Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.Ю. Григорьевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ООО "Стройпрогресс" (ИНН 6623053643) к Администрации муниципального образования город Нижний Тагил (ИНН 6623000754), третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", о признании недействительными постановлений N 396 от 13.03.2013 г., N 924 от 17.05.2013 г., N 2049 от 15.08.2013 г., отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс" (ИНН 6623053643, ОГРН 1086623008570) к Администрации муниципального образования город Нижний Тагил (ИНН 6623000754 ОГРН 1026601384732), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата РОСРЕЕСТРА" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконными действий по снятию земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68 с кадастрового учета,
третьи лица, без самостоятельных требований на предмет спора - Правительство Свердловской области и Министерство транспорта связи Свердловской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Грачев Н.А. и Гаранько К.Ю., доверенность от 30.05.2012
от заинтересованного лица: Медведева Е.Б., доверенность от 31.01.2014, Черепанин М.А., доверенность от 30.05.2013
от ГКУ СО "Управление автомобильных дорог": Беликова Е.В., доверенность от 09.01.2014 г.,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" Цыганенко К.С., представитель по доверенности N 89 от 10.09.2013 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными постановлений N 396 от 13.03.2013 г., N 924 от 17.05.2013 г., N 2049 от 15.08.2013 г., отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:80; обязании заинтересованного лица принять решение о предоставлении земельного участка и предоставлении проекта договора аренды.
Заявитель также просит признать незаконными действия Администрации муниципального образования город Нижний Тагил, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата РОСРЕЕСТРА" по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68 (с учетом уточнений от 31.01.2014 г.).
От ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" приобщен отзыв на заявление, в удовлетворении просит отказать, заявил о пропуске срока по обжалованию Постановления от 13.03.2013 N 396 и N 924 от 17.05.2013.
Администрация МО город Нижний Тагил возражает против удовлетворения требований, также заявила о пропуске срока на обжалование в отношении Постановления от 13.03.2013 N 396.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области с заявленным требованием не согласно, полагает, что действия по снятию с кадастрового учета земельного участка соответствуют закону.
Министерств транспорта и связи по Свердловской области поддерживает позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
30.09.2010 г. межведомственной комиссией по выбору земельных участков подготовлен акт выбора земельного участка площадью 30000 кв. м для строительства торгово-развлекательного центра с гостиницей по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Свердловское шоссе, который утвержден Постановлением Администрации города Нижний Тагил N 243 от 15.02.2011 г.
25.10.2012 г. заявитель обратился в Администрацию г. Нижний Тагил с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Заявление в установленный законом срок не рассмотрено, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не принято, в связи с чем, бездействие органа местного самоуправления заявителем обжаловано в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2013 г. по делу N А60-15117/2013 на заинтересованное лицо - Администрацию города Нижний Тагил возложена обязанность в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению от 25.10.2012 г. о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Между тем, еще до вынесения судебного акта заявитель получил от заинтересованного лица - Администрации г. Нижний Тагил два сообщения от 26.03.2013 г, от 19.07.2013 г. (отметка на конверте 24.07.2013 г.) о невозможности принять решение по заявлению от 25.10.2012 г., в связи с утверждением постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 13.03.2013 г. N 396 третьему лицу ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" акта выбора земельного участка от 06.12.2012 г. и предварительного согласования места размещения автомобильной дороги на земельных участках площадью 53 596 кв. м и 84 878 кв. м вокруг г. Н. Тагил на участке от автодороги Южный подъезд к г. Н. Тагил от км. 120+135 автодороги г. Екатеринбург - г. Н. Тагил - Серов до автодороги г. Н. Тагил - г. Н. Тагил на территории МО "города Нижний Тагил".
17.05.2013 Администрацией г. Нижний Тагил издано Постановление N 924 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" двух указанных земельных участок площадью 53 596 кв. м и площадью 84 878 кв. м.
С сопроводительным письмом от 03.10.2013 г. заявителю направлена копия постановления Администрации г. Нижний Тагил от 15.08.2013 г. N 2049 "Об отмене п. 1 Постановления Администрации города Нижний Тагил от 15.02.2011 N 243...".
