Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
общества с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология" - Иванова И.В., по доверенности от 16.11.2012 года,
от Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2013 года по делу N А55-33376/2012, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология", (ОГРН 1066316082502),
к Министерству строительства Самарской области,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,
третье лицо:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
о признании незаконным бездействия и отказа,
Общество с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология" г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившегося в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства площадью 64427,00 кв. м и в неутверждении схемы расположения земельного участка площадью 64427,00 кв. м на кадастровом плане территории соответствующего кадастрового квартала по заявлению ООО Научный Центр "ПромПроектЭкология" от 21.12.2011 года вх. N 3151/об и обязании Департамента в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Научный центр "ПромПроектЭкология" путем оформления Акта о выборе земельного участка площадью 64427,00 кв. м для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 64427,00 кв. м, расположенного на острове "Поджабный" в Самарском районе городского округа Самара для строительства базы отдыха, состоящей из отдельно стоящих домиков для временного проживания отдыхающих, вспомогательных зданий и сооружений для обеспечения жизнедеятельности проживания отдыхающих на кадастровом плане территории кадастрового квартала по заявлению ООО Научный Центр "ПромПроектЭкология" от 21.12.2011 года вх. N 3151/об.
Заявитель также просит суд признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду земельного участка площадью 64427, 00 кв. м, расположенного на острове "Поджабный" в Самарском районе городского округа Самара, для строительства базы отдыха, состоящей из отдельно стоящих домиков для временного проживания отдыхающих, вспомогательных зданий и сооружений для обеспечения жизнедеятельности проживания отдыхающих на кадастровом плане территории кадастрового квартала по заявлению ООО Научный Центр "ПромПроектЭкология" от 21.12.2011 года вх. N 3151/об и обязании Министерства строительства Самарской области в двухмесячный срок по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Научный центр "ПромПроектЭкология" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения и утверждения Акта о выборе земельного участка площадью 64427,00 кв. м, расположенного на острове "Поджабный" в Самарском районе городского округа Самара, для строительства базы отдыха, состоящей из отдельно стоящих домиков для временного проживания отдыхающих, вспомогательных зданий и сооружений для обеспечения жизнедеятельности проживания отдыхающих на кадастровом плане территории кадастрового квартала по заявлению ООО Научный Центр "ПромПроектЭкология" от 21.12.2011 года вх. N 3151/об.
Решением суда первой инстанции от 07 марта 2013 года в удовлетворении требований отказано.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что отказ Министерства строительства Самарской области и отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не противоречат положениям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология" просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Указывает, что статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определена императивная обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка, оформлению Акта о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, а также обязанность по приложению утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
До настоящего времени указанная обязанность не исполнена, то есть Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара проявляет незаконное бездействие, а именно не исполняет установленные законом обязанности в установленный срок при отсутствии объективных причин, препятствующих их выполнению.
Считает, что Министерство строительства Самарской области неправомерно отказывает ООО НЦ "ПромПроектЭкология" в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отмечает, что у Министерства строительства Самарской области отсутствовали предусмотренные законом основания для непринятия в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка.
Таким образом, Министерством строительства Самарской области были нарушены права заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и мотивированным по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу от 15.05.2013 года N 27-02-01/6480.
Отмечает, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат X и Y в программу ГИС ИНГЕО, а также согласно материалам лесоустройства Самарского лесничества испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 64427,00 кв. м, расположенный на острове Поджабный в Самарском районе городского округа Самары находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 76 Самарского лесничества.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, либо без проведения аукциона в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, считает, что заключение договора аренды для осуществления рекреационной деятельности может осуществляться только по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень использования земель лесного фонда, при которых допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Таким образом, возведение каких-либо объектов капитального строительства на лесных участках в рекреационных целях законодательством не предусмотрено.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчики и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью Научный Центр "ПромПроектЭкология" 07.11.2008 года обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства "Базы отдыха" и предварительном согласовании места размещения объекта "базы отдыха" на острове Поджабный в Самарском районе городского округа Самара.
