Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6174/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу N 33-6174/2013


Судья Сыроватская Р.Р.
Судья-докладчик Рудковская И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Амосова С.С.,
судей Губаревич И.И. и Рудковской И.А.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольхонского района Иркутской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Ольхонского районного муниципального образования о признании постановления противоречащим закону и недействующим со дня его официального опубликования, по апелляционной жалобе мэра Ольхонского районного муниципального образования К. на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 15 мая 2013 года,

установила:

Прокурор в обоснование заявления указал, что <дата изъята> мэром Ольхонского районного муниципального образования издано постановление <номер изъят> "О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства", в соответствии с которым администрацией Ольхонского районного муниципального образования приостанавливается выделение земельных участков для дачного строительства до утверждения правил землепользования и застройки и определения соответствующих территориальных зон.
Полагает указанное Постановление противоречит требованиям федерального законодательства.
Положения земельного законодательства свидетельствуют о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка гражданину или организации принимается органом местного самоуправления, правомочным распоряжаться земельным участком, в порядке определенном земельным законодательством, после рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, а не путем принятия решения о приостановлении выделения земельных участков.
<дата изъята> прокуратурой района в адрес администрации Ольхонского района в связи с указанными нарушениями внесен протест на Постановление, который был отклонен.
Постановление <номер изъят> от <дата изъята> принятое в нарушение установленного федеральным законодательством порядка, нарушает права и интересы потенциальных землевладельцев, на стороне которых могут выступать жители Ольхонского района Иркутской области, граждане Российской Федерации и иностранные граждане, имеющие право на предоставление земельных участков для дачного строительства.
Просил суд признать постановление мэра Ольхонского районного муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> "О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства" противоречащим закону и не действующим со дня его официального опубликования.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал.
Представитель администрации Ольхонского районного муниципального образования Р. заявление не признал.
Решением суда от 15 мая 2013 года заявление прокурора Ольхонского района Иркутской области удовлетворено. Признано противоречащим закону постановление мэра Ольхонского районного муниципального образования <номер изъят> от <дата изъята> "О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства" и недействующим с момента его официального опубликования.
В апелляционной жалобе мэр района К. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, указывая, что согласно ст. 12 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" при определении территорий для размещения дачных некоммерческих объединений необходимо определить зоны, которые наиболее благоприятны для развития дачного хозяйства, исходя из природно-экономических условий, затрат на развитие социальной, инженерно-транспортной структуры с минимальными ограничениями на использование таких участков. В настоящее время такие работы проводятся в рамках изготовления правил застройки территорий и генеральных планов муниципальных образований, принятие которых ожидается к <дата изъята>.
Также указал, что ст. 13 указанного закона предусмотрено, что обеспечение граждан земельными участками для дачного строительства является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан, регистрация которых осуществляется муниципальными образованиями-поселениями. Администрация муниципального образования-поселения на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, производит расчет потребности в земельных участках и ходатайствует перед администрацией муниципального районного образования о выборе соответствующих земельных участков из фонда перераспределения земель. Однако данная процедура ни одним из объединений не соблюдена, многие граждане не проживают на территории Ольхонского районного муниципального образования, выбор места не произведен.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор района Фарков А.А. полагает решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., объяснение прокурора Мещеряковой М.В., согласившейся с решением суда, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не установила оснований к отмене либо изменению решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение.
Согласно ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу ч. 6 данной статьи к заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу норм Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков гражданам и организациям носит заявительный характер.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением мэра Ольхонского района <номер изъят> от <дата изъята> "О приостановлении выделения земельных участков для дачного строительства" приостановлено выделение земельных участков для дачного строительства и дачного хозяйства на территории Ольхонского районного муниципального образования до утверждения правил землепользования и застройки, а также определения соответствующих территориальных зон.
Признавая противоречащим закону оспариваемое прокурором постановление мэра Ольхонского района <номер изъят> от <дата изъята>, суд, проанализировав нормы земельного законодательства, правильно указал, что действующим Земельным кодексом Российской Федерации временное приостановление выделения земельных участков не предусмотрено, в связи с чем, удовлетворил заявление прокурора в полном объеме.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.
Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 15 мая 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий
С.С.АМОСОВ

Судьи
И.И.ГУБАРЕВИЧ
И.А.РУДКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)