Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финпост-Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2014 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-18595/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финпост-Саратов", к Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, о признании бездействия Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района незаконным; обязании Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района рассмотреть и предоставить ответ на заявление ООО "Финпост-Саратов" от 22.08.2013 о предоставлении в аренду до 31.12.2020 земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19 734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Финпост-Саратов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет), администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в ненаправлении ответа на заявление Общества от 22.08.2013 о предоставлении в аренду до 31.12.2020 земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19 734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр. Фридриха Энгельса, д. 207; обязании Комитета рассмотреть и предоставить ответ на указанное заявление Общества от 22.08.2013.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что выписка из электронной программы "Делопроизводство" подтверждает только факт регистрации уведомления, а не его отправку, кроме того, представленная Комитетом почтовая квитанция от 18.12.2013 не отвечает принципу относимости доказательства, поскольку последним нарушен месячный срок на направление ответа на обращение Общества; ввиду отсутствия подлинника уведомления об отказе Общество фактически было лишено права на судебную защиту.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось к Администрации с заявлением от 22.08.2013 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19 734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр. Фридриха Энгельса, д. 207, сроком до 31.12.2020, с приложенными к нему документами согласно перечню.
Указанное заявление было получено Администрацией и Комитетом 30.08.2013 и 02.09.2013 соответственно, что подтверждается штампами указанных государственных органов на заявлении.
По результатам рассмотрения заявления Комитетом было вынесено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18.09.2013 N 01-10/13836, в связи с тем, что заявителем не определен вид испрашиваемого разрешенного использования земельного участка.
Комитетом 18.09.2013 в адрес Общества направлено уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован положениями пункта 2.8 Административного регламента предоставления Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения" (далее - Административный регламент), утвержденного постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.12.2009 N 10520 (в редакции постановления от 29.06.2012 N 3198).
Считая, что в адрес Общества не поступило ни уведомление об отказе в приеме документов, ни уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, ни предложения о заключении договора аренды земельного участка, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляется в Энгельсском муниципальном районе Саратовской области в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.12.2009 N 10520 (в редакции постановления от 29.06.2012 N 3198).
В материалах дела имеется уведомление Комитета от 18.09.2013 N 01-10/13836 об отказе в предоставлении земельного участка Обществу, поскольку в нарушение статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) заявителем не определен вид испрашиваемого разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с правовой нормой Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 1 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Факт направления уполномоченным органом уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, подтверждаются выпиской из электронной программы, почтовой квитанцией.
В соответствии с пунктом 3.2.6 Административного регламента -исполнитель (Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района) направляет заявителю посредством почтового отправления уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги или уведомление о принятии решения о предоставлении земельного участка.
Разрешая спор и оценивая имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции установили, что заявление Общества было рассмотрено в установленный срок, уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги направлено в адрес заявителя по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Эти факты в установленном порядке не опровергнуты.
Таким образом, поскольку заявление было рассмотрено в установленный срок уполномоченным органом местного самоуправления и по которым принято решение, бездействия со стороны публичного образования не имелось.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В случае когда орган местного самоуправления не направляет проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке главы 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) незаконным арбитражный суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Поскольку в данном конкретном случае уполномоченным органом было рассмотрено заявление общества, являющегося собственником объектов недвижимости, о предоставлении земельного участка в аренду и принято решение об отказе, оснований для оспаривания бездействия публичного образования не имелось.