Предполагаемая площадь участка составляет 3,6 га для строительства 32 отдельно стоящих домиков для временного проживания отдыхающих и вспомогательных зданий и сооружений для обеспечения проживания отдыхающих, этажность 1 - 2 этажа, основные конструктивные решения - деревянные на каменных столбчатых фундаментах, вспомогательные строения - дизельная электростанция, одноэтажное сооружение, артезианская скважина для водоснабжения с сооружением павильона по типовому проекту, с приложением схемы предположительного расположения участка и схематичного местоположения участка (том 1 л.д. 12 - 15).
21 декабря 2011 года заявитель обратился с просьбой о внесении в ранее поданное заявление в части площади участка на площадь 64427,00 кв. м, также было направлено Технико-экономическое обоснование проекта строительства "Базы отдыха" по адресу: остров Поджабный в Самарском районе городского округа Самары, разработанное специализированной организацией обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоПроектСтройИзыскания" (том 1 л.д. 17 - 22, том 1 л.д. 23 - 27).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство "Базы отдыха" было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка письмами от 10.11.2008 года и 28.12.2011 года.
Письмом "О результатах рассмотрения обращения" N СП-8/3377-0-23 от 24 июля 2012 года Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка (том 1 л.д. 68 - 69).
Указанный отказ мотивирован ссылкой на информацию Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02 мая 2012 года N 27-05-02/4485, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 64427,00 квадратных метров находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 76 выделах 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10 Самарского лесничества (том 1 л.д. 120 - 121).
На основании указанного заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области решением от 24 августа 2012 года N 3/5672 отказало в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок содержится в государственном лесном реестре, относится к землям лесного фонда и находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 76, выделах 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10 Самарского лесничества (том 1 л.д. 66 - 67).
Заявитель, полагая, что Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара допускает незаконное бездействие, а отказ Министерства строительства Самарской области незаконен и нарушает права и законные интересы ООО НЦ "ПромПроектЭкология", обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
07 марта 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьях 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно статье 4 Закона Самарской области "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении Схемы являются, в том числе, наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием, а также иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Уведомление об отказе в утверждении Схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 года N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары, поскольку Департамент отказал в утверждении схемы по основаниям, предусмотренным региональным и федеральным законодательством.
Также, исходя из статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что указанные нормы не содержат положений об обязательном оформлении Акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка, а отсутствие акта не может свидетельствовать о непроведении выбора земельного участка.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах лесных участков, расположенных на землях иных категорий.
Указанные обстоятельства подтверждаются Выкопировками из планшета лесоустройства Самарского лесничества (том 1 л.д. 98 - 100).
Представленные Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области доказательства, в том числе, планшета лесоустройства 1995 года по Самарскому лесничеству, а также содержание Лесного плана Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области N 149 от 31.12.2008 года свидетельствует о том, что Самарское лесничество в полном объеме находится на землях лесного фонда.
При этом, доказательства перевода спорного земельного участка из лесных в нелесные материалы дела не содержат.
В связи с чем, особенности использования и распоряжения подобными участками определяются в совокупном толковании как Земельного, так и Лесного кодексов Российской Федерации.
Установленные ограничения и обременения лесного законодательства являются специальными по отношению к общим нормам земельного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне Р-3 в соответствии с градостроительными регламентами (Постановление Самарской Городской Думы N 61 от 26.04.2001 года), то есть, в зоне природных ландшафтов, к основным видам разрешенного использования отнесены: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе, и отнесен к лесопарковым зонам.
Согласно части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как следует из заявления Общества, земельный участок испрашивался для строительства капитальных объектов, о чем свидетельствует указание в заявлении на наличие каменных фундаментов у домов, а также строительства вспомогательных зданий и сооружений, в том числе артезианской скважины для водоснабжения с сооружением павильона.
