Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "05" августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной Н.С.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ЭПРОН"): Латышева Д.Г., представителя по доверенности от 02.06.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭПРОН"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" мая 2014 года по делу N А33-17071/2013, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭПРОН" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным решения от 28.08.2013 об отказе в согласовании вопроса о предоставлении земельного участка для добычи песчано-гравийного материала.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, ссылается на то, что вопрос о возможности выделения спорного земельного участка для добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории г. Красноярска относится к компетенции департамента.
Общество также указывает на то, что основанием отказа в предоставлении земельного участка в аренду послужил вывод ответчика о том, что территория не предназначена для добычи общераспространенных полезных ископаемых согласно градостроительному регламенту, а не отсутствие у ответчика полномочий по рассмотрению заявления общества.
Департамент в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие департамента.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края обществу по результатам аукциона на получение права пользования недрами с целью добычи песка, гравия на месторождении "Черемушки" (участок 2), расположенном в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка Емельяновского района Красноярского края, 26.05.2010 выдана лицензия на право пользования недрами серии ЕМЛ N 0269 ТЭ со сроком действия до 01.04.2020, а также заключен соответствующий лицензионный договор.
Дополнением от 30.12.2010 N 2 к лицензионному договору к лицензии ЕМЛ N 0269 ТЭ внесены изменения, в том числе:
на лицевой стороне бланка лицензии слова "в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка Емельяновского района" заменены словами "в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка на землях города Красноярска",
на обратной стороне бланка лицензии в перечне неотъемлемых составных частей лицензии в пункте 3 слова "Емельяновский район" заменить словами "города Красноярска",
в лицензионном договоре в абзаце 3 пункта 1.1 слова "на территории Емельяновского района" заменить словами "на землях города Красноярска".
Общество 30.07.2013 (вх. 6142-ек) обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка города Красноярска, для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ.
Письмом от 28.08.2013 N 16/7416дг департамент со ссылкой на пункт 20 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города от 23.11.2012 N 234-р, отказал в согласовании вопроса о предоставлении земельного участка для добычи песчано-гравийного материала в связи с тем, что размещение объектов для добычи полезных ископаемых предусмотрено только в зоне санитарно-технического назначения (СН.2).
Полагая, что данный отказ противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным оспариваемого решения департамента от 28.08.2013 об отказе в согласовании вопроса о предоставлении земельного участка для добычи песчано-гравийного материала, суд первой инстанции исходил того, что у департамента отсутствует обязанность по решению вопроса о предоставлении земельного участка для добычи полезных ископаемых, в связи с чем оспариваемый отказ не может нарушать права и интересы заявителя.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что вопрос о возможности выделения спорного земельного участка для добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории г. Красноярска относится к компетенции департамента, поскольку в соответствии с пунктом 3.20 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, департамент согласовывает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. После этого земельный участок будет поставлен на кадастровый учет и заявитель сможет обратиться в департамент муниципального имущества и земельных отношений для заключения договора аренды земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Общество является обладателем лицензии на право пользования недрами серии ЕМЛ N 0269 ТЭ со сроком действия до 01.04.2020, приложением к которой является лицензионный договор. Пунктами 3.1.3 и 3.3.18 лицензионного договора предусмотрена обязанность общества оформить право пользования земельным участком и заключить соответствующий договор.
Общество 30.07.2013 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка города Красноярска, для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ.
Письмом от 28.08.2013 N 16/7416дг департамент со ссылкой на пункт 20 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города от 23.11.2012 N 234-р, отказал в согласовании вопроса о предоставлении земельного участка для добычи песчано-гравийного материала в связи с тем, что размещение объектов для добычи полезных ископаемых предусмотрено только в зоне санитарно-технического назначения (СН.2).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Порядок предоставления земельных участков для ведения работ, связанных с пользованием недрами, установлен статьей 25.1 Закона о недрах и статьей 14 Закона Красноярского края от 23.05.2013 N 4-1333 "О недропользовании в Красноярском крае". Так, земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление в аренду земельных участков должно производиться в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Следовательно, передача пользователю недр земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ (л.д. 15 - 16).
