Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Золотой ключик" на решение Арбитражного суда Псковской области от 6 октября 2014 года и определение от 23 октября 2014 об отказе в разъяснении решения по делу N А52-695/2014 (судья Бударина Ж.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Золотой ключик" (ОГРН 1026000974273; ИНН 6027006160; место нахождения: 180006, город Псков, улица Волкова, дом 9; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Администрации города Пскова (ОГРН 1026000980246; ИНН 6027022362; место нахождения: 180000, город Псков, улица Некрасова, дом 22; далее - Администрация) по неформированию испрошенного земельного участка площадью около 800 кв. м, расположенного в городе Пскове рядом с домом N 9 по улице Волкова, для строительства дома для гостей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия (далее - Комитет по охране объектов культурного наследия).
Решением суда от 6 октября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о разъяснении решения суда.
Определением от 23 октября 2014 года в разъяснении решения отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе на решение суда просит решение суда отменить и требования удовлетворить, обязав Администрацию обеспечить выбор испрошенного земельного участка для строительства в соответствии с нормами статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Указывает, что испрошенный земельный участок согласно Генплану города Пскова находится в границах функциональной зоны Ж-2, предназначенной для малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной застройки зданиями в 2 - 4 этажа; указанный земельный участок согласно ПЗиЗ г. Пскова находится в границах территориальной зоны Ж-2, в которой строительство гостиниц отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков; суду не представлены доказательства существования такого объекта культурного наследия как памятник градостроительства "Исторический центр города Пскова", и Комитет признал, что "Исторический центр города Пскова" не является объектом культурного наследия; к землям историко-культурного назначения, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, относятся земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0010209:9 и 60:27:0010301:13, располагающиеся в границах функциональной зоны Д-3; объекты археологии, входящие в "Культурный слой древнего Пскова" VIII - XVII в.в. (в границах крепостной стены Окольного города. Прибрежной части Завеличья между р. Великой и ул. Горького) - это 15 памятников, занимающих площадь в несколько сотен квадратных метров, в указанных границах построено около тысячи зданий и для каждого сформирован земельный участок; решение суда должно быть принято на основе Генплана города Пскова и ПЗиЗ г. Пскова, а не на основе Проекта зон охраны 1995 года (или 2014 года).
В апелляционной жалобе на определение суда заявитель просит определение суда отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции либо разрешить вопрос по существу, а именно: разъяснить, каким проектом охранных зон (утвержденным Псковским областным Собранием депутатов 29.06.1995 или 26.12.2013) руководствовался суд в принятии этого решения и (2) в охранной зоне какого объекта культурного наследия находится (если находится) испрошенный Обществом земельный участок.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что при наличии заключения Государственного комитета Псковской области по культуре, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации на территории Псковской области о нахождении земельного участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия и невозможности использования земельного участка для испрашиваемых целей, у ответчика отсутствовали правовые основания для осуществления действий. предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения и определения суда.
Как видно из материалов дела, Общество 13.11.2013 обратилось в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет по имущественным отношениям) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства дома приема гостей, расположенного в городе Пскове рядом с домом N 9 по улице Волкова.
Заявление Общества направлено в Администрацию для осуществления выбора земельного участка, о чем Обществу сообщено письмом от 20.112013 N 1/4п-11842.
Письмом от 09.01.2014 N 1/4-4 Комитет по имущественным отношениям сообщил Обществу о получении от Администрации заключения Государственного комитета Псковской области по культуре о невозможности использования испрашиваемого земельного участка для строительства с приложением копии письма Государственного комитета Псковской области по культуре от 20.12.2013 N КТ-01-3426.
Указанным письмом Государственный комитет Псковской области по культуре сообщил, что на запрашиваемом земельном участке, расположенном в охранной зоне, строительство капитальных объектов не предусмотрено Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утвержденным решением областного Собрания депутатов от 29.06.1995; кроме того, указанный земельный участок расположен в границе территории памятника археологии - "Культурный слой древнего Пскова" VIII - XVII в.в., включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25.06.2001 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнительном и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 13 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР"; согласно пункту 2 статьи 35 Закона N 73-ФЗ на территории памятника проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ запрещено.
Считая, что действия (бездействие) Администрации по неформированию земельного участка нарушают права и законные интересы ООО "Золотой ключик", заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне на территории памятника культуры федерального значения "Культурный слой древнего Пскова" VIII - XVII в.в. и в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля".
Апелляционный суд считает указанные выводы обоснованными.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением администрации Псковской области от 06.12.2007 N 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок), согласно пункту 3.2 которого Администрация является тем органом, который обеспечивает выбор земельного участка с соблюдением требований статьи 31 ЗК РФ посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями.