Из заявления усматривается, что целью является строительство "Базы отдыха", при этом не указывается на то, что планируемые объекты строительства являются временными.
Таким образом, с учетом запрета на строительство объектов капитального строительства в пределах лесопарковых зон, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары обоснованно отказал в организации работ по выбору участка.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
С позиции изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что поскольку на испрашиваемом заявителем земельном участке предполагается строительство объектов капитального строительства, предоставление указанного участка для строительства невозможно, равно как и невозможно обеспечение выбора участка.
В связи с принятием постановления Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 г. "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", испрашиваемый участок для строительства объектов оздоровительного и рекреационного назначения подлежит предоставлению исключительно на торгах.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 года.
В настоящее время обеспечить процедуру предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно в силу прямого запрета.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2013 года по делу N А55-33376/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.06.2013 ПО ДЕЛУ N А55-33376/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2013 г. по делу N А55-33376/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гараниной М.В.,
с участием:
общества с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология" - Иванова И.В., по доверенности от 16.11.2012 года,
от Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - не явился, извещен,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 июня 2013 года, в зале N 7, апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2013 года по делу N А55-33376/2012, судья Холодкова Ю.Е.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология", (ОГРН 1066316082502),
к Министерству строительства Самарской области,
к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара,
третье лицо:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области,
о признании незаконным бездействия и отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология" г. Самара обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, выразившегося в неоформлении акта о выборе земельного участка для строительства площадью 64427,00 кв. м и в неутверждении схемы расположения земельного участка площадью 64427,00 кв. м на кадастровом плане территории соответствующего кадастрового квартала по заявлению ООО Научный Центр "ПромПроектЭкология" от 21.12.2011 года вх. N 3151/об и обязании Департамента в месячный срок по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Научный центр "ПромПроектЭкология" путем оформления Акта о выборе земельного участка площадью 64427,00 кв. м для строительства и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 64427,00 кв. м, расположенного на острове "Поджабный" в Самарском районе городского округа Самара для строительства базы отдыха, состоящей из отдельно стоящих домиков для временного проживания отдыхающих, вспомогательных зданий и сооружений для обеспечения жизнедеятельности проживания отдыхающих на кадастровом плане территории кадастрового квартала по заявлению ООО Научный Центр "ПромПроектЭкология" от 21.12.2011 года вх. N 3151/об.
Заявитель также просит суд признать незаконным отказ Министерства строительства Самарской области в предварительном согласовании места размещения объекта, утверждении актов о выборе и предоставлении в аренду земельного участка площадью 64427, 00 кв. м, расположенного на острове "Поджабный" в Самарском районе городского округа Самара, для строительства базы отдыха, состоящей из отдельно стоящих домиков для временного проживания отдыхающих, вспомогательных зданий и сооружений для обеспечения жизнедеятельности проживания отдыхающих на кадастровом плане территории кадастрового квартала по заявлению ООО Научный Центр "ПромПроектЭкология" от 21.12.2011 года вх. N 3151/об и обязании Министерства строительства Самарской области в двухмесячный срок по вступлению решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО Научный центр "ПромПроектЭкология" путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения и утверждения Акта о выборе земельного участка площадью 64427,00 кв. м, расположенного на острове "Поджабный" в Самарском районе городского округа Самара, для строительства базы отдыха, состоящей из отдельно стоящих домиков для временного проживания отдыхающих, вспомогательных зданий и сооружений для обеспечения жизнедеятельности проживания отдыхающих на кадастровом плане территории кадастрового квартала по заявлению ООО Научный Центр "ПромПроектЭкология" от 21.12.2011 года вх. N 3151/об.
Решением суда первой инстанции от 07 марта 2013 года в удовлетворении требований отказано.
Принимая судебный акт, арбитражный суд исходил из того, что отказ Министерства строительства Самарской области и отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не противоречат положениям действующего законодательства.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью НЦ "ПромПроектЭкология" просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение суда первой инстанции незаконно.
