Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2015 N 20АП-6511/2014 ПО ДЕЛУ N А68-2299/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу N А68-2299/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 19.01.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Рыжовой Е.В., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области - Ворониной О.М. (доверенность от 03.10.2014 N 20-01-21/12202), в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Технотекс" и Правительства Тульской области, надлежащим образом извещенных времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технотекс" на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.09.2014 по делу N А68-2299/2014 (судья Косоухова С.В.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Технотекс" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (далее - Министерство), изложенного в письме от 10.12.2013 N 20-01-22/15216, в подготовке и направлении проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на том основании, что в соответствии с постановлением Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 земельные участки предоставляются исключительно на торгах; понуждении Министерства подготовить и направить проект постановления; признании незаконным бездействия Правительства Тульской области.
В судебном заседании представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отказался от требований к Правительству Тульской области о признании его бездействия незаконным.
Поскольку отказ ООО "Технотекс" не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, на основании статьи 49 АПК РФ судом принят отказ заявителя. В силу пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ производство по делу в данной части прекращено.
Решением арбитражного суда заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Заявитель в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагает, что правоотношения заявителя с органами государственной власти носят не административный, а судебный характер. Ссылается на то, что отсутствуют какие-либо данные о невозможности выбора земельного участка. Считает неправомерным вывод суда первой инстанции о неприменении в данном случае положений ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, ссылается в обоснование своей позиции на судебную практику Российской Федерации, а также иностранных государств.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 31.08.2009 ООО "Технотекс" обратилось в администрацию Тульской области с заявлением, в котором просило произвести выбор земельного участка, площадью 2 250 кв. м по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Горького до границы с территорией ОАО "КМЗ", с оформлением акта о выборе и осуществить предварительное согласование места размещения объекта.
После обращения ООО "Технотекс" 12.10.2009 департамент имущественных и земельных отношений Тульской области направил в адрес администрации г. Тулы письмо с просьбой обеспечить выбор земельного участка для строительства производственного здания по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Горького.
ООО "Технотекс" обжаловало в арбитражный суд бездействие администрации г. Тулы по необеспечению выбора спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2012 по делу N А68-3158/12 требования ООО "Технотекс" удовлетворены; суд обязал администрацию г. Тулы обеспечить выбор земельного участка и утвердить постановлением схему размещения земельного участка площадью 2 250 кв. м, расположенного по ул. Горького п. Косая Гора г. Тулы на кадастровой карте территории; направить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка в адрес министерства имущественных и земельных отношений и ООО "Технотекс".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-8667/2011 признано незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выразившееся в неподготовке и ненаправлении проекта постановления о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Технотекс" места размещения объекта в правительство Тульской области или мотивированного отказа в согласовании места размещения объекта.
Суд обязал министерство имущественных и земельных отношений Тульской области подготовить и направить проект постановления о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Технотекс" места размещения объекта в правительство Тульской области и заявителю или мотивированного отказа в согласовании места размещения объекта в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле".
Постановлением администрации города Тулы от 07.03.2013 N 572 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории N @ 59719 от 17.12.2012, площадью 2 250 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) пос. Косая Гора по ул. Горького в Привокзальном районе города Тулы (согласно прилагаемой схеме), для строительства производственно-коммунальных объектов 1 класса опасности и ниже; определен вид разрешенного использования земельного участка на период строительства (территориальная зона П-1 - зона производственно-коммунальных объектов 1 класса опасности: производственное здание) (пункт 1 постановления).
Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы поручено в установленном порядке передать в Правительство Тульской области акт о выборе земельного участка и схему расположения вышеуказанного земельного на кадастровой карте (плане) территории для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства или об отказе в его размещении (пункт 2 постановления).

Письмом от 10.12.2013 N 20-01-22/15216 Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало обществу в подготовке проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на том основании, что в соответствии с постановлением Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 земельные участки предоставляются исключительно на торгах.
Считая данное письмо отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Порядок предоставления для строительства земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как установлено пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 указанного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как было указано выше, ООО "Технотекс" 31.08.2009 обратилось в Администрацию Тульской области с заявлением о выборе земельного участка, площадью 2 250 кв. м по адресу: г. Тула, п. Косая Гора, ул. Горького до границы с территорией ОАО "КМЗ", и предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2012 по делу N А68-3158/12 суд обязал администрацию г. Тулы обеспечить выбор земельного участка и утвердить постановлением схему размещения земельного участка площадью 2250 кв. м, расположенного по ул. Горького п. Косая Гора г. Тулы на кадастровой карте территории; направить акт выбора земельного участка и схему расположения земельного участка в адрес Министерства имущественных и земельных отношений и ООО "Технотекс".