Постановлением администрации Псковской области от 01.11.2013 N 510 полномочия по государственной охране объектов культурного наследия переданы Государственному комитету Псковской области по охране объектов культурного наследия.
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 73-ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Таким образом, в границах охранных зон строительство запрещено.
Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 794 "О внесении изменений в Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что до утверждения зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Положением сохраняются зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленные в соответствии с законодательством РСФСР.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона N 73-ФЗ объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Закона N 73-ФЗ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, памятник культуры "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в.", местонахождение которого определено в данном постановлении как "в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части Завеличья между рекой Великой и улицей Горького".
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в указанных границах.
В соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утвержденным решением Псковского областного Собрания депутатов от 29.06.1995 (20 сессия) "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова" (далее - Проект зон охраны) земельный участок, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Волкова, рядом с домом 9, находится в зоне исторического центра города Пскова, в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части Завеличья между рекой Великой и улицей М. Горького, что подтверждено выкопировкой из Проекта зон охраны (том 1, листы дела 115-119).
В соответствии с разделом 4 тома 2 пояснительной записки Проекта зон охраны на территории исторического центра распространен режим комплексной реконструкции городской среды, который отождествлен с режимом объединенной охранной зоны. Главой 4.2 раздела 4 тома 2 пояснительной записки Проекта зон охраны предусмотрено, что зона комплексной реконструкции исторического центра города Пскова особо выделена и рассматривается в качестве градостроительного памятника.
Указанной главой также установлено, что в связи с отсутствием специальных разработок для формирования объемов реставрации, ремонта и обновления застройки, на территории градостроительного памятника - исторического центра режимы содержания предлагается назначать, исходя требований Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 N 33 (далее - Инструкция), в основном соответствующие содержанию объединенных охранных зон.
Пунктом 4.1.3 Инструкции установлено, что при рассредоточении расположения памятников, не имеющих между собой композиционных связей, границами выделяется охранная зона для каждого памятника, а в случае близкого расположения нескольких не связанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников.
Режим использования охранной зоны (в том числе и объединенной охранной зоны), установлен пунктом 3.1 Инструкции, в соответствии с которым в охранной зоне по специальным проектам, согласованным с соответствующими государственным органом охраны памятников, могут выполняться: работы, связанные с сохранением и восстановлением планировки, зданий, сооружений и благоустройства территории, формирующих историческую среду и окружение памятников; устройство дорог и дорожек, в отдельных случаях небольших автостоянок, наружного освещения, озеленения и благоустройства, установка стендов и витрин, относящихся к памятнику, и обеспечение других форм благоустройства, вызванных требованиями современного использования, но нарушающих исторически ценную градостроительную среду и природный ландшафт; замена выводимых из зоны предприятий, мастерских, складов и других сносимых построек зданиями и сооружениями или зелеными насаждениями, не мешающими восприятию и сохранению памятника.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 N 674 утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля". В соответствии со схемой границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля" испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне указанного объекта культурного наследия. В приложении N 1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "Список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения" значится памятник, находящийся в г. Пскове, - "Ансамбль Кремля".
При этом в решении суда указано, что Проект зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утвержденный решением Псковского областного Собрания депутатов от 29.06.1995 (20 сессия) "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова", не отменен, в судебном порядке не признан незаконным, действующим законодательством не признан утратившим силу. Таким образом, оснований не применять его не имеется.
В письме Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 06.12.2014 N КН-09-324 указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне исторического центра города Пскова, в решении суда указано, что земельный участок расположен в зоне исторического центра города Пскова, что не противоречит выводу суда о нахождении испрашиваемого земельного участка на территории памятника культуры федерального значения "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в.".
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Общества об отнесении испрашиваемого земельного участка Правилами землепользования и застройки города Пскова, утвержденными постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2003 N 112 (действовавших в спорный период), к функциональной зоне Ж-2 поскольку это не отменяет действия правового режима особых территорий в случае, если он установлен в отношении земельного участка в соответствии с законодательством.
Апелляционный суд считает необоснованным довод Общества о том, что памятник культуры "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в." - это только 15 памятников, поскольку из Перечня памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, такой вывод не следует. В указанном Перечне обозначены 15 объектов, входящих в памятник "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в.". Однако из Перечня не следует, что названный памятник состоит исключительно из этих объектов, поскольку местонахождение памятника культуры "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в." не соответствует местонахождению указанных 15 объектов, входящих в его состав.
