Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей Михляевой Г.А.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Р.М.М. на решение... от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Р.М.М. к Администрации... о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, СНТ..., участок... с кадастровым номером... в порядке приватизации - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Р.М.М. обратилась с иском к Администрации... о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером... общей площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес, СНТ... участок N....
Иск был мотивирован тем, что истец с дата является членом СНТ..., имеет в пользовании участок N..., за который своевременно оплачивает все необходимые платежи, о чем имеется членская книжка садовода, границы участка согласованы с соседними землепользователями. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации... от дата N... членам СНТ... было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, в связи с нахождением во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе Р.М.М. просит его отменить, поскольку суд пришел к необоснованному выводу о том, что земельный участок N... входит в зону санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, и в связи с этим ограничен в обороте. Р.М.М. указала, что зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес, утвержденной Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р, не является санитарной зоной охраны источников водоснабжения, предусмотренной нормами ГрК Российской Федерации, ВК Российской Федерации, и основана на утративших силу нормах, а также не зарегистрирована в установленном порядке.
Кроме того, в апелляционной жалобе содержится довод о том, что постановлением администрации от дата N... часть земельных участков в СНТ... ответчиком во внесудебном порядке были переданы в собственность иным членам товарищества.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив апелляционную жалобу, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Согласно п. 6 ст. 28 обозначенного закона основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 43 ВК Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Исходя из положений п. п. 2, 5 ст. 27 ЗК Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как подтверждается материалами дела, Решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от дата года N... отведены земельные участки под коллективные сады в районе адрес общей площадью... га (л.д. N...).
Управлением по земельным ресурсам Администрации... письмом от дата N... председателю СНТ... Ч.Н.С. было отказано в предоставлении в собственность земельных участков в связи с их нахождением во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов и, как следствие, отнесенным к землям, ограниченным в обороте (л.д. N...).
Как указано в представленном истцом кадастровом паспорте спорного земельного участка от дата, он полностью входит в санитарную зону охраны водозаборов, II пояс, сведения о которой внесены на основании Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" (л.д. N...).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок находится в пределах второго пояса зон санитарной охраны водных объектов и не может быть предоставлен в частную собственность.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, соответствующего обстоятельствам дела, которые подтверждаются имеющимися доказательствами.
Исходя из п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Вместе с тем, вышеуказанным Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" указание на зоны санитарной охраны включено в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", что следует из ст. 50 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" согласован Уфимским городским центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д. N...). На основании и в границах указанного проекта распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы Республики Башкортостан.
Вхождение спорного земельного участка N... с кадастровым номером... в границу II пояса зоны санитарной охраны питьевых водозаборов подтверждено как кадастровым паспортом от дата. Доказательств иного истцом не предоставлено.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером... общей площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес, СНТ..., уч. N..., относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в собственность.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к спорным правоотношениям по землепользованию, возникшим в дата, распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку возможность оформления права собственности на земельные участки, составляющие территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданину-члену такого объединения установлена законом только с дата.
При этом обязательность установления зон санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих водопровод, установлена имеющим юридическую силу Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 года "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения", которое не признано утратившим силу в связи с принятием иных нормативно-правовых актов, в том числе, ЗК Российской Федерации, ВК Российской Федерации.
Так, п. 1 вышеназванного постановления от 17 мая 1937 года предусмотрено, что в каждом населенном пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод. Согласно п. п. 2, 4 постановления зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим; второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.
Таким образом, зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, в границах, определенных проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденная распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р, свидетельствует об установлении в порядке, предусмотренном до введения в действие ВК РФ и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" второго пояса зоны санитарной охраны на территорию, в состав которой вошел спорный земельный участок.
Режим использования земельных участков во втором поясе зоне санитарной охраны источников водоснабжения, предписанный Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 года, соответствует режиму использования земельных участков второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Так, в пределах указанных земельных участков запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
Отсутствие государственной регистрации ограничений (обременений) прав на спорный земельный участок судебная коллегия полагает не имеющим правового значения, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. При этом положениями ст. 27 ЗК Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов обязательность государственной регистрации ограничений в связи с установлением зоны санитарной охраны не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы о предоставлении земельных участков в границах СНТ... иным членам товарищества во внесудебном порядке не может быть принят в качестве основания для отмены либо изменения решения суда, поскольку не имеет преюдициального значения и предметом рассмотрения по настоящему спору не является.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также находит не состоятельными и не являющимися основанием для отмены или изменения решения суда в связи с наличием в ЗК Российской Федерации вышеприведенного прямого запрета на предоставление в собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте.
Руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение... от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 14.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-166/2014
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 января 2014 г. по делу N 33-166/2014
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.,
судей Михляевой Г.А.,
Фахретдиновой Р.Ф.,
при секретаре Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Р.М.М. на решение... от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Р.М.М. к Администрации... о признании права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, СНТ..., участок... с кадастровым номером... в порядке приватизации - отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Фахретдиновой Р.Ф., судебная коллегия
установила:
Р.М.М. обратилась с иском к Администрации... о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером... общей площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес, СНТ... участок N....
