Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Ненашев В.Н., представитель по доверенности от 07.05.2015 N 2.4-10/10-15;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Орлова Артема Николаевича
на решение от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015
по делу N А59-2907/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Джавашвили В.Н., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
По заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Орлова Артема Николаевича
к Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третье лицо: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бармута Наталья Викторовна
о признании незаконным распоряжения, о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка, о приостановлении осуществления кадастрового учета
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Орлов Артем Николаевич (ОГРНИП 313650109900098, место жительства: 693007, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск; далее - глава КФХ Орлов А.Н.) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500544510, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 32; далее - департамент) от 25.03.2014 N 336-р; о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Сахалинской области (ОГРН 1027700485757, место нахождения: 107078, г. Москва, Орликов переулок, 10/1; далее - кадастровая палата) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 65:02:0000039:644; о признании незаконным решения кадастровой палаты от 11.07.2014 N 65/РКФ/14-13625; об обязании кадастровой палаты аннулировать в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером 65:02:0000039:644 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бармута Наталья Викторовна (место жительства: 693013, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе глава КФХ Орлов А.Н. просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об ошибочности выводов судов о наличии оснований для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, так как схема расположения земельного участка утверждена Орлову А.Н. по результатам рассмотрения дела N А59-2164/2013, в рамках которого установлено отсутствие иных заявок на спорный участок, а, следовательно, заявка Бармуты Н.В. не должна была приниматься судами во внимание. Кроме того, судами не учтены доводы заявителя о том, что заявка третьего лица не соответствовала требованиям Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ, Закон о фермерском хозяйстве). В этой связи полагает, что суды неверно посчитали, что утверждение схемы расположения земельного участка третьему лицу не нарушает права и законные интересы Орлова А.Н.
Кадастровая палата в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном ее представителем в судебном заседании, изложенные в ней доводы отклонила, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд округа не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами при рассмотрении дела N А59-2164/2013, глава КФХ Орлов А.Н. 11.04.2013 обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью около 15 га, расположенного севернее территории СНТ "Радужное" в районе п/л "Ласточка", с целью создания фермерского хозяйства, рассмотрев которое уполномоченный орган письмом от 06.11.2013 N 7461-014/07 отказал в предоставлении земельного участка в связи с необходимостью установления санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также сослался на то, что осуществление сельскохозяйственной деятельности возможно только за границами населенных пунктов.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, а также действием по нарушению сроков рассмотрения заявления и бездействием по неутверждению схемы расположения земельного участка, Орлов А.Н. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением; вступившим в законную силу решением суда от 12.11.2013 по делу N А59-2164/2013 заявленные требования удовлетворены; во исполнение указанного судебного акта департамент распоряжением от 13.03.2014 N 292-р утвердил Орлову А.Н. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 65:02:0000039, местоположение - Сахалинская область, ГО "Город Южно-Сахалинск", западнее с.Дальнее, севернее территории СНТ "Радужное", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (коневодство).
27.03.2014 Орловым А.Н. заключен договор на проведение кадастровых работ N 482КР, по результатам которого подготовлен межевой план от 30.06.2014 об образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Сахалинская область, ГО "Город Южно-Сахалинск", западнее с. Дальнее, севернее территории СНТ "Радужное".
Решением кадастровой палаты от 11.07.2014 N 65/РКФ/14-13625 осуществление кадастрового учета по заявлению Орлова А.Н. приостановлено ввиду наложения образуемого участка на земельный участок с кадастровым номером 65:02:0000039:644.
В свою очередь 23.10.2013 в адрес департамента поступило заявление Бармута Н.В. о предоставлении ей в аренду земельного участка севернее территории СНТ "Радужное" в районе пионерлагеря "Ласточка" площадью 26 га сроком на 25 лет для сельскохозяйственного использования (растениеводства и сенокошения).
Распоряжением департамента от 25.03.2014 N 336-р заявителю утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 65:02:0000039, местоположение - Сахалинская область, ГО "Город Южно-Сахалинск", западнее с.Дальнее, севернее территории СНТ "Радужное", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (растениеводство и сенокошение).
По договору на выполнение топографо-геодезических и кадастровых работ от 25.03.2014 N 4/08/1-14 Бармуте Н.В. подготовлен межевой план об образовании земельного участка, на основании которого 09.04.2014 участок площадью 205978+/-3971 кв. м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 65:02:0000039:644.