При этом не исключается право заявителя оспаривать соответствующий отказ либо требовать понуждение к заключению договора в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом данных обстоятельств в данном конкретном случае способ защиты не соответствует характеру нарушенных права.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установив, что уполномоченным органом были совершены все действия в срок, установленный законом и Административным регламентом, правомерно отказали в удовлетворении требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А57-18595/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.07.2014 ПО ДЕЛУ N А57-18595/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2014 г. по делу N А57-18595/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Ананьева Р.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финпост-Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2014 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-18595/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финпост-Саратов", к Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, о признании бездействия Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района незаконным; обязании Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района рассмотреть и предоставить ответ на заявление ООО "Финпост-Саратов" от 22.08.2013 о предоставлении в аренду до 31.12.2020 земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19 734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Финпост-Саратов" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района (далее - Комитет), администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее - Администрация), с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Комитета, выразившегося в ненаправлении ответа на заявление Общества от 22.08.2013 о предоставлении в аренду до 31.12.2020 земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19 734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр. Фридриха Энгельса, д. 207; обязании Комитета рассмотреть и предоставить ответ на указанное заявление Общества от 22.08.2013.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что выписка из электронной программы "Делопроизводство" подтверждает только факт регистрации уведомления, а не его отправку, кроме того, представленная Комитетом почтовая квитанция от 18.12.2013 не отвечает принципу относимости доказательства, поскольку последним нарушен месячный срок на направление ответа на обращение Общества; ввиду отсутствия подлинника уведомления об отказе Общество фактически было лишено права на судебную защиту.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество обратилось к Администрации с заявлением от 22.08.2013 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19 734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр. Фридриха Энгельса, д. 207, сроком до 31.12.2020, с приложенными к нему документами согласно перечню.
Указанное заявление было получено Администрацией и Комитетом 30.08.2013 и 02.09.2013 соответственно, что подтверждается штампами указанных государственных органов на заявлении.
По результатам рассмотрения заявления Комитетом было вынесено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18.09.2013 N 01-10/13836, в связи с тем, что заявителем не определен вид испрашиваемого разрешенного использования земельного участка.
Комитетом 18.09.2013 в адрес Общества направлено уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Отказ мотивирован положениями пункта 2.8 Административного регламента предоставления Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения" (далее - Административный регламент), утвержденного постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.12.2009 N 10520 (в редакции постановления от 29.06.2012 N 3198).
Считая, что в адрес Общества не поступило ни уведомление об отказе в приеме документов, ни уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги, ни предложения о заключении договора аренды земельного участка, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляется в Энгельсском муниципальном районе Саратовской области в соответствии с Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.12.2009 N 10520 (в редакции постановления от 29.06.2012 N 3198).
В материалах дела имеется уведомление Комитета от 18.09.2013 N 01-10/13836 об отказе в предоставлении земельного участка Обществу, поскольку в нарушение статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) заявителем не определен вид испрашиваемого разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с правовой нормой Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 1 Постановления от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Факт направления уполномоченным органом уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, подтверждаются выпиской из электронной программы, почтовой квитанцией.
В соответствии с пунктом 3.2.6 Административного регламента -исполнитель (Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района) направляет заявителю посредством почтового отправления уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги или уведомление о принятии решения о предоставлении земельного участка.
Разрешая спор и оценивая имеющиеся в деле доказательства, судебные инстанции установили, что заявление Общества было рассмотрено в установленный срок, уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги направлено в адрес заявителя по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Эти факты в установленном порядке не опровергнуты.
Таким образом, поскольку заявление было рассмотрено в установленный срок уполномоченным органом местного самоуправления и по которым принято решение, бездействия со стороны публичного образования не имелось.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В случае когда орган местного самоуправления не направляет проект договора, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке главы 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) незаконным арбитражный суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Поскольку в данном конкретном случае уполномоченным органом было рассмотрено заявление общества, являющегося собственником объектов недвижимости, о предоставлении земельного участка в аренду и принято решение об отказе, оснований для оспаривания бездействия публичного образования не имелось.
При этом не исключается право заявителя оспаривать соответствующий отказ либо требовать понуждение к заключению договора в порядке статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом данных обстоятельств в данном конкретном случае способ защиты не соответствует характеру нарушенных права.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установив, что уполномоченным органом были совершены все действия в срок, установленный законом и Административным регламентом, правомерно отказали в удовлетворении требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, не касаются материально-правовой стороны дела, а связаны с оспариванием доказательственной стороны спора, однако в силу главы 35 АПК РФ данные вопросы не входят в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.01.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А57-18595/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА
Судьи
Р.В.АНАНЬЕВ
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)