Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2014 N 15АП-8138/2014 ПО ДЕЛУ N А53-25250/2013

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. N 15АП-8138/2014

Дело N А53-25250/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2014 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель по доверенности от 11.11.2013 г. N 39 Захаров А.Е.;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Таганрога на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2014 г. по делу N А53-25250/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "ИНТЭК",
заинтересованное лицо: Администрация г. Таганрога,
третье лицо: Комитет по управлению имуществом г. Таганрога,
принятое в составе судьи Жигало Н.А.,

установил:

закрытое акционерное общество "ИНТЭК" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным распоряжений Комитета по архитектуре и градостроительства города Таганрога N 227 от 24.10.2013 г., N 228 от 24.10.2013 г.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26 марта 2014 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение мотивировано тем, что Правила землепользования и застройки муниципального образования были утверждены после постановки земельного участка на кадастровый учет, и вид разрешенного использования спорного земельного участка при постановке на учет не мог быть определен для него в соответствии с данными правилами, следовательно, в настоящем случае не произошло изменения вида разрешенного использования по отношению к тем, которые установлены указанными Правилами землепользования и застройки. Суд также указал, что Правила землепользования и застройки не соответствуют пункту 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части отнесения земельного участка к двум территориальным зонам, а именно: застройка малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами - Ж-1 (подзона - Ж-1 В) и одновременно зона туризма, отдыха, спорта и занятия физкультурой Р-2.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация города Таганрога обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что действия Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога осуществлялись в рамках действующего законодательства, градостроительный план земельного участка утвержден и разрешение на строительство выдано после Правилами землепользования и застройки, то есть с нарушением действующего нормативного правового акта, в связи с чем, с учетом статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 6 постановления от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", основания для признания оспариваемых распоряжений комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога от 24.10.2013 года N 227 и N 228 недействительными не имеется.
В связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в очередном трудовом отпуске распоряжением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 23.06.2014 г. произведена замена судьи Филимоновой С.С. на судью Соловьеву М.В. в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.03.2012 г. между Комитетом по управлению имуществом г. Таганрога и ОАО "Таганрогский металлургический завод" заключен договор аренды N 12-111 находящегося в государственной собственности земельного участка, в соответствии с которым ОАО "Таганрогский металлургический завод" был передан в аренду земельный участок кадастровый N 61:58:0003420:37, находящийся по адресу: г. Таганрог, ул. Шаумяна, 16-1, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства многоквартирного жилого дома, общей площадью 5 982 кв. м. Передача земельного участка от арендодателя к арендатору подтверждена актом приема-передачи от 29.03.2012 г. Вышеуказанный договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области 12.05.2012 г., что подтверждается штампом и печатью данного органа на обратной стороне последнего листа договора.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с указанным целевым использованием 22.05.2007 г.
По договору N И-347 передачи прав и обязанностей по договору аренды N 12-111 от 29.03.2012 г. находящегося в государственной собственности земельного участка от 26.04.2013 г. ОАО "Таганрогский металлургический завод" уступило ООО "ИНТЭК-Девелопмент" права и обязанности, вытекающие из договора аренды N 15-111 находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.03.2012 г.
02.08.2013 г. Распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству N 63 был утвержден Градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Шаумяна. 16-1 (далее - распоряжение).
16.08.2013 г. ООО "ИНТЭК-Девелопмент" Главным архитектором-председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога Цебровым В.И. выдано разрешение на строительство N RU61311000-238 (далее - разрешение) для строительства 1-ой (первой) очереди комплекса 3-х этажных жилых домов общей площадью 2 903,26 кв. м, строительным объемом 10 735,6 кв. м на земельном участке 5 982 кв. м, расположенном по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Шаумяна, 16-1.
По договору уступки права аренды от 03.07.2013 г., зарегистрированному Управлением Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ростовской области 23.08.2013 г., ООО "ИНТЭК-Девелопмент" уступило ЗАО "ИНТЭК" права и обязанности, вытекающие из Договора аренды N 12-111 находящегося в государственной собственности земельного участка от 29.03.2012 г.
Распоряжением N 227 от 24.10.2013 г. заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога отменено разрешение на строительство от 16.08.2013 г. N RU61311000-238. Основанием для принятия распоряжения, как следует из его описательной части стало частичное отнесение земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Шаумяна, 16-1, к зоне туризма, отдыха, спорта и занятия физкультурой Р-2 в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог".
Распоряжением N 228 от 24.10.2013 г. заместителя председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога отменено Распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству N 63 от 02.082013 г. "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу; г. Таганрог, ул. Шаумяна.16-1". Основанием для принятия распоряжения, как следует из его описательной части стало частичное отнесение земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Шаумяна, 16-1, к зоне туризма, отдыха, спорта и занятия физкультурой Р-2 и одновременно к территориальной зоне Ж-1, подзона Б, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог".