Апелляционный суд согласен с позицией Администрации о том, что при наличии заключения Государственного комитета Псковской области по культуре о нахождении земельного участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия и невозможности использования земельного участка для испрашиваемых целей, у Администрации отсутствовали основания для осуществления действий, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах требования Общества не подлежат удовлетворению.
В заявлении о разъяснении решения суда Общество просило суд разъяснить, каким проектом охранных зон (утвержденным Псковским областным Собранием депутатов 29.06.1995 или 26.12.2013), руководствовался суд при принятии решения, а также, в охранной зоне и на территории какого (конкретно) объекта культурного наследия находится испрошенный земельный участок.
Суд первой инстанции, отказывая в разъяснении решения, правомерно руководствовался частью 1 статьи 179 АПК РФ, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 108-О, согласно которым разъяснение решения суда требуется, если имеется такая неопределенность в судебном акте, которая препятствует его исполнению.
В данном случае резолютивная часть решения суда изложена четко и ясно и не вызывает неоднозначного толкования. Заявителю из мотивировочной части не понятно, каким проектом охранных зон руководствовался суд и в охранной зоне какого объекта культурного наследия находится испрошенный земельный участок. Указанное обстоятельство не является основанием для разъяснения решения суда в соответствии с частью 1 статьи 179 АПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены определения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 6 октября 2014 года по делу N А52-695/2014 и определение Арбитражного суда Псковской области от 23 октября 2014 года по делу N А52-695/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Золотой ключик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в части решения Арбитражного суда Псковской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, а в части определения Арбитражного суда Псковской области - в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.02.2015 ПО ДЕЛУ N А52-695/2014
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2015 г. по делу N А52-695/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Золотой ключик" на решение Арбитражного суда Псковской области от 6 октября 2014 года и определение от 23 октября 2014 об отказе в разъяснении решения по делу N А52-695/2014 (судья Бударина Ж.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Золотой ключик" (ОГРН 1026000974273; ИНН 6027006160; место нахождения: 180006, город Псков, улица Волкова, дом 9; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Администрации города Пскова (ОГРН 1026000980246; ИНН 6027022362; место нахождения: 180000, город Псков, улица Некрасова, дом 22; далее - Администрация) по неформированию испрошенного земельного участка площадью около 800 кв. м, расположенного в городе Пскове рядом с домом N 9 по улице Волкова, для строительства дома для гостей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Государственный комитет Псковской области по охране объектов культурного наследия (далее - Комитет по охране объектов культурного наследия).
Решением суда от 6 октября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о разъяснении решения суда.
Определением от 23 октября 2014 года в разъяснении решения отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе на решение суда просит решение суда отменить и требования удовлетворить, обязав Администрацию обеспечить выбор испрошенного земельного участка для строительства в соответствии с нормами статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Указывает, что испрошенный земельный участок согласно Генплану города Пскова находится в границах функциональной зоны Ж-2, предназначенной для малоэтажной и среднеэтажной многоквартирной застройки зданиями в 2 - 4 этажа; указанный земельный участок согласно ПЗиЗ г. Пскова находится в границах территориальной зоны Ж-2, в которой строительство гостиниц отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков; суду не представлены доказательства существования такого объекта культурного наследия как памятник градостроительства "Исторический центр города Пскова", и Комитет признал, что "Исторический центр города Пскова" не является объектом культурного наследия; к землям историко-культурного назначения, на которые не распространяется действие градостроительного регламента, относятся земельные участки с кадастровыми номерами 60:27:0010209:9 и 60:27:0010301:13, располагающиеся в границах функциональной зоны Д-3; объекты археологии, входящие в "Культурный слой древнего Пскова" VIII - XVII в.в. (в границах крепостной стены Окольного города. Прибрежной части Завеличья между р. Великой и ул. Горького) - это 15 памятников, занимающих площадь в несколько сотен квадратных метров, в указанных границах построено около тысячи зданий и для каждого сформирован земельный участок; решение суда должно быть принято на основе Генплана города Пскова и ПЗиЗ г. Пскова, а не на основе Проекта зон охраны 1995 года (или 2014 года).
В апелляционной жалобе на определение суда заявитель просит определение суда отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции либо разрешить вопрос по существу, а именно: разъяснить, каким проектом охранных зон (утвержденным Псковским областным Собранием депутатов 29.06.1995 или 26.12.2013) руководствовался суд в принятии этого решения и (2) в охранной зоне какого объекта культурного наследия находится (если находится) испрошенный Обществом земельный участок.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает, что при наличии заключения Государственного комитета Псковской области по культуре, являющегося уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации на территории Псковской области о нахождении земельного участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия и невозможности использования земельного участка для испрашиваемых целей, у ответчика отсутствовали правовые основания для осуществления действий. предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, в связи с чем разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения и определения суда.
