Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "24" марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Финпост - Саратов", г. Энгельс,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "20" января 2014 года по делу N А57-18595/2013 (судья Е.В. Пузина),
по заявлению ООО "Финпост - Саратов",
к Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области,
о признании бездействия Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района незаконным; обязании Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района рассмотреть и предоставить ответ на заявление ООО "Финпост-Саратов" от 22.08.2013 г. о предоставлении в аренду до 31.12.2020 года земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207.,
при участии в судебном заседании представителей ООО "Финпост - Саратов" - Падве Р.Ю, Ляхов А.С.,
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Финпост - Саратов" с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района по недаче ответа на заявление ООО "Финпост-Саратов" от 22.08.2013 г. о предоставлении в аренду до 31.12.2020 года земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207; обязании Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района рассмотреть и предоставить ответ на заявление ООО "Финпост-Саратов" от 22.08.2013 г. о предоставлении в аренду до 31.12.2020 года земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к вводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, что 30.08.13 г. в Администрацию Энгельсского муниципального района от ООО "Финпост-Саратов" поступило заявление о предоставлении в аренду до 31.12.2020 года земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207.
К заявлению приложены документы согласно перечню.
В связи с тем, что ответ на заявление Комитетом в адрес Общества не направлен, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Заявитель считает, что в соответствии с Административным регламентом предоставления Комитетом по земельным ресурсам муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения" заявление должно быть рассмотрено и решение по нему принято в месячный срок. Однако решение по заявлению не направлено в адрес Общества и обществом не получено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым бездействием.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.12.09 г. N 10520 (в редакции постановления от 29.06.12 г. N 3198) утверждены Административные регламенты предоставления муниципальных услуг.
В приложении N 5 к постановлению содержится Административный регламент предоставления Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения".
В соответствии с п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 3.2.1, п. 3.2.2. п. 3.2.6 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района.
Результатом административной процедуры является подготовка исполнителем одного из следующих документов: проект уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги; проект постановления администрации Энгельсского муниципального района о предоставлении заявителю земельного участка на испрашиваемом праве.
Исполнитель уведомляет заявителя по телефону (при наличии номера телефона в заявлении) о решении, принятом администрацией Энгельсского муниципального района, и разъясняет ему (в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка) порядок обращения в комитет по управлению имуществом для заключения соответствующего договора, и направляет заявителю посредством почтового отправления: уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги или уведомление о принятии решения о предоставлении земельного участка.
Исследуя обстоятельства по делу судом первой инстанции установлено, что заявление Общества от 22.08.13 г. получено Администрацией 30.08.13 г., что подтверждается штампом Администрации на заявлении.
Комитетом получено указанное заявление 02.09.13 г., что подтверждается штампом Комитета на заявлении.
В ходе рассмотрения спора, представитель Комитета пояснил, что 18.09.13 г. председателем Комитета вынесено уведомление об отказе в предоставлении указанного земельного участка. Указанное уведомление 18.09.13 г. направлено в адрес Общества простым письмом.
Из чего следует, что обязанность по принятию решения в месячный срок Комитетом выполнена, доказательств обратного ни в суд первой, ни апелляционной инстанции Обществом не представлено.
В судебном заседании представителю Общества была вручена заверенная копия уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18.09.13 г. N 01-10/13836.
В связи с чем, следует сделать вывод о том, что оснований для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением не было и разрешение вопроса не приведет к восстановлению субъективных прав истца.
Помимо всего, Комитетом представлена почтовая квитанция N 03622 от 18.12.13 г., свидетельствующая о направлении в адрес Общества уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18.09.13 г. N 01-10/13836.
Кроме того, следует отметить тот факт, что в законодательстве и административном регламенте не указаны сроки направления почтового отправления, а также не указано на направление уведомления именно заказной почтовой корреспонденцией.
В рассматриваемом случае, факт выполнения своих обязанностей Комитетом, а именно принять решение в месячный срок, со дня поступления заявления установлен, и подтвержден материалами по делу, а также то, что уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18.09.13 г. N 01-10/13836 получено Обществом.
При таких обстоятельствах, основания для признания незаконными действий Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района по не направлению ответа отсутствуют.
Апелляционная инстанция считает, что судом области, представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Довод заявителя о позднем получении уведомления и получения копии является препятствием для реализации прав на земельный участок не состоятелен.
Общество представило в апелляционный суд два почтовых конверта о получении уведомления, в связи с чем невозможно сделать вывод о том в котором из них был получен отказ.
Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги в любом случае получено заявителем до принятия решения по настоящему делу из чего следует, что удовлетворение требований общества не восстанавливает прав заявителя относительно намерения получения муниципальной услуги.
Копия ответа уполномоченного органа не является препятствием для его обжалования по существу.