Полагая, что Постановления Администрации город Нижний Тагил N 396 от 13.03.2013 г., N 924 от 17.05.2013 г., и N 2049 от 15.08.2013 г. нарушают права ООО "Стройпрогресс" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30 *** Кодекса *** предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Кодекса).
В пункте 5 статьи 31 Кодекса установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 66:56:0502017:32 (впоследствии кадастровый номер 66:56:0502017:68 и 66:56:0502017:80) поставлен заявителем на кадастровый учет 18.12.2009 г., что имеет существенное значение, поскольку в силу п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется путем проведения торгов.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) лишь при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таких доказательств заявитель не представил.
В соответствии со ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Несмотря на то, что в постановлении Администрации г. Нижний Тагил от 15.08.2013 г. N 2049 указана иная причина для отмены Постановления Администрации города Нижний Тагил от 15.02.2011 г. N 243, тем не менее, суд считает, что постановление N 243 принято с нарушением действующего законодательства и не подлежит применению, поскольку порядок предоставления земельного участка органом местного самоуправления нарушен.
Следует также отметить, что с февраля 2011 года (с момента утверждения акта выбора заявителя) заявитель не принимал каких-либо мер к оформлению своих прав на землю, в результате чего на момент утверждения акта выбора от 06.12.2012 г. (для ГКУ СО "Управление автомобильных дорог") земельный участок не являлся сформированным, т.к. еще 21.12.2011 г. аннулирован на основании с ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и поставлен на кадастровый учет 12.03.2013 г. с кадастровым номером 66:56:0502017:68.
Доводы заявителя о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет, соответствуют положениям пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, но в данном случае речь идет о бездействии заявителя, который в случае оформления прав на земельный участок в порядке предварительного согласования места размещения объекта обязан осуществить кадастровый учет земельного участка, тем самым обозначив свой интерес в получении земельного участка в аренду.
Бездействие заявителя не позволяет органу местного самоуправления в момент выбора иного земельного участка учесть его интересы (ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии муниципальных нужд).
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.1999 N 1317-ПП утверждено ТЭО генерального плана города Нижний Тагил, которым предписано руководствоваться Администрации города Нижний Тагил, всем субъектам градостроительной деятельности на период до разработки и утверждения генерального плана.
ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" представлена копия генерального плана 1999 года, на котором указан фрагмент схемы магистралей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП утверждена областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011 - 2016 годы", которой (см., н-р, п. 394 приложения 3) предусмотрена реконструкция автомобильной дороги Южный подъезд к г. Н. Тагил от км. 120+135 автодороги г. Екатеринбург - г. Н. Тагил - Серов и впоследствии редакция изменена (11.03.2013 г.) и добавлено реконструкция транспортной развязки и участка автодороги от развязки до с. Николо-Павловское.
Заинтересованным лицом - Администрацией г. Нижний Тагил представлен генеральный план, утв. Решением Нижнетагильской городской Думы от 25.11.2010 г. N 67, которым предусмотрены улицы и дороги новые и реконструируемые на первую очередь.
С учетом представленного заявителем заключения кадастрового инженера, а также собственных распечаток заявителя публичной кадастровой карты, географической карты, а также в результате исследования в судебном заседании публичной кадастровой карты и карты г. Нижний Тагил, сопоставления улиц и дорог, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 66:56:0502017:80 (ранее: 32 и: 68) не попадал на дату выбора в зону реконструкции автомобильной дороги; место размещения автодороги и развязки по генеральному плану 2010 года не соответствует месту размещения в настоящее время транспортной развязки, в результате такого смещения земельный участок с кадастровым номером 66:56:0502017:80 (ранее: 32 и: 68) попадает в зону строительства.
Между тем, данное обстоятельство не свидетельствует о неправомерности действий органа местного самоуправления, поскольку ни из одного вышеупомянутого акта Правительства Свердловской области, ни из генерального плана 1999 года и 2010 года не следует, что строительство дороги не планировалось, напротив, указывалось место прохождения дороги, указывался поворот с Северного шоссе.
