Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.02.2013 по делу N А47-8529/2013 (судья Калитанова Т.В.).
Администрации города Оренбурга (далее - Администрация г. Оренбурга, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны, ответчик) о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42 по адресу г. Оренбург, ул. Мира, 2 б, площадь участка 5 415 кв. м, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, размещение муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Детский сад N 140" (группа 17 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"); исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42 по адресу г. Оренбург, ул. Мира, 2б, площадь участка 5 415 кв. м, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, размещение муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Детский сад N 140" (группа 17 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области") (требования изложены с учетом привлечения к участию в деле надлежащего ответчика определением Арбитражного суда Оренбургской области на основании заявлений истца и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, л.д. 40-41, 61-65).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.02.2013 (резолютивная часть оглашена 18.02.2013) исковые требования удовлетворены. Суд признал право муниципальной собственности муниципального образования "город Оренбург" на вышеназванный земельный участок, исключив из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности Российской Федерации на тот же земельный участок.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство обороны (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность привлечения его к участию в деле в качестве ответчика. Полагает, что при принятии решения о передаче расположенного на спорном земельном участке здания в муниципальную собственность, правом распоряжаться земельным участком имело Министерство Государственного имущества Российской Федерации. При этом на земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации, участок не используется для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, в силу чего Министерство обороны не имеет прав по распоряжению им. В настоящее время уполномоченным на предоставление земельного участка в собственность является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Определением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено с целью предоставления дополнительных доказательств об основаниях осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Кроме того, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области был направлен судебный запрос о предоставлении копий дела правоустанавливающих документов по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, 2 б, площадь участка 5 415 кв. м.
Указанные документы, поступившие от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, приобщены к материалам дела, как позволяющие установить значимые для дела обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, на основании распоряжения заместителя председателя суда произведена замена в судебном составе судьи Богдановской Г.Н. судьей Пивоваровой Л.В.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.04.2007 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) была внесена запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42 по адресу г. Оренбург, ул. Мира, 2 б, площадь участка 5 415 кв. м.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2011 по делу N А47-3319/2011 за муниципальным образованием "город Оренбург" признано право муниципальной собственности на объект недвижимости: двухэтажное административное здание с подвалом (литер Е), общей площадью 1576,6 кв. м по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2 "Б", с признанием отсутствующим права собственности Российской Федерации и оперативного управления Военного комиссариата Ленинского района города Оренбурга (л.д. 13-18).
Из содержания названного решения усматривается, что указанное знание в 1998 году было передано Оренбургской КЭЧ района в муниципальную собственность. В 2003 году здание было передано муниципальным образованием в безвозмездное пользования Военному комиссариату Ленинского района города Оренбурга и было закреплено за ним на праве оперативного управления на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области распоряжения после передачи с баланса Оренбургской КЭЧ района.
01.12.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации N 56-56-01/293/2011-407 о праве собственности за муниципальным образованием "город Оренбург" на административное здание, назначение: нежилое, 2-этажное, лит Е, адрес: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2 "Б" (л.д. 19).
Имеющиеся в деле сведения позволяют установить, что Администрация города Оренбурга обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о регистрации права собственности за муниципальным образованием "город Оренбург" на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42 по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, 2 б, площадь участка 5 415 кв. м.
Уведомлением от 06.08.2013 N 01/270/2013-258 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сообщило о приостановлении государственной регистрации указав на наличие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах Российской Федерации на земельный участок, а также отсутствие сведений о признании права на земельный участок решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2011 по делу N А47-3319/2011 (л.д. 25-27).
09.09.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сообщило об отказе в государственной регистрации права по тем же основаниям (л.д. 122-124).
Полагая, что наличие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности ответчика на спорный земельный участок нарушает права истца как собственника недвижимости, расположенной на данном земельном участке, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции
установил:
что в собственности муниципального образования город Оренбург находится здание, расположенное на спорном земельном участке, государственная собственности на который закреплена за Российской Федерацией. Сделав вывод о прекращении зарегистрированного права в силу единства судьбы земельного участка и расположенных на нем строений, суд удовлетворил исковые требования, руководствуясь статьями 12, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке в частности путем признания права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 59 названного постановления).
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон N 137-ФЗ) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Статья 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
По смыслу статьи 3.1 закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Данный земельный участок предназначен и используется для размещения двухэтажного административного здания с подвалом (литер Е), общей площадью 1576,6 кв. м по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2 "Б".
Указанное здание в настоящее время является собственностью муниципального образования г. Оренбург. Право собственности муниципального образования на него признано в судебном порядке и зарегистрировано в установленном порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности на земельный участок, занятый этим зданием и необходимый для его использования, возникло у муниципального образования одновременно с правом муниципальной собственности на него. Соответственно, прекратилось право собственности ответчика на данный земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. К таким искам относятся иски о признании права, возврате имущества во владение собственника, применении последствий недействительности сделки либо о признании права отсутствующим.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Оценивая доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Министерство обороны не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен статьей 125 Гражданского кодекса, согласно которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (в редакции от 22.02.2012) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Пунктом 1 Положения о Росимуществе предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по управлению федеральным имуществом и полномочия собственника имущества Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Приведенные выше обстоятельства и правовые нормы свидетельствуют о прекращение прав прежнего собственника здания на земельный участок, на котором оно расположено.
