Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалева В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 03.09.2014 - Волкова В.В., паспорт, директор ООО РСФ "Рассвет" - Болгар В.С.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 16.01.2014 - Сороко А.Л., паспорт,
от третьего лица: представитель по доверенности от 25.02.204 - Русанова Т.Н., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Рассвет"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2014
по делу N А32-951/2014, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Рассвет"
к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования Кореновский район
при участии третьего лица Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Рассвет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Кореновский район (далее - администрация) о признании незаконным решения администрации от 25.10.2013 N 6299/1316 об отказе ООО РСФ "Рассвет" в пролонгации договора аренды N 1200001385 от 30.11.2007 земельного участка кадастровый номер 23:12:0601011:44, площадью 146 942 кв. м.
Заявленные требования мотивированы тем, что администрация неправомерно отказала в продлении договора. У общества имелись объективные обстоятельства, препятствующие целевому использованию земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что расторгнутый договор не может быть продлен.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Рассвет" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, общество указывает, что причиной неосвоения земельного участка является изменение воли собственника на использование участка. Одновременно администрация препятствовала обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 23:12:0601011:44, площадью 146 942 кв. м.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация возражала на доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменений.
В судебном заседании представитель ООО РСФ "Рассвет" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Директор общества дал пояснения по процедуре подачи заявления о продлении срока договора, представил суду на обозрение проект планировки территории. Представитель администрации муниципального образования Кореновский район, администрации Кореновского городского поселения Кореновского района не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.11.2007 между администрацией муниципального образования Кореновский район и ООО "Юг-Строй" был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности кадастровый номер 23:12:0601011:44 площадью 146 941 кв. м, расположенного по адресу: г. Кореновск, ул. Маршала Тимошенко, б/н, для строительства и эксплуатацию производственной базы ООО "Юг-Строй" по договору от 26.05.2008 передало права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.11.2007 ООО РСФ "Рассвет".
На основании заявления РСФ "Рассвет" по результатам публичных слушаний принято постановление главы Кореновского городского поселения от 26.08.2008 об изменении разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования земельного участка - для строительства двухсот индивидуальных коттеджей.
Дополнительным соглашением от 10.11.2008, заключенным между ООО РСФ "Рассвет" и администрацией, внесены изменения в договор аренды в части целевого использования участка (для строительства двухсот коттеджей).
11.09.2009 администрацией Кореновского городского поселения ООО РСФ "Рассвет" выдано разрешение на строительство десяти индивидуальных коттеджей N Ru 235131012007002-107 на срок до 30.11.2010.
31.03.2010 администрация муниципального образования Кореновский район и ООО РСФ "Рассвет" заключили дополнительное соглашение к договору аренды спорного земельного участка от 30.11.2007 года N 1200001385, которым срок действия договора установлен до 30.11.2013.
29.08.2013 ООО РСФ Рассвет" было вручено уведомление администрации МО Кореновский район от 26.08.2013 N 5419/13-16 о расторжении договора аренды в связи с истечением срока действия договора с 30.11.2013.
Заявлением от 29.09.2013 N 9/6 заявитель обратился в администрацию о продлении договора аренды на 5 лет.
Письмом администрации от 25.10.2013 N 6299/1316 ООО РСФ "Рассвет" в продлении аренды N 1200001385 от 30.11.2007 отказано со ссылкой на то, что ранее заявителю было направлено уведомление о расторжении договора по окончании его срока.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 11 указанной статьи уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 20 статьи 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Таким образом, в продлении срока действия разрешения на строительство может быть отказано только в случае если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока для подачи заявления на продление разрешения.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Из материалов дела усматривается, 29.08.2013 ООО РСФ "Рассвет" было вручено уведомление о расторжении 30.11.2013 договора аренды земельного участка от 30.11.2007 N 1200001385 в связи с окончанием срока его действия.
Срок договора аренды уже продлевался на три года - до 30.11.2013, при этом обществу было выдано разрешение на строительство десяти индивидуальных коттеджей N Ru 235131012007002-107 от 11.09.2009, согласно которому данные объекты должны быть построены 30.11.2010, однако фактически ООО РСФ "Рассвет" в течение всего срока действия договора аренды, на предоставленном администрацией муниципального образования Кореновский район в аренду земельного участка под строительство двухсот индивидуальных коттеджей не было начато строительство, что подтверждается актом обследования земельного участка от 12.03.2014 N 56 (л.д. 106).
Из положений Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 следует, что арендатор предоставленного для строительства земельного участка вправе в исковом порядке требовать понуждения к заключению договора аренды земельного участка на новый срок для завершения строительства объекта, возведение которого осуществляется на законных основаниях, но в данном случае строительство на данном земельном участке даже не начиналось. Фактически земельный участок обществом не осваивался, по целевому назначению не использовался, общество не обосновало, что своевременно и в надлежащем объеме принимало меры по освоению земельного участка.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, на основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа в продлении срока договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601011:44 общей площадью 146942 кв. м.
Ссылка общества на невозможность использования земельного участка по вине административных органов судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду несостоятельности. Нерентабельность строительства десяти коттеджей вместо двухсот обществом объясняется без учета того, что разрешение на строительство содержало указание на то, что строительство десяти коттеджей является первой очередью строительства.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2014 по делу N А32-951/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.09.2014 N 15АП-13390/2014 ПО ДЕЛУ N А32-951/2014
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2014 г. N 15АП-13390/2014
Дело N А32-951/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалева В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 03.09.2014 - Волкова В.В., паспорт, директор ООО РСФ "Рассвет" - Болгар В.С.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 16.01.2014 - Сороко А.Л., паспорт,
от третьего лица: представитель по доверенности от 25.02.204 - Русанова Т.Н., паспорт.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Рассвет"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2014
по делу N А32-951/2014, принятое судьей Савиным Р.Ю.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Рассвет"
к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования Кореновский район
при участии третьего лица Администрации Кореновского городского поселения Кореновского района
о признании незаконным решения
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Рассвет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования Кореновский район (далее - администрация) о признании незаконным решения администрации от 25.10.2013 N 6299/1316 об отказе ООО РСФ "Рассвет" в пролонгации договора аренды N 1200001385 от 30.11.2007 земельного участка кадастровый номер 23:12:0601011:44, площадью 146 942 кв. м.
