Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараева И.С. (доверенность от 30.12.2014 N 425),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Солнышко" - не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2014 года по делу N А55-25648/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнышко" (ОГРН 1036300883222, ИНН 6319092656), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солнышко" (далее - заявитель, общество, ООО "Солнышко") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным уведомления Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, 21, площадью 80 кв. м, и обязании устранить допущенные нарушения (т. 1 л.д. 3-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 по делу N А55-25648/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 113-114).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 решение суда оставлено без изменения (т. 1 л.д. 134-136)..
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2014 по делу N А55-25648/2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 1 л.д. 191-194).
При новом рассмотрении заявитель изменил предмет заявленных требований и просит признать незаконным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области обеспечить проведение оценки вышеназванного земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в тридцатидневный срок, а также принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка (т. 2 л.д. 1-4).
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 по делу N А55-25648/2013 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "Солнышко" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10, содержащийся в уведомлении от 30.10.2013 N 12-1/2436/13.
Обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Солнышко" путем проведения оценки земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10 в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка (т. 2 л.д. 33-36).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 40-43).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель министерства заявил ходатайство:
- - заменить Министерство имущественных отношений Самарской области на Администрацию городского округа Самара в порядке процессуального правопреемства;
- - привлечь к участию в деле Департамент управления имуществом городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара).
Основанием для заявленного ходатайства как указал представитель министерства, является принятие Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле".
Согласно указанному закону полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015 осуществляется органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара является Администрация городского округа Самара.
Представитель общества возражал по заявленному ходатайству.
Судом апелляционной инстанции учтено, что порядок исполнения указанного закона не установлен, документы министерством в Администрацию городского округа Самара не переданы, поэтому в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
Представитель министерства поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 24.04.2006 N 26526з ООО "Солнышко" в аренду предоставлен земельный участок, кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, 21, площадью 80 кв. м, для использования под временный мини-магазин.
Заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Сообщением от 30.10.2013 N 12-1/2436/13 министерство в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка заявителю отказало. Отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке капитального строения, а также тем, что предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту (т. 1 л.д. 9-11).
Считая отказ незаконным и нарушающем его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Суд первой инстанции указал, что довод министерства о наличием на испрашиваемом земельном участке капитального строения, опровергается имеющимся в материалах дела письмом Самарского филиала ГУП "Сартехинвертаризация" от 05.08.2013 N 055/2013, из которого следует, что принадлежащий заявителю мини-магазин не является объектом капитального строительства.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод министерства о том, что земельный участок не может быть предоставлен, так как предполагаемая цель его использования противоречит градостроительному регламенту.
Из материалов дела следует, что на обращение министерства из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поступило сообщение от 22.08.2013 N САМВ-62956 согласно которому спорный участок отнесен к территориальной зоне Ж-3 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, (далее -Правила). При этом размещение мини-магазина "Промтовары" не соответствует основным видам использования земельных участков в указанной зоне.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Правил объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем мини-магазина опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, министерством в нарушение требований статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
К основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-3 - Зона среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей относятся магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м.
Суд первой инстанции правильно указал, что мини-магазин заявителя подпадает под указанные критерии и может размещаться в зоне Ж-3.
В силу пункта 2.11. Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области (далее - организатор аукциона), осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Согласно пункту 2.13 Порядка организатор аукциона не позднее чем за 14 рабочих дней с момента получения решения министерства, указанного в пункте 2.12. настоящего Порядка, определяет время и место проведения аукциона, шаг аукциона, размер задатка, время и место ознакомления с документацией о проведении аукциона и обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в газете "Волжская коммуна", а также на официальном сайте Правительства Самарской области. Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании опубликованной информации вправе обратиться к организатору аукциона с заявкой для участия в аукционе. Если предметом аукциона является заключение договора купли-продажи земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 20 процентам начальной цены земельного участка, определенной на основании отчета о рыночной стоимости. Если предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 50 процентам начального размера арендной платы (определенной на основании отчета о рыночной стоимости), подлежащей уплате за весь срок договора аренды.
Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее пяти дней со дня его подписания.