Как следует из правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 14773/12, прекращение права пользования спорным земельным участком, фактическое выбытие из владения предприятия Министерства обороны и его переход в силу закона в пользование нового собственника объекта недвижимости, исключают отнесение земельного участка к имуществу, находящемуся в ведении Вооруженных Сил, в отношении которого согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны это министерство могло бы осуществлять правомочия собственника имущества.
Однако настоящий спор не связан с осуществлением Министерством обороны полномочий собственника земельного участка. Он возник в связи с оспариванием зарегистрированного права собственности Российской Федерации, произведенного в связи с предоставлением земельного участка Военному комиссариату Ленинского района г. Оренбурга, в целях использования Вооруженными силами Российской Федерации (пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно статьям 10, 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, пункт 2 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132).
Сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и назначении земельного участка - для размещения строения Военного комиссариата Ленинского района города Оренбурга, указаны в свидетельстве о государственной регистрации права собственности (л.д. 132).
Названное исключает применение вышеприведенных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к определению ответчика по настоящему спору.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание специфику оспаривания зарегистрированного в 2007 году права собственности Российской Федерации, отсутствия в обжалуемом судебном акте возложения каких-либо обязанностей либо взыскания денежных средств с Министерства обороны (с учетом освобождения истца от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), отсутствия зависимости содержания резолютивной части решения от привлечения к участию в деле другого ответчика, судебная коллегия не усматривает, оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежит распределению между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство обороны освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, распределение и взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.02.2013 по делу N А47-8529/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.06.2014 N 18АП-4073/2014 ПО ДЕЛУ N А47-8529/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. N 18АП-4073/2014
Дело N А47-8529/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Ермолаевой Л.П., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.02.2013 по делу N А47-8529/2013 (судья Калитанова Т.В.).
Администрации города Оренбурга (далее - Администрация г. Оренбурга, истец) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны, ответчик) о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42 по адресу г. Оренбург, ул. Мира, 2 б, площадь участка 5 415 кв. м, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, размещение муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Детский сад N 140" (группа 17 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области"); исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42 по адресу г. Оренбург, ул. Мира, 2б, площадь участка 5 415 кв. м, разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, размещение муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения Детский сад N 140" (группа 17 приложения к постановлению Правительства Оренбургской области от 24.12.2012 N 1122-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области") (требования изложены с учетом привлечения к участию в деле надлежащего ответчика определением Арбитражного суда Оренбургской области на основании заявлений истца и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, л.д. 40-41, 61-65).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.02.2013 (резолютивная часть оглашена 18.02.2013) исковые требования удовлетворены. Суд признал право муниципальной собственности муниципального образования "город Оренбург" на вышеназванный земельный участок, исключив из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности Российской Федерации на тот же земельный участок.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство обороны (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на необоснованность привлечения его к участию в деле в качестве ответчика. Полагает, что при принятии решения о передаче расположенного на спорном земельном участке здания в муниципальную собственность, правом распоряжаться земельным участком имело Министерство Государственного имущества Российской Федерации. При этом на земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества, принадлежащие Министерству обороны Российской Федерации, участок не используется для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, в силу чего Министерство обороны не имеет прав по распоряжению им. В настоящее время уполномоченным на предоставление земельного участка в собственность является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Определением Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 24.04.2014 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено с целью предоставления дополнительных доказательств об основаниях осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Кроме того, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области был направлен судебный запрос о предоставлении копий дела правоустанавливающих документов по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, 2 б, площадь участка 5 415 кв. м.
Указанные документы, поступившие от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, приобщены к материалам дела, как позволяющие установить значимые для дела обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, на основании распоряжения заместителя председателя суда произведена замена в судебном составе судьи Богдановской Г.Н. судьей Пивоваровой Л.В.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.04.2007 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) была внесена запись о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42 по адресу г. Оренбург, ул. Мира, 2 б, площадь участка 5 415 кв. м.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2011 по делу N А47-3319/2011 за муниципальным образованием "город Оренбург" признано право муниципальной собственности на объект недвижимости: двухэтажное административное здание с подвалом (литер Е), общей площадью 1576,6 кв. м по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2 "Б", с признанием отсутствующим права собственности Российской Федерации и оперативного управления Военного комиссариата Ленинского района города Оренбурга (л.д. 13-18).
Из содержания названного решения усматривается, что указанное знание в 1998 году было передано Оренбургской КЭЧ района в муниципальную собственность. В 2003 году здание было передано муниципальным образованием в безвозмездное пользования Военному комиссариату Ленинского района города Оренбурга и было закреплено за ним на праве оперативного управления на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области распоряжения после передачи с баланса Оренбургской КЭЧ района.