Посчитав, что распоряжение департамента от 25.03.2014 N 336-р, а также действия кадастровой палаты по постановке земельного участка, сформированного по заявлению третьего лица, на кадастровый учет и решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, сформированного заявителю, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы главы КФХ Орлова А.Н., последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении настоящего спора арбитражными судами установлено нарушение порядка формирования земельных участков, выразившееся в принятии департаментом оспариваемого распоряжения от 25.03.2014, поскольку в отношении одной и той же территории, в пределах которой и Орловым А.Н. и Бармутой Н.В. испрашивались участки, не могло быть утверждено более одной схемы расположения земельного участка. Однако указанное обстоятельство обоснованно было расценено судами как не повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Законом о фермерском хозяйстве, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства гражданам и их некоммерческим объединениям, предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан", для ведения личного подсобного хозяйства, регулируемого Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве), а также при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Этой же нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 10).
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный Законом о фермерском хозяйстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Закона).
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в Законе о фермерском хозяйстве соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, прямо содержащим норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Таким образом, поскольку в отношении получения права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Сахалинская область, ГО "Город Южно-Сахалинск", западнее с.Дальнее, севернее территории СНТ "Радужное" имелось два претендента, суды с учетом указанных выше норм материального права и конкретных обстоятельств настоящего дела, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемым распоряжением департамента права и законные интересы главы КФХ Орлова А.Н. не могут считаться нарушенными, так как он не лишен права на участие в торгах. Поступление заявки Орлова А.Н. в департамент (11.04.2013) ранее аналогичной заявки о предоставлении в аренду земельного участка в пределах той же территории от Бармута Н.В. (23.10.2013) не свидетельствует о наличии у заявителя какого-либо преимущества в получении данного земельного участка.
Рассматривая требования главы КФХ Орлова А.Н. о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 65:02:0000039:644 и решения кадастровой палаты от 11.07.2014 N 65/РКФ/14-13625 о приостановлении осуществления кадастрового учета, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что такие действия были осуществлены уполномоченным органом в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", что также исключает их удовлетворение.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов арбитражных судов о наличии оснований для проведения аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка, отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства.
Довод главы КФХ Орлова А.Н. о том, что наличие (отсутствие) заявок иных лиц в отношении спорного участка исследовалось арбитражным судом в рамках дела N А59-2164/2013, в связи с чем заявка Бармута Н.В. не может учитываться как множественность поступивших в адрес департамента заявлений о предоставлении одного и того же земельного участка, являлся предметом исследования и оценки апелляционного суда и был им отклонен, ввиду того, что такие выводы в судебных актах, принятых в рамках указанного дела, отсутствуют.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что у департамента отсутствовали основания для вынесения оспариваемого распоряжения, поскольку заявление третьего лица не соответствовало положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, также обоснованно не была принята судом апелляционной инстанции во внимание как не имеющая правового значения.
По существу доводы главы КФХ Орлова А.Н. в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы судов, основанных на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом округа отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А59-2907/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2015 N Ф03-1628/2015 ПО ДЕЛУ N А59-2907/2014
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2015 г. N Ф03-1628/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2015 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Цирулик О.В.
при участии
- от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - Ненашев В.Н., представитель по доверенности от 07.05.2015 N 2.4-10/10-15;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Орлова Артема Николаевича
на решение от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015
по делу N А59-2907/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Джавашвили В.Н., в апелляционном суде судьи: Анисимова Н.Н., Гончарова А.В., Гуцалюк С.В.
По заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Орлова Артема Николаевича
к Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
третье лицо: глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бармута Наталья Викторовна
о признании незаконным распоряжения, о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка, о приостановлении осуществления кадастрового учета
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Орлов Артем Николаевич (ОГРНИП 313650109900098, место жительства: 693007, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск; далее - глава КФХ Орлов А.Н.) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500544510, место нахождения: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 32; далее - департамент) от 25.03.2014 N 336-р; о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Сахалинской области (ОГРН 1027700485757, место нахождения: 107078, г. Москва, Орликов переулок, 10/1; далее - кадастровая палата) по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 65:02:0000039:644; о признании незаконным решения кадастровой палаты от 11.07.2014 N 65/РКФ/14-13625; об обязании кадастровой палаты аннулировать в государственном кадастре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером 65:02:0000039:644 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бармута Наталья Викторовна (место жительства: 693013, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2014, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе глава КФХ Орлов А.Н. просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель приводит доводы об ошибочности выводов судов о наличии оснований для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, так как схема расположения земельного участка утверждена Орлову А.Н. по результатам рассмотрения дела N А59-2164/2013, в рамках которого установлено отсутствие иных заявок на спорный участок, а, следовательно, заявка Бармуты Н.В. не должна была приниматься судами во внимание. Кроме того, судами не учтены доводы заявителя о том, что заявка третьего лица не соответствовала требованиям Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ, Закон о фермерском хозяйстве). В этой связи полагает, что суды неверно посчитали, что утверждение схемы расположения земельного участка третьему лицу не нарушает права и законные интересы Орлова А.Н.
Кадастровая палата в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном ее представителем в судебном заседании, изложенные в ней доводы отклонила, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд округа не обеспечили.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых по делу судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для их отмены.
Как установлено арбитражными судами при рассмотрении дела N А59-2164/2013, глава КФХ Орлов А.Н. 11.04.2013 обратился в департамент с заявлением о предоставлении земельного участка общей площадью около 15 га, расположенного севернее территории СНТ "Радужное" в районе п/л "Ласточка", с целью создания фермерского хозяйства, рассмотрев которое уполномоченный орган письмом от 06.11.2013 N 7461-014/07 отказал в предоставлении земельного участка в связи с необходимостью установления санитарно-защитной зоны согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а также сослался на то, что осуществление сельскохозяйственной деятельности возможно только за границами населенных пунктов.
Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, а также действием по нарушению сроков рассмотрения заявления и бездействием по неутверждению схемы расположения земельного участка, Орлов А.Н. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением; вступившим в законную силу решением суда от 12.11.2013 по делу N А59-2164/2013 заявленные требования удовлетворены; во исполнение указанного судебного акта департамент распоряжением от 13.03.2014 N 292-р утвердил Орлову А.Н. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 65:02:0000039, местоположение - Сахалинская область, ГО "Город Южно-Сахалинск", западнее с.Дальнее, севернее территории СНТ "Радужное", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (коневодство).
27.03.2014 Орловым А.Н. заключен договор на проведение кадастровых работ N 482КР, по результатам которого подготовлен межевой план от 30.06.2014 об образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного: Сахалинская область, ГО "Город Южно-Сахалинск", западнее с. Дальнее, севернее территории СНТ "Радужное".
Решением кадастровой палаты от 11.07.2014 N 65/РКФ/14-13625 осуществление кадастрового учета по заявлению Орлова А.Н. приостановлено ввиду наложения образуемого участка на земельный участок с кадастровым номером 65:02:0000039:644.
В свою очередь 23.10.2013 в адрес департамента поступило заявление Бармута Н.В. о предоставлении ей в аренду земельного участка севернее территории СНТ "Радужное" в районе пионерлагеря "Ласточка" площадью 26 га сроком на 25 лет для сельскохозяйственного использования (растениеводства и сенокошения).
Распоряжением департамента от 25.03.2014 N 336-р заявителю утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала 65:02:0000039, местоположение - Сахалинская область, ГО "Город Южно-Сахалинск", западнее с.Дальнее, севернее территории СНТ "Радужное", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для осуществления фермерским хозяйством его деятельности (растениеводство и сенокошение).
По договору на выполнение топографо-геодезических и кадастровых работ от 25.03.2014 N 4/08/1-14 Бармуте Н.В. подготовлен межевой план об образовании земельного участка, на основании которого 09.04.2014 участок площадью 205978+/-3971 кв. м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 65:02:0000039:644.
Посчитав, что распоряжение департамента от 25.03.2014 N 336-р, а также действия кадастровой палаты по постановке земельного участка, сформированного по заявлению третьего лица, на кадастровый учет и решение о приостановлении осуществления кадастрового учета земельного участка, сформированного заявителю, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы главы КФХ Орлова А.Н., последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении настоящего спора арбитражными судами установлено нарушение порядка формирования земельных участков, выразившееся в принятии департаментом оспариваемого распоряжения от 25.03.2014, поскольку в отношении одной и той же территории, в пределах которой и Орловым А.Н. и Бармутой Н.В. испрашивались участки, не могло быть утверждено более одной схемы расположения земельного участка. Однако указанное обстоятельство обоснованно было расценено судами как не повлекшее нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пункт 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания указанной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Законом о фермерском хозяйстве, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства гражданам и их некоммерческим объединениям, предусмотренного Федеральным законом "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан", для ведения личного подсобного хозяйства, регулируемого Федеральным законом от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве), а также при предоставлении в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.