Во исполнение решения арбитражного суда постановлением администрации города Тулы от 07.03.2013 N 572 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 25.12.2012 по делу N А68-8667/2011 признано незаконным бездействие министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, выразившееся в неподготовке и ненаправлении проекта постановления о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Технотекс" места размещения объекта в правительство Тульской области или мотивированного отказа в согласовании места размещения объекта. Суд обязал министерство имущественных и земельных отношений Тульской области подготовить и направить проект постановления о предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Технотекс" места размещения объекта в правительство Тульской области и заявителю или мотивированного отказа в согласовании места размещения объекта в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации и постановлением Администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле".
Письмом от 10.12.2013 N 20-01-22/15216 министерство имущественных и земельных отношений Тульской области отказало обществу в подготовке проекта постановления о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства на том основании, что в соответствии с постановлением Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 земельные участки предоставляются исключительно на торгах.
Распоряжением Правительства Тульской области от 19.02.2014 N 99-р обществу отказано в размещении производственно-коммунальных объектов I класса опасности и ниже по ул. Горького пос. Косая Гора Привокзального района города Тулы со ссылкой на пункт 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, постановление правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 "Об особенностях предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле".
Постановлением администрации Тульской области от 01.06.2010 N 430 утверждено Положение о порядке рассмотрения заявлений и принятия решений о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле (далее - Положение).
В силу пункта 2 Положения, заявления, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, принимаются и рассматриваются Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области. Решения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства, в том числе о предварительном согласовании места размещения объекта, о предоставлении земельных участков, о проведении торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка, принимаются Правительством Тульской области.
В соответствии с пунктом 26 Положения Министерство осуществляет подготовку проекта постановления правительства Тульской области о предварительном согласовании места размещения объекта; в случае невозможности размещения объекта на земельном участке министерство направляет заинтересованному лицу мотивированный отказ.
Таким образом, оспариваемый отказ принят уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией, установленной нормативными актами, регулирующими правоотношения, связанные с предоставлением земельных участков.
Согласно пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Так, постановлением Правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81 установлен перечень случаев, когда земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле для целей строительства предоставляются исключительно на торгах. В этот перечень, в частности, включено строительство объектов производственного (промышленного) назначения, в том числе заводов, фабрик, производственных баз, объектов складского назначения (пункт "д").
С учетом изложенного отклоняется как необоснованный довод апеллянта об отсутствии каких-либо данных о невозможности выбора земельного участка.
Поскольку отношения по предоставлению земельных участков, регулируемые постановлением правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81, критериям равенства, автономии воли и самостоятельности участников не отвечают, указанный нормативно-правовой акт не относится к актам гражданского законодательства и к нему не применимы правила, установленные статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного в данном случае вышеуказанное постановление правительства имеет юридическую силу и установленные им ограничения должны учитываться уполномоченным органом.
Поскольку на момент его принятия решения о представлении земельного участка не принималось, у правительства отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка в порядке предварительного согласования.
По смыслу принципа правовой определенности для признания нарушенными прав заявителя в результате применения законодательных норм с обратной силой он должен привести доказательства того, что если бы такие нормы не были применены, его заявление было бы удовлетворено с абсолютной вероятностью (Европейская Конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 04.11.1950). Однако подобных доказательств в материалы дела не представлено.
При вынесении решения суд правомерно исходил из принципа правовой определенности, не допускающего применение законодательных положений с обратной силой, и имеющего своей целью обеспечение стабильности защиты приобретенных гражданами прав.
Согласно пункту 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и др." предусмотрено, что законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Как следует из материалов дела, общество не приобрело каких-либо прав в отношении испрашиваемого им земельного участка и не доказало того, что если не применять постановление правительства Тульской области от 21.02.2012 N 81, то приобрело бы права на этот земельный участок.
При этом вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2012 по делу N А68-3158/12 и от 25.12.2012 по делу N А68-8667/2011 не влияют на судебный акт по настоящему делу, поскольку названными решениями не предрешен результат рассмотрения заявления общества, в связи с чем отклоняет довод заявителя жалобы о том, что его правоотношения с органами государственной власти носят не административный, а судебный характер.
Довод апеллянта о необоснованном неприменении судом в данном случае положений ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации со ссылкой на судебную практику Российской Федерации, а также иностранных государств, отклоняется апелляционным судом как несостоятельный, основанный на неверном толковании норм действующего законодательства, а также ввиду несоответствия обстоятельств настоящего спора материалам арбитражной практики, на которую ссылается апеллянт.
С учетом изложенного суд первой инстанции верно расценил оспариваемый отказ министерства как законный и обоснованный, не нарушающий права и законные интересы заявителя, в связи с этим отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 18.09.2014 по делу N А68-2299/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Е.В.РЫЖОВА
Е.Н.ТИМАШКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)