В случае, если предметом аукциона было право на заключение договора аренды земельного участка, такой договор должен быть подписан министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее двадцати дней со дня его подписания.
Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка либо в счет арендной платы.
Аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка признается несостоявшимся в случаях, если в аукционе приняло участие менее двух участников, ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Организатор аукциона обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить внесенный участниками несостоявшегося аукциона задаток.
В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, министерство принимает решение о предоставлении земельного участка лицу, принявшему участие в аукционе. Договор купли-продажи или аренды земельного участка, заключается в данном случае на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. В связи с чем, в соответствии с пунктами 2.11 - 2.12. Порядка министерство обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ противоречат, пунктам 2.4., 2.11 - 2.13 Порядка, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2014 года по делу N А55-25648/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.03.2015 N 11АП-497/2015 ПО ДЕЛУ N А55-25648/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. по делу N А55-25648/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 марта 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараева И.С. (доверенность от 30.12.2014 N 425),
представителя общества с ограниченной ответственностью "Солнышко" - не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2015 года в помещении суда апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2014 года по делу N А55-25648/2013 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Солнышко" (ОГРН 1036300883222, ИНН 6319092656), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Солнышко" (далее - заявитель, общество, ООО "Солнышко") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным уведомления Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, 21, площадью 80 кв. м, и обязании устранить допущенные нарушения (т. 1 л.д. 3-6).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2014 по делу N А55-25648/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 1 л.д. 113-114).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 решение суда оставлено без изменения (т. 1 л.д. 134-136)..
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 05.09.2014 по делу N А55-25648/2013 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 1 л.д. 191-194).
При новом рассмотрении заявитель изменил предмет заявленных требований и просит признать незаконным уведомление Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.10.2013 об отказе в предоставлении в собственность земельного, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области обеспечить проведение оценки вышеназванного земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности в тридцатидневный срок, а также принять решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка (т. 2 л.д. 1-4).
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Самарской области от 08.12.2014 по делу N А55-25648/2013 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ООО "Солнышко" в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10, содержащийся в уведомлении от 30.10.2013 N 12-1/2436/13.
Обязал Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Солнышко" путем проведения оценки земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский р-н, ул. Гвардейская, д. 21 площадью 80 кв. м, кадастровый номер 63:01:0238002:10 в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности и принятия решения о проведении торгов в форме аукциона по продаже указанного земельного участка (т. 2 л.д. 33-36).
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д. 40-43).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель министерства заявил ходатайство:
- - заменить Министерство имущественных отношений Самарской области на Администрацию городского округа Самара в порядке процессуального правопреемства;
- - привлечь к участию в деле Департамент управления имуществом городского округа Самара (Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара).
Основанием для заявленного ходатайства как указал представитель министерства, является принятие Закона Самарской области от 26.02.2015 N 11-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сфере градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области" и статью 5.1 Закона Самарской области "О земле".
Согласно указанному закону полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе Самара с 01.03.2015 осуществляется органами местного самоуправления городского округа Самара.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 22 Устава городского округа Самара, исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара является Администрация городского округа Самара.
Представитель общества возражал по заявленному ходатайству.
Судом апелляционной инстанции учтено, что порядок исполнения указанного закона не установлен, документы министерством в Администрацию городского округа Самара не переданы, поэтому в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
Представитель министерства поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 24.04.2006 N 26526з ООО "Солнышко" в аренду предоставлен земельный участок, кадастровым номером 63:01:0238002:10, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Гвардейская, 21, площадью 80 кв. м, для использования под временный мини-магазин.
Заявитель обратился в Министерство с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп вышеуказанного земельного участка.
Сообщением от 30.10.2013 N 12-1/2436/13 министерство в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка заявителю отказало. Отказ мотивирован наличием на испрашиваемом земельном участке капитального строения, а также тем, что предполагаемая цель использования земельного участка противоречит градостроительному регламенту (т. 1 л.д. 9-11).
