Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от истца - представительнее явился,
от ответчика - представитель не явился,
от третьих лиц - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2015 года
по делу N А50-3997/2015,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транслес" (ОГРН 1085948000137, ИНН 5948033630)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю,
третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транслес" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - регистрирующий орган, Управление) в государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525.
Определением от 13.05.2015 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Решением суда от 11.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю с решением суда не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что поскольку государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями земельного законодательства, законодательства о кадастре, о регистрации, а также лесного законодательства. При этом положения Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не применимы. Считает, что основанием регистрации является решение уполномоченного органа об образовании земельного участка, которое представлено на регистрацию не было. Указывает, что судом не был принят во внимание довод о том, что границы лесного участка, являющиеся предметом договора аренды, уполномоченным органом не согласовывались, в связи с чем считает ошибочным вывод суда о том, что план лесного участка выдан и заверен уполномоченным органом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.07.2010 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Транслес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 525, согласно которому арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 29.06.2010 N 4 обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 19582,2 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1228-2010-06, местоположение - Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (бывшее Рождественское), кварталы 1-8, 9 (за исключением выдела 10), 10 (за исключением выдела 9), 11 (за исключением выдела 8), 12 (за исключением выдела 4), 13 (за исключением выдела 7), 14, 15 (за исключением выдела 2), 16 (за исключением выдела 1), 17 (за исключением выдела 3), 18 (за исключением выдела 6), 19 (за исключением выдела 12), 20 (за исключением выдела 7), 21 (за исключением выдела 2), 22-24, 25 (за исключением выдела 2126 (за исключением выдела 15), 27, 29 (за исключением выдела 2), 30-37, 40-46, 47 (за исключением выдела 9), 48 (за исключением выдела 23), 49 (за исключением выдела 23), 50 (за исключением выдела 28), 51 (за исключением выдела 28). 52-54, 58-65, 67-70, 72-80, 83 (за исключением выдела 2), 84 (за исключением выделов 15, 23), 87-96, 97 (за исключением выделов 12, 14), 98 (за исключением выделов 4, 9), 99 (за исключением выдела 23) (л.д. 20-27).
Схема расположения и границы лесного участка, а также характеристика лесного участка приведены в приложениях 1, 2 к договору (л.д. 28-45).
Согласно п. 4 договора лесной участок передается арендатору для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 35,3 тыс. м., в том числе 9,8 тыс. м. по хвойному хозяйству.
Пунктом 21 договора срок его действия установлен с 13.07.2010 по 12.07.2045.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 16.07.2009 N 151 (л.д. 24).
Государственная регистрация договора аренды произведена 03.08.2010, о чем свидетельствует соответствующая отметка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на договоре (л.д. 27).
22.11.2010 Агентством по природопользованию Пермского края и обществом с ограниченной ответственностью "Транслес" подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525, согласно которому стороны установили, что предметом договора аренды является лесной участок общей площадью 19585,9 га, категорию земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1398-2010-12, местоположение: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (бывшее Рождественское), кварталы 1-8, 9 (за исключением выдела 10), 10 (за исключением выдела 9), 11 (за исключением выдела 8), 12 (за исключением выдела 4), 13 (за исключением выдела 7), 14 (за исключением выдела 3), 15 (за исключением выдела 2), 16 (за исключением выдела 1), 17 (за исключением (выдела 3), 18 (за исключением выдела 6), 19 (за исключением выдела 12), 20 (за исключением выдела 7), 21 (за исключением выдела 2), 22-24, 25 (за исключением выдела 2), 26 (за исключением выдела 15), 27, 29 (за исключением выдела 2), 30-40-46, 47 (за исключением выдела 9), 48 (за исключением выдела 23), 49 (за исключением выдела 23), 50 (за исключением выдела 28), 51 (за исключением выдела 28), 52-54, 58-65, 67-70, 72-80, 83 (за исключением выдела 2), 84 (за исключением выделов 15, 23), 87-96, 97 (за исключением выделов 12, 14), 98 (за исключением выделов 4, 9), 99 (за исключением выдела 23) (л.д. 66-67).
Государственная регистрация дополнительного соглашения от 22.11.2010 N 1 к договору аренды произведена Управлением Росреестра по Пермскому краю 29.12.2010.