Нахождение выбранного земельного участка в непосредственной близости (смещение по заключению кадастрового инженера составляет 780 м) от строительства новой автодороги (судом при совместном осмотре карты г. Нижний Тагил в судебном заседании установлено, что планируемая автодорога по генеральному плану 2010 года является новой, а не реконструируемой, поскольку на карте города в настоящее время отсутствует) относится к рискам предпринимательской деятельности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1331-ПП (ранее постановлением N 1479-ПП в редакции 11.03.2013 г.) утверждена государственная программа Свердловской области "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года, которой предусмотрено строительство автомобильной дороги вокруг г. Нижний Тагил (п. 543, приложение 3, подпрограмма 2).
Кроме того, заявителем пропущен срок на обжалование постановления N 396 от 13.03.2013 г., о существовании и содержании которого заявителю стало известно из сообщения Администрации г. Нижний Тагил от 26.03.2013 г. N 53-1618, на что также указывает сам заявитель в своих дополнительных пояснениях по делу N А60-15117/2013 (ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд считает, что причины пропуска срока на обращение в суд, приведенные заявителем, не могут быть признаны уважительными, поскольку к таким причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Полученное заявителем письмо от 19.07.2013 г., на которое ссылается заявитель в качестве обоснования соблюдения срока на обжалование ненормативного акта, имеет в отношении постановления N 396 от 13.03.2013 г. аналогичные сведения, указанные в письме от 26.03.2013 г., поэтому срок на обжалование не может быть исчислен с момента получения письма от 19.07.2013 г.
При указанном обстоятельстве правовой смысл в оспаривании постановления от 17.05.2013 г. N 924 утрачивается, поскольку указанным постановлением принято решение в порядке п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление ООО "Стройпрогресс" о признании действий Администрации г. Нижний Тагил и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области удовлетворению не подлежит, поскольку действия органа местного самоуправления и органа кадастрового учета по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68 формально соответствуют требованиям действующего законодательства.
13.02.2013 г. в орган кадастрового учета поступило заявление органа местного самоуправления о постановке на кадастровый учет земельного участка в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Свердловское шоссе.
Оснований для приостановления либо отказа в осуществлении кадастрового учета органом кадастрового учета не выявлено, принято решение от 12.03.2013 N 66/13-35727 об осуществлении кадастрового учета с присвоением земельному участку кадастрового номера 66:56:0502017:68 (местоположение - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Свердловское шоссе; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - строительство торгового центра с гостиницей; площадь - 30000 кв. м; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о правах и обременениях прав отсутствуют).
20.11.2013 г. в орган кадастрового учета поступило заявление органа местного самоуправления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68.
05.12.2013 г. органом кадастрового учета было принято решение N 66/13-225158 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
На основании ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления указанных поселений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По сведениям ГКН права на спорный земельный участок не были зарегистрированы, в связи с чем орган местного самоуправления распорядился данным земельным участком в установленном порядке, не нарушая требований закона.
Таким образом, решение органа кадастрового учета о снятии с ГКУ земельного участка от 05.12.2013 N 66/13-225158 принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а органом местного самоуправления реализованы собственные полномочия в связи с необходимостью формирования земельного участка ГКУ СО "Управление автомобильных дорог".