Считая отказ незаконным и нарушающем его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
В силу пункта 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; указанные органы обязаны уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, регламентирована постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара" (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления земельных участков граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены, тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
В соответствии с пунктом 2.3 Министерство не позднее следующего дня, с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка, Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Суд первой инстанции указал, что довод министерства о наличием на испрашиваемом земельном участке капитального строения, опровергается имеющимся в материалах дела письмом Самарского филиала ГУП "Сартехинвертаризация" от 05.08.2013 N 055/2013, из которого следует, что принадлежащий заявителю мини-магазин не является объектом капитального строительства.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод министерства о том, что земельный участок не может быть предоставлен, так как предполагаемая цель его использования противоречит градостроительному регламенту.
Из материалов дела следует, что на обращение министерства из Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара поступило сообщение от 22.08.2013 N САМВ-62956 согласно которому спорный участок отнесен к территориальной зоне Ж-3 согласно действующим Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61, (далее -Правила). При этом размещение мини-магазина "Промтовары" не соответствует основным видам использования земельных участков в указанной зоне.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Правил объекты недвижимости, ставшие несоответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами. Исключения составляют те несоответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
Пунктом 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Доказательств того, что использование спорного земельного участка или находящегося на нем мини-магазина опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, министерством в нарушение требований статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
К основным разрешенным видам использования земельных участков в зоне Ж-3 - Зона среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей относятся магазины товаров первой необходимости в отдельно стоящем здании общей площадью не более 300 кв. м.
Суд первой инстанции правильно указал, что мини-магазин заявителя подпадает под указанные критерии и может размещаться в зоне Ж-3.
В силу пункта 2.11. Порядка Министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, в срок, не превышающий тридцати дней с момента получения кадастрового паспорта земельного участка.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрено, что в недельный срок начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области (далее - организатор аукциона), осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
Согласно пункту 2.13 Порядка организатор аукциона не позднее чем за 14 рабочих дней с момента получения решения министерства, указанного в пункте 2.12. настоящего Порядка, определяет время и место проведения аукциона, шаг аукциона, размер задатка, время и место ознакомления с документацией о проведении аукциона и обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления в газете "Волжская коммуна", а также на официальном сайте Правительства Самарской области. Извещение о проведении торгов должно быть опубликовано не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов. Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, на основании опубликованной информации вправе обратиться к организатору аукциона с заявкой для участия в аукционе. Если предметом аукциона является заключение договора купли-продажи земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 20 процентам начальной цены земельного участка, определенной на основании отчета о рыночной стоимости. Если предметом аукциона является право на заключение договора аренды земельного участка, задаток устанавливается в размере, равном 50 процентам начального размера арендной платы (определенной на основании отчета о рыночной стоимости), подлежащей уплате за весь срок договора аренды.
Договор купли-продажи земельного участка заключается министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее пяти дней со дня его подписания.
В случае, если предметом аукциона было право на заключение договора аренды земельного участка, такой договор должен быть подписан министерством с победителем аукциона на основании протокола о результатах проведения аукциона в срок не позднее двадцати дней со дня его подписания.
Внесенный победителем аукциона задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка либо в счет арендной платы.
Аукцион по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка признается несостоявшимся в случаях, если в аукционе приняло участие менее двух участников, ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет или если победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах аукциона, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Организатор аукциона обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах аукциона возвратить внесенный участниками несостоявшегося аукциона задаток.
В случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников, министерство принимает решение о предоставлении земельного участка лицу, принявшему участие в аукционе. Договор купли-продажи или аренды земельного участка, заключается в данном случае на условиях, указанных в извещении о проведении торгов.
Из материалов дела следует, что кадастровые работы в отношении испрашиваемого земельного участка проведены. В связи с чем, в соответствии с пунктами 2.11 - 2.12. Порядка министерство обязано было провести оценку земельного участка, принять решение о проведении торгов в форме аукциона, известить об этом заявителя и передать соответствующие документы в Главное управление организации торгов Самарской области для проведения аукциона.
Оценив обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оспариваемый отказ противоречат, пунктам 2.4., 2.11 - 2.13 Порядка, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя, что в силу статьи 201 АПК РФ дает суду основание для признания его незаконным и обязания устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина министерством в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2014 года по делу N А55-25648/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
Е.Г.ФИЛИППОВА
А.А.ЮДКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)