06.08.2013 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и обществом с ограниченной ответственностью "Транслес" подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525, согласно которому стороны установили арендодателем по договору считать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, местоположение лесного участка изложить в следующей редакции: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (Рождественское), кварталы (выделы) N 1 (1-13), 2 (1-3), 3 (1-3), 4 (1-7), 5 (1-8), 6 (1-10), 7 (1-12), 8 (1-15), 9 (1-9, 11), 10 (1-8, 10), 11 (1-7, 9-11), 12 (1-3, 5), 13 (1-6, 8-22), 14 (1, 2, 4-13), 15 (1, 3-14), 16 (2-13), 17 (1, 2, 4-19), 18 (1-5, 7-15), 19 (1-11, 13-41), 20 (1-6, 8-27), 21 (1, 3-17), 22 (1-21), 23 (1-11), 24 (1-11), 25 (1, 3-15), 26 (1-14, 16-31), 27 (1-29), 29 (1, 3-12), 30 (1-35), 31 (1-22), 33 (1-12), 34 (1-16), 35 (1-10), 36 (1-22), 37 (1-18), 40 (1-7), 41 (1-9), 42 (1-6), 43 (1-8), 44 (1-13), 45 (1-14), 46 (1-13), 47 (1-8, 10-26), 48 (1-22, 24-27), 49 (1-22, 24-43), 50 (1-27, 29, 30), 51 (1-27, 29-41), 52 (1-21), 53 (1-18), 54 (1-17), 58 (1-13), 59 (1-7), 60 (1-6), 61 (1-7), 62 (1-20), 63 (1-24), 64 (1-13), 65 (1-16), 67 (1-22), 68 (1-21), 69 (1-30), 70 (1-19), 72 (1-15), 73 (1-10), 74 (1-15), 75 (1-14), 76 (1-11), 77 (1-17), 78 (1-22), 79 (1-17), 80 (1-21), 83 (1, 3-27), 84 (1-14, 16-22, 24-26), 87 (1-21), 88 (1-21), 89 (1-28), 90 (1-12), 91 (1-8), 92 (1-11), 93 (1-23), 94 (1-13), 95 (1-16), 96 (1-18), 97 (1-11, 13, 15-21), 98 (1-3, 5-8, 10-20), 99 (1-22, 24, 25) (л.д. 82-84).
01.07.2014 общество с ограниченной ответственностью "Транслес" обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525 (л.д. 19).
В государственной регистрации указанного дополнительного соглашения Управлением было отказано. В сообщении об отказе в государственной регистрации от 25.11.2014 N 14/209/2014-48 регистрирующий орган указал, что для осуществления государственной регистрации необходимо было осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет и представить решение об образовании заявляемого земельного (лесного) участка, принятое Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, а также поданное представителем Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заявление о государственной регистрации права собственности на все образуемые земельные (лесные) участки (л.д. 12-16).
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201) предусмотрено, что до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями ч. 1, 2, 4, 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122.
Согласно п. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Как подтверждается материалами дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 13.07.2010 N 525, учтен в государственном лесном реестре Пермского края, номер учетной записи 1228-2010-06, что следует из пункта 2 договора аренды. Кроме того к договору приложены схема расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования. Регистрация договора аренды в отношении лесного участка с учетной записью 1228-2010-06 была проведена в установленном законом порядке.
Учитывая, что на момент вынесения оспариваемого отказа в государственной регистрации действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Вводного закона, является верным вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, поскольку представленные в регистрирующий орган документы содержат описание лесного участка с координатами, земельный участок включен в лесной реестр, в отношении лесного участка имеются план и карта-схема.
Поскольку для государственной регистрации представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Содержащиеся в судебном акте выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике, которая отражена в правовой позиции в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод заявителя жалобы о необходимости принятия решения о разделении и постановки участка на кадастровый учет.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя судом первой инстанции правомерно на ответчика возложена обязанность устранить нарушения, путем проведения государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525 (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 11.06.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2015 года по делу N А50-3997/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2015 N 17АП-10157/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А50-3997/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. N 17АП-10157/2015-ГК
Дело N А50-3997/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от истца - представительнее явился,
от ответчика - представитель не явился,
от третьих лиц - представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2015 года
по делу N А50-3997/2015,
принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транслес" (ОГРН 1085948000137, ИНН 5948033630)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю,
третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края,
о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транслес" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - регистрирующий орган, Управление) в государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525.
Определением от 13.05.2015 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю и Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
Решением суда от 11.06.2015 заявленные требования удовлетворены.
