Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2014 N Ф05-3791/14 ПО ДЕЛУ N А40-21406/13

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2014 г. по делу N А40-21406/13


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
- от истца ЗАО Управляющая компания "АЛЬПИНА": Дистель Е.Ю. (дов. от 09.01.2014 г.);
- от ответчика Правительства Москвы: Ефимовой Н.С. (дов. N 4-47-562/3 от 17.05.2013 г.);
- от ответчика Департамента городского имущества города Москвы: Ефимовой Н.С. (дов. N 33-Д-914/13 от 25.12.2013 г.);
- от ответчика ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
- от ответчика филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по г. Москве: не явились, извещены;
- от ответчика Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
- рассмотрев 13 мая 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2013 г.,
принятое судьей Дранко Л.А.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 г.,
принятое судьями Сумароковой Т.Я., Барановской Е.Н., Кузнецовой Е.Е.,
по делу N А40-21406/2013
по иску закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Альпина" (ОГРН 5107746055500; 119146, г. Москва, Комсомольский проспект, д. 32, корп. 2)
к Правительству города Москвы (ОГРН 1027739813507; 125032, г. Москва, ул. Тверская, д. 13), Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423; 115054, г. Москва, ул. Бахрушина, д. 20), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757; 107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15), Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (107078, г. Москва, Орликов переулок, д. 10, стр. 1)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

