Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 12 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-13269/2013
на решение от 27.09.2013
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-17435/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Земляничная поляна" (ИНН 2540190342, ОГРН 1132540003925, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.03.2013)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации 20.05.2009),
об оспаривании решения,
- при участии: от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Елькина В.Е., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/04-09/3 сроком действия до 31.12.2013;
- от ДНТ "Земляничная поляна" - Маслова А.П., председатель, протокол N 1 общего собрания учредителей от 13.03.2013;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - не явились, извещены;
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Земляничная поляна" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений (далее по тексту - департамент), оформленного письмом от 21.05.2013 N 20/03/02-14/9984 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков: площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:614, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1365 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:616, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1311 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:633, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 4, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 963 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:620, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 6, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1363 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:615, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:613, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:612, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1491 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:611, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), а также о понуждении департамента принять решение о предоставлении товариществу в аренду на 49 лет спорных земельных участков.
Определением суда от 29.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - третье лицо, УГА, управление).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2013 отказ департамента признан незаконным, также суд обязал департамент в установленный законом срок после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении товариществу в аренду спорных земельных участков.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в обоснование которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Вывод суда о возможности предоставления товариществу спорных земельных участков для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), в зоне Ж-1 считает необоснованным, поскольку в указной зоне в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 с учетом изменений от 14.10.2011 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки, Правила N 462), ведение дачного хозяйства не предусмотрено. По мнению департамента, суд не дал должную оценку доводу о том, что решение принимаемое департаментом должно соответствовать Правилам землепользования и застройки именно на момент принятия такого решения. На основании изложенного решение суда просит отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель товарищества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
04.04.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением N 20-12308 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков: площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:614, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1365 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:616, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1311 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:633, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 4, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 963 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:620, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 6, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1363 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:615, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:613, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:612, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1491 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:611, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
К заявлению товариществом были приложены: кадастровые паспорта на каждый из земельных участков, учредительные документы заявителя (устав, выписка из единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о государственной регистрации).
По результатам рассмотрения пакета документов департамент пришел к выводу о невозможности предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства, не предусмотрено.
Данный отказ оформлен письмом от 21.05.2013 N 20/03/02-14/9984.
Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ) регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 27.03.2013, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 1132540003925.
04.04.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением N 20-12308 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050027:614, 25:28:050027:616, 25:28:050027:633, 25:28:050027:620, 25:28:050027:615, 25:28:050027:613, 25:28:050027:612, 25:28:050027:611, приложив к заявлению оригиналы кадастровых паспортов указанных земельных участков.
При этом формированием указанных земельных участков товарищество не занималось. Схемы расположения спорных земельных участков были утверждены УГА в 2011 году по заявлениям граждан Еськовой И.В., Мутовиной О.И., Брусиловской В.В., Колесниковой Т.Н., Еременко Л.А., Зыряновой О.А., Масловой А.П., которые впоследствии объединились в ДНТ "Земляничная поляна". Этими же лицами осуществлялся кадастровый учет спорных земельных участков.
Согласно пояснениям третьего лица, содержащимся в письме от 29.04.2013 N 9174СП, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050027:614, 25:28:050027:616, 25:28:050027:633, 25:28:050027:620, 25:28:050027:615, 25:28:050027:613, 25:28:050027:612, 25:28:050027:611, согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Указанный факт товариществом не оспаривается.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконным отказ департамента инстанции со ссылкой на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), счел не подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям Правила землепользования и застройки на территории с изменениями, внесенными 14.10.2011.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс).
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 названного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Закона 66-ФЗ. В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Из пунктов 4, 5 статьи 14 этого же Закона следует, что садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 22, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Правил землепользования и застройки (в редакции решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462) ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, в частности, введена территориальная зона "Зона застройки индивидуальными жилыми домами, включая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4); абзац 2 пункта 1, абзацы 4, 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 23, предусматривающие ведение дачного хозяйства в зоне "застройки индивидуальными жилыми домами" (Ж-1), исключены.
Таким образом, поскольку в настоящее время территориальная зона Ж-1 в соответствии со статьей 23 Правил N 462 не содержит такого вида разрешенного использования как ведение садоводства и дачного хозяйства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1 в настоящее время отсутствует.
