Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 08 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-10740/2014
на решение от 08.07.2014
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-31061/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третье лицо: государственное научное учреждение "Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии наук" о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав N 12/018/2013-338 от 12.07.2013,
- при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - "заявитель", "ТУ Росимущества") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту "Росреестр") N 12/018/2013-338 от 12.07.2013 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015603:10 общей площадью 669 647 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 1,4 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский район, п.Тимирязевский, ул. Воложенина, д. 30, и об обязании Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 18.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено государственное научное учреждение "Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии наук".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2014 заявленные требования удовлетворены, в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал Росреестр зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, Росреестр настаивает на том, что заявителем на государственную регистрацию не был представлен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок. Росреестр считает, что в рассматриваемом случае государственная регистрация права должна производиться на основании статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем ТУ Росимущества обязано представить решение о разделе земельного участка площадью 704 га, соглашение о разделе данного земельного участка либо иной документ, на основании которого был произведен такой раздел. Не согласен с выводами суда первой инстанции об образовании спорного земельного участка в результате раздела земельного участка площадью 704 га ввиду непредставления вышеуказанных документов, а также наличием в паспорте земельного участка отметки "ранее учтенный". Полагает, что сведения о спорном земельном участке невозможно соотнести со сведениями, содержащимися в государственном акте от 21.10.1993 N ПК-18-000073.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
27.05.2013 ТУ Росимущества обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:18:015603:10 общей площадью 669 647 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 1,4 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский район, п.Тимирязевский, ул. Воложенина, д. 30. К указанному заявлению ТУ Росимущества были приложены следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка, государственный акт от 21.10.1993 N ПК-18-000073, постановление главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 12.11.2002 N 1559, письмо ТУ Росимущества от 08.11.2012 N 08-14392, а также доверенность представителя.
Письмом от 12.07.2013 N 12/018/2013-338 Росреестр отказал в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, указав на непредставление правоустанавливающего документа на спорный земельный участок.
Не согласившись с решением Росреестра, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - "Закон N 122-ФЗ").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Частью 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, обращаясь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, ТУ Росимущества в качестве основания возникновения такого права представило государственный акт от 21.10.1993 N ПК-18-000073 и постановление главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 12.11.2002 N 1559.
В соответствии с государственным актом N ПК-18-000073 от 21.10.1993 администрацией Уссурийского района опытно-производственному хозяйству "Центральное" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 704 га. Местоположение и границы земельного участка были определены на приложенном к государственному акту плане путем указания номеров межевых знаков и мер линий.
Постановлением главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 12.11.2002 N 1559 указанное право прекращено, и земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование государственному научному учреждению "Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее по тексту - "учреждение") для развития и укрепления экспериментально-опытной базы.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке за учреждением, о чем в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2003 серии 25-АА N 328432.
В ноябре 2004 г. учреждением в целях уточнения границ и местоположения земельного участка организовано проведение межевых работ, по результатам которых из земельного участка площадью 704 га сформированы два самостоятельных земельных участка. 02.11.2004 земельные участки поставлены на кадастровый учет: земельный участок площадью 669 647 кв. м с кадастровым номером 25:18:015603:10 и земельный участок 45 001 кв. м с кадастровым номером 25:18:015603:11. Статус земельных участков впоследствии был определен как "ранее учтенные" на основании статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Факт формирования указанных земельных участков за счет земельного участка площадью 704 га подтверждается кадастровыми делами N 25:18:015603:10 и N 25:18:015603:11, в связи с чем доводы Росреестра о том, что сведения о спорном земельном участке невозможно соотнести со сведениями, содержащимися в государственном акте от 21.10.1993 N ПК-18-000073, подлежат отклонению.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что права на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, сохраняются за землепользователями, коллегия приходит к выводу о том, что у учреждения имеется право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 25:18:015603:10 и 25:18:015603:10.
Коллегией установлено, что ТУ Росимущества обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015603:10 в порядке разграничения государственной собственности на землю, а не в порядке статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ, как этом указывает Росреестр.
По правилам пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, в целях разграничения государственной собственности на землю относятся к федеральной собственности.
Статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ установлены особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Так, согласно пункту 1 данной статьи государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В силу пункта 2 статьи 30 Закона N 122-ФЗ перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Проанализировав пакет документов, представленных ТУ Росимущества для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, коллегия находит его соответствующим вышеуказанному перечню, в том числе в части предоставления документов, подтверждающих возникновение права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации не соответствует закону, и признал данный отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку отказ Росреестра является незаконным, иные основания для отказа в государственной регистрации не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2014 по делу N А51-31061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2014 N 05АП-10740/2014 ПО ДЕЛУ N А51-31061/2013
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2014 г. N 05АП-10740/2014
Дело N А51-31061/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 08 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-10740/2014
на решение от 08.07.2014
судьи Е.В. Кобко
по делу N А51-31061/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН 2540155517, ОГРН 1092540004424, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.08.2009)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третье лицо: государственное научное учреждение "Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии наук" о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав N 12/018/2013-338 от 12.07.2013,
- при участии в заседании: стороны не явились, уведомлены надлежаще;
- установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - "заявитель", "ТУ Росимущества") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту "Росреестр") N 12/018/2013-338 от 12.07.2013 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015603:10 общей площадью 669 647 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 1,4 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский район, п.Тимирязевский, ул. Воложенина, д. 30, и об обязании Росреестра зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 18.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено государственное научное учреждение "Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии наук".