Заявленные требования мотивированы тем, что администрация неправомерно отказала в продлении договора. У общества имелись объективные обстоятельства, препятствующие целевому использованию земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что расторгнутый договор не может быть продлен.
Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительная фирма "Рассвет" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, общество указывает, что причиной неосвоения земельного участка является изменение воли собственника на использование участка. Одновременно администрация препятствовала обществу в изменении вида разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 23:12:0601011:44, площадью 146 942 кв. м.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация возражала на доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменений.
В судебном заседании представитель ООО РСФ "Рассвет" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Директор общества дал пояснения по процедуре подачи заявления о продлении срока договора, представил суду на обозрение проект планировки территории. Представитель администрации муниципального образования Кореновский район, администрации Кореновского городского поселения Кореновского района не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.11.2007 между администрацией муниципального образования Кореновский район и ООО "Юг-Строй" был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности кадастровый номер 23:12:0601011:44 площадью 146 941 кв. м, расположенного по адресу: г. Кореновск, ул. Маршала Тимошенко, б/н, для строительства и эксплуатацию производственной базы ООО "Юг-Строй" по договору от 26.05.2008 передало права и обязанности по договору аренды земельного участка от 30.11.2007 ООО РСФ "Рассвет".
На основании заявления РСФ "Рассвет" по результатам публичных слушаний принято постановление главы Кореновского городского поселения от 26.08.2008 об изменении разрешенного использования земельного участка на условно разрешенный вид использования земельного участка - для строительства двухсот индивидуальных коттеджей.
Дополнительным соглашением от 10.11.2008, заключенным между ООО РСФ "Рассвет" и администрацией, внесены изменения в договор аренды в части целевого использования участка (для строительства двухсот коттеджей).
11.09.2009 администрацией Кореновского городского поселения ООО РСФ "Рассвет" выдано разрешение на строительство десяти индивидуальных коттеджей N Ru 235131012007002-107 на срок до 30.11.2010.
31.03.2010 администрация муниципального образования Кореновский район и ООО РСФ "Рассвет" заключили дополнительное соглашение к договору аренды спорного земельного участка от 30.11.2007 года N 1200001385, которым срок действия договора установлен до 30.11.2013.
29.08.2013 ООО РСФ Рассвет" было вручено уведомление администрации МО Кореновский район от 26.08.2013 N 5419/13-16 о расторжении договора аренды в связи с истечением срока действия договора с 30.11.2013.
Заявлением от 29.09.2013 N 9/6 заявитель обратился в администрацию о продлении договора аренды на 5 лет.
Письмом администрации от 25.10.2013 N 6299/1316 ООО РСФ "Рассвет" в продлении аренды N 1200001385 от 30.11.2007 отказано со ссылкой на то, что ранее заявителю было направлено уведомление о расторжении договора по окончании его срока.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 11 указанной статьи уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) материалы, содержащиеся в проектной документации: а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; г) схемы, отображающие архитектурные решения; д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; е) проект организации строительства объекта капитального строительства; ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; 4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; 5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса); 6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; 7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет (часть 19 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 20 статьи 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Таким образом, в продлении срока действия разрешения на строительство может быть отказано только в случае если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока для подачи заявления на продление разрешения.
В силу пункта 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Земельного кодекса российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
Из материалов дела усматривается, 29.08.2013 ООО РСФ "Рассвет" было вручено уведомление о расторжении 30.11.2013 договора аренды земельного участка от 30.11.2007 N 1200001385 в связи с окончанием срока его действия.
Срок договора аренды уже продлевался на три года - до 30.11.2013, при этом обществу было выдано разрешение на строительство десяти индивидуальных коттеджей N Ru 235131012007002-107 от 11.09.2009, согласно которому данные объекты должны быть построены 30.11.2010, однако фактически ООО РСФ "Рассвет" в течение всего срока действия договора аренды, на предоставленном администрацией муниципального образования Кореновский район в аренду земельного участка под строительство двухсот индивидуальных коттеджей не было начато строительство, что подтверждается актом обследования земельного участка от 12.03.2014 N 56 (л.д. 106).
Из положений Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 N 8985/08 следует, что арендатор предоставленного для строительства земельного участка вправе в исковом порядке требовать понуждения к заключению договора аренды земельного участка на новый срок для завершения строительства объекта, возведение которого осуществляется на законных основаниях, но в данном случае строительство на данном земельном участке даже не начиналось. Фактически земельный участок обществом не осваивался, по целевому назначению не использовался, общество не обосновало, что своевременно и в надлежащем объеме принимало меры по освоению земельного участка.
На основании абзаца 3 пункта 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, на основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности отказа в продлении срока договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601011:44 общей площадью 146942 кв. м.
Ссылка общества на невозможность использования земельного участка по вине административных органов судом апелляционной инстанции отклоняется ввиду несостоятельности. Нерентабельность строительства десяти коттеджей вместо двухсот обществом объясняется без учета того, что разрешение на строительство содержало указание на то, что строительство десяти коттеджей является первой очередью строительства.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2014 по делу N А32-951/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
М.В.СОЛОВЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)