Следовательно, заявление общества о предоставлении в аренду земельного участка для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом положений пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассмотрение указанного заявления общества входит в полномочия Департамента градостроительства администрации г. Красноярска.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее - Департамент градостроительства) является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
Разделом 2 указанного Положения предусмотрены следующие основные задачи Департамента градостроительства:
- градостроительная политика развития города Красноярска;
- определение территорий для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также обеспечение устойчивого развития территории города на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, создание условий для жилищного и иного строительства на территории города;
- разработка и реализация инженерной подготовки территорий, предназначенных под застройку;
- осуществление деятельности по планированию и исполнению бюджета города в области инвестиционной политики в пределах своей компетенции, а также обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств Департаментом градостроительства и подведомственными муниципальными учреждениями, муниципальными предприятиями;
- организация разработки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования;
- обеспечение законности, информационной открытости в деятельности Департамента;
- обеспечение предотвращения, выявления и устранения коррупционных проявлений в деятельности Департамента.
В разделе 3 Положения предусмотрены функции Департамента градостроительства. Так, Департамент градостроительства осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам (пункт 3.7).
Обеспечивает установление местоположения границ земельных участков, предоставляемых для строительства, с установлением границ земельных участков на местности (пункт 3.17).
Обеспечивает проведение работ по межеванию и подготовке межевых дел, межевых планов земельных участков, предоставляемых для строительства, и постановку данных земельных участков на государственный кадастровый учет (пункт 3.18).
Осуществляет подготовку актов о выборе земельных участков для предварительного согласования места размещения объектов капитального строительства (пункт 3.19).
Утверждает проекты границ земельных участков и схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях подготовки актов о выборе земельных участков (пункт 3.20).
Учитывая изложенные полномочия Департамента градостроительства, а также то, что заявление общества о предоставлении в аренду земельного участка для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявление общества правомерно рассмотрено Департаментом градостроительства в пределах предоставленных полномочий.
Вместе с тем, неверный вывод суда первой инстанции об отсутствии у департамента полномочий по рассмотрению заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка для добычи песчано-гравийного материала не привел к принятию неправильного решения судом первой инстанции, в силу следующего.
Основанием отказа обществу в предоставлении земельного участка в аренду послужил вывод ответчика о том, что размещение объектов для добычи полезных ископаемых градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый земельный участок (П. 2), не предусмотрено.
Данный вывод департамента является правомерным, исходя из следующего.
Распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (далее - Регламент), который устанавливает порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, за исключением жилищного строительства.
В силу пункта 20 Регламента (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (отказа в размещении объекта, отказа в предоставлении земельного участка для строительства) являются, в том числе:
- несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
- несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне производственных предприятий III класса вредности непищевого профиля (П. 2).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306 утверждены Правила землепользования и застройки города Красноярска (далее - Правила землепользования), согласно подпункту "б" пункта 4 части 1 статьи 15 предусмотрены производственно-коммунальные зоны - зоны производственных предприятий III класса вредности непищевого профиля (П. 2).
Статьей 36 Правил землепользования установлено, что зоны производственных предприятий пищевой промышленности III класса вредности включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов пищевых отраслей промышленности III - V классов вредности и установления санитарно-защитных зон таких объектов, а также складских объектов продовольственного сырья и пищевой продукции, объектов торговли продовольственным сырьем и пищевой продукцией и установления санитарно-защитных зон таких объектов. В зонах производственных предприятий пищевой промышленности III класса вредности допускается размещение коммунальных, административных, культовых объектов, объектов транспорта, инженерной и транспортной инфраструктур, иных объектов в случаях, предусмотренных настоящей статьей, при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов.
В частях 2 - 4 указанной статьи Правил землепользования предусмотрены основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Основные виды разрешенного использования (часть 2):
1) размещение объектов пищевых отраслей промышленности III - V классов вредности, складских объектов продовольственного сырья и пищевой продукции при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов;
2) размещение водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов;
3) размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с промышленными, коммунальными и складскими объектами, расположенными в зоне производственных предприятий пищевой промышленности III класса вредности, либо с обслуживанием таких объектов при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов;
4) размещение причалов, дебаркадеров.