Как видно из материалов дела, Общество 13.11.2013 обратилось в Государственный комитет Псковской области по имущественным отношениям (далее - Комитет по имущественным отношениям) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства дома приема гостей, расположенного в городе Пскове рядом с домом N 9 по улице Волкова.
Заявление Общества направлено в Администрацию для осуществления выбора земельного участка, о чем Обществу сообщено письмом от 20.112013 N 1/4п-11842.
Письмом от 09.01.2014 N 1/4-4 Комитет по имущественным отношениям сообщил Обществу о получении от Администрации заключения Государственного комитета Псковской области по культуре о невозможности использования испрашиваемого земельного участка для строительства с приложением копии письма Государственного комитета Псковской области по культуре от 20.12.2013 N КТ-01-3426.
Указанным письмом Государственный комитет Псковской области по культуре сообщил, что на запрашиваемом земельном участке, расположенном в охранной зоне, строительство капитальных объектов не предусмотрено Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утвержденным решением областного Собрания депутатов от 29.06.1995; кроме того, указанный земельный участок расположен в границе территории памятника археологии - "Культурный слой древнего Пскова" VIII - XVII в.в., включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25.06.2001 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнительном и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 13 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры РСФСР"; согласно пункту 2 статьи 35 Закона N 73-ФЗ на территории памятника проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ запрещено.
Считая, что действия (бездействие) Администрации по неформированию земельного участка нарушают права и законные интересы ООО "Золотой ключик", заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, придя к выводу, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне на территории памятника культуры федерального значения "Культурный слой древнего Пскова" VIII - XVII в.в. и в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля".
Апелляционный суд считает указанные выводы обоснованными.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Согласно пункту 2 статьи 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению предусмотренного статьей 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановлением администрации Псковской области от 06.12.2007 N 435 утвержден Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Порядок), согласно пункту 3.2 которого Администрация является тем органом, который обеспечивает выбор земельного участка с соблюдением требований статьи 31 ЗК РФ посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями.
Постановлением администрации Псковской области от 01.11.2013 N 510 полномочия по государственной охране объектов культурного наследия переданы Государственному комитету Псковской области по охране объектов культурного наследия.
Согласно статье 5 Закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия; достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военных и гражданских захоронений.
Пунктом 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Закона N 73-ФЗ охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Таким образом, в границах охранных зон строительство запрещено.
Границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 34 Закона N 73-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 N 794 "О внесении изменений в Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что до утверждения зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с Положением сохраняются зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленные в соответствии с законодательством РСФСР.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Закона N 73-ФЗ объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Закона N 73-ФЗ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" включен в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, памятник культуры "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в.", местонахождение которого определено в данном постановлении как "в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части Завеличья между рекой Великой и улицей Горького".
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в указанных границах.
В соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утвержденным решением Псковского областного Собрания депутатов от 29.06.1995 (20 сессия) "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова" (далее - Проект зон охраны) земельный участок, расположенный по адресу: г. Псков, ул. Волкова, рядом с домом 9, находится в зоне исторического центра города Пскова, в границах крепостной стены Окольного города, прибрежной части Завеличья между рекой Великой и улицей М. Горького, что подтверждено выкопировкой из Проекта зон охраны (том 1, листы дела 115-119).
В соответствии с разделом 4 тома 2 пояснительной записки Проекта зон охраны на территории исторического центра распространен режим комплексной реконструкции городской среды, который отождествлен с режимом объединенной охранной зоны. Главой 4.2 раздела 4 тома 2 пояснительной записки Проекта зон охраны предусмотрено, что зона комплексной реконструкции исторического центра города Пскова особо выделена и рассматривается в качестве градостроительного памятника.
Указанной главой также установлено, что в связи с отсутствием специальных разработок для формирования объемов реставрации, ремонта и обновления застройки, на территории градостроительного памятника - исторического центра режимы содержания предлагается назначать, исходя требований Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 N 33 (далее - Инструкция), в основном соответствующие содержанию объединенных охранных зон.
Пунктом 4.1.3 Инструкции установлено, что при рассредоточении расположения памятников, не имеющих между собой композиционных связей, границами выделяется охранная зона для каждого памятника, а в случае близкого расположения нескольких не связанных между собой памятников целесообразна объединенная охранная зона, своими границами охватывающая всю группу памятников.