Не согласившись с указанными распоряжениями, считая их незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Признавая незаконными оспариваемые распоряжения суд первой инстанции не учел следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии о статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
В соответствии со статьей 41 Устава муниципального образования город Таганрог, утвержденного Решением Городской Думы города Таганрога от 03.06.2011 г. N 318, положением о комитете по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрог, утвержденным распоряжением Администрации города Таганрога от 15.07.2013 г. N 241, Комитет по архитектуре и градостроительству наделен полномочиями продлевать, приостанавливать, прекращать в установленном законом порядке действие разрешения на строительство (реконструкцию). Осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в городе Таганроге в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 131-ФЗ, статьей 46 Устава муниципального образования "Город Таганрог" муниципальный правовой акт города Таганрога - решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения.
Таким образом, разрешения на строительство, выдаваемые органами местного самоуправления, являются муниципальными правовыми актами.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт либо судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа отнесены к вопросам местного значения.
Исходя из положений пункта 4 статьи 7, статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятие распоряжений Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога от 24.10.2013 г. N 227 и от 24.10.2013 г. N 228 изданы в рамках предоставленных полномочий.
В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Между тем, произвольное изменение либо отмена муниципальных правовых актов не может быть признано отвечающим действующему законодательству Российской Федерации. Основным принципом системы правовых актов является его устойчивость и соответствие Конституции Российской Федерации и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Следовательно, отмена муниципального правового акта возможна лишь в случае его противоречия таким правовым актам.
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований предусмотрен нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В части 3 этой же статьи установлено, что правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа в сети "Интернет".
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом. Целью опубликования нормативного правового акта является предоставление возможности лицам, чьи права и интересы он затрагивает, ознакомиться с его содержанием. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (части 4 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (части 5 и 6 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Глава местной администрации не позднее, чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. В сообщении указываются: состав и порядок деятельности комиссии; последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 названного Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (части 9 - 12 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки, с приложением протоколов публичных слушаний и заключений о результатах публичных слушаний, должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В части 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
До утверждения названных ПЗЗ, разрешенное использовании земельного участка с кадастровым N 61:58:0003420:37, находящегося по адресу: г. Таганрог, ул. Шаумяна, 16-1, было строительство многоквартирного жилого дома.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" (далее - ПЗЗ) были утверждены Решением Городской Думы города Таганрога N 506 от 25.12.2012 г. и вступили в силу с 29.12.2012 г. после их официального опубликования в газете "Таганрогская правда".
Статьей 44 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено содержание градостроительного плана земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка N RU61311000-2242 от 02.08.2013 г. указано, что разрешенное использование земельного участка кадастровый N 61:58:0003420:37 в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог" застройка малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами - Ж-1 (подзона-Ж-1 В).
Согласно ПЗЗ N 506 от 25.12.2012 г. спорный земельный участок частично находится в зоне Р-2 - туризма, отдыха, спорта и занятий физкультуры, где строительство многоквартирных жилых домов не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для начала строительства объекта недвижимости является разрешение на строительство. В силу статей 44, 51 Градостроительного кодекса градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка, которая необходима для рассмотрения уполномоченным органом вопроса о выдаче разрешения на строительство.
По смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом муниципального образования "Город Таганрог", Администрация города Таганрога действует в публичных интересах в том числе в интересах всех жителей города Таганрога.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", земельный участок, расположенный по адресу:
г. Таганрог, ул. Шаумяна, 16-1, кадастровый N 61 58 0003420 37, одновременно отнесен к зоне туризма, отдыха, спорта и занятия физкультурой Р-2 и территориальной зоне Ж-1, подзона Б.
Согласно статьи 51 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", Р-2 - зона, туризма, отдыха, спорта и занятий физкультурой, предназначена для обеспечения правовых условий для организации отдыха и досуга населения, для обеспечения правовых условий размещения спортивных сооружений и комплексов, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны.
1. Основные виды разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков:
а) все виды озеленения, в том числе защитные древесно-кустарниковые полосы,
б) объекты благоустройства,
в) площадки аттракционов,
г) оранжереи,
д) объекты содержания, ухода, экспонирования, изучения флоры и фауны в искусственных условиях,
е) мемориальные комплексы, монументы, памятники,
ж) спортивно-оздоровительные комплексы,
з) культурно-развлекательные комплексы.
2. Вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков:
а) объекты инженерной инфраструктуры,
б) дорожно-тропиночная сеть, тротуары, велосипедные дорожки,
в) объекты и виды использования земельных участков для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства, соответствующего основному виду использования земельного участка, состав и параметры которых определены проектом в соответствии с техническим заданием на проектирование, назначением и (или) технологией, требованиями технических регламентов, СНиП. СанПиН и других нормативных документов.