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2014 заявленные требования удовлетворены, в целях восстановления нарушенных прав заявителя суд обязал Росреестр зарегистрировать право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, Росреестр настаивает на том, что заявителем на государственную регистрацию не был представлен документ, подтверждающий право собственности на земельный участок. Росреестр считает, что в рассматриваемом случае государственная регистрация права должна производиться на основании статьи 22.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с чем ТУ Росимущества обязано представить решение о разделе земельного участка площадью 704 га, соглашение о разделе данного земельного участка либо иной документ, на основании которого был произведен такой раздел. Не согласен с выводами суда первой инстанции об образовании спорного земельного участка в результате раздела земельного участка площадью 704 га ввиду непредставления вышеуказанных документов, а также наличием в паспорте земельного участка отметки "ранее учтенный". Полагает, что сведения о спорном земельном участке невозможно соотнести со сведениями, содержащимися в государственном акте от 21.10.1993 N ПК-18-000073.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще. На основании статей 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
27.05.2013 ТУ Росимущества обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:18:015603:10 общей площадью 669 647 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир нежилое здание, участок находится примерно в 1,4 км от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский район, п.Тимирязевский, ул. Воложенина, д. 30. К указанному заявлению ТУ Росимущества были приложены следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка, государственный акт от 21.10.1993 N ПК-18-000073, постановление главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 12.11.2002 N 1559, письмо ТУ Росимущества от 08.11.2012 N 08-14392, а также доверенность представителя.
Письмом от 12.07.2013 N 12/018/2013-338 Росреестр отказал в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, указав на непредставление правоустанавливающего документа на спорный земельный участок.
Не согласившись с решением Росреестра, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Оценив доводы сторон и представленные в материалы дела документы, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на объекты недвижимости установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - "Закон N 122-ФЗ").
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 122-ФЗ под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Частью 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено приложение к заявлению о государственной регистрации прав документов, необходимых для ее проведения.
Перечень оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрен частью 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ и включает акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, обращаясь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, ТУ Росимущества в качестве основания возникновения такого права представило государственный акт от 21.10.1993 N ПК-18-000073 и постановление главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 12.11.2002 N 1559.
В соответствии с государственным актом N ПК-18-000073 от 21.10.1993 администрацией Уссурийского района опытно-производственному хозяйству "Центральное" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 704 га. Местоположение и границы земельного участка были определены на приложенном к государственному акту плане путем указания номеров межевых знаков и мер линий.
Постановлением главы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 12.11.2002 N 1559 указанное право прекращено, и земельный участок передан в постоянное (бессрочное) пользование государственному научному учреждению "Приморский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее по тексту - "учреждение") для развития и укрепления экспериментально-опытной базы.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком зарегистрировано в установленном порядке за учреждением, о чем в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2003 серии 25-АА N 328432.
В ноябре 2004 г. учреждением в целях уточнения границ и местоположения земельного участка организовано проведение межевых работ, по результатам которых из земельного участка площадью 704 га сформированы два самостоятельных земельных участка. 02.11.2004 земельные участки поставлены на кадастровый учет: земельный участок площадью 669 647 кв. м с кадастровым номером 25:18:015603:10 и земельный участок 45 001 кв. м с кадастровым номером 25:18:015603:11. Статус земельных участков впоследствии был определен как "ранее учтенные" на основании статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Факт формирования указанных земельных участков за счет земельного участка площадью 704 га подтверждается кадастровыми делами N 25:18:015603:10 и N 25:18:015603:11, в связи с чем доводы Росреестра о том, что сведения о спорном земельном участке невозможно соотнести со сведениями, содержащимися в государственном акте от 21.10.1993 N ПК-18-000073, подлежат отклонению.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что права на земельные участки, образованные в результате раздела земельного участка, сохраняются за землепользователями, коллегия приходит к выводу о том, что у учреждения имеется право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 25:18:015603:10 и 25:18:015603:10.
Коллегией установлено, что ТУ Росимущества обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 25:18:015603:10 в порядке разграничения государственной собственности на землю, а не в порядке статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ, как этом указывает Росреестр.
По правилам пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, в целях разграничения государственной собственности на землю относятся к федеральной собственности.
Статьей 30.1 Закона N 122-ФЗ установлены особенности государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Так, согласно пункту 1 данной статьи государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
В силу пункта 2 статьи 30 Закона N 122-ФЗ перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
Проанализировав пакет документов, представленных ТУ Росимущества для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, коллегия находит его соответствующим вышеуказанному перечню, в том числе в части предоставления документов, подтверждающих возникновение права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ Росреестра в государственной регистрации права собственности Российской Федерации не соответствует закону, и признал данный отказ незаконным.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Поскольку отказ Росреестра является незаконным, иные основания для отказа в государственной регистрации не заявлялись, и в ходе рассмотрения спора не установлены, коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно обязал Росреестр произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Указанный способ соразмерен допущенному нарушению, отвечает целям восстановления нарушенного права заявителя и не выходит за пределы, необходимые для его применения.
С учетом изложенного, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального и материального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2014 по делу N А51-31061/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
Е.Н.НОМОКОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)