Следует также отметить, что в настоящее время на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером 66:56:0502017:80, поэтому указанное заявление о признании действий органов незаконными носит формальный характер, поскольку восстановление прав не предполагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru
Судья
С.Ю.ГРИГОРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.03.2014 ПО ДЕЛУ N А60-40645/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2014 г. по делу N А60-40645/2013
Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 19 марта 2014 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи С.Ю. Григорьевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой, рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению ООО "Стройпрогресс" (ИНН 6623053643) к Администрации муниципального образования город Нижний Тагил (ИНН 6623000754), третье лицо без самостоятельных требований на предмет спора ГКУ СО "Управление автомобильных дорог", о признании недействительными постановлений N 396 от 13.03.2013 г., N 924 от 17.05.2013 г., N 2049 от 15.08.2013 г., отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Стройпрогресс" (ИНН 6623053643, ОГРН 1086623008570) к Администрации муниципального образования город Нижний Тагил (ИНН 6623000754 ОГРН 1026601384732), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата РОСРЕЕСТРА" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) о признании незаконными действий по снятию земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68 с кадастрового учета,
третьи лица, без самостоятельных требований на предмет спора - Правительство Свердловской области и Министерство транспорта связи Свердловской области
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Грачев Н.А. и Гаранько К.Ю., доверенность от 30.05.2012
от заинтересованного лица: Медведева Е.Б., доверенность от 31.01.2014, Черепанин М.А., доверенность от 30.05.2013
от ГКУ СО "Управление автомобильных дорог": Беликова Е.В., доверенность от 09.01.2014 г.,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" Цыганенко К.С., представитель по доверенности N 89 от 10.09.2013 г.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными постановлений N 396 от 13.03.2013 г., N 924 от 17.05.2013 г., N 2049 от 15.08.2013 г., отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:80; обязании заинтересованного лица принять решение о предоставлении земельного участка и предоставлении проекта договора аренды.
Заявитель также просит признать незаконными действия Администрации муниципального образования город Нижний Тагил, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата РОСРЕЕСТРА" по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68 (с учетом уточнений от 31.01.2014 г.).
От ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" приобщен отзыв на заявление, в удовлетворении просит отказать, заявил о пропуске срока по обжалованию Постановления от 13.03.2013 N 396 и N 924 от 17.05.2013.
Администрация МО город Нижний Тагил возражает против удовлетворения требований, также заявила о пропуске срока на обжалование в отношении Постановления от 13.03.2013 N 396.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области с заявленным требованием не согласно, полагает, что действия по снятию с кадастрового учета земельного участка соответствуют закону.
Министерств транспорта и связи по Свердловской области поддерживает позицию заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
30.09.2010 г. межведомственной комиссией по выбору земельных участков подготовлен акт выбора земельного участка площадью 30000 кв. м для строительства торгово-развлекательного центра с гостиницей по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Свердловское шоссе, который утвержден Постановлением Администрации города Нижний Тагил N 243 от 15.02.2011 г.
25.10.2012 г. заявитель обратился в Администрацию г. Нижний Тагил с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Заявление в установленный законом срок не рассмотрено, решение о предоставлении или об отказе в предоставлении земельного участка в аренду не принято, в связи с чем, бездействие органа местного самоуправления заявителем обжаловано в судебном порядке.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.08.2013 г. по делу N А60-15117/2013 на заинтересованное лицо - Администрацию города Нижний Тагил возложена обязанность в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу принять решение по заявлению от 25.10.2012 г. о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка.
Между тем, еще до вынесения судебного акта заявитель получил от заинтересованного лица - Администрации г. Нижний Тагил два сообщения от 26.03.2013 г, от 19.07.2013 г. (отметка на конверте 24.07.2013 г.) о невозможности принять решение по заявлению от 25.10.2012 г., в связи с утверждением постановлением Администрации г. Нижний Тагил от 13.03.2013 г. N 396 третьему лицу ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" акта выбора земельного участка от 06.12.2012 г. и предварительного согласования места размещения автомобильной дороги на земельных участках площадью 53 596 кв. м и 84 878 кв. м вокруг г. Н. Тагил на участке от автодороги Южный подъезд к г. Н. Тагил от км. 120+135 автодороги г. Екатеринбург - г. Н. Тагил - Серов до автодороги г. Н. Тагил - г. Н. Тагил на территории МО "города Нижний Тагил".
17.05.2013 Администрацией г. Нижний Тагил издано Постановление N 924 о предоставлении в безвозмездное срочное пользование ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" двух указанных земельных участок площадью 53 596 кв. м и площадью 84 878 кв. м.
С сопроводительным письмом от 03.10.2013 г. заявителю направлена копия постановления Администрации г. Нижний Тагил от 15.08.2013 г. N 2049 "Об отмене п. 1 Постановления Администрации города Нижний Тагил от 15.02.2011 N 243...".