То обстоятельство, что ведение садоводства и дачного хозяйства ранее было отнесено к названной зоне, не может случить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Учитывая, что судом первой инстанции не дана ненадлежащая правовая оценка доводу департамента о несоответствии выбранного товариществом вида разрешенного использования (ведение дачного хозяйства) градостроительному регламенту зоны Ж-1, выводы суда первой инстанции о незаконности отказа департамента являются ошибочными.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что сам факт постановки спорных земельных участков на кадастровый учет в рассматриваемом случае не имеет решающего значения, поскольку данные сведения, в том числе о виде разрешенного использования, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ (пункт 9 статьи 4, пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Более того, сведения о виде разрешенного использования, содержащиеся в реестре объектов недвижимости, должны были соответствовать градостроительным регламентам (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Вывод суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 ГК РФ как правового основания предоставления спорных земельных участков с учетом Правил землепользования и застройки г. Владивостока в редакции, действовавшей до 18.10.2011, суд апелляционной инстанции считает ошибочным в силу следующего.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка на статью 4 ГК РФ несостоятельна.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявления товарищества отсутствуют, в связи с чем решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ ввиду неправильного применением норм материального права подлежит отмене, а апелляционная жалоба департамента - удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине, уплаченной товариществом при обращении в суд с заявлением, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2013 по делу N А51-17435/2013 отменить.
В удовлетворении заявления дачного некоммерческого товарищества "Земляничная поляна" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.12.2013 N 05АП-13269/2013 ПО ДЕЛУ N А51-17435/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. N 05АП-13269/2013
Дело N А51-17435/2013
Резолютивная часть постановления оглашена 12 декабря 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 декабря 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-13269/2013
на решение от 27.09.2013
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-17435/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению дачного некоммерческого товарищества "Земляничная поляна" (ИНН 2540190342, ОГРН 1132540003925, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.03.2013)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (ИНН 2536216076, ОГРН 1092536003812, дата государственной регистрации 20.05.2009),
об оспаривании решения,
- при участии: от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края - Елькина В.Е., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 20/05/04-09/3 сроком действия до 31.12.2013;
- от ДНТ "Земляничная поляна" - Маслова А.П., председатель, протокол N 1 общего собрания учредителей от 13.03.2013;
- от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока - не явились, извещены;
- установил:
Дачное некоммерческое товарищество "Земляничная поляна" (далее по тексту - заявитель, товарищество, ДНТ) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений (далее по тексту - департамент), оформленного письмом от 21.05.2013 N 20/03/02-14/9984 об отказе в предоставлении в аренду земельных участков: площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:614, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1365 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:616, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1311 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:633, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 4, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 963 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:620, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 6, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1363 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:615, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:613, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:612, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1491 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:611, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), а также о понуждении департамента принять решение о предоставлении товариществу в аренду на 49 лет спорных земельных участков.
Определением суда от 29.07.2013 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - третье лицо, УГА, управление).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2013 отказ департамента признан незаконным, также суд обязал департамент в установленный законом срок после вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении товариществу в аренду спорных земельных участков.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, в обоснование которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Вывод суда о возможности предоставления товариществу спорных земельных участков для целей, не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства), в зоне Ж-1 считает необоснованным, поскольку в указной зоне в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 с учетом изменений от 14.10.2011 (далее по тексту - Правила землепользования и застройки, Правила N 462), ведение дачного хозяйства не предусмотрено. По мнению департамента, суд не дал должную оценку доводу о том, что решение принимаемое департаментом должно соответствовать Правилам землепользования и застройки именно на момент принятия такого решения. На основании изложенного решение суда просит отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель товарищества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы. Решение суда считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Управление, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ и с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрела апелляционную жалобу в его отсутствие.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
04.04.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением N 20-12308 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков: площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:614, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1365 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:616, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1311 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:633, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 4, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 963 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:620, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 6, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1363 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:615, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:613, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1600 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:612, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства); площадью 1491 кв. м, кадастровый номер 25:28:050027:611, расположен по адресу г. Владивосток, ул. Гражданская, 8, разрешенное использование: для целей не связанных со строительством (ведение дачного хозяйства).
К заявлению товариществом были приложены: кадастровые паспорта на каждый из земельных участков, учредительные документы заявителя (устав, выписка из единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о государственной регистрации).
По результатам рассмотрения пакета документов департамент пришел к выводу о невозможности предоставлении в аренду спорных земельных участков, поскольку испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где размещение земельных участков, предназначенных для ведения дачного хозяйства, не предусмотрено.
Данный отказ оформлен письмом от 21.05.2013 N 20/03/02-14/9984.
Не согласившись с решением департамента, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
По смыслу пункта 2 статьи 81 ЗК РФ гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства земельные участки предоставляются из земель сельскохозяйственного назначения, при этом порядок предоставления таких земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан" (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ) регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
При этом выбор и предоставление земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений урегулирован статьей 14 названного закона, пунктом 2 которой предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пункт 3 статьи 14 Закона N 66-ФЗ).
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Из материалов дела усматривается, что товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 27.03.2013, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись 1132540003925.
04.04.2013 товарищество обратилось в департамент с заявлением N 20-12308 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050027:614, 25:28:050027:616, 25:28:050027:633, 25:28:050027:620, 25:28:050027:615, 25:28:050027:613, 25:28:050027:612, 25:28:050027:611, приложив к заявлению оригиналы кадастровых паспортов указанных земельных участков.
