Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.04.2014 ПО ДЕЛУ N А56-52227/2013

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2014 г. по делу N А56-52227/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Колокольцевой О.С.
при участии:
от заявителя: представителя Филина Г.Г. (доверенность от 20.01.2014)
от заинтересованных лиц: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5934/2014) Закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургский Центр Мультимедийных Проектов "ТелеГрад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2014 по делу N А56-52227/2013 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению Закрытого акционерного общества "Санкт-Петербургский Центр Мультимедийных Проектов "ТелеГрад"
к Правительству Санкт-Петербурга, Комитету по строительству
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, обязании устранить допущенные нарушения прав

установил:

Закрытое акционерное общество "Санкт-Петербургский Центр Мультимедийных Проектов "ТелеГрад" (далее - ЗАО "ЦММП "Телеград", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по строительству Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и Правительства Санкт-Петербурга (далее - Правительство) в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., дом 77, литер Ф, общей площадью 18 439 кв. м, кадастровый номер 78:06:0002076:17 для строительства многофункционального общественно-делового комплекса (коммерческого объекта, не связанного с проживанием населения, гостиниц) и требованием обязать Правительство Санкт-Петербурга принять соответствующее решение в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.01.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Общество подало апелляционную жалобу, в которой, полагая решение незаконным и необоснованным, просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить. Общество полагает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка не определен, поскольку судебные решения о признании градостроительных регламентов недействующими не могут быть распространены на ранее утвержденный акт о выборе земельного участка, содержащий указание на вид разрешенного использования соответствующего земельного участка. Кроме того, общество полагает, что действующее законодательство не возлагает на Правительство Санкт-Петербурга обязанность определить предельные параметры (ограничения), составляющие предмет регулирования правил землепользования и застройки (градостроительных регламентов), до принятия решения о предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка либо одновременно с принятием такого решения, в связи с чем соответствующий вывод суда является следствием неправильного применения норм материального права. Принимая во внимание отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении заявителю земельного участка, возврат Комитетом по строительству комплекта документов вместе с заявлением на доработку, по мнению общества, не влечет прекращения обязанности Правительства Санкт-Петербурга предоставить испрашиваемый земельный участок, предусмотренной статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Правительство и Комитет возразили против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Заинтересованные лица направили в апелляционный суд заявление (вх. от 21.04.2014 N Э-5257/2014) о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Обратившись в арбитражный суд, общество мотивировало предъявление требований следующими обстоятельствами. Постановлением Правительства от 23.06.2009 N 747 заявителю разрешено проведение изыскательских работ на земельном участке, площадью 4730 кв. м, с кадастровым номером 78:6:2076:8, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Василеостровский район, Средний пр. В.О., дом 79, литер А, на земельном участке, площадью 75155 кв. м, с кадастровым номером 78:6:2076:17 по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., дом 77, литер Ц, в целях определения возможности размещения многофункционального общественно-делового комплекса. По результатам проведения изыскательских работ распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 02.06.2010 N 105-пр утвержден проект границ земельного участка по адресу: Средний проспект, дом 77, участок 1, площадью 18439 кв. м.
Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга - КГА) от 13.09.2010 N 2874 утвержден акт о выборе земельного участка для строительства.
Как полагает заявитель, общество за свой счет обеспечило выполнение кадастровых работ и государственный кадастровый учет земельного участка, в результате чего земельному участку присвоен кадастровый номер 78:06:0002076:17, местоположение земельного участка определено по адресу: Санкт-Петербург, Средний проспект В.О., дом 77, литера Ф, выдан кадастровый паспорт земельного участка от 11.06.2013 N 78/201/13-118061.
Общество, руководствуясь пунктом 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 3.13 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813), обратилось в Комитет по строительству с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении для строительства вышеуказанного земельного участка. Данное заявление зарегистрировано Комитетом по строительству 13.08.2013 (N 14-16421).
Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что общество к заявлению приложило следующие документы: заключения профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга, в том числе Комитета по градостроительству и архитектуре, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству, Комитета по управлению городским имуществом, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению; отчет об оценке рыночной и инвестиционной стоимостей комплекса прав на земельный участок от 07.08.2013 N 520-1/2013, заключение Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" от 09.08.2013 N 31-2-0550/2013, сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 25 т. 1).
Комитет по строительству письмом от 15.08.2013 N 10188/3 возвратил обществу комплект документов на доработку (согласно приложению). При этом Комитет уведомил общество о необходимости представления дополнительно конкретных документов, мотивировав обоснованность данного обстоятельства. Кроме того, общество было проинформировано о том, что администрация Василеостровского района письмом от 20.06.2013 N 01-18-233/13-1-1 сообщила о нецелесообразности размещения многофункционального общественно-делового комплекса на испрашиваемом земельном участке (л.д. 27-29).