01.12.2011 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации N 56-56-01/293/2011-407 о праве собственности за муниципальным образованием "город Оренбург" на административное здание, назначение: нежилое, 2-этажное, лит Е, адрес: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2 "Б" (л.д. 19).
Имеющиеся в деле сведения позволяют установить, что Администрация города Оренбурга обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о регистрации права собственности за муниципальным образованием "город Оренбург" на земельный участок с кадастровым номером 56:44:0215001:42 по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, 2 б, площадь участка 5 415 кв. м.
Уведомлением от 06.08.2013 N 01/270/2013-258 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сообщило о приостановлении государственной регистрации указав на наличие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах Российской Федерации на земельный участок, а также отсутствие сведений о признании права на земельный участок решением Арбитражного суда Оренбургской области от 04.10.2011 по делу N А47-3319/2011 (л.д. 25-27).
09.09.2013 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сообщило об отказе в государственной регистрации права по тем же основаниям (л.д. 122-124).
Полагая, что наличие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности ответчика на спорный земельный участок нарушает права истца как собственника недвижимости, расположенной на данном земельном участке, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
При рассмотрении заявленных требований суд первой инстанции
установил:
что в собственности муниципального образования город Оренбург находится здание, расположенное на спорном земельном участке, государственная собственности на который закреплена за Российской Федерацией. Сделав вывод о прекращении зарегистрированного права в силу единства судьбы земельного участка и расположенных на нем строений, суд удовлетворил исковые требования, руководствуясь статьями 12, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке в частности путем признания права.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункт 59 названного постановления).
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Закон N 137-ФЗ) к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Статья 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. То обстоятельство, что в отношении спорного земельного участка было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
По смыслу статьи 3.1 закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и областной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Судом первой инстанции установлено, что в настоящее время на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Данный земельный участок предназначен и используется для размещения двухэтажного административного здания с подвалом (литер Е), общей площадью 1576,6 кв. м по адресу: г. Оренбург, ул. Мира, д. 2 "Б".
Указанное здание в настоящее время является собственностью муниципального образования г. Оренбург. Право собственности муниципального образования на него признано в судебном порядке и зарегистрировано в установленном порядке.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности на земельный участок, занятый этим зданием и необходимый для его использования, возникло у муниципального образования одновременно с правом муниципальной собственности на него. Соответственно, прекратилось право собственности ответчика на данный земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно пункту 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22), оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. К таким искам относятся иски о признании права, возврате имущества во владение собственника, применении последствий недействительности сделки либо о признании права отсутствующим.
Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Оценивая доводы подателя апелляционной жалобы о том, что Министерство обороны не является надлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия исходит из следующего.
Порядок участия Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определен статьей 125 Гражданского кодекса, согласно которой от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (в редакции от 22.02.2012) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение о Росимуществе).
Пунктом 1 Положения о Росимуществе предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по управлению федеральным имуществом и полномочия собственника имущества Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение о Министерстве обороны).
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Приведенные выше обстоятельства и правовые нормы свидетельствуют о прекращение прав прежнего собственника здания на земельный участок, на котором оно расположено.
Как следует из правовой позицией, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.03.2013 N 14773/12, прекращение права пользования спорным земельным участком, фактическое выбытие из владения предприятия Министерства обороны и его переход в силу закона в пользование нового собственника объекта недвижимости, исключают отнесение земельного участка к имуществу, находящемуся в ведении Вооруженных Сил, в отношении которого согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны это министерство могло бы осуществлять правомочия собственника имущества.
Однако настоящий спор не связан с осуществлением Министерством обороны полномочий собственника земельного участка. Он возник в связи с оспариванием зарегистрированного права собственности Российской Федерации, произведенного в связи с предоставлением земельного участка Военному комиссариату Ленинского района г. Оренбурга, в целях использования Вооруженными силами Российской Федерации (пункт 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно статьям 10, 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (пункт 2 ранее действовавшего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372, пункт 2 действующего Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 N 1132).
Сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и назначении земельного участка - для размещения строения Военного комиссариата Ленинского района города Оренбурга, указаны в свидетельстве о государственной регистрации права собственности (л.д. 132).
Названное исключает применение вышеприведенных разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации к определению ответчика по настоящему спору.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание специфику оспаривания зарегистрированного в 2007 году права собственности Российской Федерации, отсутствия в обжалуемом судебном акте возложения каких-либо обязанностей либо взыскания денежных средств с Министерства обороны (с учетом освобождения истца от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), отсутствия зависимости содержания резолютивной части решения от привлечения к участию в деле другого ответчика, судебная коллегия не усматривает, оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции подлежит распределению между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство обороны освобождено от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в связи с чем, распределение и взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.02.2013 по делу N А47-8529/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
И.Ю.СОКОЛОВА
Судьи
Л.П.ЕРМОЛАЕВА
Л.В.ПИВОВАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)