При этом формированием указанных земельных участков товарищество не занималось. Схемы расположения спорных земельных участков были утверждены УГА в 2011 году по заявлениям граждан Еськовой И.В., Мутовиной О.И., Брусиловской В.В., Колесниковой Т.Н., Еременко Л.А., Зыряновой О.А., Масловой А.П., которые впоследствии объединились в ДНТ "Земляничная поляна". Этими же лицами осуществлялся кадастровый учет спорных земельных участков.
Согласно пояснениям третьего лица, содержащимся в письме от 29.04.2013 N 9174СП, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050027:614, 25:28:050027:616, 25:28:050027:633, 25:28:050027:620, 25:28:050027:615, 25:28:050027:613, 25:28:050027:612, 25:28:050027:611, согласно карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки, расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Указанный факт товариществом не оспаривается.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконным отказ департамента инстанции со ссылкой на статью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), счел не подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям Правила землепользования и застройки на территории с изменениями, внесенными 14.10.2011.
Между тем судом ошибочно не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Порядок проведения градостроительного зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс).
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 4 статьи 30 названного Кодекса на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон, которые должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Аналогичные требования содержатся в пункте 2 статьи 85 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Порядок проведения зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений установлен статьей 12 Закона 66-ФЗ. В частности, пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам.
Из пунктов 4, 5 статьи 14 этого же Закона следует, что садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации земельный участок предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 22, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Правил землепользования и застройки (в редакции решения Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462) ведение садоводства и дачного хозяйства было отнесено к основному виду разрешенного использования земельных участков в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Решением Думы г. Владивостока от 14.10.2011 N 742 в Правила землепользования и застройки были внесены изменения, в частности, введена территориальная зона "Зона застройки индивидуальными жилыми домами, включая территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (Ж-4); абзац 2 пункта 1, абзацы 4, 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 23, предусматривающие ведение дачного хозяйства в зоне "застройки индивидуальными жилыми домами" (Ж-1), исключены.
Таким образом, поскольку в настоящее время территориальная зона Ж-1 в соответствии со статьей 23 Правил N 462 не содержит такого вида разрешенного использования как ведение садоводства и дачного хозяйства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку возможность ведения садоводства и дачного хозяйства в зоне Ж-1 в настоящее время отсутствует.
То обстоятельство, что ведение садоводства и дачного хозяйства ранее было отнесено к названной зоне, не может случить основанием для предоставления земельного участка в заявленных целях в силу принципа деления земель по целевому назначению и обязательности исполнения требований градостроительных регламентов (пункт 8 статьи 1, пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Учитывая, что судом первой инстанции не дана ненадлежащая правовая оценка доводу департамента о несоответствии выбранного товариществом вида разрешенного использования (ведение дачного хозяйства) градостроительному регламенту зоны Ж-1, выводы суда первой инстанции о незаконности отказа департамента являются ошибочными.
Одновременно судебная коллегия отмечает, что сам факт постановки спорных земельных участков на кадастровый учет в рассматриваемом случае не имеет решающего значения, поскольку данные сведения, в том числе о виде разрешенного использования, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ (пункт 9 статьи 4, пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Более того, сведения о виде разрешенного использования, содержащиеся в реестре объектов недвижимости, должны были соответствовать градостроительным регламентам (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Вывод суда первой инстанции о применении к спорным правоотношениям пункта 1 статьи 4 ГК РФ как правового основания предоставления спорных земельных участков с учетом Правил землепользования и застройки г. Владивостока в редакции, действовавшей до 18.10.2011, суд апелляционной инстанции считает ошибочным в силу следующего.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации регулируются земельным законодательством, которое состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 ЗК РФ).
При регулировании земельных отношений применяется, как следует из пункта 11 статьи 1 ЗК РФ, принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, который состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство - специальные нормы регулирования земельных отношений. Специфика разграничения обусловлена публичным характером регулирования земельных отношений.
Исходя из этого, согласно пункту 3 статьи 3 ЗК РФ гражданским законодательством регулируются имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, если иное не предусмотрено земельным, лесным, природоохранительным, иными специальными федеральными законами.
Также следует учитывать, что гражданские правоотношения по использованию земельного участка возникают не с момента обращения заявителя за предоставлением земельного участка, а после принятия решения о предоставлении земельного участка на определенном праве, в связи с этим ссылка на статью 4 ГК РФ несостоятельна.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявления товарищества отсутствуют, в связи с чем решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ ввиду неправильного применением норм материального права подлежит отмене, а апелляционная жалоба департамента - удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине, уплаченной товариществом при обращении в суд с заявлением, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.09.2013 по делу N А51-17435/2013 отменить.
В удовлетворении заявления дачного некоммерческого товарищества "Земляничная поляна" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.Н.АНИСИМОВА
Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)