Полагая, что Постановления Администрации город Нижний Тагил N 396 от 13.03.2013 г., N 924 от 17.05.2013 г., и N 2049 от 15.08.2013 г. нарушают права ООО "Стройпрогресс" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 30 *** Кодекса *** предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу пункта 2 названной статьи орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 3 статьи 31 Кодекса).
В пункте 5 статьи 31 Кодекса установлен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, которым предусмотрен выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 6 статьи 31 Кодекса исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Кодекса).
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 66:56:0502017:32 (впоследствии кадастровый номер 66:56:0502017:68 и 66:56:0502017:80) поставлен заявителем на кадастровый учет 18.12.2009 г., что имеет существенное значение, поскольку в силу п. 6 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется путем проведения торгов.
Подпунктом 3 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельного участка для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) лишь при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Таких доказательств заявитель не представил.
В соответствии со ст. 48 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2004 N 1424/04, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Несмотря на то, что в постановлении Администрации г. Нижний Тагил от 15.08.2013 г. N 2049 указана иная причина для отмены Постановления Администрации города Нижний Тагил от 15.02.2011 г. N 243, тем не менее, суд считает, что постановление N 243 принято с нарушением действующего законодательства и не подлежит применению, поскольку порядок предоставления земельного участка органом местного самоуправления нарушен.
Следует также отметить, что с февраля 2011 года (с момента утверждения акта выбора заявителя) заявитель не принимал каких-либо мер к оформлению своих прав на землю, в результате чего на момент утверждения акта выбора от 06.12.2012 г. (для ГКУ СО "Управление автомобильных дорог") земельный участок не являлся сформированным, т.к. еще 21.12.2011 г. аннулирован на основании с ч. 4 ст. 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и поставлен на кадастровый учет 12.03.2013 г. с кадастровым номером 66:56:0502017:68.
Доводы заявителя о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта действует в течение трех лет, соответствуют положениям пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ, но в данном случае речь идет о бездействии заявителя, который в случае оформления прав на земельный участок в порядке предварительного согласования места размещения объекта обязан осуществить кадастровый учет земельного участка, тем самым обозначив свой интерес в получении земельного участка в аренду.
Бездействие заявителя не позволяет органу местного самоуправления в момент выбора иного земельного участка учесть его интересы (ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации при наличии муниципальных нужд).
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.1999 N 1317-ПП утверждено ТЭО генерального плана города Нижний Тагил, которым предписано руководствоваться Администрации города Нижний Тагил, всем субъектам градостроительной деятельности на период до разработки и утверждения генерального плана.
ГКУ СО "Управление автомобильных дорог" представлена копия генерального плана 1999 года, на котором указан фрагмент схемы магистралей.
Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП утверждена областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011 - 2016 годы", которой (см., н-р, п. 394 приложения 3) предусмотрена реконструкция автомобильной дороги Южный подъезд к г. Н. Тагил от км. 120+135 автодороги г. Екатеринбург - г. Н. Тагил - Серов и впоследствии редакция изменена (11.03.2013 г.) и добавлено реконструкция транспортной развязки и участка автодороги от развязки до с. Николо-Павловское.
Заинтересованным лицом - Администрацией г. Нижний Тагил представлен генеральный план, утв. Решением Нижнетагильской городской Думы от 25.11.2010 г. N 67, которым предусмотрены улицы и дороги новые и реконструируемые на первую очередь.
С учетом представленного заявителем заключения кадастрового инженера, а также собственных распечаток заявителя публичной кадастровой карты, географической карты, а также в результате исследования в судебном заседании публичной кадастровой карты и карты г. Нижний Тагил, сопоставления улиц и дорог, суд приходит к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 66:56:0502017:80 (ранее: 32 и: 68) не попадал на дату выбора в зону реконструкции автомобильной дороги; место размещения автодороги и развязки по генеральному плану 2010 года не соответствует месту размещения в настоящее время транспортной развязки, в результате такого смещения земельный участок с кадастровым номером 66:56:0502017:80 (ранее: 32 и: 68) попадает в зону строительства.