Режим использования охранной зоны (в том числе и объединенной охранной зоны), установлен пунктом 3.1 Инструкции, в соответствии с которым в охранной зоне по специальным проектам, согласованным с соответствующими государственным органом охраны памятников, могут выполняться: работы, связанные с сохранением и восстановлением планировки, зданий, сооружений и благоустройства территории, формирующих историческую среду и окружение памятников; устройство дорог и дорожек, в отдельных случаях небольших автостоянок, наружного освещения, озеленения и благоустройства, установка стендов и витрин, относящихся к памятнику, и обеспечение других форм благоустройства, вызванных требованиями современного использования, но нарушающих исторически ценную градостроительную среду и природный ландшафт; замена выводимых из зоны предприятий, мастерских, складов и других сносимых построек зданиями и сооружениями или зелеными насаждениями, не мешающими восприятию и сохранению памятника.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 26.12.2013 N 674 утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля". В соответствии со схемой границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Кремля" испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне указанного объекта культурного наследия. В приложении N 1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "Список памятников архитектуры, подлежащих охране как памятники государственного значения" значится памятник, находящийся в г. Пскове, - "Ансамбль Кремля".
При этом в решении суда указано, что Проект зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, утвержденный решением Псковского областного Собрания депутатов от 29.06.1995 (20 сессия) "О мерах по сохранению культурного наследия города Пскова", не отменен, в судебном порядке не признан незаконным, действующим законодательством не признан утратившим силу. Таким образом, оснований не применять его не имеется.
В письме Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 06.12.2014 N КН-09-324 указано, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне исторического центра города Пскова, в решении суда указано, что земельный участок расположен в зоне исторического центра города Пскова, что не противоречит выводу суда о нахождении испрашиваемого земельного участка на территории памятника культуры федерального значения "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в.".
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод Общества об отнесении испрашиваемого земельного участка Правилами землепользования и застройки города Пскова, утвержденными постановлением Псковской городской Думы от 08.07.2003 N 112 (действовавших в спорный период), к функциональной зоне Ж-2 поскольку это не отменяет действия правового режима особых территорий в случае, если он установлен в отношении земельного участка в соответствии с законодательством.
Апелляционный суд считает необоснованным довод Общества о том, что памятник культуры "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в." - это только 15 памятников, поскольку из Перечня памятников культуры, включаемых в список памятников культуры, подлежащих охране как памятники государственного значения, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 в редакции постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, такой вывод не следует. В указанном Перечне обозначены 15 объектов, входящих в памятник "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в.". Однако из Перечня не следует, что названный памятник состоит исключительно из этих объектов, поскольку местонахождение памятника культуры "Культурный слой древнего Пскова, VIII - XVII в.в." не соответствует местонахождению указанных 15 объектов, входящих в его состав.
Апелляционный суд согласен с позицией Администрации о том, что при наличии заключения Государственного комитета Псковской области по культуре о нахождении земельного участка в границах зоны охраны объектов культурного наследия и невозможности использования земельного участка для испрашиваемых целей, у Администрации отсутствовали основания для осуществления действий, предусмотренных статьей 31 ЗК РФ.
При указанных обстоятельствах требования Общества не подлежат удовлетворению.
В заявлении о разъяснении решения суда Общество просило суд разъяснить, каким проектом охранных зон (утвержденным Псковским областным Собранием депутатов 29.06.1995 или 26.12.2013), руководствовался суд при принятии решения, а также, в охранной зоне и на территории какого (конкретно) объекта культурного наследия находится испрошенный земельный участок.
Суд первой инстанции, отказывая в разъяснении решения, правомерно руководствовался частью 1 статьи 179 АПК РФ, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 108-О, согласно которым разъяснение решения суда требуется, если имеется такая неопределенность в судебном акте, которая препятствует его исполнению.
В данном случае резолютивная часть решения суда изложена четко и ясно и не вызывает неоднозначного толкования. Заявителю из мотивировочной части не понятно, каким проектом охранных зон руководствовался суд и в охранной зоне какого объекта культурного наследия находится испрошенный земельный участок. Указанное обстоятельство не является основанием для разъяснения решения суда в соответствии с частью 1 статьи 179 АПК РФ.
Таким образом, оснований для отмены определения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 6 октября 2014 года по делу N А52-695/2014 и определение Арбитражного суда Псковской области от 23 октября 2014 года по делу N А52-695/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Золотой ключик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в части решения Арбитражного суда Псковской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, а в части определения Арбитражного суда Псковской области - в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
Т.В.ВИНОГРАДОВА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
О.Б.РАЛЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)