Этой же нормой предусмотрено, что в случае, если подано два и более заявления о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 10).
В случае, если заинтересованными лицами в приобретении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения являются граждане, изъявившие желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, следует применять порядок предоставления таким субъектам, регламентированный Законом о фермерском хозяйстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления. Орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 указанной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, впоследствии принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю (пункты 3, 4 статьи 12 Закона).
Вместе с тем Закон о фермерском хозяйстве, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения такому субъекту, не определяет процедуру предоставления земельного участка в случае наличия конкурирующей заявки второго такого же субъекта или иной сельскохозяйственной организации.
Из системного толкования приведенных норм права следует, что в отсутствие в Законе о фермерском хозяйстве соответствующих положений, регулирующих спорную ситуацию, и учитывая, что указанным лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства необходимы земли сельскохозяйственного назначения, применению подлежат правила, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, прямо содержащим норму о предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду в случае, если подано два и более заявлений на торгах (конкурсах, аукционах). Применение этой нормы в рассматриваемом случае вытекает также из статьи 2 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которой предусмотрено, что участниками отношений, регулируемых Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, не исключая тем самым, его действие на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Правовое регулирование спорной ситуации положениями пункта 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения соответствует установленным статьей 34 Земельного кодекса принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, гарантирует равный доступ всех лиц к приобретению земельных участков из публичной собственности. Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам.
Таким образом, поскольку в отношении получения права аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Сахалинская область, ГО "Город Южно-Сахалинск", западнее с.Дальнее, севернее территории СНТ "Радужное" имелось два претендента, суды с учетом указанных выше норм материального права и конкретных обстоятельств настоящего дела, пришли к правильному выводу о том, что оспариваемым распоряжением департамента права и законные интересы главы КФХ Орлова А.Н. не могут считаться нарушенными, так как он не лишен права на участие в торгах. Поступление заявки Орлова А.Н. в департамент (11.04.2013) ранее аналогичной заявки о предоставлении в аренду земельного участка в пределах той же территории от Бармута Н.В. (23.10.2013) не свидетельствует о наличии у заявителя какого-либо преимущества в получении данного земельного участка.
Рассматривая требования главы КФХ Орлова А.Н. о признании незаконными действий кадастровой палаты по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 65:02:0000039:644 и решения кадастровой палаты от 11.07.2014 N 65/РКФ/14-13625 о приостановлении осуществления кадастрового учета, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что такие действия были осуществлены уполномоченным органом в соответствие с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", что также исключает их удовлетворение.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов арбитражных судов о наличии оснований для проведения аукциона на право заключения договора аренды испрашиваемого земельного участка, отклоняются судом округа как основанные на неверном толковании заявителем норм действующего законодательства.
Довод главы КФХ Орлова А.Н. о том, что наличие (отсутствие) заявок иных лиц в отношении спорного участка исследовалось арбитражным судом в рамках дела N А59-2164/2013, в связи с чем заявка Бармута Н.В. не может учитываться как множественность поступивших в адрес департамента заявлений о предоставлении одного и того же земельного участка, являлся предметом исследования и оценки апелляционного суда и был им отклонен, ввиду того, что такие выводы в судебных актах, принятых в рамках указанного дела, отсутствуют.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что у департамента отсутствовали основания для вынесения оспариваемого распоряжения, поскольку заявление третьего лица не соответствовало положениям статьи 12 Закона о фермерском хозяйстве, также обоснованно не была принята судом апелляционной инстанции во внимание как не имеющая правового значения.
По существу доводы главы КФХ Орлова А.Н. в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка, фактически не опровергают выводы судов, основанных на исследованных доказательствах и установленных по делу обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм материального права, которые могли бы являться основанием для отмены принятых по делу судебных актов в порядке кассационного производства, в силу чего судом округа отклоняются в соответствии с правилами статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
Учитывая изложенное основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2014, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А59-2907/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)