Условно разрешенный вид использования: размещение культовых объектов (часть 4).
Таким образом, Правила землепользования не предусматривают размещение объектов для добычи полезных ископаемых в территориальной зоне производственных предприятий III класса вредности непищевого профиля (П. 2).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 46 Правил землепользования размещение объектов добычи полезных ископаемых предусмотрено в зоне санитарно-технического назначения (СН.2) в качестве основного вида разрешенного использования.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса и частью 3 статьи 6 Правил землепользования изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Следовательно, заявитель не лишен возможности обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в установленном порядке.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ департамента соответствует действующему законодательству и прав и законных интересов общества не нарушает.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Поскольку в соответствии с подпунктами 12 и 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы в данном деле составляет 1000 рублей, то обществу следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 16.06.2014 N 70.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" мая 2014 года по делу N А33-17071/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭПРОН" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 70 от 16.06.2014.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.08.2014 ПО ДЕЛУ N А33-17071/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 августа 2014 г. по делу N А33-17071/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "05" августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" августа 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной Н.С.
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "ЭПРОН"): Латышева Д.Г., представителя по доверенности от 02.06.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭПРОН"
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" мая 2014 года по делу N А33-17071/2013, принятое судьей Раздобреевой И.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭПРОН" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту градостроительства администрации города Красноярска (далее - департамент, ответчик) о признании незаконным решения от 28.08.2013 об отказе в согласовании вопроса о предоставлении земельного участка для добычи песчано-гравийного материала.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2014 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с решением суда первой инстанции не согласно, ссылается на то, что вопрос о возможности выделения спорного земельного участка для добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории г. Красноярска относится к компетенции департамента.
Общество также указывает на то, что основанием отказа в предоставлении земельного участка в аренду послужил вывод ответчика о том, что территория не предназначена для добычи общераспространенных полезных ископаемых согласно градостроительному регламенту, а не отсутствие у ответчика полномочий по рассмотрению заявления общества.
Департамент в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие департамента.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края обществу по результатам аукциона на получение права пользования недрами с целью добычи песка, гравия на месторождении "Черемушки" (участок 2), расположенном в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка Емельяновского района Красноярского края, 26.05.2010 выдана лицензия на право пользования недрами серии ЕМЛ N 0269 ТЭ со сроком действия до 01.04.2020, а также заключен соответствующий лицензионный договор.
Дополнением от 30.12.2010 N 2 к лицензионному договору к лицензии ЕМЛ N 0269 ТЭ внесены изменения, в том числе:
на лицевой стороне бланка лицензии слова "в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка Емельяновского района" заменены словами "в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка на землях города Красноярска",
на обратной стороне бланка лицензии в перечне неотъемлемых составных частей лицензии в пункте 3 слова "Емельяновский район" заменить словами "города Красноярска",
в лицензионном договоре в абзаце 3 пункта 1.1 слова "на территории Емельяновского района" заменить словами "на землях города Красноярска".
Общество 30.07.2013 (вх. 6142-ек) обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка города Красноярска, для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ.
Письмом от 28.08.2013 N 16/7416дг департамент со ссылкой на пункт 20 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города от 23.11.2012 N 234-р, отказал в согласовании вопроса о предоставлении земельного участка для добычи песчано-гравийного материала в связи с тем, что размещение объектов для добычи полезных ископаемых предусмотрено только в зоне санитарно-технического назначения (СН.2).
