Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Администрации города Серпухова Московской области - Паранин Н.И. по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.50/72,
от Администрации Серпуховского муниципального района Московской области - Купряхина Е.С. по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Серпухова Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2014 года по делу N А41-18945/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению администрации города Серпухова Московской области к администрации Серпуховского муниципального района Московской области об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
администрация города Серпухова Московской области (далее - заявитель, администрация города) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Серпуховского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация района) о признании постановления администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 25.09.2013 N 1988 "О местоположении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:208" недействительным и подлежащим отмене (л.д. 2-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 48-50).
Не согласившись с указанным судебным актом администрация г. Серпухова Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы города Серпухова от 19.03.2010 N 423 утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка от 09.03.2010 из состава земель населенных пунктов площадью 5615 кв. м, расположенного в границах муниципального образования "Город Серпухов Московской области" по адресу: Московская область, г. Серпухов, мкр. Ивановские дворики.
Постановлением главы города Серпухова от 02.07.2010 N 1307 ООО "Южное" предоставлено в аренду на 3 года с 01.07.2010 по 30.06.2013 из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:208 площадью 5615 кв. м. Постановлением администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 25.09.2013 N 1988 установлено местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:208: Московская область, Серпуховский район, д. Паниково.
Полагая, что названное постановление не соответствует закону, поскольку вынесено в отношении земель, расположенных в г. Серпухове, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что установление границ земельного участка является спором о праве, заявителем использован ненадлежащий способ защиты, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель указывает, что границы городского округа Серпухова утверждены и имеют картографическое описание в связи с чем судом первой инстанции сделан неверный вывод, что имеется спор о праве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение отменить.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:208 от 21.04.2010 земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.04.2010, адрес участка - г. Серпухов, мкр. Ивановские дворики (л.д. 20).
Постановлением администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 25.09.2013 N 1988 установлено местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:208: Московская область, Серпуховский район, д. Паниково (л.д. 29).
Согласно кадастровой выписке от 24.12.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:208 имеет адрес: Московская область, Серпуховский район, д. Паниково (л.д. 23).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 43 указанного Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
10 декабря 2004 года подписан акт согласования границ между муниципальными образованиями города Серпухова Московской области и Серпуховским районом Московской области, содержащий словесное описание границ (л.д. 10-18).
В соответствии со статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно статье 9 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов:
1) описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации;
2) реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;
3) описание местоположения границ муниципальных образований;
4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;
5) описание местоположения границ населенных пунктов;
6) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Надлежащим доказательством отнесения земель к той или иной категории, вида разрешенного использования и описания границ земельных участков являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Доказательства, подтверждающие наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах муниципального образования города Серпухова и Серпуховского района Московской области не представлены.
Кадастровым инженером Чуглиным Г.Н. на основании муниципального контракта от 27.02.2014 с администрацией города Серпухова проведена экспертиза об определении границ города Серпухова в соответствии с Законом Московской области от 17.01.2005 N 11/2005-ОЗ, с использованием планшетов, кадастрового плана территории, схемы границ города Серпухова (л.д. 40-41).
Как видно из текста представленного заключения, кадастровым инженером определена техническая ошибка в приложении к Закону Московской области 17.01.2005 N 11/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Серпухов" в описании границ, а также установлены разночтения в названном Законе и акте согласования границ между муниципальным образованием г. Серпухов и Серпуховским районом Московской области.
Определив самостоятельно координаты точек границы города Серпухов Московской области кадастровым инженером сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:208 расположен на территории города Серпухова Московской области.
Между тем, указанное выраженное в экспертном заключении мнение кадастрового инженера о наличии кадастровой ошибки не может служить основанием для однозначного вывода о неправильном определении границ муниципальных образований в законе и акте согласования границ, и, следовательно, в порядке разрешения спора по правилам главы 24 АПК РФ суд не вправе фактически устанавливать иные границы муниципальных образований, при том, что требования относительно определения местоположения границ муниципальных образований не являются предметом рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в настоящем деле имеется спор о границах между муниципальным образованием город Серпухов и Серпуховским районом Московской области, который не может быть разрешен в рамках оспаривания тех или иных ненормативных актов муниципальных образований относительно земельных участков.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2014 по делу N А41-18945/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2014 ПО ДЕЛУ N А41-18945/14
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2014 г. по делу N А41-18945/14
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от Администрации города Серпухова Московской области - Паранин Н.И. по доверенности от 30.12.2013 N 1.1.50/72,
от Администрации Серпуховского муниципального района Московской области - Купряхина Е.С. по доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Серпухова Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2014 года по делу N А41-18945/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению администрации города Серпухова Московской области к администрации Серпуховского муниципального района Московской области об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
администрация города Серпухова Московской области (далее - заявитель, администрация города) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Серпуховского муниципального района Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация района) о признании постановления администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 25.09.2013 N 1988 "О местоположении земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:208" недействительным и подлежащим отмене (л.д. 2-5).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 июня 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 48-50).
