Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2014 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Кузнецова А.М.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - Комитета лесного хозяйства Московской области - не явился, извещен,
от заинтересованного лица (ответчика) - 1) закрытого акционерного общества "Лагуна-Грин" - Мироновой А.В., доверенность N 16 от 17.09.2014 г.,
2) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от третьих лиц - 1) Территориального управления Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен; 2) Администрации Красногорского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев 16 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области (заявителя)
на решение от 02 июня 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Неяскиной Е.А.,
на постановление от 30 сентября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю.. Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
по делу N А41-7391/14,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН. 1125024004918)
к 1) закрытому акционерному обществу "Лагуна-Грин" (ОГРН. 1067746869112);
2) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН. 1027700485757) в лице филиала по Московской области
об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
третьи лица: 1) Территориальное управление Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН. 1097746296977), 2) Администрация Красногорского муниципального района Московской области (ОГРН. 1025002864710)
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу "Лагуна-Грин" (далее - общество), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра")в лице филиала по Московской области:
- об истребовании из чужого незаконного владения ЗАО "Лагуна-Грин" участка лесного фонда в квартале 45-Д выдел 28-31 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" площадью 3,36 га,
- об обязании ЗАО "Лагуна-Грин" восстановить положение, существовавшее до нарушения права, освободив занятый участок лесного фонда площадью 3,36 га,
- о признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050501:20,
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20,
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области аннулировать записи в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0050501:20.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года, в удовлетворении требований истцу отказано.
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суды исходили из того, что истцом не доказано отнесение земельного участка общества к землям лесного фонда на момент регистрации права собственности общества, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20 снят с кадастрового учета.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судами норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы истец указывает, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда в соответствии с выпиской государственного лесного реестра.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили. Отзыв, представленный обществом в суд кассационной инстанции, не принимаются судом в качестве такового в связи с несоблюдением порядка его подачи, установленного статьей 279 АПК РФ.
До начала судебного заседания в суд кассационной инстанции поступило ходатайство Комитета лесного хозяйства Московской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено кассационным судом.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориального управления Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Красногорского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании кассационной инстанции против доводов кассационной жалобы возражал, полагая, что оспариваемые решение и постановление являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Лагуна-Грин" заключен договор аренды земельного участка от 24.07.2003 N 12019-Z, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:11, площадью 95000 кв. м, категория земель: "земли поселений", в границах, указанных на кадастровом плане и установленных на местности с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм и заключений соответствующих служб, расположенный вблизи д. Бузланово Красногорского района Московской области.
Впоследствии между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Лагуна-Грин" заключен договор купли-продажи указанного земельного участка от 01.09.2003 N 76.
01 декабря 2003 года ООО "Лагуна-Грин" зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:11, запись регистрации N 50-01/11-35/2003-522.1, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии 50АД N 775554 (л.д. 64).
25 июля 2006 года ООО "Лагуна-ГРИН" прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования в ЗАО "Лагуна-ГРИН".
Постановлением администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 15.08.2011 N 197 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:11 - "под размещение многоэтажной жилой застройки с объектами социально-бытового и культурно-оздоровительного назначения".
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 17.04.2014 N МО-14/ЗБ-578628, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:11 состоит из частей земельных участков с учетным номером 50:11:0050501:20 и учетным номером 50:11:0050403:50.
Заключением Московского филиала государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект") Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу пространственного размещения и внешних границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050501:20 установлено, что в результате выполненных работ по анализу документов, сравнения пространственного размещения рассматриваемого участка, его внешних границ с учетными и планово-картографическими материалами лесоустройства ГУ "Спецлесхоз Красногорский" 1999 - 2000, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20 на площади 3,36 га накладывается на земли лесного фонда, квартал N 45 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области.
Полагая, что обществом осуществляется незаконное использование земель лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском по настоящему делу.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного Кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, а потому наделен полномочиями собственника в отношении спорного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20, входивший с состав земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:11, снят с кадастрового учета, как объект земельных отношений в настоящее время отсутствует.
Кассационная жалоба истца не содержит доводов, опровергающих указанные выводы судов.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Пунктом 2 статьи 302 ГК РФ установлено, что если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что согласно уведомлению Управления Росреестра по Московской области от 24.12.2013 N 08/001/2013-3698 в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20, расположенный по адресу: Московская область Красногорский район 26 км автомагистрали "Балтия", восточнее д. Бузланово, площадью 9,25 га.
Довод истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:11 на момент передачи ответчику входил в состав земель лесного фонда, являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции.
Пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Правильно оценив в соответствии частью 1 статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о недоказанности истцом отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:11 на момент передачи обществу к землям лесного фонда.