Полагая, что данный отказ противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования о признании незаконным оспариваемого решения департамента от 28.08.2013 об отказе в согласовании вопроса о предоставлении земельного участка для добычи песчано-гравийного материала, суд первой инстанции исходил того, что у департамента отсутствует обязанность по решению вопроса о предоставлении земельного участка для добычи полезных ископаемых, в связи с чем оспариваемый отказ не может нарушать права и интересы заявителя.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество ссылается на то, что вопрос о возможности выделения спорного земельного участка для добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории г. Красноярска относится к компетенции департамента, поскольку в соответствии с пунктом 3.20 Положения о департаменте градостроительства администрации города Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, департамент согласовывает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. После этого земельный участок будет поставлен на кадастровый учет и заявитель сможет обратиться в департамент муниципального имущества и земельных отношений для заключения договора аренды земельного участка.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Общество является обладателем лицензии на право пользования недрами серии ЕМЛ N 0269 ТЭ со сроком действия до 01.04.2020, приложением к которой является лицензионный договор. Пунктами 3.1.3 и 3.3.18 лицензионного договора предусмотрена обязанность общества оформить право пользования земельным участком и заключить соответствующий договор.
Общество 30.07.2013 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в 2,5 км северо-восточнее с. Песчанка города Красноярска, для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ.
Письмом от 28.08.2013 N 16/7416дг департамент со ссылкой на пункт 20 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного распоряжением администрации города от 23.11.2012 N 234-р, отказал в согласовании вопроса о предоставлении земельного участка для добычи песчано-гравийного материала в связи с тем, что размещение объектов для добычи полезных ископаемых предусмотрено только в зоне санитарно-технического назначения (СН.2).
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Предоставление земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ.
Порядок предоставления земельных участков для ведения работ, связанных с пользованием недрами, установлен статьей 25.1 Закона о недрах и статьей 14 Закона Красноярского края от 23.05.2013 N 4-1333 "О недропользовании в Красноярском крае". Так, земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом. Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление в аренду земельных участков должно производиться в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Следовательно, передача пользователю недр земельных участков осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации (порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности).
Пункт 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (пункт 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в Департамент градостроительства администрации г. Красноярска с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ (л.д. 15 - 16).
Следовательно, заявление общества о предоставлении в аренду земельного участка для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом положений пункта 2.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения торгов.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что рассмотрение указанного заявления общества входит в полномочия Департамента градостроительства администрации г. Красноярска.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о департаменте градостроительства администрации города, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 17.08.2010 N 114-р, департамент градостроительства администрации города Красноярска (далее - Департамент градостроительства) является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
Разделом 2 указанного Положения предусмотрены следующие основные задачи Департамента градостроительства:
- градостроительная политика развития города Красноярска;
- определение территорий для комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также обеспечение устойчивого развития территории города на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, создание условий для жилищного и иного строительства на территории города;
- разработка и реализация инженерной подготовки территорий, предназначенных под застройку;
- осуществление деятельности по планированию и исполнению бюджета города в области инвестиционной политики в пределах своей компетенции, а также обеспечение контроля за целевым использованием бюджетных средств Департаментом градостроительства и подведомственными муниципальными учреждениями, муниципальными предприятиями;
- организация разработки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования;
- обеспечение законности, информационной открытости в деятельности Департамента;
- обеспечение предотвращения, выявления и устранения коррупционных проявлений в деятельности Департамента.
В разделе 3 Положения предусмотрены функции Департамента градостроительства. Так, Департамент градостроительства осуществляет подготовку и согласование проектов правовых актов города в области архитектурной и градостроительной деятельности, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении и изъятии земельных участков на территории города для целей, связанных со строительством, а также об отмене, изменении, дополнении, продлении сроков, признании утратившими силу, приостановлении действия постановлений и распоряжений по указанным вопросам (пункт 3.7).
Обеспечивает установление местоположения границ земельных участков, предоставляемых для строительства, с установлением границ земельных участков на местности (пункт 3.17).
Обеспечивает проведение работ по межеванию и подготовке межевых дел, межевых планов земельных участков, предоставляемых для строительства, и постановку данных земельных участков на государственный кадастровый учет (пункт 3.18).
Осуществляет подготовку актов о выборе земельных участков для предварительного согласования места размещения объектов капитального строительства (пункт 3.19).
Утверждает проекты границ земельных участков и схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях подготовки актов о выборе земельных участков (пункт 3.20).
