Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 17 февраля 2014 года по делу N А69-2844/2013, принятое судьей Ондар Ч.Ч.,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Енисей" (ОГРН 1081701000171, далее СПК "Енисей") обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (в лице Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Тыва), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее Управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22.01.2014 к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 17 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Республике Тывам обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе указывает на следующее:
- - истцом не доказана рыночная стоимость земельного участка на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка;
- - иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки обладает Правительство Республики Тыва, в силу чего именно данный орган исполнительной власти должен быть привлечен в качестве ответчика,
- истец является ненадлежащим, так как является арендатором земельного участка на срок 5 лет.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением от 20.03.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 23.04.2014,, затем рассмотрение дела отложено на 22 мая 2014 года, о чем размещено публичное объявление на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 29.04.2014 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения данного судебного акта на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От истца поступило ходатайство о назначении нормативно-методической экспертизы отчета об оценке от 27.08.2013.
Рассмотрев ходатайство, апелляционный суд его отклонил, поскольку соответствующее ходатайство не было заявлено в суде первой инстанции, уважительные причины не заявления такого ходатайства в суде первой инстанции истец не назвал, кроме того, настоящее дело возможно рассмотреть по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
12 мая 2011 г. между СПК "Енисей" и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва был заключен договор N 5611-А аренды земельного участка.
П. 1.1. договора стороны предусмотрели, что "Арендодатель" (Министерство) сдает, а "Арендатор" (СПК "Енисей") принимает в аренду земельный участок, кадастровый номер 17:18:0105019:237, общей площадью 9000 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2, в целях использования для строительства гаража и ремонтного бокса.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 04.05.2011 г. N 17/11-1-258 кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105019:237, общей площадью 9000 кв. м, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 составляет 1 478 160 рублей.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 12.04.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105019:237, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 составляет 18 438 660 рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 01.01.2013 г. N О/110148-80/13, выполненному ООО "Центр оценки и аудита" по заказу СПК "Енисей", рыночная стоимость земельного участка: общей площадью 9000 кв. м, с кадастровым номером N 17:18:0105019:237, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 составляет 4 496 940 рублей.
Истец ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка: общей площадью 9000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером N 17:18:0105019:237, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 в размере его рыночной стоимости 4 500 000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент утверждения Правительством Республики Тыва результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что представленный отчет об оценке земельного участка земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105019:237, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2, от 01.01.2013 г. N О/110148-80/13, является надлежащим доказательством рыночной стоимости указанного земельного участка.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу первому статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде. При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105019:237 в размере 18 438 660 рублей утверждена Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" в соответствии с Приложением 1 к указанному постановлению (размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва http://www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/), вступившим в силу 01.01.2013, то есть после введения в действие главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Следовательно, к установлению кадастровой стоимости земельного участка подлежали применению положения статьи 24.19, содержащейся в названной главе Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 01.01.2013 г. N О/110148-80/13, выполненному ООО "Центр оценки и аудита" по заказу СПК "Енисей", рыночная стоимость земельного участка: общей площадью 9000 кв. м, с кадастровым номером N 17:18:0105019:237, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 определена по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 4 496 940 рублей.
Между тем, Постановление Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" определяет дату, с которой постановление вступает в силу, которая не тождественна дате, по состоянию на которую производилась государственная кадастровая оценка.
Государственная кадастровая стоимость земельных участков определена на 30.05.2012 - дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой в соответствии с протоколом удостоверения перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих кадастровой оценке на территории Республики Тыва.
Кроме того, из текста Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" следует, что результаты государственной кадастровой оценки утверждены на основании экспертного заключения от 14 ноября 2012 года, в котором не могла быть установлена стоимость земельного участка на будущую дату.
Учитывая, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N 17:18:0105019:237 расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 01.01.2013 г. N О/110148-80/13, выполненному ООО "Центр оценки и аудита" по заказу СПК "Енисей", составляет 4 496 940 рублей, и установлена по состоянию на 01.01.2013, а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции полагает, что указанный отчет об оценке не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка.
Иных надлежащих доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 30.05.2012, в материалы дела истцом не представлено, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имелось у суда первой инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, является несостоятельным и обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения, в том числе федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Тыва (правопредшественник федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, наделение властными полномочиями федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произошло в порядке делегирования перечисленных полномочий, на основании указания закона, в связи с чем указанное учреждение является надлежащим ответчиком по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 17 февраля 2014 года по делу N А69-2844/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Енисей" в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2014 ПО ДЕЛУ N А69-2844/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2014 г. по делу N А69-2844/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "22" мая 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" мая 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Грищенко Ю.А.
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 17 февраля 2014 года по делу N А69-2844/2013, принятое судьей Ондар Ч.Ч.,
установил:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Енисей" (ОГРН 1081701000171, далее СПК "Енисей") обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (в лице Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Тыва), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ (далее Управление) об установлении кадастровой стоимости земельного участка.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22.01.2014 к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 17 февраля 2014 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик - федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ ФКП "Росреестра" по Республике Тывам обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель в апелляционной жалобе указывает на следующее:
- - истцом не доказана рыночная стоимость земельного участка на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка;
- - иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку полномочиями по утверждению результатов государственной кадастровой оценки обладает Правительство Республики Тыва, в силу чего именно данный орган исполнительной власти должен быть привлечен в качестве ответчика,
- истец является ненадлежащим, так как является арендатором земельного участка на срок 5 лет.