Расценив данное письмо как отказ Комитета по строительству и Правительства Санкт-Петербурга в предоставлении земельного участка, полагая такое решение незаконным, общество реализовало в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации право на судебную защиту, предъявив настоящее требование в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что у Правительства Санкт-Петербурга отсутствовала возможность определения вида разрешенного использования земельного участка, предельных параметров разрешенного строительства, ограничений использования испрашиваемого земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства при принятии решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка. Суд также пришел к выводу, что заявление общества было рассмотрено в установленном порядке, в настоящий момент правовые основания для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка обществу отсутствуют, поскольку документы возвращены заявителю для доработки, в связи с чем действия заинтересованных лиц являются правомерными и не нарушают права и охраняемые законом интересы общества.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, полагает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции руководствовался частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено право организации и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу предъявляемых частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований суд первой инстанции исходил из необходимости установления наличия одновременно совокупности следующих обстоятельств: соответствуют ли закону действия (бездействие) соответствующего органа и нарушают ли они права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка под строительство из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть осуществлено с предварительным согласованием места размещения объекта. При этом принятие решения о предоставлении земельного участка под строительство производится в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Частями 1, 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации оговорено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, определенном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков, распоряжение которыми осуществляет Санкт-Петербург, регулируется Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.12.2010 N 1813 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования".
Положение N 1813 определяет порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе при предоставлении на инвестиционных условиях объектов недвижимости, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия.
Для принятия решения о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта на инвестиционных условиях потенциальный инвестор в соответствии с пунктами 3.13, 3.15 Положения N 1813 обеспечивает подготовку необходимых документов, приложив которые к заявлению, обращается в Комитет по строительству.
Согласно пункту 3.16 Положения N 1813 Комитет по строительству проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и названного Положения N 1813. Как следует из содержания письма от 15.08.2013 N 10188/3, Комитет возвратил заявителю документы на доработку, поскольку они не соответствовали установленным критериям.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в дело доказательства во взаимосвязи с положениями законодательства, пришел к выводу, что спорный земельный участок в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 24.12.2008 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2 объектов культурного наследия исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга (участок ЗРЗ 2-1). Данное обстоятельство подтверждено письмом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры от 04.07.2013 N 2-6602-1.
На момент обращения общества с заявлением о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении под строительство земельного участка решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признаны недействующими с 16.03.2011 и, следовательно, не подлежащими применению отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Правила землепользования и застройки) в части установления градостроительных регламентов, в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия (приложения 1, 3, 4: части 3, 4, 8 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1; часть 4 статьи 8 приложения 3 - недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия, приложение 4 - недействующим в границах зон охраны объектов культурного наследия). В связи с этим доводы жалобы относительно ранее возникших обстоятельств подлежат отклонению.
Частью 4 статьи 2 главы 1 части 1 приложения 1 Правил землепользования и застройки предусматривалось, что действие установленных градостроительных регламентов распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в границах территориальных зон. Таким образом, в настоящее время градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, которые в свою очередь определяются правилами землепользования и застройки (пункты 8, 9 статьи 1, пункт 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
До настоящего времени Правительством, к полномочиям которого относится принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, соответствующий документ не принят.
Поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка до утверждения в установленном порядке проекта планировки территории не определен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Правительства Санкт-Петербурга отсутствует обязанность предоставить обществу названный земельный участок для строительства.
Кроме того, является обоснованным вывод суда первой инстанции о невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка под строительство ввиду недоработки и непредставления обществом необходимого пакета документов.
При таком положении суд первой инстанции сделал верный вывод, что у Правительства отсутствовала возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, предельных параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства, поэтому заявителю отказано в принятии решения о предоставлении спорного земельного участка.
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на применении норм действующего законодательства и соответствуют правоприменительной практике по данной категории споров. Следовательно, решение является законным и обоснованным, ввиду чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 января 2014 года по делу N А56-52227/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
В.М.ГОРБИК

Судьи
Н.С.ПОЛУБЕХИНА
И.А.ТИМУХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)