Не согласившись с указанным судебным актом администрация г. Серпухова Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, постановлением главы города Серпухова от 19.03.2010 N 423 утвержден акт выбора и схема расположения земельного участка от 09.03.2010 из состава земель населенных пунктов площадью 5615 кв. м, расположенного в границах муниципального образования "Город Серпухов Московской области" по адресу: Московская область, г. Серпухов, мкр. Ивановские дворики.
Постановлением главы города Серпухова от 02.07.2010 N 1307 ООО "Южное" предоставлено в аренду на 3 года с 01.07.2010 по 30.06.2013 из состава земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:208 площадью 5615 кв. м. Постановлением администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 25.09.2013 N 1988 установлено местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:208: Московская область, Серпуховский район, д. Паниково.
Полагая, что названное постановление не соответствует закону, поскольку вынесено в отношении земель, расположенных в г. Серпухове, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что установление границ земельного участка является спором о праве, заявителем использован ненадлежащий способ защиты, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель указывает, что границы городского округа Серпухова утверждены и имеют картографическое описание в связи с чем судом первой инстанции сделан неверный вывод, что имеется спор о праве.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение отменить.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как видно из материалов дела, согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:208 от 21.04.2010 земельный участок поставлен на кадастровый учет 20.04.2010, адрес участка - г. Серпухов, мкр. Ивановские дворики (л.д. 20).
Постановлением администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 25.09.2013 N 1988 установлено местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:32:0020205:208: Московская область, Серпуховский район, д. Паниково (л.д. 29).
Согласно кадастровой выписке от 24.12.2013 земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:208 имеет адрес: Московская область, Серпуховский район, д. Паниково (л.д. 23).
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 6 статьи 43 указанного Закона глава местной администрации в пределах своих полномочий издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
10 декабря 2004 года подписан акт согласования границ между муниципальными образованиями города Серпухова Московской области и Серпуховским районом Московской области, содержащий словесное описание границ (л.д. 10-18).
В соответствии со статьями 5, 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Согласно статье 9 Закона о государственном кадастре недвижимости в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов:
1) описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации;
2) реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;
3) описание местоположения границ муниципальных образований;
4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;
5) описание местоположения границ населенных пунктов;
6) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.
Надлежащим доказательством отнесения земель к той или иной категории, вида разрешенного использования и описания границ земельных участков являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Доказательства, подтверждающие наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах муниципального образования города Серпухова и Серпуховского района Московской области не представлены.
Кадастровым инженером Чуглиным Г.Н. на основании муниципального контракта от 27.02.2014 с администрацией города Серпухова проведена экспертиза об определении границ города Серпухова в соответствии с Законом Московской области от 17.01.2005 N 11/2005-ОЗ, с использованием планшетов, кадастрового плана территории, схемы границ города Серпухова (л.д. 40-41).
Как видно из текста представленного заключения, кадастровым инженером определена техническая ошибка в приложении к Закону Московской области 17.01.2005 N 11/2005-ОЗ "О статусе и границе городского округа Серпухов" в описании границ, а также установлены разночтения в названном Законе и акте согласования границ между муниципальным образованием г. Серпухов и Серпуховским районом Московской области.
Определив самостоятельно координаты точек границы города Серпухов Московской области кадастровым инженером сделан вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:32:0020205:208 расположен на территории города Серпухова Московской области.
Между тем, указанное выраженное в экспертном заключении мнение кадастрового инженера о наличии кадастровой ошибки не может служить основанием для однозначного вывода о неправильном определении границ муниципальных образований в законе и акте согласования границ, и, следовательно, в порядке разрешения спора по правилам главы 24 АПК РФ суд не вправе фактически устанавливать иные границы муниципальных образований, при том, что требования относительно определения местоположения границ муниципальных образований не являются предметом рассмотрения настоящего спора.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в настоящем деле имеется спор о границах между муниципальным образованием город Серпухов и Серпуховским районом Московской области, который не может быть разрешен в рамках оспаривания тех или иных ненормативных актов муниципальных образований относительно земельных участков.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2014 по делу N А41-18945/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.Ю.БАРХАТОВ
Судьи
С.А.КОНОВАЛОВ
Н.А.ОГУРЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)