд.
Решением Димитровского районного суда г. Костромы от 20 февраля 2014 года в удовлетворении заявления М., С.Т.И., К., С.Л.В. к администрации г. Костромы, Департаменту имущественных и земельных отношений Костромской области о признании незаконным бездействия, обязании утвердить и направить схему расположения земельного участка, признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок на праве собственности отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии и по гражданским делам Костромского областного суда от 01 июля 2014 года решение Димитровского районного суда г. Костромы от 20 февраля 2014 года в части отказа в удовлетворении заявления М., К., С.Л.В. отменено. Принято в этой части новое решение, которым заявление удовлетворено частично. Признан незаконным отказ департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в предоставлении земельного участка на праве собственности (в случае невозможности - в аренду) для эксплуатации жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ N. Признан незаконным отказ администрации города Костромы в рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и в изготовлении схемы расположения этого участка. Администрация города Костромы обязана в месячный срок рассмотреть вопрос о возможности использования земельного участка по <адрес> в районе <адрес> в качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области обязан рассмотреть по существу заявление от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении спорного земельного участка М., К., С.Л.В.. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Во исполнение судебного акта ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных и земельных отношений Костромской области направил главе администрации г. Костромы письмо о возможности использования земельного участка по <адрес> качестве дополнительного для эксплуатации жилого дома и об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией по земельным вопросам на территории г. Костромы принято решение об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка по <адрес> в районе <адрес> для эксплуатации индивидуального жилого дома в связи с тем, что в 2008 году для эксплуатации индивидуального жилого дома сформирован земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м, который достаточен для эксплуатации индивидуального жилого дома и индивидуального жилищного строительства. Кроме того, рассматриваемый земельный участок возможно использовать в качестве самостоятельного. Как следует из ситуационного плана земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, приложенного к выписке из протокола N заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, примерная площадь формируемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв. м. Земельный участок имеет выезд на дорогу общего пользования, где проходят сети газоснабжения, водоснабжения, канализация, исходя из чего комиссия пришла к выводу, что спорный земельный участок возможно использовать в качестве самостоятельного.
Письмом департамента имущественных и земельных отношений Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ заявители были проинформированы о результатах рассмотрения заявления и указано, что предоставить им дополнительный земельный участок не представляется возможным.
Разрешая требования, суд пришел к выводу, что незаконного бездействия со стороны заинтересованных лиц не имелось, а отказ в предоставлении дополнительного земельного участка является законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит эти выводы суда основанными на нормативных правовых актах и обстоятельствах дела.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015 года, то есть на момент рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовала глава 3 раздела 2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Костромской области, регламентирующие порядок предоставления дополнительных земельных участков для эксплуатации зданий, строений и сооружений.
В соответствии с этой главой, под дополнительным земельным участком для эксплуатации здания, строения, сооружения, понимается земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не относящийся к землям общего пользования, размеры и (или) местоположение которого не позволяют сформировать такой земельный участок как самостоятельный для иных целей, и который является смежным по отношению к земельному участку, на котором расположено здание, строение, сооружение, для эксплуатации которого испрашивается такой земельный участок. Земельные участки для целей, указанных в настоящей главе, предоставляются в собственность за плату или в аренду лицу, имеющему в собственности здание, строение, сооружение, расположенное на смежном земельном участке. В случае поступления заявления о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения в уполномоченный орган или МФЦ его копия вместе с обращением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пятидневный срок со дня поступления заявления направляется в администрацию города Костромы. Администрация города Костромы с учетом градостроительной документации о застройке и правилами землепользования и застройки в месячный срок обеспечивает изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и утверждает ее. Уполномоченный орган в пятидневный срок со дня поступления от администрации города Костромы утвержденной схемы расположения земельного участка организует опубликование в газете "Северная правда" сообщения о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения. В случае если по истечении одного месяца со дня опубликования сообщения о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения заявление о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения от иного лица, имеющего в собственности здание, строение, сооружение, расположенное на смежном земельном участке, не поступило, уполномоченный орган представляет заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду принимается уполномоченным органом в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта. В случае поступления заявления о предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения от иного лица, имеющего в собственности здание, строение, сооружение, расположенное на смежном земельном участке, проводится аукцион по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка в порядке, установленном Правилами организации и проведения торгов. Отказ в предоставлении дополнительного земельного участка для эксплуатации здания, строения, сооружения допускается по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области, администрацией города Костромы были выполнены все необходимые действия во исполнение апелляционного определения от ДД.ММ.ГГГГ и по существу рассмотрено заявление собственников <адрес> в <адрес> о предоставлении дополнительного земельного участка для обслуживания дома. По результатам рассмотрения заявления в предоставлении участка было отказано. При этом следует отметить, что по существу вопрос о предоставлении земельного участка был рассмотрен комиссией по земельным вопросам на территории города Костромы, решения которой носят рекомендательный характер. Однако, как видно из письма администрации города Костромы от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 181), администрация одобрила решение комиссии, направив его в адрес департамента имущественных и земельных отношений.
При таких обстоятельствах у суда не было оснований для признания бездействия незаконным, поскольку бездействия не было.
Также, принимая во внимание положения вышеприведенных норм, суд верно указал, что оснований для выдачи схемы расположения испрашиваемого земельного участка в целях его дальнейшего предоставления в качестве дополнительного, у администрации города Костромы не имелось. Так, в качестве дополнительного мог быть предоставлен только такой земельный участок, который не мог быть сформирован в качестве самостоятельного. Между тем заинтересованные лица предоставили достаточные доказательства (ситуационный план, схема расположения земельных участков), из которых следует, что испрашиваемый земельный участок может быть использован в качестве самостоятельного участка для индивидуального жилищного строительства. Так, примерная площадь свободного участка между участками по адресам: <адрес> и <адрес> составляет <данные изъяты> кв. м, что превышает минимальный размер земельного участка, установленный в городе Костроме для индивидуального жилищного строительства. Данный участок имеет выезд на дорогу и доступ к коммуникациям.
Доводы заявителей о том, что в предоставлении дополнительного земельного участка не могло быть отказа иначе, чем по основаниям, установленным в п. 4 ст. 28 ЗК РФ, не могут быть приняты во внимание, поскольку данную норму следует толковать в совокупности со ст. 34 ЗК РФ, в соответствии с которой при предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством должно было приниматься во внимание зонирование территории. Испрашиваемый земельный участок ранее относился к зоне смешанной среднеэтажной общественно-жилой застройки, в настоящее время относится к зоне малоэтажной индивидуальной жилой застройки, соответственно, он может быть использован только для строительства или эксплуатации индивидуальных жилых домов, блокированных домов и некоторых административных зданий. Соответственно, для иных целей, не связанных со строительством, он предоставлен быть не может. Однако заявители не просили предоставить этот участок для строительства нового дома или для иных целей, а не в качестве дополнительного. Соответственно, оснований рассматривать их заявление в ином порядке или по другим правилам, чем было предусмотрено в главе 3 раздела 2 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Костромской области, у заинтересованных лиц не имелось.
Также следует отметить, что действующим в настоящее время законодательством не предусмотрена возможность предоставления дополнительных земельных участков.
По сути доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, приводимые заявителями в ходе рассмотрения дела. Эти доводы были проверены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Димитровского районного суда г. Костромы от 26 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К., С.Т.И. С.Л.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)