Учитывая изложенные полномочия Департамента градостроительства, а также то, что заявление общества о предоставлении в аренду земельного участка для добычи песчано-гравийного материала без производства строительных работ подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявление общества правомерно рассмотрено Департаментом градостроительства в пределах предоставленных полномочий.
Вместе с тем, неверный вывод суда первой инстанции об отсутствии у департамента полномочий по рассмотрению заявления общества о предоставлении в аренду земельного участка для добычи песчано-гравийного материала не привел к принятию неправильного решения судом первой инстанции, в силу следующего.
Основанием отказа обществу в предоставлении земельного участка в аренду послужил вывод ответчика о том, что размещение объектов для добычи полезных ископаемых градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен испрашиваемый земельный участок (П. 2), не предусмотрено.
Данный вывод департамента является правомерным, исходя из следующего.
Распоряжением администрации города Красноярска от 23.11.2012 N 234-р утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (далее - Регламент), который устанавливает порядок и стандарт предоставления департаментом градостроительства администрации города Красноярска муниципальной услуги по предоставлению земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, за исключением жилищного строительства.
В силу пункта 20 Регламента (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта (отказа в размещении объекта, отказа в предоставлении земельного участка для строительства) являются, в том числе:
- несоответствие предполагаемого размещения объекта требованиям действующего законодательства, градостроительным нормам и правилам;
- несоответствие функционального назначения объекта градостроительному регламенту территориальной зоны.
Статьей 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2). Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3). Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, испрашиваемый обществом земельный участок расположен в зоне производственных предприятий III класса вредности непищевого профиля (П. 2).
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306 утверждены Правила землепользования и застройки города Красноярска (далее - Правила землепользования), согласно подпункту "б" пункта 4 части 1 статьи 15 предусмотрены производственно-коммунальные зоны - зоны производственных предприятий III класса вредности непищевого профиля (П. 2).
Статьей 36 Правил землепользования установлено, что зоны производственных предприятий пищевой промышленности III класса вредности включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения объектов пищевых отраслей промышленности III - V классов вредности и установления санитарно-защитных зон таких объектов, а также складских объектов продовольственного сырья и пищевой продукции, объектов торговли продовольственным сырьем и пищевой продукцией и установления санитарно-защитных зон таких объектов. В зонах производственных предприятий пищевой промышленности III класса вредности допускается размещение коммунальных, административных, культовых объектов, объектов транспорта, инженерной и транспортной инфраструктур, иных объектов в случаях, предусмотренных настоящей статьей, при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов.
В частях 2 - 4 указанной статьи Правил землепользования предусмотрены основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Основные виды разрешенного использования (часть 2):
1) размещение объектов пищевых отраслей промышленности III - V классов вредности, складских объектов продовольственного сырья и пищевой продукции при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов;
2) размещение водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов;
3) размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с промышленными, коммунальными и складскими объектами, расположенными в зоне производственных предприятий пищевой промышленности III класса вредности, либо с обслуживанием таких объектов при условии соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, технических регламентов;
4) размещение причалов, дебаркадеров.
Условно разрешенный вид использования: размещение культовых объектов (часть 4).
Таким образом, Правила землепользования не предусматривают размещение объектов для добычи полезных ископаемых в территориальной зоне производственных предприятий III класса вредности непищевого профиля (П. 2).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 46 Правил землепользования размещение объектов добычи полезных ископаемых предусмотрено в зоне санитарно-технического назначения (СН.2) в качестве основного вида разрешенного использования.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса и частью 3 статьи 6 Правил землепользования изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Следовательно, заявитель не лишен возможности обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в установленном порядке.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ департамента соответствует действующему законодательству и прав и законных интересов общества не нарушает.
В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Таким образом, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество.
Поскольку в соответствии с подпунктами 12 и 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы в данном деле составляет 1000 рублей, то обществу следует возвратить из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению от 16.06.2014 N 70.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" мая 2014 года по делу N А33-17071/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЭПРОН" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 70 от 16.06.2014.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Н.А.МОРОЗОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)