закрытый паевой инвестиционный фонд недвижимости "Аметист" является собственником земельного участка общей площадью 202 500 кв. м с кадастровым номером 50:21:0120114:274, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Сосенский с.о., вблизи д. Летово, уч. 20-3 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные дома), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 25 апреля 2012 г. сделана запись регистрации N 50-50-21/057/2012-046 и подтверждается свидетельством серии 50-АГ N 579736 от 25 апреля 2014 г.
По данным выписки из государственного кадастра недвижимости от 12 декабря 2012 г. N 77/501/12-115297 кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 202 500 кв. м с кадастровым номером 50:21:0120114:274 составляет 142 673 400 руб. 00 коп. (удельный показатель кадастровой стоимости составил 704 руб. 56 коп.).
Согласно отчету ООО "ЭнПиВи Консалтинг" N 0082/13 от 21 февраля 2013 г. об оценке земельного участка общей площадью 202 500 кв. м с кадастровым номером 50:21:0120114:274 рыночная стоимость объекта по состоянию на 27 ноября 2012 г. составляет 815 172 780 руб. 00 коп., а стоимость одного квадратного метра составляет 4 025 руб. 53 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Альпина" (далее - ЗАО "Управляющая компания "Альпина", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству города Москвы, Департаменту земельных ресурсов города Москвы, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве), Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве), Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:274, расположенного по адресу: Москва, поселение Сосенское, д. Летово, уч. 20-3 (по свидетельству о государственной регистрации права: Московская область, Ленинский район, Сосенский с.о., вблизи д. Летово, уч. 20-3), общей площадью 202 500 кв. м равной его рыночной стоимости, определенной отчетом N 0082/13 об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: блокированные дома, общая площадь 202 500 кв. м, адрес местонахождение) объекта: Москва, поселение Сосенское, д. Летово, уч. 20-3, (по свидетельству: Московская область, Ленинский район, Сосенский с.о., 2 вблизи д. Летово, уч. 20-З) от 21 февраля 2013 г. в размере 815 172 780 руб. и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:274, расположенного по адресу: Москва, поселение Сосенское, д. Летово, уч. 20-3 (по свидетельству о государственной регистрации права: Московская область, Ленинский район, Сосенский с.о., вблизи д. Летово, уч. 20-3), общей площадью 202 500 кв. м в размере 815 172 780 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения по настоящему делу в законную силу (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок определения удельного показателя кадастровой стоимости. Заявители указывают на то, что представленный истцом отчет N 0082/13 от 21 февраля 2013 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка не может являться надлежащим доказательством по настоящему делу, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 27 ноября 2012 г., что не соответствует дате, по состоянию на которую были определены результаты государственной кадастровой оценки. Кроме того, заявителями указано на вступившее в законную силу с 01 января 2014 г. постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2013 г. N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы", которым утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель города Москвы по состоянию на 01 января 2013 г. и признано утратившим силу постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 669-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границы города Москвы".
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ЗАО Управляющая компания "АЛЬПИНА" возражал против ее удовлетворения.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" и Управления Росреестра по Москве в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
По смыслу приведенной нормы одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28 июня 2011 г. N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Удовлетворяя исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:27, расположенного по адресу: Московская область, Ленинский район, Сосенский с.о., вблизи д. Летово, равной его рыночной стоимости в размере 815 170 000 руб. по состоянию на 27 ноября 2012 г., суды приняли во внимание отчет N 0082/13, подготовленный ООО "ЭнПиВи Консалтинг" в соответствии с договором N 0082/13 от 11 февраля 2013 г. на проведение оценки, заключенного между ООО "ЭнПиВи Консалтинг" и ЗАО Управляющая компания "АЛЬПИНА".
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Согласно части 2 названной статьи круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. Лица, участвующие в деле, вправе представить в арбитражный суд вопросы, которые должны быть разъяснены при проведении экспертизы. Отклонение вопросов, представленных лицами, участвующими в деле, суд обязан мотивировать.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25 июня 2013 г. по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено экспертной организации ООО "Альянс Риэлторов и Экспертов Оценщиков".
На разрешение эксперта были поставлены следующие вопросы:
- 1. Соответствует ли действующему законодательству РФ в сфере оценочной деятельности отчет оценщика об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:274, расположенный по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, д. Летово, уч. 20-3 (по свидетельству о государственной регистрации права: Московская область, Ленинский район, Сосенский с.о., вблизи д. Летово, уч. 20-3);
- 2. Правильно ли отчетом N 0082/13 от 21 февраля 2013 г. определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:274, расположенного по адресу: г. Москва, поселение Сосенское, дер. Летово, уч. 20-3 (по свидетельству о государственной регистрации права: Московская область, Ленинский район, Сосенский с.о., вблизи д. Летово, уч. 20-3), общей площадью 202 500 кв. м, если нет, в ходе экспертизы установить рыночную стоимость поименованного земельного участка на момент установления кадастровой стоимости в 2012 году.
На вопросы суда эксперты в своем заключении указали, что отчет N 0082/13 от 21 февраля 2013 г., подготовленный ООО "ЭнПиВи Консалтинг", соответствует действующему законодательству РФ в сфере оценочной деятельности; отчет N 0082/13 от 21 февраля 2013 г. об оценке рыночной стоимости, подготовленный ООО "ЭнПиВи Консалтинг", содержит правильные расчеты, факты и выводы, отвечающие принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости, и достаточности. Таким образом, отчетом N 0082/13 от 21 февраля 2013 г., выполненным ООО "ЭнПиВи Консалтинг", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:274, расположенного по адресу: Москва, поселение Сосенское, дер. Летово, уч. 20-3 (по свидетельству о государственной регистрации права: Московская область, Ленинский район, Сосенский с.о., вблизи д. Летово, уч. 20-3), общей площадью 202 500 кв. м, определена правильно.
При этом эксперты исходили из того, что оценщиком Гончаровой А.В. было проведено исследование рынка земельных участков, аналогичных оцениваемому; при расчете рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:274 был обоснованно использован сравнительный подход; при полноценном и качественном исследовании рынка, а также анализе остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость, оценщиком Гончаровой А.В. для расчета рыночной стоимости был выбран метод сравнения продаж, применяемый в рамках сравнительного подхода; корректировки, применяемые к объектам - аналогам, отобранным к расчету, проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам; все корректировки, применяемые в расчете, обоснованы в применении, а также подтверждены ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Между тем, предметом исковых требований является установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, следовательно, суду надлежало установить рыночную стоимость земельного участка, обсудив вопрос о назначении экспертизы по данному вопросу.
Судами не принято во внимание, что в заключении эксперта, подготовленного на основании определения суда, не содержится какого-либо обоснования на основании каких данных эксперт пришел к выводу о том, что отчетом N 0082/13 от 21 февраля 2013 г. правильно определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:274.
В ходе экспертизы не была определена рыночная стоимость названного земельного участка.
Кроме того, суд поставил на разрешение вопрос о том, правильно ли отчетом N 0082/13 от 21 февраля 2013 г. определена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0120114:274, если нет, то в ходе экспертизы установить рыночную стоимость земельного участка на момент установления кадастровой стоимости в 2012 году.
В заключении эксперта, подготовленного на основании определения суда, не указана дата, на которую он посчитал правильно определенной рыночную стоимость земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает, что указанное заключение эксперта не может служить доказательством правильности определения рыночной стоимости земельного участка на основании отчета N 0082/13 от 21 февраля 2013 г., подготовленного ООО "ЭнПиВи Консалтинг".
Кроме того, судом первой инстанции не определена дата, на которую подлежала определению рыночная стоимость земельного участка.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 669-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории города Москвы в результате изменения границы города Москвы, по состоянию на 01 июля 2012 г.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, как того требует статья 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что требуется дополнительное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, обсудить вопрос о назначении судебной экспертизы по вопросу определения рыночной стоимости земельного участка, установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дать оценку доказательствам, представленным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, после чего принять решение в полном соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 21 октября 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2014 г. по делу N А40-21406/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Председательствующий судья
Е.А.АНАНЬИНА

Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
В.В.ПЕТРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)