Истец направил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Определением от 20.03.2014 апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, назначено судебное заседание на 23.04.2014,, затем рассмотрение дела отложено на 22 мая 2014 года, о чем размещено публичное объявление на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 29.04.2014 о принятии апелляционной жалобы, а также путем размещения данного судебного акта на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От истца поступило ходатайство о назначении нормативно-методической экспертизы отчета об оценке от 27.08.2013.
Рассмотрев ходатайство, апелляционный суд его отклонил, поскольку соответствующее ходатайство не было заявлено в суде первой инстанции, уважительные причины не заявления такого ходатайства в суде первой инстанции истец не назвал, кроме того, настоящее дело возможно рассмотреть по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
12 мая 2011 г. между СПК "Енисей" и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва был заключен договор N 5611-А аренды земельного участка.
П. 1.1. договора стороны предусмотрели, что "Арендодатель" (Министерство) сдает, а "Арендатор" (СПК "Енисей") принимает в аренду земельный участок, кадастровый номер 17:18:0105019:237, общей площадью 9000 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов), расположенный по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2, в целях использования для строительства гаража и ремонтного бокса.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 04.05.2011 г. N 17/11-1-258 кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105019:237, общей площадью 9000 кв. м, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 составляет 1 478 160 рублей.
В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от 12.04.2013 г. кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 17:18:0105019:237, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 составляет 18 438 660 рублей.
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 01.01.2013 г. N О/110148-80/13, выполненному ООО "Центр оценки и аудита" по заказу СПК "Енисей", рыночная стоимость земельного участка: общей площадью 9000 кв. м, с кадастровым номером N 17:18:0105019:237, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 составляет 4 496 940 рублей.
Истец ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка: общей площадью 9000 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, с кадастровым номером N 17:18:0105019:237, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 в размере его рыночной стоимости 4 500 000 рублей.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на момент утверждения Правительством Республики Тыва результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, приведенные нормы Земельного кодекса Российской Федерации допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что представленный отчет об оценке земельного участка земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105019:237, расположенный по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2, от 01.01.2013 г. N О/110148-80/13, является надлежащим доказательством рыночной стоимости указанного земельного участка.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу положений статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор вправе обращаться с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно абзацу первому статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в арбитражном суде. При этом согласно абзацу второму названной нормы права, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от 28.06.2011 N 913/11 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости. При этом Президиум исходил из того, что хотя установленная этим Законом административная процедура пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости и определения кадастровой стоимости в размере рыночной на спорные отношения не распространяется, кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11.
Из материалов дела следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 17:18:0105019:237 в размере 18 438 660 рублей утверждена Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" в соответствии с Приложением 1 к указанному постановлению (размещено на официальном сайте Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва http://www.to17.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/gosozenka/), вступившим в силу 01.01.2013, то есть после введения в действие главы III.1 "Государственная кадастровая оценка" Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Следовательно, к установлению кадастровой стоимости земельного участка подлежали применению положения статьи 24.19, содержащейся в названной главе Закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 01.01.2013 г. N О/110148-80/13, выполненному ООО "Центр оценки и аудита" по заказу СПК "Енисей", рыночная стоимость земельного участка: общей площадью 9000 кв. м, с кадастровым номером N 17:18:0105019:237, расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 определена по состоянию на 01.01.2013 г. составляет 4 496 940 рублей.
Между тем, Постановление Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" определяет дату, с которой постановление вступает в силу, которая не тождественна дате, по состоянию на которую производилась государственная кадастровая оценка.
Государственная кадастровая стоимость земельных участков определена на 30.05.2012 - дату формирования перечня объектов для целей проведения государственной кадастровой в соответствии с протоколом удостоверения перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов, подлежащих кадастровой оценке на территории Республики Тыва.
Кроме того, из текста Правительства Республики Тыва от 29.12.2012 N 736 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Тыва" следует, что результаты государственной кадастровой оценки утверждены на основании экспертного заключения от 14 ноября 2012 года, в котором не могла быть установлена стоимость земельного участка на будущую дату.
Учитывая, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N 17:18:0105019:237 расположенного по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Энергетиков, д. 5/2 согласно отчету об оценке рыночной стоимости от 01.01.2013 г. N О/110148-80/13, выполненному ООО "Центр оценки и аудита" по заказу СПК "Енисей", составляет 4 496 940 рублей, и установлена по состоянию на 01.01.2013, а не на дату установления кадастровой стоимости земельного участка, суд апелляционной инстанции полагает, что указанный отчет об оценке не может быть принят в качестве достоверного доказательства, подтверждающего рыночную стоимость земельного участка.
Иных надлежащих доказательств, подтверждающих рыночную стоимость земельного участка по состоянию на 30.05.2012, в материалы дела истцом не представлено, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имелось у суда первой инстанции.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску, является несостоятельным и обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В силу пунктов 1, 4 Положения "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", осуществление государственного кадастрового учета является одной из функций федерального органа исполнительной власти Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения, в том числе федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Тыва (правопредшественник федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"), наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, наделение властными полномочиями федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" произошло в порядке делегирования перечисленных полномочий, на основании указания закона, в связи с чем указанное учреждение является надлежащим ответчиком по требованиям об установлении размера кадастровой стоимости земельных участков, равном их рыночной стоимости.
Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 17 февраля 2014 года по делу N А69-2844/2013 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В иске отказать.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива "Енисей" в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Н.Н.БЕЛАН
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)