Третье лицо Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю с решением суда не согласно, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что поскольку государственный кадастровый учет земельного участка в составе земель лесного фонда уже осуществлен, необходимо руководствоваться общими положениями земельного законодательства, законодательства о кадастре, о регистрации, а также лесного законодательства. При этом положения Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не применимы. Считает, что основанием регистрации является решение уполномоченного органа об образовании земельного участка, которое представлено на регистрацию не было. Указывает, что судом не был принят во внимание довод о том, что границы лесного участка, являющиеся предметом договора аренды, уполномоченным органом не согласовывались, в связи с чем считает ошибочным вывод суда о том, что план лесного участка выдан и заверен уполномоченным органом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.07.2010 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Транслес" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 525, согласно которому арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 29.06.2010 N 4 обязался предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 19582,2 га, категория земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1228-2010-06, местоположение - Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (бывшее Рождественское), кварталы 1-8, 9 (за исключением выдела 10), 10 (за исключением выдела 9), 11 (за исключением выдела 8), 12 (за исключением выдела 4), 13 (за исключением выдела 7), 14, 15 (за исключением выдела 2), 16 (за исключением выдела 1), 17 (за исключением выдела 3), 18 (за исключением выдела 6), 19 (за исключением выдела 12), 20 (за исключением выдела 7), 21 (за исключением выдела 2), 22-24, 25 (за исключением выдела 2126 (за исключением выдела 15), 27, 29 (за исключением выдела 2), 30-37, 40-46, 47 (за исключением выдела 9), 48 (за исключением выдела 23), 49 (за исключением выдела 23), 50 (за исключением выдела 28), 51 (за исключением выдела 28). 52-54, 58-65, 67-70, 72-80, 83 (за исключением выдела 2), 84 (за исключением выделов 15, 23), 87-96, 97 (за исключением выделов 12, 14), 98 (за исключением выделов 4, 9), 99 (за исключением выдела 23) (л.д. 20-27).
Схема расположения и границы лесного участка, а также характеристика лесного участка приведены в приложениях 1, 2 к договору (л.д. 28-45).
Согласно п. 4 договора лесной участок передается арендатору для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 35,3 тыс. м., в том числе 9,8 тыс. м. по хвойному хозяйству.
Пунктом 21 договора срок его действия установлен с 13.07.2010 по 12.07.2045.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 16.07.2009 N 151 (л.д. 24).
Государственная регистрация договора аренды произведена 03.08.2010, о чем свидетельствует соответствующая отметка Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю на договоре (л.д. 27).
22.11.2010 Агентством по природопользованию Пермского края и обществом с ограниченной ответственностью "Транслес" подписано дополнительное соглашение N 1 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525, согласно которому стороны установили, что предметом договора аренды является лесной участок общей площадью 19585,9 га, категорию земель - земли лесного фонда, номер учетной записи в государственном лесном реестре Пермского края 1398-2010-12, местоположение: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (бывшее Рождественское), кварталы 1-8, 9 (за исключением выдела 10), 10 (за исключением выдела 9), 11 (за исключением выдела 8), 12 (за исключением выдела 4), 13 (за исключением выдела 7), 14 (за исключением выдела 3), 15 (за исключением выдела 2), 16 (за исключением выдела 1), 17 (за исключением (выдела 3), 18 (за исключением выдела 6), 19 (за исключением выдела 12), 20 (за исключением выдела 7), 21 (за исключением выдела 2), 22-24, 25 (за исключением выдела 2), 26 (за исключением выдела 15), 27, 29 (за исключением выдела 2), 30-40-46, 47 (за исключением выдела 9), 48 (за исключением выдела 23), 49 (за исключением выдела 23), 50 (за исключением выдела 28), 51 (за исключением выдела 28), 52-54, 58-65, 67-70, 72-80, 83 (за исключением выдела 2), 84 (за исключением выделов 15, 23), 87-96, 97 (за исключением выделов 12, 14), 98 (за исключением выделов 4, 9), 99 (за исключением выдела 23) (л.д. 66-67).
Государственная регистрация дополнительного соглашения от 22.11.2010 N 1 к договору аренды произведена Управлением Росреестра по Пермскому краю 29.12.2010.