3. Условно разрешенные виды использования объектов капитального строительства и земельных участков: объекты общественного питания
Строительство многоквартирного жилого дома в данной зоне не предусмотрено.
Согласно статьи 39 Правил землепользования и застройки муниципального образования Город Таганрог, зона застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами Ж-1, предназначена для формирования правовых условий для застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурного-бытового обслуживания населения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
1. Основные виды разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков:
многоквартирные жилые дома до 5 этажей, многоквартирные жилые дома до 5 этажей со встроенными или пристроенными объектами социального и коммунально-бытового назначения, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду:
а) образовательные учреждения,
б) объекты социального и коммунально-бытового назначения, предназначенные для обслуживания населения и не требующие устройства санитарных разрывов,
в) объекты медицинского обслуживания населения без стационара,
г) аптеки и аптечные пункты,
д) объекты связи и расчетно-кассового назначения, предназначенные для непосредственного обслуживания населения,
е) здания и помещения для размещения подразделений органов охраны правопорядка,
ж) предприятия общественного питания и торговли общей площадью не более 300 кв. м,
з) спортивные объекты без сооружений для размещения и обслуживания зрителей,
и) пожарные части, пожарные депо, здания и помещения для размещения подразделений пожарной охраны,
к) парки, скверы, территории озеленения.
2. Вспомогательные виды разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков:
а) объекты коммунального хозяйства, предназначенные для непосредственного обслуживания населения,
б) улично-дорожная сеть,
в) объекты инженерной инфраструктуры,
г) объекты хранения автотранспорта,
д) объекты и виды использования земельных участков для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства, соответствующего основному виду использования земельного участка, состав и параметры которых определены проектом в соответствии с техническим заданием на проектирование, назначением и (или) технологией, требованиями технических регламентов. СНиП, СанПиН и других нормативных документов.
3. Условно разрешенные виды использования объектов капитального строительства и земельных участков:
а) индивидуальные жилые дома,
б) гостиницы, общежития,
в) предприятия общественного питания и торговли общей площадью более 300 кв. м,
г) торгово-развлекательные и спортивно-развлекательные комплексы,
д) объекты спортивного и физкультурно-досугового назначения открытого типа,
е) административные здания,
ж) культовые здания.
Судом первой инстанции сделаны следующие выводы:
- Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденные Решением Городской Думы города Таганрога N 506 от 25.12.2012 г. не соответствуют пункту 4 статьи 30 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в части отнесения земельного участка кадастровый N 61:58:0003420:37 к двум территориальным зона, а именно застройка малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами - Ж-1 (подзона-Ж-1 В) и одновременно зона, туризма, отдыха, спорта и занятия физкультурой Р-2.
- Правила землепользования и застройки в указанной выше части по отношении к земельному участку кадастровый номер 61:58:0003420:37 применению не подлежат.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", были утверждены Решением Городской Думы города Таганрога N 506 от 25.12.2012 г. и вступили в силу с 29.12.2012 г.
Договор аренды земельного участка N 12-111 подписан 29.03.2012 г. и зарегистрирован 12.05.2012 г.
Таким образом, правоотношения по использование спорного земельного участка, предоставленного именно для строительства многоквартирного жилого дома, возникли до вступления в силу Правил землепользования и застройки города Таганрога.
Между тем, указанные выводы суда первой инстанции не могут повлиять на законность оспариваемых распоряжений, являющихся предметом спора, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, градостроительный план земельного участка с существенными отклонениями от ПЗЗ утвержден заместителем председателя комитета по архитектуре и градостроительству 02.08.2013 г.
Разрешение на строительство N RU61311000-238 выдано ООО "ИНТЭК-Девелопмент" от 16.08.2013 г.
Как было указано выше, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденные Решением Городской Думы города Таганрога N 506 от 25.12.2012 г., вступили в силу с 29.12.2012 г.
Следовательно, распоряжение от 02.08.2013 г. N 63 об утверждении градостроительного плана спорного земельного участка и разрешение на строительство выданы после вступления в силу ПЗЗ. В связи с этим, должностные лица органов местного самоуправления, выдавая и утверждая указанные акты должны были учитывать такой обязательный элемент юридической техники, как соответствие ненормативного правового акта нормативному правовому акту, то есть соответствие оспариваемых разрешения и распоряжения нормам Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Таганрог N 506 от 25.12.2012 г., которое является действующим нормативным правовым актом, обладающим большей юридической силой.
Доказательств оспаривания и признания Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденных Решением Городской Думы города Таганрога N 506 от 25.12.2012 г. недействующими в административном либо в судебном порядке в материалы дела не представлено.
У соответствующих должностных лиц, выдавших указанное разрешение и утвердивших вышеуказанное распоряжение, отсутствовали полномочия по проверке законности такого нормативного правового акта как Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Таганрог.