Иск был мотивирован тем, что истец с дата является членом СНТ..., имеет в пользовании участок N..., за который своевременно оплачивает все необходимые платежи, о чем имеется членская книжка садовода, границы участка согласованы с соседними землепользователями. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации... от дата N... членам СНТ... было отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, в связи с нахождением во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением, в апелляционной жалобе Р.М.М. просит его отменить, поскольку суд пришел к необоснованному выводу о том, что земельный участок N... входит в зону санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, и в связи с этим ограничен в обороте. Р.М.М. указала, что зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения адрес, утвержденной Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р, не является санитарной зоной охраны источников водоснабжения, предусмотренной нормами ГрК Российской Федерации, ВК Российской Федерации, и основана на утративших силу нормах, а также не зарегистрирована в установленном порядке.
Кроме того, в апелляционной жалобе содержится довод о том, что постановлением администрации от дата N... часть земельных участков в СНТ... ответчиком во внесудебном порядке были переданы в собственность иным членам товарищества.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив апелляционную жалобу, судебная коллегия находит, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Согласно п. 6 ст. 28 обозначенного закона основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В соответствии с п. 2 ст. 43 ВК Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Исходя из положений п. п. 2, 5 ст. 27 ЗК Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, в том числе расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Как подтверждается материалами дела, Решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР от дата года N... отведены земельные участки под коллективные сады в районе адрес общей площадью... га (л.д. N...).
Управлением по земельным ресурсам Администрации... письмом от дата N... председателю СНТ... Ч.Н.С. было отказано в предоставлении в собственность земельных участков в связи с их нахождением во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов и, как следствие, отнесенным к землям, ограниченным в обороте (л.д. N...).
Как указано в представленном истцом кадастровом паспорте спорного земельного участка от дата, он полностью входит в санитарную зону охраны водозаборов, II пояс, сведения о которой внесены на основании Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" (л.д. N...).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок находится в пределах второго пояса зон санитарной охраны водных объектов и не может быть предоставлен в частную собственность.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, соответствующего обстоятельствам дела, которые подтверждаются имеющимися доказательствами.
Исходя из п. п. 4, 5 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Вместе с тем, вышеуказанным Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" указание на зоны санитарной охраны включено в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", что следует из ст. 50 Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Проект "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" согласован Уфимским городским центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (л.д. N...). На основании и в границах указанного проекта распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р утверждена зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы Республики Башкортостан.
Вхождение спорного земельного участка N... с кадастровым номером... в границу II пояса зоны санитарной охраны питьевых водозаборов подтверждено как кадастровым паспортом от дата. Доказательств иного истцом не предоставлено.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером... общей площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес, СНТ..., уч. N..., относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в собственность.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности применения к спорным правоотношениям по землепользованию, возникшим в дата, распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку возможность оформления права собственности на земельные участки, составляющие территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, гражданину-члену такого объединения установлена законом только с дата.
При этом обязательность установления зон санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих водопровод, установлена имеющим юридическую силу Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 года "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения", которое не признано утратившим силу в связи с принятием иных нормативно-правовых актов, в том числе, ЗК Российской Федерации, ВК Российской Федерации.
Так, п. 1 вышеназванного постановления от 17 мая 1937 года предусмотрено, что в каждом населенном пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод. Согласно п. п. 2, 4 постановления зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим; второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки.
Таким образом, зона санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы, в границах, определенных проектом "Санитарно-топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы", утвержденная распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 года N 801-р, свидетельствует об установлении в порядке, предусмотренном до введения в действие ВК РФ и Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" второго пояса зоны санитарной охраны на территорию, в состав которой вошел спорный земельный участок.
Режим использования земельных участков во втором поясе зоне санитарной охраны источников водоснабжения, предписанный Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 года, соответствует режиму использования земельных участков второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Так, в пределах указанных земельных участков запрещается такое использование территории или источников водоснабжения, которое может вызвать качественное или количественное ухудшение последних.
Отсутствие государственной регистрации ограничений (обременений) прав на спорный земельный участок судебная коллегия полагает не имеющим правового значения, поскольку в соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. При этом положениями ст. 27 ЗК Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов обязательность государственной регистрации ограничений в связи с установлением зоны санитарной охраны не предусмотрена.
Довод апелляционной жалобы о предоставлении земельных участков в границах СНТ... иным членам товарищества во внесудебном порядке не может быть принят в качестве основания для отмены либо изменения решения суда, поскольку не имеет преюдициального значения и предметом рассмотрения по настоящему спору не является.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия также находит не состоятельными и не являющимися основанием для отмены или изменения решения суда в связи с наличием в ЗК Российской Федерации вышеприведенного прямого запрета на предоставление в собственность земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте.
Руководствуясь ст. 327 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение... от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)