Указывает, что статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определена императивная обязанность уполномоченного органа местного самоуправления по обеспечению выбора земельного участка, оформлению Акта о выборе земельного участка, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, а также обязанность по приложению утвержденных органом местного самоуправления схем расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с возможными вариантами их выбора.
До настоящего времени указанная обязанность не исполнена, то есть Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара проявляет незаконное бездействие, а именно не исполняет установленные законом обязанности в установленный срок при отсутствии объективных причин, препятствующих их выполнению.
Считает, что Министерство строительства Самарской области неправомерно отказывает ООО НЦ "ПромПроектЭкология" в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Отмечает, что у Министерства строительства Самарской области отсутствовали предусмотренные законом основания для непринятия в установленный законом срок решения о предоставлении в аренду земельного участка.
Таким образом, Министерством строительства Самарской области были нарушены права заявителя при осуществлении им предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и мотивированным по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу от 15.05.2013 года N 27-02-01/6480.
Отмечает, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат X и Y в программу ГИС ИНГЕО, а также согласно материалам лесоустройства Самарского лесничества испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 64427,00 кв. м, расположенный на острове Поджабный в Самарском районе городского округа Самары находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 76 Самарского лесничества.
В соответствии со статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, либо без проведения аукциона в случаях предусмотренных статьями 36, 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, считает, что заключение договора аренды для осуществления рекреационной деятельности может осуществляться только по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень использования земель лесного фонда, при которых допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Таким образом, возведение каких-либо объектов капитального строительства на лесных участках в рекреационных целях законодательством не предусмотрено.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчики отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Ответчики и третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью Научный Центр "ПромПроектЭкология" 07.11.2008 года обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства "Базы отдыха" и предварительном согласовании места размещения объекта "базы отдыха" на острове Поджабный в Самарском районе городского округа Самара.
Предполагаемая площадь участка составляет 3,6 га для строительства 32 отдельно стоящих домиков для временного проживания отдыхающих и вспомогательных зданий и сооружений для обеспечения проживания отдыхающих, этажность 1 - 2 этажа, основные конструктивные решения - деревянные на каменных столбчатых фундаментах, вспомогательные строения - дизельная электростанция, одноэтажное сооружение, артезианская скважина для водоснабжения с сооружением павильона по типовому проекту, с приложением схемы предположительного расположения участка и схематичного местоположения участка (том 1 л.д. 12 - 15).
21 декабря 2011 года заявитель обратился с просьбой о внесении в ранее поданное заявление в части площади участка на площадь 64427,00 кв. м, также было направлено Технико-экономическое обоснование проекта строительства "Базы отдыха" по адресу: остров Поджабный в Самарском районе городского округа Самары, разработанное специализированной организацией обществом с ограниченной ответственностью "ЭнергоПроектСтройИзыскания" (том 1 л.д. 17 - 22, том 1 л.д. 23 - 27).
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года N 74, заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство "Базы отдыха" было направлено в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара для организации работ по формированию земельного участка письмами от 10.11.2008 года и 28.12.2011 года.
Письмом "О результатах рассмотрения обращения" N СП-8/3377-0-23 от 24 июля 2012 года Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил о невозможности организовать работу по обеспечению процедуры выбора земельного участка (том 1 л.д. 68 - 69).
Указанный отказ мотивирован ссылкой на информацию Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 02 мая 2012 года N 27-05-02/4485, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 64427,00 квадратных метров находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 76 выделах 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10 Самарского лесничества (том 1 л.д. 120 - 121).
На основании указанного заключения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Министерство строительства Самарской области решением от 24 августа 2012 года N 3/5672 отказало в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок содержится в государственном лесном реестре, относится к землям лесного фонда и находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале N 76, выделах 1, 2, 4, 6, 7, 9, 10 Самарского лесничества (том 1 л.д. 66 - 67).