Доводы истца фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года по делу N А41-7391/14 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.М.КУЗНЕЦОВ
Судья
С.В.КРАСНОВА
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 22.12.2014 N Ф05-14392/2014 ПО ДЕЛУ N А41-7391/14
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N А41-7391/14
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2014 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего - судьи Кузнецова А.М.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - Комитета лесного хозяйства Московской области - не явился, извещен,
от заинтересованного лица (ответчика) - 1) закрытого акционерного общества "Лагуна-Грин" - Мироновой А.В., доверенность N 16 от 17.09.2014 г.,
2) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - не явился, извещен,
от третьих лиц - 1) Территориального управления Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - не явился, извещен; 2) Администрации Красногорского муниципального района Московской области - не явился, извещен,
рассмотрев 16 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области (заявителя)
на решение от 02 июня 2014 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Неяскиной Е.А.,
на постановление от 30 сентября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бархатовым В.Ю.. Епифанцевой С.Ю., Коротковой Е.Н.,
по делу N А41-7391/14,
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН. 1125024004918)
к 1) закрытому акционерному обществу "Лагуна-Грин" (ОГРН. 1067746869112);
2) Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН. 1027700485757) в лице филиала по Московской области
об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
третьи лица: 1) Территориальное управление Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН. 1097746296977), 2) Администрация Красногорского муниципального района Московской области (ОГРН. 1025002864710)
установил:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу "Лагуна-Грин" (далее - общество), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра")в лице филиала по Московской области:
- об истребовании из чужого незаконного владения ЗАО "Лагуна-Грин" участка лесного фонда в квартале 45-Д выдел 28-31 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" площадью 3,36 га,
- об обязании ЗАО "Лагуна-Грин" восстановить положение, существовавшее до нарушения права, освободив занятый участок лесного фонда площадью 3,36 га,
- о признании недействительным кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050501:20,
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20,
- об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области аннулировать записи в государственном кадастре недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 50:11:0050501:20.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года, в удовлетворении требований истцу отказано.
При принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований суды исходили из того, что истцом не доказано отнесение земельного участка общества к землям лесного фонда на момент регистрации права собственности общества, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20 снят с кадастрового учета.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и нарушения судами норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы истец указывает, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда в соответствии с выпиской государственного лесного реестра.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу, составленные в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили. Отзыв, представленный обществом в суд кассационной инстанции, не принимаются судом в качестве такового в связи с несоблюдением порядка его подачи, установленного статьей 279 АПК РФ.
До начала судебного заседания в суд кассационной инстанции поступило ходатайство Комитета лесного хозяйства Московской области о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Указанное ходатайство рассмотрено и удовлетворено кассационным судом.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей Комитета лесного хозяйства Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Территориального управления Федеральной агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации Красногорского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства. В соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" информация о принятии кассационной жалобы к производству, а также сведения о дате и времени судебного заседания размещены на сайте - http://kad.arbitr.ru и отражены в графике судебных заседаний на официальном сайте суда http://fasmo.arbitr.ru.
Представитель общества в судебном заседании кассационной инстанции против доводов кассационной жалобы возражал, полагая, что оспариваемые решение и постановление являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Лагуна-Грин" заключен договор аренды земельного участка от 24.07.2003 N 12019-Z, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:11, площадью 95000 кв. м, категория земель: "земли поселений", в границах, указанных на кадастровом плане и установленных на местности с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм и заключений соответствующих служб, расположенный вблизи д. Бузланово Красногорского района Московской области.
Впоследствии между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Лагуна-Грин" заключен договор купли-продажи указанного земельного участка от 01.09.2003 N 76.
01 декабря 2003 года ООО "Лагуна-Грин" зарегистрировало право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:11, запись регистрации N 50-01/11-35/2003-522.1, что подтверждается свидетельством о регистрации права серии 50АД N 775554 (л.д. 64).
25 июля 2006 года ООО "Лагуна-ГРИН" прекратило деятельность путем реорганизации в форме преобразования в ЗАО "Лагуна-ГРИН".
Постановлением администрации сельского поселения Ильинское Красногорского муниципального района Московской области от 15.08.2011 N 197 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:11 - "под размещение многоэтажной жилой застройки с объектами социально-бытового и культурно-оздоровительного назначения".
Как следует из кадастровой выписки о земельном участке от 17.04.2014 N МО-14/ЗБ-578628, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:11 состоит из частей земельных участков с учетным номером 50:11:0050501:20 и учетным номером 50:11:0050403:50.
Заключением Московского филиала государственной инвентаризации лесов ФГУП "Рослесинфорг" (филиал ФГУП "Рослесинфорг" "Мослеспроект") Федерального агентства лесного хозяйства по вопросу пространственного размещения и внешних границ земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050501:20 установлено, что в результате выполненных работ по анализу документов, сравнения пространственного размещения рассматриваемого участка, его внешних границ с учетными и планово-картографическими материалами лесоустройства ГУ "Спецлесхоз Красногорский" 1999 - 2000, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20 на площади 3,36 га накладывается на земли лесного фонда, квартал N 45 Опалиховского участкового лесничества Истринского лесничества ГКУ МО "Мособллес" Комитета лесного хозяйства Московской области.
Полагая, что обществом осуществляется незаконное использование земель лесного фонда, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в суд с иском по настоящему делу.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного Кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22, Комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, а потому наделен полномочиями собственника в отношении спорного земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20, входивший с состав земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:11, снят с кадастрового учета, как объект земельных отношений в настоящее время отсутствует.
Кассационная жалоба истца не содержит доводов, опровергающих указанные выводы судов.
Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Пунктом 2 статьи 302 ГК РФ установлено, что если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В пункте 45 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что согласно уведомлению Управления Росреестра по Московской области от 24.12.2013 N 08/001/2013-3698 в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050501:20, расположенный по адресу: Московская область Красногорский район 26 км автомагистрали "Балтия", восточнее д. Бузланово, площадью 9,25 га.
Довод истца о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:11 на момент передачи ответчику входил в состав земель лесного фонда, являлся предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанции.
Пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии со статьей 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Правильно оценив в соответствии частью 1 статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к правомерному выводу о недоказанности истцом отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:11 на момент передачи обществу к землям лесного фонда.
Доводы истца фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного и всестороннего, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71, частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 АПК РФ пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 02 июня 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2014 года по делу N А41-7391/14 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.М.КУЗНЕЦОВ
Судья
С.В.КРАСНОВА
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)