Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 22.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3182/14

Требование: Об оспаривании действий (бездействия).

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что дом, в котором проживает их семья, признан аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени дом не снесен, дальнейших действий ответчик не предпринимает.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N 33-3182/14


Судья: ФИО1

Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.,
судей коллегии Домрачева И.Г. и Ощепкова Н.Г.,
при секретаре М.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска на решение Ноябрьского городского суда от 9 октября 2014 года, которым постановлено:
Обязать Администрацию МО город Ноябрьск подготовить и принять решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, для муниципальных нужд, и об изъятии жилого помещения квартиры N, расположенной в указанном доме и находящейся в собственности С.1, С.2, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке, определенном гражданским, жилищным и земельным законодательством.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., судебная коллегия,

установила:

Супруги С-вы обратились в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) Администрацию МО город Ноябрьск (далее - Администрация), указав, что заявители и их несовершеннолетние - собственники жилого помещения, расположенного по <адрес>. Заключением межведомственной комиссии N 233 (977) от 24.12.2010 дом признан аварийны и подлежащим сносу и распоряжением Администрации от 12.01.2011 включен в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда, собственникам жилых помещений был предоставлен срок для осуществления сноса дома до 23.12.2013. Дом не снесен, дальнейших действий, предусмотренных статьей 32 ЖК РФ орган местного самоуправления не предпринимает.
В суде заявители участия не принимали.
Администрация представителя не направила, согласно возражениям в деле, принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, а также об изъятии жилого помещения, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение об удовлетворении заявления.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Г. просит решение отменить, ссылаясь на необоснованность выводов суда, поскольку действующим законодательством не установлена обязанность органов местного самоуправления по изъятию земельных участков и жилых помещений.
В возражениях заявители привели доводы о законности решения.
Стороны о рассмотрении дела судам апелляционной инстанции извещены.
По правилу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях на них.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
По делу установлено, что в общей долевой собственности С.1, С.2, и их несовершеннолетних детей по 1/4 доли, находиться жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Дом, в котором находиться данное жилое помещение, на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания N 233 (977) признан аварийным и подлежащим сносу в порядке, предусмотренном Положением "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Распоряжением Администрации от 12.01.2011, N 5-з, жилые помещение многоквартирного дома включены в Перечень жилых помещений непригодных для проживания.
Пунктом 2 указанного Распоряжения предусмотрено собственникам помещений самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до 23.12.2013. Пункт 4 Распоряжения обязывает собственников после исполнения пункта 2 в срок до 23.12.2013 осуществить снос дома. До указанного срока снос дома не произведен.
Администрация действия по изъятию земельного участка, как и жилых помещений не произвела, на основании чего заявители обратились в суд с заявлением об обжаловании действий органа местного самоуправления.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявления, исходил из того, что указанным бездействием Администрация не позволяет заявителем реализовать свои жилищные права.
Статья 40 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В данном случае, исходя из толкования названных норм, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Вместе с тем выкупу жилого помещения предшествует обязательная процедура, предусмотренная ч. 2 - 5 ст. 32 ЖК РФ, включающая в том числе и принятие органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка.
В силу норм жилищного законодательства: п. 6 ст. 2, п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ Администрация обеспечивает контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда и осуществляет муниципальный жилищный контроль. При рассмотрении дела судом дана правильная оценка доводам сторон и доказательствам применительно к нормам материально права с выводом о том, что самостоятельное определение органом местного самоуправления нуждаемости в изъятии земельного участка, а также самостоятельное определение момента такого изъятия неприменимо к ситуации, когда жилой дом признан аварийным, и проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья человека.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ нарушило жилищные права заявителей, в связи с чем, требования заявления удовлетворены правомерно.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что возложенная на Администрацию обязанность возникает вне определенного временного критерия, при наличии финансовых средств для ее исполнения, с чем судебная коллегия согласиться не может.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации города Ноябрьска без удовлетворения.

Председательствующий
С.И.МОСИЯВИЧ

Судьи
Н.Г.ОЩЕПКОВ
И.Г.ДОМРАЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)