Согласно статье 2 АПК РФ Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В данном случае права заявителя могут нарушаться не отсутствием ответа и не представлением ненадлежащей копии акта, а решением об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
При этом общество не отказывается от намерения предоставления ему земельного участка.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от "20" января 2014 года по делу N А57-18595/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.03.2014 ПО ДЕЛУ N А57-18595/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2014 г. по делу N А57-18595/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "24" марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Финпост - Саратов", г. Энгельс,
на решение арбитражного суда Саратовской области от "20" января 2014 года по делу N А57-18595/2013 (судья Е.В. Пузина),
по заявлению ООО "Финпост - Саратов",
к Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, г. Энгельс, Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области,
о признании бездействия Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района незаконным; обязании Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района рассмотреть и предоставить ответ на заявление ООО "Финпост-Саратов" от 22.08.2013 г. о предоставлении в аренду до 31.12.2020 года земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207.,
при участии в судебном заседании представителей ООО "Финпост - Саратов" - Падве Р.Ю, Ляхов А.С.,
установил:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Финпост - Саратов" с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным бездействие Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района по недаче ответа на заявление ООО "Финпост-Саратов" от 22.08.2013 г. о предоставлении в аренду до 31.12.2020 года земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207; обязании Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района рассмотреть и предоставить ответ на заявление ООО "Финпост-Саратов" от 22.08.2013 г. о предоставлении в аренду до 31.12.2020 года земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 января 2013 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в ней.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к вводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, что 30.08.13 г. в Администрацию Энгельсского муниципального района от ООО "Финпост-Саратов" поступило заявление о предоставлении в аренду до 31.12.2020 года земельного участка с кадастровым номером 64:50:021804:29, площадью 19734 кв. м, местоположением: Саратовская область, г. Энгельс, пр-кт Фридриха Энгельса, д. 207.
К заявлению приложены документы согласно перечню.
В связи с тем, что ответ на заявление Комитетом в адрес Общества не направлен, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Заявитель считает, что в соответствии с Административным регламентом предоставления Комитетом по земельным ресурсам муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения" заявление должно быть рассмотрено и решение по нему принято в месячный срок. Однако решение по заявлению не направлено в адрес Общества и обществом не получено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на то, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемым бездействием.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу пунктов 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 данного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Постановлением Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 31.12.09 г. N 10520 (в редакции постановления от 29.06.12 г. N 3198) утверждены Административные регламенты предоставления муниципальных услуг.
В приложении N 5 к постановлению содержится Административный регламент предоставления Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения".
В соответствии с п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4, п. 3.2.1, п. 3.2.2. п. 3.2.6 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется Комитетом по земельным ресурсам, Комитетом по управлению имуществом администрации Энгельсского муниципального района.
Результатом административной процедуры является подготовка исполнителем одного из следующих документов: проект уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги; проект постановления администрации Энгельсского муниципального района о предоставлении заявителю земельного участка на испрашиваемом праве.
Исполнитель уведомляет заявителя по телефону (при наличии номера телефона в заявлении) о решении, принятом администрацией Энгельсского муниципального района, и разъясняет ему (в случае принятия решения о предоставлении заявителю земельного участка) порядок обращения в комитет по управлению имуществом для заключения соответствующего договора, и направляет заявителю посредством почтового отправления: уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги или уведомление о принятии решения о предоставлении земельного участка.
Исследуя обстоятельства по делу судом первой инстанции установлено, что заявление Общества от 22.08.13 г. получено Администрацией 30.08.13 г., что подтверждается штампом Администрации на заявлении.
Комитетом получено указанное заявление 02.09.13 г., что подтверждается штампом Комитета на заявлении.
В ходе рассмотрения спора, представитель Комитета пояснил, что 18.09.13 г. председателем Комитета вынесено уведомление об отказе в предоставлении указанного земельного участка. Указанное уведомление 18.09.13 г. направлено в адрес Общества простым письмом.
Из чего следует, что обязанность по принятию решения в месячный срок Комитетом выполнена, доказательств обратного ни в суд первой, ни апелляционной инстанции Обществом не представлено.
В судебном заседании представителю Общества была вручена заверенная копия уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18.09.13 г. N 01-10/13836.
В связи с чем, следует сделать вывод о том, что оснований для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением не было и разрешение вопроса не приведет к восстановлению субъективных прав истца.
Помимо всего, Комитетом представлена почтовая квитанция N 03622 от 18.12.13 г., свидетельствующая о направлении в адрес Общества уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18.09.13 г. N 01-10/13836.
Кроме того, следует отметить тот факт, что в законодательстве и административном регламенте не указаны сроки направления почтового отправления, а также не указано на направление уведомления именно заказной почтовой корреспонденцией.
В рассматриваемом случае, факт выполнения своих обязанностей Комитетом, а именно принять решение в месячный срок, со дня поступления заявления установлен, и подтвержден материалами по делу, а также то, что уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 18.09.13 г. N 01-10/13836 получено Обществом.
При таких обстоятельствах, основания для признания незаконными действий Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района по не направлению ответа отсутствуют.
Апелляционная инстанция считает, что судом области, представленные доказательства оценены с учетом фактически установленных по делу обстоятельств, доводам лиц, участвующих в деле, дана надлежащая правовая оценка, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Довод заявителя о позднем получении уведомления и получения копии является препятствием для реализации прав на земельный участок не состоятелен.
Общество представило в апелляционный суд два почтовых конверта о получении уведомления, в связи с чем невозможно сделать вывод о том в котором из них был получен отказ.
Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги в любом случае получено заявителем до принятия решения по настоящему делу из чего следует, что удовлетворение требований общества не восстанавливает прав заявителя относительно намерения получения муниципальной услуги.
Копия ответа уполномоченного органа не является препятствием для его обжалования по существу.
Согласно статье 2 АПК РФ Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
В данном случае права заявителя могут нарушаться не отсутствием ответа и не представлением ненадлежащей копии акта, а решением об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
При этом общество не отказывается от намерения предоставления ему земельного участка.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Саратовской области от "20" января 2014 года по делу N А57-18595/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)