Между тем, данное обстоятельство не свидетельствует о неправомерности действий органа местного самоуправления, поскольку ни из одного вышеупомянутого акта Правительства Свердловской области, ни из генерального плана 1999 года и 2010 года не следует, что строительство дороги не планировалось, напротив, указывалось место прохождения дороги, указывался поворот с Северного шоссе.
Нахождение выбранного земельного участка в непосредственной близости (смещение по заключению кадастрового инженера составляет 780 м) от строительства новой автодороги (судом при совместном осмотре карты г. Нижний Тагил в судебном заседании установлено, что планируемая автодорога по генеральному плану 2010 года является новой, а не реконструируемой, поскольку на карте города в настоящее время отсутствует) относится к рискам предпринимательской деятельности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 29.10.2013 N 1331-ПП (ранее постановлением N 1479-ПП в редакции 11.03.2013 г.) утверждена государственная программа Свердловской области "Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Свердловской области до 2020 года, которой предусмотрено строительство автомобильной дороги вокруг г. Нижний Тагил (п. 543, приложение 3, подпрограмма 2).
Кроме того, заявителем пропущен срок на обжалование постановления N 396 от 13.03.2013 г., о существовании и содержании которого заявителю стало известно из сообщения Администрации г. Нижний Тагил от 26.03.2013 г. N 53-1618, на что также указывает сам заявитель в своих дополнительных пояснениях по делу N А60-15117/2013 (ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом суд считает, что причины пропуска срока на обращение в суд, приведенные заявителем, не могут быть признаны уважительными, поскольку к таким причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Полученное заявителем письмо от 19.07.2013 г., на которое ссылается заявитель в качестве обоснования соблюдения срока на обжалование ненормативного акта, имеет в отношении постановления N 396 от 13.03.2013 г. аналогичные сведения, указанные в письме от 26.03.2013 г., поэтому срок на обжалование не может быть исчислен с момента получения письма от 19.07.2013 г.
При указанном обстоятельстве правовой смысл в оспаривании постановления от 17.05.2013 г. N 924 утрачивается, поскольку указанным постановлением принято решение в порядке п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Заявление ООО "Стройпрогресс" о признании действий Администрации г. Нижний Тагил и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Свердловской области удовлетворению не подлежит, поскольку действия органа местного самоуправления и органа кадастрового учета по снятию с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68 формально соответствуют требованиям действующего законодательства.
13.02.2013 г. в орган кадастрового учета поступило заявление органа местного самоуправления о постановке на кадастровый учет земельного участка в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, Свердловское шоссе.
Оснований для приостановления либо отказа в осуществлении кадастрового учета органом кадастрового учета не выявлено, принято решение от 12.03.2013 N 66/13-35727 об осуществлении кадастрового учета с присвоением земельному участку кадастрового номера 66:56:0502017:68 (местоположение - Свердловская обл., г. Нижний Тагил, Свердловское шоссе; категория земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - строительство торгового центра с гостиницей; площадь - 30000 кв. м; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; сведения о правах и обременениях прав отсутствуют).
20.11.2013 г. в орган кадастрового учета поступило заявление органа местного самоуправления о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68.
05.12.2013 г. органом кадастрового учета было принято решение N 66/13-225158 о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 66:56:0502017:68.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
На основании ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов; в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления указанных поселений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
По сведениям ГКН права на спорный земельный участок не были зарегистрированы, в связи с чем орган местного самоуправления распорядился данным земельным участком в установленном порядке, не нарушая требований закона.
Таким образом, решение органа кадастрового учета о снятии с ГКУ земельного участка от 05.12.2013 N 66/13-225158 принято в строгом соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", а органом местного самоуправления реализованы собственные полномочия в связи с необходимостью формирования земельного участка ГКУ СО "Управление автомобильных дорог".
Следует также отметить, что в настоящее время на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером 66:56:0502017:80, поэтому указанное заявление о признании действий органов незаконными носит формальный характер, поскольку восстановление прав не предполагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru
Судья
С.Ю.ГРИГОРЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)