Заявитель, полагая, что Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара допускает незаконное бездействие, а отказ Министерства строительства Самарской области незаконен и нарушает права и законные интересы ООО НЦ "ПромПроектЭкология", обратился в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением.
07 марта 2013 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение.
Принимая судебный акт, арбитражный суд правомерно руководствовался и обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков для строительства закреплен в статьях 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации и в Регламенте взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Согласно статье 4 Закона Самарской области "О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" основаниями для отказа в утверждении Схемы являются, в том числе, наличие ограничений, обременений, не позволяющих использовать земельный участок в соответствии с предполагаемым разрешенным использованием, а также иные случаи, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Уведомление об отказе в утверждении Схемы должно содержать причины невозможности ее утверждения со ссылкой на соответствующие нормативные правовые акты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14 Постановления от 24.03.2005 года N 5, под бездействием понимается длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары, поскольку Департамент отказал в утверждении схемы по основаниям, предусмотренным региональным и федеральным законодательством.
Также, исходя из статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что указанные нормы не содержат положений об обязательном оформлении Акта выбора земельного участка, если имеются препятствия для выбора земельного участка, а отсутствие акта не может свидетельствовать о непроведении выбора земельного участка.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах лесных участков, расположенных на землях иных категорий.
Указанные обстоятельства подтверждаются Выкопировками из планшета лесоустройства Самарского лесничества (том 1 л.д. 98 - 100).
Представленные Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области доказательства, в том числе, планшета лесоустройства 1995 года по Самарскому лесничеству, а также содержание Лесного плана Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области N 149 от 31.12.2008 года свидетельствует о том, что Самарское лесничество в полном объеме находится на землях лесного фонда.
При этом, доказательства перевода спорного земельного участка из лесных в нелесные материалы дела не содержат.
В связи с чем, особенности использования и распоряжения подобными участками определяются в совокупном толковании как Земельного, так и Лесного кодексов Российской Федерации.
Установленные ограничения и обременения лесного законодательства являются специальными по отношению к общим нормам земельного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.
Испрашиваемый заявителем земельный участок расположен в зоне Р-3 в соответствии с градостроительными регламентами (Постановление Самарской Городской Думы N 61 от 26.04.2001 года), то есть, в зоне природных ландшафтов, к основным видам разрешенного использования отнесены: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе, и отнесен к лесопарковым зонам.
Согласно части 3 статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как следует из заявления Общества, земельный участок испрашивался для строительства капитальных объектов, о чем свидетельствует указание в заявлении на наличие каменных фундаментов у домов, а также строительства вспомогательных зданий и сооружений, в том числе артезианской скважины для водоснабжения с сооружением павильона.
Из заявления усматривается, что целью является строительство "Базы отдыха", при этом не указывается на то, что планируемые объекты строительства являются временными.
Таким образом, с учетом запрета на строительство объектов капитального строительства в пределах лесопарковых зон, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары обоснованно отказал в организации работ по выбору участка.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
С позиции изложенного, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что поскольку на испрашиваемом заявителем земельном участке предполагается строительство объектов капитального строительства, предоставление указанного участка для строительства невозможно, равно как и невозможно обеспечение выбора участка.
В связи с принятием постановления Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 г. "Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства исключительно на торгах", испрашиваемый участок для строительства объектов оздоровительного и рекреационного назначения подлежит предоставлению исключительно на торгах.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Перечень земельных участков, предоставление которых осуществляется исключительно на торгах, установлен Постановлением Правительства Самарской области N 639 от 09.11.2012 года.
В настоящее время обеспечить процедуру предоставления испрашиваемого участка с предварительным согласованием места размещения объекта невозможно в силу прямого запрета.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно отсутствия оснований для удовлетворения требований заявителя.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 07 марта 2013 года по делу N А55-33376/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
С.Т.ХОЛОДНАЯ
С.Т.ХОЛОДНАЯ
Судьи
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
В.В.КУЗНЕЦОВ
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)