Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 15.04.2015 N 35-АПГ15-3

Требование: Об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество указывает на то, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, что затрагивает его права, поскольку ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2015 г. N 35-АПГ15-3


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Александрова В.Н.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тверской продукт" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Тверского областного суда от 12 декабря 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Тверской продукт" Савченко Ю.М., возражавшего против отмены судебного акта, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

общество с ограниченной ответственностью "Тверской продукт" (далее - Общество, ООО "Тверской продукт") обратилось в Тверской областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с кадастровым номером 69:46:0090159:1, площадью 48 615 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для эксплуатации стадиона "Локомотив", расположенного по адресу: Тверская область, г. Ржев, ул. Октябрьская, равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что кадастровая стоимость земельного участка составляет 131 659 629, 15 руб., и не соответствует его рыночной стоимости - 41 673 000 руб. Данное обстоятельство затрагивает его права, поскольку ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле привлечены филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тверской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тверской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление Росреестра по Тверской области), министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Досудебный порядок обращения в Комиссию Обществом соблюден.
Решением Тверского областного суда от 12 декабря 2014 г. заявление ООО "Тверской продукт" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Тверской области, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новый акт.
В обоснование своих доводов указывает на то, что заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Управление не является органом кадастрового учета, не являлось заказчиком работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также не утверждало оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Обществом представлены возражения.
На основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оценила материалы дела, проверила законность оспариваемого судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы и пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Тверской продукт" является собственником земельного участка с кадастровым номером 69:46:0090159:1 площадью 48 615 кв. м, категория земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование "для эксплуатации стадиона "Локомотив", расположенного по адресу: Тверская область, г. Ржев, ул. Октябрьская, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 1 августа 2011 г. 69-АВ N 313031.
Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Тверской области по состоянию на 1 января 2007 г. утверждены постановлением администрации Тверской области от 30 декабря 2008 г. N 503-па.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 2 марта 2012 г. и кадастровой справке о кадастровой стоимости от 2 декабря 2014 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет 30 октября 2002 г., кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2007 г. и составляет 131 659 629, 15 руб.
По заданию ООО "Тверской продукт" оценщиком ООО "Лига Оценки" Маруновым С.Р. подготовлен отчет об оценке рыночной стоимости названного земельного участка от 22 августа 2014 г. N 11/08/14, согласно которому рыночная стоимость упомянутого земельного участка по состоянию на указанную дату составляет 41 673 000 руб.
Согласно экспертному заключению, подготовленному Экспертным советом общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", от 1 октября 2014 г. N 055/2014/Тверь отчет от 22 августа 2014 г. N 11/08/14 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленные доказательства, удовлетворил заявление ООО "Тверской продукт".
В апелляционном порядке решение суда в части установления рыночной стоимости земельного участка не обжалуется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает как дела, возникающие из публичных правоотношений, по указанным в этой статье заявлениям, так и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников этих отношений (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу изложенных выше норм по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованным лицом выступают исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.
Вместе с тем суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Исходя из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности следует вывод, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, то есть на него возложена обязанность по осуществлению организационных мероприятий по исполнению решения суда.
С учетом указанных обстоятельств в целях всестороннего и полного рассмотрения дела судом первой инстанции правильно определен круг лиц, участвующих в деле.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции заинтересованным лицам предложено представить пояснения по вопросу соответствия отчета оценщика о рыночной стоимости земельного участка от 22 августа 2014 г. N 11/08/14 требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения независимым оценщиком размера рыночной стоимости земельного участка, а также необходимости проведения судебной оценочной экспертизы.
Участвующие в деле лица не представили сведений о несоответствии названного отчета Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, не заявили ходатайства о назначении судебной оценочной экспертизы.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тверского областного суда от 12 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)