Судом установлено, что разрешение на строительство от 16.08.2013 г. N RU61311000-238 и распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству N 63 от 02.082013 г. "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Шаумяна, д. 16-1" не соответствуют Правилам землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденным Решением Городской Думы города Таганрога N 506 от 25.12.2012 г.,
Таким образом, градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу г. Таганрог, ул. Шаумяна, 16-1 и разрешение на строительство N RU61311000-238 для строительства 1-ой (первой) очереди комплекса 3-х этажных жилых домов общей площадью 2 903.26 кв. м, строительным объемом 10 735.6 кв. м на земельном участке 5 982 кв. м утверждены в нарушение Градостроительного законодательства Российской Федерации, в связи с чем, распоряжением N 227 от 24.10.2013 г. заместителя председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога было отменено разрешение на строительство от 16.08.2013 г. N RU61311000-238, а распоряжением N 228 от 24.10.2013 г. заместителя председателя комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога было отменено распоряжение Комитета по архитектуре и градостроительству N 63 от 02.08.2013 г "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу, г. Таганрог, ул. Шаумяна 16-1".
Учитывая вышеуказанное, действия Комитета по архитектуре и градостроительству администрации города Таганрога осуществлялись в рамках действующего законодательства, следовательно, с учетом статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 6 постановления от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", признание распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству Администрации города Таганрога от 24.10.2013 года N 227 и распоряжения от 24.10.2013 года N 228 недействительным в данном случае становится невозможным в связи с отсутствием такого необходимого условия признания ненормативного акта недействительным, как его несоответствие закону или иному правовому акту.
Ссылка представителя общества на то, что Правила землепользования и застройки в любом случае является недействующим нормативным актом, поскольку вынесено с нарушением пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части отнесения земельного участка к двум территориальным зонам, является необоснованным, так как не влияет на законность оспариваемых распоряжений.
Действительно, в силу части 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Между тем, общество не обосновало, что должностные лица при осуществлении действий по утверждению спорного градостроительного плана земельного участка и выдаче спорного разрешения на строительство исходили из недействительности Правил землепользования и застройки и руководствовались иным нормативным - правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, распоряжение об утверждении градостроительного плана земельного участка от 02.08.2013 г. N 63 издано и разрешение на строительство от 16.08.2013 г. выдано с нарушением норм действующего законодательства и в любом случае являются недействительными, следовательно, распоряжениями от 24.10.2013 г. N 227 и N 228 они отменены правомерно уполномоченным должностным лицом, в пределах компетенции.
Кроме того, избранный заявителем способ защиты права не является надлежащим и не может способствовать восстановлению его законных интересов.
Заявитель не лишен права обжалования в установленном законом порядке такой нормативный правовой акт Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог", утвержденные Решением Городской Думы города Таганрога N 506 от 25.12.2012 г.
Также необходимо отметить, что договор N И-347 передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 26.04.2013 г., заключенный между открытым акционерным обществом "Таганрогский металлургический завод" и обществом с ограниченной ответственностью "ИНТЭК-Девелопмент" прошел государственную регистрацию 02.07.2013 г.
03.07.2013 г. между обществом с ограниченной ответственностью "ИНТЭК-Девелопмент" и обществом с ограниченной ответственностью "ИНТЭК" заключен договор об уступке права аренды спорного земельного участка, который прошел государственную регистрацию 23.08.2013 г.
То есть, на момент заключения и государственной регистрации данного договора общество, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, имело возможность проверить целевое использование спорного земельного участка в соответствии с утвержденными Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Таганрог". У общества отсутствовали основания полагать, что возможно использование данного земельного участка с нарушениями Правил землепользования и застройки.
Поскольку в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, то при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность.
Кроме того, в судебном заседании установлено и не оспорено лицами, участвующими в деле, строительные работы на спорном земельном участке не осуществлялись.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для выводов о том, что в результате неправомерных действий заинтересованного лица создана ситуация, ухудшающая положение общества в части целевого использования земельного участка. То есть, общество, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не обосновало, что оспариваемыми распоряжениями нарушены его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемых распоряжений Комитета по архитектуре и градостроительству администрации г. Таганрога не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого решения.
При обращении в Арбитражный суд Ростовской области заявитель представил платежный документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины за рассмотрение заявления на сумму 8000 рублей.
В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).
Поскольку обществом заявлено требование о признании недействительным двух ненормативных правовых актов, соответственно государственная пошлина по данному спору составлять 4000 рублей.
В связи с изложенным заявителю надлежит возвратить из федерального бюджета 4000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 11.11.2013 г. N 1895.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.03.2014 г. по делу N А53-25250/2013 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить закрытому акционерному обществу "ИНТЭК", юридический адрес: Ростовская область, г. Таганрог, Николаевское Шоссе, 10, ИНН 6154069268, ОГРН 1026102572540, из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 11.11.2013 г. N 1895 государственную пошлину в сумме 4000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)