06.08.2013 Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и обществом с ограниченной ответственностью "Транслес" подписано дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525, согласно которому стороны установили арендодателем по договору считать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, местоположение лесного участка изложить в следующей редакции: Пермский край, Пермский муниципальный район, Пермское лесничество, Рождественское участковое лесничество (Рождественское), кварталы (выделы) N 1 (1-13), 2 (1-3), 3 (1-3), 4 (1-7), 5 (1-8), 6 (1-10), 7 (1-12), 8 (1-15), 9 (1-9, 11), 10 (1-8, 10), 11 (1-7, 9-11), 12 (1-3, 5), 13 (1-6, 8-22), 14 (1, 2, 4-13), 15 (1, 3-14), 16 (2-13), 17 (1, 2, 4-19), 18 (1-5, 7-15), 19 (1-11, 13-41), 20 (1-6, 8-27), 21 (1, 3-17), 22 (1-21), 23 (1-11), 24 (1-11), 25 (1, 3-15), 26 (1-14, 16-31), 27 (1-29), 29 (1, 3-12), 30 (1-35), 31 (1-22), 33 (1-12), 34 (1-16), 35 (1-10), 36 (1-22), 37 (1-18), 40 (1-7), 41 (1-9), 42 (1-6), 43 (1-8), 44 (1-13), 45 (1-14), 46 (1-13), 47 (1-8, 10-26), 48 (1-22, 24-27), 49 (1-22, 24-43), 50 (1-27, 29, 30), 51 (1-27, 29-41), 52 (1-21), 53 (1-18), 54 (1-17), 58 (1-13), 59 (1-7), 60 (1-6), 61 (1-7), 62 (1-20), 63 (1-24), 64 (1-13), 65 (1-16), 67 (1-22), 68 (1-21), 69 (1-30), 70 (1-19), 72 (1-15), 73 (1-10), 74 (1-15), 75 (1-14), 76 (1-11), 77 (1-17), 78 (1-22), 79 (1-17), 80 (1-21), 83 (1, 3-27), 84 (1-14, 16-22, 24-26), 87 (1-21), 88 (1-21), 89 (1-28), 90 (1-12), 91 (1-8), 92 (1-11), 93 (1-23), 94 (1-13), 95 (1-16), 96 (1-18), 97 (1-11, 13, 15-21), 98 (1-3, 5-8, 10-20), 99 (1-22, 24, 25) (л.д. 82-84).
01.07.2014 общество с ограниченной ответственностью "Транслес" обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525 (л.д. 19).
В государственной регистрации указанного дополнительного соглашения Управлением было отказано. В сообщении об отказе в государственной регистрации от 25.11.2014 N 14/209/2014-48 регистрирующий орган указал, что для осуществления государственной регистрации необходимо было осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет и представить решение об образовании заявляемого земельного (лесного) участка, принятое Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, а также поданное представителем Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края заявление о государственной регистрации права собственности на все образуемые земельные (лесные) участки (л.д. 12-16).
Заявитель, полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
На основании ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 данного Закона, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Порядок предоставления гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентирован нормами ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1, 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом.
В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69, 92 настоящего Кодекса.
На основании ч. 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, местоположение, границы и площадь которого определяются соответственно по лесным кварталам и лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Статьей 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.12.2006 N 201) предусмотрено, что до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями ч. 1, 2, 4, 5 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201, если государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122.
Согласно п. 1 ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
В соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 04.12.2006 N 201 государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Как подтверждается материалами дела, лесной участок, являющийся предметом договора аренды от 13.07.2010 N 525, учтен в государственном лесном реестре Пермского края, номер учетной записи 1228-2010-06, что следует из пункта 2 договора аренды. Кроме того к договору приложены схема расположения и границы лесного участка с точным указанием координат, месторасположения, границ, площади, конфигурации, его характеристика и характеристика насаждений, цель использования. Регистрация договора аренды в отношении лесного участка с учетной записью 1228-2010-06 была проведена в установленном законом порядке.
Учитывая, что на момент вынесения оспариваемого отказа в государственной регистрации действовали правила, допускающие проведение государственной регистрации прав на лесные участки и сделок с ними на основании планов лесных участков, установленные ст. 4.4 Вводного закона, является верным вывод суда первой инстанции о том, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в регистрации дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией, поскольку представленные в регистрирующий орган документы содержат описание лесного участка с координатами, земельный участок включен в лесной реестр, в отношении лесного участка имеются план и карта-схема.
Поскольку для государственной регистрации представлены все необходимые документы, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось, заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Содержащиеся в судебном акте выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике, которая отражена в правовой позиции в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.02.2014 N 13123/2013, в котором отмечено, что поскольку правила статьи 4.4 Закона N 201-ФЗ до 01.01.2015 допускают распоряжение лесным участком, а также государственную регистрацию прав на него без осуществления его кадастрового учета при наличии плана лесного участка, то вхождение лесного участка, передаваемого в аренду, в состав участка, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией и который имеет кадастровый (условный) номер, само по себе не исключает применения к такому участку этого правила.
С учетом изложенного подлежит отклонению довод заявителя жалобы о необходимости принятия решения о разделении и постановки участка на кадастровый учет.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права.
В целях восстановления нарушенных прав заявителя судом первой инстанции правомерно на ответчика возложена обязанность устранить нарушения, путем проведения государственной регистрации дополнительного соглашения от 06.08.2013 N 2 к договору аренды лесного участка от 13.07.2010 N 525 (п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Оснований для отмены (изменения) решения суда от 11.06.2015 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые явились бы основанием для отмены судебного акта на основании ст. 270 АПК РФ, апелляционным судом не установлено.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 июня 2015 года по делу N А50-3997/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Ю.А.ГОЛУБЦОВА
Судьи
Л.Ф.ВИНОГРАДОВА
Г.Л.ПАНЬКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)